Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Взаимозависимость между социологией и другими науками.




В своих генерализирующих функциях социология зависит от откры­тий в других специальных науках; но каждая наука, в свою очередь, зависит от смежных с ней наук, а специальные науки — от генерали­зующих, причем в не меньшей, если даже не в большей степени. Фи­зики привлекают математику, механику, геометрию и химию, а каж­дая из этих дисциплин использует другие науки. Ученому немыслимо работать над любой проблемой не апеллируя к открытиям других дисциплин и ученых. Ни одна специальная проблема физики или хи­мии не может быть разрешена без знания этих генерализующих дис­циплин. То же справедливо и в отношении специальных проблем биологии и основных принципов общей биологии. Специальная наука геология гораздо больше зависит от общей физики, химии и биоло­гии, чем сами эти науки зависят от геологии.

Точно так же, если социология зависит от истории, экономики, политологии и других отдельных общественных дисциплин, то и все они в не меньшей мере зависят ог генерализующей науки социологии. Социологические теории Ила юна и Аристотеля оказали огромное влияние на политическую, экономическую, правовую, историческую и другие специальные дисциплины, причем их влияние ощутимо вплоть до сегодняшнего дня. То же касается и обобщающих выводов Августина и Фомы Аквинского, Гоббса, Макиавелли, Ибн Халдуна и Вико, Монтескье и Локка, Руссо и Боссюэ, Конта и Спенсера, Гегеля и Маркса, Шпенглера, Дюргейма, Тарда, Вебера и Парето. Можно нитровать сотни исторических, экономических, политических, антропологических, психологических, лингвистических и даже синоло­гических на основе социологических выкладок Августина, Аквината, Макиавелли, Гоббса, Гегеля, Спенсера, Конта или Маркса. Возникно­вение любой важной социологической системы всегда оказывало влияние на всю систему отдельных дисциплин, на их ведущие прин­ципы, интерпретации, изучаемые проблемы, методы и технику иссле­дования. Почти все специальные гуманитарные и социальные дисциплины второй половины XIX века строились на гегельянских или конто-спенсеровский принципах. Позже они оказались под огромным влиянием марксистской социологии в области экономической интер­претации данных, тардовско-дюркгеймовских, веберовских, паретовских и шпенглерианских социологических принципов и методов.

Более того, возникновение социологии как систематической науки привело к «социологизации» всех специальных дисциплин на протяжении последних нескольких десятилетий. Их содержание, методы, интерпретации, включая даже те, чьи авторы враждебно отно­сились к социологии, становились все более социологическими и примени к возникновению во всех этих дисциплинах социологических или же институциональных школ: в юриспруденции и истории (так называемая социальная история), в экономике и политологии, в антропологии и психологии (социальная психология), в науках, изу­чающих искусство и мораль, религию и даже логику. Подобная «социологизация» этих дисциплин является красноречивым свидетельст­вом влияния на них социологии. Зависимость между социологией и другими социальными дисциплинами является обоюдосторонней, то есть это, скорее, взаимозависимость, а не однобокое влияние социологии на другие науки.

Как генерализующая дисциплина общая социология должна быть достаточно абстрактной и теоретической, и по этой причине ка­жется многим «практичным людям» нерациональной академической специальностью, оторванной от конкретной реальности и лишенной практической утилитарной ценности. Здесь так же, как и во всех по­добных рассуждениях «слишком» практичных людей (которые, кстати, по мнению Лаоцзы, являются самыми непрактичными) ошибка совер­шенно очевидна. Математика является, вероятно, самой абстрактной и теоретической дисциплиной из всех наук. Однако ее практическое зна­чение не ставится под сомнение. Алгебра явно более абстрактная дис­циплина, чем арифметика, но никто не делает из этого вывод, что она менее практически значима, чем арифметика! Общая теоретическая физика, химия и биология гораздо более абстрактны и «непрактичны», чем поваренная книга или инструкция к «шевроле» или другому авто­мобилю. Однако без теоретической физики, химии и биологии ни автомобиль, ни хорошая поваренная книга не могут быть произведены на свет. То же верно и в отношении социологии как генерализующей, тео­ретической и абстрактной дисциплины. Ее практическое влияние — благотворно оно или нет сейчас, это не принципиально, — было весьма впечатляющим. В большинстве великих социальных революций, ре­форм и реконструкций именно социология того или иного рода была ведущей идеологией и направлением. Социология Локка сыграла эту роль в революции 1688 года при установлении либерально-демократического режима в Англии; труды Вольтера, Руссо и других энциклопедистов сыграли ту же роль во Французской революции 1789 года и в последующие годы. В наше время марксистская социология была ведущим интеллектуальным направлением и «святыней» комму­нистической революции в России; расистские социологии А. Гобино, X. Чемберлена и других стали кредо нацистского путча и третьего рей­ха. От социологии Конфуция до социологии настоящего времени прак­тическое действие этой науки было очень заметным (хотя речь часто шла об ошибочных социологиях, а не о валидных)). Сказанного доста­точно, чтобы развеять иллюзии слишком практичных людей относи­тельно утилитарной ценности социологии.

Подведем итог: социология — это генерализующая наука о со­циокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.

Источник: П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М, 1992.

Вопросы к тексту

1. Почему П. Сорокин назвал социологию генерализирующей наукой?

2. В какой мере, по мнению П. Сорокина, социология зависит от ис­тории, экономики, политологии и других общественных дисцип­лин, а те, в свою очередь, испытывают влияние социологии?

3. Что, по Вашему мнению, имел в виду П. Сорокин в своем утвер­ждении, согласно которому социология рассматривает социокуль­турные явления в их родовых видах и типах?

 

3. Р. Коллинз. Социология: наука или антинаука?

Социология, подобно многим другим интеллектуальным дис­циплинам, может иметь дело с эмпирическими описаниями (включая и современные социальные условия, и исторические последователь­ности; она может обсуждать моральные проблемы, предлагать или отвергать планы практических действий и сравнивать существующие условия с идеалами; обсуждать основополагающие методологические и другие метатеоретические вопросы. Но главный род деятельности, который дает социологии интеллектуальное оправдание, — это форму­лировка обобщенных объяснительных принципов, организованных в модели глубинных процессов, порождающих социальный мир. Имен­но ли процессы определяют, каким образом конкретные условия по­рождаю! конкретные результаты. Эти обобщенные способы объясне­нии и составляют науку.

Социология разделена на большое число специальностей. Вряд ли это должно удивлять, поскольку насчитываются многие тысячи исследователей, заинтересованных в возделывании своих собствен­ных участков. А так как социология имеет в виду весь социальный мир (включая его причины и следствия), то налицо огромный выбор эмпирических объектов для возможного исследования.

Источник: Р Коллинз. Социология: Наука или антинаука //Теория общества. М, 1999. С. 38, 62

Вопросы к тексту

1 Какой круг проблем может стать предметом социологии как науки?

2. В чем состоит главный род деятельности социологии?

3. Почему перед социологией существует огромный выбор объектов исследования?

Вопросы по теме

1. Каждая наука изучает определенную область окружающей дейст­вительности и представляет собой выработку и теоретическую систематизацию достоверных знаний об этой действительности. Какую сферу действительности изучает социология?

2. Та часть объективной реальности, которую изучает определенная наука, называется ее объектом. Что является объектом социоло­гии? Чем отличается объект социологии от объектов естественных наук - физики, химии, биологии и т.п.?

3. Каждая наука из своего объекта выделяет специфическую область предметного интереса по отношению к данному объекту. Что со­ставляет предмет социологии как науки?

4. Предмет науки, как правило, многогранен, следовательно, опреде­ленным образом структурирован. Каковы структурные формиро­вания, изучаемые социологией?

5. Каждая наука имеет определенные источники генерируемых и сис­тематизируемых ею знаний. В чем состоят источники социологи­ческого знания?

6. Получив представление об объекте, предмете социологии, об ис­точниках социологического знания, можно дать определение дан­ной науки. Какие подходы к определению социологии Вы знаете?

7. Как определить социологию в качестве самостоятельной науки?

8. Любая наука возникает и развивается для того, чтобы решать опре­деленные задачи, выдвигаемые перед людьми их взаимодействия­ ми с окружающей природной и социальной действительностью.

9. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: В чем состоят основные задачи социологии?

10. В процессе решения свойственных данной науке задач она выполняет определенные функции. Каковы функции социологии? В чем конкретно они выражаются?

11. Объект, предмет, задачи и функции социологии определенным об­разом связаны между собой. Начертите схему, которая отражает процесс развертывания социологии как науки.

Литература

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Ч. 1. Введение в социологию.

2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

3. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 1.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992. Разд.: Структур­ная социология.

5. Социология. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995. Гл. 2.

6. Фролов С.С. Социология. М, 1996. Разд. 1.

 


1) Monter Е. William. The pedestal and the stake: courtly love and witchcraft. In: Renate Bridenthal and Clauetia Кмщ. Becoming Visible: Women in European History. Boston, 1977.

2) Evans-Pritchard Е. Е. Witchcraft, Oracles and Magic Among the Azande. Oxford, 1950.

3) Cockerham W. С. Medical Sociology. New Jersey, 1986.

4) Foucault Michel. Discipline and Punish. Hannondsworth, 1979.

5) Lafland John. The dramaturgy of the State executions. In: Horace Bleackley and John Lofland. State Executions, Viewed Historically and Sociologically. New Jersey, 1977.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1835 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2253 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.