Он спускался во Тьму,
ступеньки считая,
И держа в руках свечу,
шёл не спеша,
О вечной жизни мечтая…
(Авт IrinaGern.)
В научной литературе термин «Некромантия» - это искусство общения с духами умерших людей, которые способны дать информацию о будущем. К духам умерших обращаются за информацией потому, что они не связаны с земной сферой (они связаны с потустороннем миром, «с тем светом») и поэтому получают информацию, которым живым не доступна и недосягаемая на земле.
Некромантия является одной из разновидностей «духовидения», а также заклинанием духов или спиритизмом. Другое определение таково: «некромантия» - это старинное искусство заклинания мертвого тела для ворожбы.
Символ некромантии
История занятия некромантией уходит корнями в Древнюю Персию, Грецию и Рим, Месопотамию, а в средневековье широко применялась магами, колдунами и ведьмами, несмотря на «охоту» и преследование инквизиции. Некромантия осуждается христианской церковью как «связь со злыми духами». В Англии при Елизавете I (династия Тюдоров) была объявлена вне закона «Актом о ведьмовстве» 1603 года. На протяжении истории человечества некромантии боялись из-за таившейся в ней опасности проводимых обрядов, последствий, и ее оценивают как наиболее безобразный и отталкивающий Ритуал среди магических обрядов. Не смотря на преследования Инквизиции, запретов заниматься магией в любом ее виде, некромантия сохранилась (как и всякая мистика, которая гораздо интереснее, чем наука и здравый смысл) в колдовстве Вуду.
Фрэнсис Барретт, автор «Магии» (1801 г.), писал, что некромантия «получила свое название от действий, осуществляемых над мертвыми телами, и потому, что ответы дают призраки, привидения и подземные духи, которые попадают в тела мертвецов адскими чарами, дьявольскими заклинаниями, смертельными жертвоприношениями и злыми наветами». Существует два вида некромантии: оживление умершего и, что более распространено, вызывание духа умершего (последнее популярнее первого).
Несмотря на то, что теоретические основы этого искусства весьма сомнительны, оно существует с древнейших времен, пользуется уважением (любопытством) у широких народных масс и позволяет достигать вполне удовлетворительных практических результатов, но последствия таких ритуалов имеет обратную темную сторону.
Ведь, проводя такой сеанс по вызыванию духа умершего, человеку, начитавшись всякой литературы, не сложно «открыть дверь, врата» в «тот мир», но закрыть уже не сможет по многим причинам (психика, неумение, переоценивание своих способностей и любопытство).
Некромантия в литературе
В Библии ((кстати, Библия является ценным источником для изучения истории) Первая Книга Царств) сказано, что Саул, первый царь Израиля, обращался к услугам некромантии, по крайней мере, однажды в своей жизни. Когда его святой покровитель пророк Самуил умер, обстановка в царстве обострилась. Этим воспользовались филистимляне, тут же выступившие в поход против Израиля. Встревоженный Саул решил посоветоваться с покойным пророком. Для этого он отправился в селение Аэндор и попросил тамошнюю волшебницу вызвать для него дух Самуила. Волшебница исполнила просьбу, и дух явился. Ей он был виден как «муж престарелый, одетый в длинную одежду», Саул же не видел ничего, а только слышал его голос. Но беседа с духом не принесла Саулу ни малейшего удовлетворения. Напротив, Самуил жестоко разбранил Саула за пользование некромантией и предрек ему скорое поражение от филистимлян, а затем и позорную смерть, после которой царство перейдет к его личному арфисту Давиду. И предсказание это сбылось в самые краткие сроки.
Из этого следует, что Библия не отрицает ни существования духов, ни возможности получить от них точную информацию о будущем. Все запреты касаются только моральной стороны дела: верующий должен уповать на Бога, а не тревожить усопших, души которых находятся в ведении Господа Бога.
Единственная разновидность усопших, к которым христиане имеют вполне легальный доступ - это святые. В Москве стоит храм св.Трифона, где святой изображен верхом на коне и с соколом на руке. Историю этого изображения можно узнать из «Князя Серебряного». Согласно легенде, сокольничий Ивана Грозного Трифон Патрикеев однажды упустил очень ценного сокола и долго не мог его найти. Царь был весьма суров, и потеря сокола вполне могла послужить поводом для смертной казни. Отчаявшееся Трифон начал молиться своему небесному заступнику. В ответ на горячую молитву св.Трифон явился ему во сне и указал место, где сидит сокол. Именно там сокольничий и нашел птицу, и там впоследствии был воздвигнут храм св.Трифона.
Здесь присутствуют признаки некромантии. Гадающий обращается к давно умершему человеку с просьбой открыть ему что-то такое, чего он сам не в состоянии узнать; при этом гадающий творит молитву перед образом умершего, а удачное гадание завершается пожертвованием в честь духа покойного (в данном случае - постройкой храма).
В целом, Церковь не отрицает того, что с особого дозволения Бога души покойных могут являть живым и даже иногда сообщать сведения, неизвестные последним. Однако, понимаемая как искусство или наука возвращать мертвых к жизни, некромантия, по мнению теологов, является наущением бесовским.
Католическая энциклопедия «Некромантия» означает "гадание по мертвому"; одна из главных целей этой формы магии- предсказание будущего. Мертвецы, не связанные ограничениями смертного, физического плана бытия, способны прозревать будущее. В свою очередь, маг может вынудить мертвецов поделиться с ним знанием будущего. Кроме того, души покойных, блуждающие в сфере теней, которая окружает физический план, способны указывать местонахождение кладов, осведомлены о природе различных духов и демонов и могут сообщить магу, как вступить в контакт с последними.
Среди наиболее значимых трактатов по Некромантии, все исследователи выделяют в первую очередь Некрономикон («Книга мёртвых имён») араба Абдула Альхазреда датированный VIII веком н.э, в котором приведены практические инструкции по «открытию врат во Внешний Мир» и призыве «Древних».
Некрономикон
Непохожая на художественное произведение колдовская книга по черной магии, идея которого принадлежала американскому оккультисту и писателю романов- ужасов Х.П.Лавкрафту (1890-1937). Лавкрафт написал о книге в своих произведениях и создал культ последователей, поверивших, что книга существует на самом деле и основывается частично на фактах. Считается, что «Некрономикон» родился благодаря воображению Лавкрафта в его эссе 1836 года под названием «История "Некрономикона». Это завладело воображением некоторых из читателей Лавкрафта, и в течение ряда лет было распространено поверье, что существовала настоящая книга, озаглавленная «Некрономикон». Продавцы книг получали заявки на это произведение. В концу 1980-х годов две версии «настоящего» «Некрономикона» были в продаже.
В художественной литературе находятся много примеров о темных обрядах и жизни некромантов, такие как: «Великие некромантыи обыкновенные чародеи» (в этой книге впервые собраны переводы прозаических романов, в которых читатель знакомится с биографиями предшественников доктора Фауста: францисканца Роджера Бэкона, поэта Вергилия, за которым утвердилась слава колдуна и чародея, злокозненного Роберта Дьявола и простоватого, привыкшего над всеми подшучивать брата Раша). Также книги: Обливион, «Маннимарко, Король Червей», «Луна Некроманта», «Том Нежити».
Некромантом можно назвать Виктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Под именем Некроманта Саурон упоминается в повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит», романе «Властелин Колец».
О некромантах пишется в сериях произведений Н. Перумова «Хранитель мечей, «Дочь некроманта», в романе «Ученик некроманта» А. Гурова, «Слово Оберона» и «У зла нет власти» Марины и Сергея Дяченко, в сериях книг Лорел Гамильтона «Анита Блейк»,
Р. Кнаака «Королевство тени» (из серии «Diablo»), Александра Рудазова «Архимаг» и др.
Тема некромантии очень хорошо известна и в аниме и манге: «Mermaid Forest, «Шаман Кинг, D-Gray-Men. В компьютерных играх тема эта очень популярна: в играх серий TES, Gothic, Two Worlds, Warcraft, Heroes of Might and Magic, Disciples, а также в играх Lineage 2, Nox, Diablo 2, Dark Messiah of Might and Magic, Аллоды II: Повелитель душ.
Некромантия в истории
Некромантия сохранилась в вуду (воду). Вуду - (Севи Луа) произошло от названия духов, принятых среди местных жителей. Вуду практикуется в Бените, Доминиканской республике, Гане, на Гаити и Того. Некоторые ученые ее классифицируют как анимизм, религию, основанную на одущевлении природы. Вуду включает в себя черную магию. Адепты темного вуду верят, что мертвого человека можно оживить после похорон. Коренные жители Новой Зеландии – маори боятся и почитают духов своих умерших родственников, и в особенности духов вождей и воинов, которые, согласно поверью, бдительно охраняли своих живых соплеменников, защищая их на войне и строго следя за каждым нарушением священного табу. Многие маори держали в своих домах деревянные изображения самых уважаемых героев и предков - так называемые атуа. В трудных ситуациях они молились этим изображениям, и тогда дух героя вступал с ними в общение - во сне или наяву. Голос его, однако, не походил на голос смертного: это был некий таинственный звук - не то свист, не то шепот. После получения совета духов следовало отблагодарить жертвоприношением.
Практически все народы Земли занимаются некромантией и общаются с духами, но только европейцы считают это искусство страшным и зловещим грехом. Но на самом деле в некромантии нет ничего страшного, когда ею занимаются серьезно и обращаются за советом к действительно уважаемым предкам, с которыми имеется прочная духовная связь. Страшное начинается тогда, когда за дело берется недоучка или эгоист. Тогда-то и возникают на алтарях черепа и черные свечи, проливается кровь младенцев (или животных) и на сцену выходят мрачные призраки, от которых волосы встают дыбом, а толковых советов ни за что не добьешься - это лишь показуха для видимости, и это ни как не связано с настоящим обрядом некромантии.
Французский оккультист Дюран де Гро рассказывал об одном незадачливом поклоннике спиритизма (спирите), который явился к нему за помощью. Этот провинциальный нотариус возымел желание вызвать дух французского короля Людовика XIV. Король появился, но ужасно рассерженный тем, что его вызывает какой-то там мелкий служащий, и поклялся сжить его со света. С этой целью он каждую ночь посылал к нотариусу двух своих любовниц и те изводили его любовными ласками. В результате здоровье нотариуса таяло с каждым днем: он как мог отбивался от обольстительниц, но в конце концов так ничего и не смог с собой поделать.
Темными обрядами во времена разгула инквизиции (термин «инквизиция» произошёл от лат. inquisitio, означающего «исследование».Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.Начиная со второго века христианские авторитеты (епископы и местные синоды) обличали некоторых богословов как еретиков, и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим православию (греч. – правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч.- выбор, подразумевается, что ошибочный)), по мнению Папы Климента и Филиппа IV Красивого (короля Франции в 14 веке) занимался Орден Рыцарей Тамплиеров, созданный в результате первого крестового похода 1095-1101 гг. Орден стал к 1150 году самой могущественной организацией в западном мире, за исключением самой Церкви. Тамплиеры начали формировать могущественную империю, простиравшуюся через всю Европу от Германии идо Константинополя. Орден обладал знаниями медицины, которые опережали их время, изобрели кредит, выпуская первые карточки. Вокруг ордена много тайн и слухов. Например, что они поклонялись демону Бафомету, проводят черные ритуалы, вызывают мертвых, плюют и топчут распятии Христа (тамплиеры не были ортодоксальными приверженцами церковного учения, во что они верили на самом деле, остается загадкой). Есть свидетельства, что в своих записях они упоминают Бафомета (андрогинная фигура с козлиной бородой и раздвоенными копытами связана с рогатым античным богом, козлом Мендеса).
Бафомет
Джон Дж.Робинсон в 1991 году в книге «Темница, Огонь и Меч» пишет: «некоторые признались, что они поклонялись идолу и в образе кота. Иногда кот был измазан жиром жаренных младенцев. Тамплиеров заставляли есть пищу, в которую подмешивали пепел мертвых рыцарей, что являлось волдовским ритуалом, призванным передать им храбрость павших братьев…».
Еще один орден или организация, которая связана с вызыванием духов умерших и прочее, называется Сантерия (Регла де Оша). Во время церемоний сантерос (жрец) выкрикивает имена умерших предков. Участники начинают быстро танцевать под музыку, чтобы стать одержимым кем – нибудь из ориша (духи). После этого они могут общаться с ориши напрямую и получать от них информацию. Ритуалы Сантерии могут быть смертельными.
История Некромантии
Некромантия, как самостоятельная отрасль научного магического знания сложилась ещё в древнейшие времена языческих верований. Культы и обряды, связанные с вызыванием, почитанием духов умерших, прослеживались во всех культурах и племенах. На территории современной Украины: ямная сер.3-нач.2 тыс.до н.э. и катакомбная к.3-сер.2 тыс.до н.э. культуры, скифы в VII-IIIст. до н.э., киммерийцы IX—VIIст.до.н.э., древние славяне (восточные) и др. Среди верований древних людей можно назвать: анимизм, фетишизм, культ предков, шаманизм.
В те времена некромантия была нормой общественной жизни, а сами некроманты были объектами всеобщего поклонения (некроманты – жрецы, волхвы, шаманы и т.д.). Многие народы использовали эту страшную науку для оправления своих религиозно-мистических ритуалов, достигая при этом фантастических результатов, которых даже сами боялись. Совершать такие обряды могли специальные люди, пользовавшиеся огромным авторитетом и властью над племенем, общиной, вождем, позднее и над князем (очень хорошо показано в язычестве древних восточных славян, в их погребальных обрядах, поминальном мире и мировоззрении). Со временем, практика обрядов некромантии изменялась, совершенствовалась, набирая и приобретая новые теории, практические действия и понятия.
Первые упоминания о Некромантии относятся к Древнему периоду, когда в греческих храмах совершались жертвоприношения с целью гадания. Мало кому известно, что ещё задолго до этого, более смелые эксперименты происходили в египетских гробницах и архаичных шумерских храмах. Тогда тела людей использовались для вызова Властителей Древности, и эти же тела воскрешались во имя Сета, Дагона и других Богов, имена которых не дошли до нас. Значение понятия «Некромантия» со временем приобретало всё новые значения, вобрав в себя гадание, воскрешение («summon»), спиритуализм, проклятия («curse»), предсказание и другие магические обряды.
Один из наиболее известных некромантов Колдун из Андора. О его способности оживлять мертвых пророчествует Самуил для царя Саула, что отражено в Библии, Самуил предсказал роковой конец Саула. Апполоний Тианский в Греции I века пользовался репутацией философа и некроманта. Английский маг XVI века Джон Ди и его постоянный компаньон Эдуард Келли имели славу некромантов, хотя Ди никогда не говорил о такой деятельности в своих дневниках.
Дж.Ди изгоняет дух умершей
Французский маг XVII века Элифас Леви попытался вызвать дух Аполлония, но этот эксперимент сильно потряс и напугал его. Приемам некромантии обучали в средневековой Испании, в глубоких пещерах возле Севильи, Толедо и Саламанки. Эти пещеры были засыпаны при Изабелле Католической, которая считала их источником зла.
Неизменно Некромантия была связана со смертью - это было непременным условием и катализатором процесса. Поэтому всем адептам этого магического искусства следует с хладнокровием относиться к виду гниющего трупа, так это есть тот необходимый и ценный материал («materia») без которого ни одному практикующему магу не продвинуться в практике Некромантии. А надлежащим образом обработанные кости (bone wands) должны стать неизменным атрибутом любого некроманта. Магия Костей есть то, что способно соединять тёмного мага с потусторонним миром, миром душ, подобно тому как «дыхание костей» связывает ныне живущих людей со своими предками. Кроме того, кости есть тот незаменимый материал, который ещё на заре человечества применялся для изготовления различных предметов - орудий, амулетов, порошков и смесей.
Важно понимать, что путь некромантии не есть путь абсолютного зла. Вызывая демонов и воскрешая умерших - главной задачей мага была всегда собственная безопасность, ибо он лишь оперировал теми могучими демоническими силами, которые вполне могут обратить свою мощь и против него самого. В средние века начинающие некроманты рисовали на земле вокруг себя круги, куда вписывали магические имена и печати ангелов, которые служили барьером для тех сил хаоса, что были потревожены их вмешательством:
Наиболее же опытные отвергали такую технику - так как для мага недопустима подобная трусость, а любое неверное движение способно привести к гибели, поэтому основополагающее значение имеет собственная магическая сила и знания, которые позволят некроманту всегда контролировать ситуацию и поддерживать жизнь в воскрешённых созданиях. Своё особое развитие некромантия получила в тайных и апокрифических религиях древних евреев. Общеизвестно, что царь Соломон вызвал из Шеола тень пророка Самуила. Это относится к области Каббалы - древнего символического учения, которое всегда отвергалось ортодоксальной религией.
Изучая старинные трактаты, маги, которые были раввинами, научились создавать для своих целей големов. Големы создавались из земли и глины, с помощью магических печатей, которые вкладывались в рот голема - таким образом, их создатели стремились приблизить себя к статусу бога-творца. Согласно свидетельствам того времени, поначалу големов использовали сугубо в мирных целях - для выполнения грубой физической работы, как прислугу, но позже голем нашёл свое применение и как оружие возмездия. Бесчувственная и сильная креатура эта подчинялась воли хозяина исполняя его приказы, до тех пор, пока изо рта у него не будет изъята магическая печать. Если Некромант решает сотворить себе в подчинение голема то ему важно помнить, что чем более развита его тварь, тем больше пользы она может принести, при этом наиболее эффективно создавать голема из магического предмета или с использованием стихии огня. Наиболее близкое и отчасти тождественное понятие к Некромантии есть Вампиризм.
Абрахам Ван Хельсинг говорил: «Вампиры всё ещё имеют в качестве помощника некромантию, которая, как предполагает и этимология, есть ворожба на мертвых и все мертвые, которые поблизости, могут перейти под его управление ". Вампиры не чужды искусству настоящей некромантии.
Но процесс убийства жертвы, с целью дальнейшего перерождения в вампира есть не что иное, как воскрешение из мертвых.
Исторические источники свидетельствуют, что некромантия практиковалась преимущественно в диких ущельях и вулканических местностях, около минеральных источников, пещер и трещин в земле (особенно с испарениями), которые могли служить входом в Ад.
Магические ритуалы некромантии подчеркивают свою двойственность - это синтез сил Света и Тьмы. И этот Главный Постулат есть основной принцип для каждого некроманта: его первоочередной задачей является поддержание баланса между силами Хаоса и Порядка. Поэтому если чаша весов в силу неких причин склоняется в одну из сторон, будь то «добро» или «зло», некромант становится на защиту угнетаемой стороны, не позволяя разрушить то равновесие, которое допускает факт существования нашего мира и предотвращает его гибель.
Про некромага можно сказать следующее:
… Один неверный шаг – и ты у Дьявола в сети.
Теперь, Твоя Душа грешна.
От искушений нет обратного пути:
Брошены кости – началась игра.
Ты чашу желаний и тайных запретов испил,
Ты жизнь продал – и забыл.
Ты продал все: и жизнь, и счастье…
и пролил кровь.
Теперь Тьма - твоя любовь…
(Авт. IrinGern)
Некромаг: образ жизни и быт
В жизни некромаг сторонится человеческого общества, он индвидуалист. Обществодавит на него своей эмоциональностью, своим жизненным потенциалом, отдаляет его от непосредственных объектов работы. Некромаг часто замкнут, неразговорчив, тяжело идет на контакт. Практически всегда он смотрит на людей, как на потенциальных «клиентов» - объекты работы. В плане «работы», некромаги редко объединяются в коллективы. По жизни некромаг – одиночка. В начале Пути он работает с Учителем, в конце – с учениками, которых редко бывает много. С другой стороны, некромаг может сотрудничать с магами других «конфессий», то есть с магами, идущими другими Путями.