Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научная среда и власть в 1970-е

Ревекка Фрумкина

 

Снизу вверх и сверху вниз

Научная среда и власть в 1970-е

 

Как бы ни были хороши или даже уникальны свидетельства современников, для историка - это всего лишь источник. Притом один из. И я сама в мемуарных очерках «О нас - наискосок»[1] писала, что не стоит ожидать от мемуариста, что он расскажет нам, «как все было на самом деле». И все же роль современной российской мемуаристики, на мой взгляд, совершенно особая. Чтобы это в должной мере осознать, придется напомнить, что наша недавняя история вообще не написана. Мемуары, разумеется, не могут заменить исторические сочинения, но совокупность мемуарных свидетельств дает представление о еще не написанной истории.

 

***

В 1970-е годы советские гуманитарные институты оставались «идеологическими». При этом «степени свободы» отдельного ученого в каждом из них были достаточно разными, соответственно разными были и отношения с тем или с теми, кто в данном учреждении представлял «систему» с ее репрессивными функциями. Безусловным показателем было всеобщее резкое падение «градуса свободы» после 1968 года - но из этого не следует, что повсюду установилась одинаковая «температура».

Лучше всего эта ситуация раскрыта в книге «Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах»[2], для которой б о льшую часть интервью записал Геннадий Семенович Батыгин. Батыгин предпослал книге богатое идеями предисловие, из которого ясно, что замысел упомянутого издания много шире и значительнее, нежели рассказ о становлении социологии. Три тезиса из этого предисловия я процитирую, как важные для понимания дальнейшего изложения:

 

«Когда предубеждения и ценности сегодняшнего дня обретают власть над историческим исследованием, оно превращается в политику, опрокинутую в прошлое, возникает миф о советском социализме как о времени тотальной лжи»[3].

 

«Нередко правое и левое меняются местами, оказывается сомнительным моральное преимущество, традиционно приписываемое жертвам режима. Равным образом, нельзя однозначно судить о тех, кто составлял научную номенклатуру»[4].

 

«Многих из авторов сборника можно без колебаний назвать “шестидесятниками”. Других уточнений здесь не требуется, поскольку это понятие должно остаться в меру неопределенным [...] “Шестидесятники” сумели быть свободными в несвободное время. Таков их урок следующим поколениям»[5].

Научная среда 1970-х в немалой степени как раз шестидесятники, но и они не представляли собой чего-либо единого. Неудивительно, что активно работавшие в то время исследователи сохранили совершенно разные воспоминания об условиях своей работы и повседневной жизни. Все сказанное далее отражает мой личный опыт - как известно, жизнь в Москве отличалась от жизни в Питере или в Новосибирске.

 

***

Свои отношения с властями я понимала как сферу соприкосновения с такой силой, относительно которой можно было выбрать лишь два пути: противостояние или пребывание в стороне. Понятно, что то и другое покрывает огромный спектр разнообразных и даже несовместимых поведенческих проявлений. Однако сегодня трудно представить себе, сколь узким был выбор, позволявший сохранить хотя бы чувство собственного достоинства - как ты сам его понимал.

Когда кончились 1960-е и позади остались как санкции в адрес «подписантов» (в моем случае это был запрет на защиту докторской диссертации), так и надежды на перемены, один мой приятель-математик сказал: «Я никогда ничего не подписывал - бессмысленно посылать открытки Дракону!» После этого разговора мы были дружны еще лет пятнадцать, но эту реплику я запомнила именно потому, что сказанному не поверила. Мой приятель осознанно избрал уровень осторожности, гарантирующий полное пребывание «в стороне», объясняя его как единственно рациональный.

Что ж? В отличие от меня, он не был знаком ни с Синявским, ни с Даниэлем.

Имени Виктора Дмитриевича Дувакина он вообще не слышал, пока не узнал, что тогдашний ректор МГУ Иван Георгиевич Петровский принял уникальное по тем временам решение - за выступление Дувакина на суде в защиту Синявского переместить Дувакина с преподавательской должности доцента филфака на должность научного сотрудника «Горьковки», где (чего я тогда не знала) Виктор Дмитриевич смог реализовать замысел своей жизни - продолжить собирание звукового архива бесед с русскими литераторами и другими выдающимися людьми.

И все-таки через много лет стоит отметить, что большинство из нас не знали, на что шли. Здесь я не имею в виду тех, кто, не желая прослыть непорядочным, все-таки подписал письмо с протестом, но буквально тут же бежал каяться в партбюро своего учреждения. Но Виктор Давыдович Левин и Михаил Викторович Панов - выдающиеся ученые и бывшие фронтовики, вступившие в ВКП(б) в годы войны, сознательно избегавшие так называемых «коллективок» и потому направившие «наверх» личные письма протеста, - вовсе не были готовы к тому, чтобы их просто выгнали с работы…

Так начинались 1970-е.

В моем ближайшем окружении людей «системы» не было. Зато были представлены все возможные градации противостояния - открытый уход в диссиденты с готовностью претерпеть лагерь и ссылку; искреннее участие в том, что тогда называлось «демократическим движением», - но в надежде, что «обойдется», нередко сопровождавшееся безрассудством и пренебрежением к чужой свободе выбора.

Наконец, была и просто фронда - у нас ведь не было своего Вудстока.

Фронда - удел молодых, не переживших ни 1937-го, ни войны, ни 1952-1953-го. Особенностью той фронды, которую мне пришлось наблюдать в середине и конце 1970-х, была парадоксальная неготовность к возможным последствиям - быть может, в силу известной разболтанности режима. Ограничусь двумя примерами.

На каком-то большом собрании в клубе МГУ исполнялся государственный гимн. Все встали. Мой друг Саша Полторацкий обнаружил, что одна его знакомая молодая женщина осталась сидеть, демонстративно развалившись в кресле. Разумеется, у героини этой истории были немалые неприятности - как потом оказалось, она не предвидела их масштаба.

Другая история имела бы и вовсе печальные последствия, если бы не счастливая случайность. Мой приятель N вернулся из командировки и прямо с аэродрома приехал ко мне домой на семинар, собиравшийся с утра по субботам. Съездил он, по его словам, славно, правда, по возвращении домой в Шереметьеве у него украли портфель. Я, видимо, так побледнела, что собеседник мой поспешил заметить: «Так я все раздал; рижский бальзам, конечно, жалко…» Раздал он разнообразный самиздат, который регулярно поставлял своим многочисленным знакомым.

«Поколение дворников и сторожей» составилось из людей, которым больше некуда было идти, если они хотели продолжать писать стихи и картины. Принадлежность к этому кругу могла быть продуктивной, пока она была добровольным выбором. Для человека из академической среды подобный выбор мог быть только вынужденным и сугубо временным. В иных случаях он чаще всего был губительным.

Итак, работа в любом государственном учреждении предполагала - как минимум - формальную лояльность. Негосударственных учреждений, как известно, тогда не было. (Взрослый человек, который нигде не работал и не учился, считался тунеядцем [6], и при желании власти могли прибегнуть к разным способам испортить ему жизнь.) Большинство моих коллег, знакомых, друзей и участников моего многолетнего домашнего семинара эту формальную лояльность соблюдали - подобно тому, как соблюдается ритуал мытья рук перед едой.

Меж тем сотрудник, неоднократно и демонстративно заявлявший вслух, что весь его НИИ (факультет, отдел) занимается какой-то лабудой, а начальство и вовсе состоит из дармоедов, подчас считал высшей несправедливостью неизбежные санкции - а ведь такой стиль поведения и в «заграницах» может себе позволить лишь человек, готовый из соответствующей корпорации сию минуту выйти вон. Но в условиях наших 1970-х годов «выйти» означало чаще всего «выехать», и не куда-нибудь, а в эмиграцию. В очень многих случаях для представителей «ученого сословия» вынужденная эмиграция означала конец всяких притязаний на продолжение прежнего образа жизни и работы.

Я дорожила своей работой, своим домашним семинаром, учениками и коллегами. Ни в какую эмиграцию я не собиралась. Я готова была бороться за право жить у себя дома.

Школа Александра Александровича Реформатского и Владимира Николаевича Сидорова не допускала научных компромиссов. Но помимо школы научной, это была еще и школа жизни - и она предполагала соблюдение некоторой проформы, в 1970-е годы уже незначительной по сравнению с тем, что пришлось пережить нашим учителям. К проформе относилось исполнение определенных обязательств, в нашем учреждении (в Институте языкознания АН СССР) достаточно необременительных. В отличие от сотрудников Института научной информации АН СССР (ВИНИТИ), нас не посылали на овощную базу сортировать гнилую картошку. Так называемый «ленинский субботник» был формальностью - прийти следовало, но можно было ограничиться чисткой собственного стола (если он у вас был: свой я делила с Игорем Мельчуком, поэтому в ящики вообще не лезла).

Заседания Ученого совета и прочие научно-официальные собрания я успешно игнорировала, поскольку присутствие там для меня не было обязательным - ведь я оставалась младшим научным сотрудником вплоть до утверждения моей докторской диссертации в 1980-м. (Эта поучительная история описана в упомянутых выше мемуарах, и здесь я не буду к ней возвращаться.)

Если от директора мне приходила бумага с резолюцией «Р.М. Фрумкиной - ответить по существу дела», то я отвечала. Но все знали, что от меня не удастся получить положительный отзыв на сомнительную работу, - и меня не приглашали ни рецензировать, ни оппонировать. В немалой мере мне помогала издавна числившаяся за мной «свирепость» в оценках уровня работы - и своей, и чужой. Так что мое «неучастие» для администрации было скорее удобным.

До 1973 года я была абсолютно невыездным человеком, а если говорить о поездках служебных, то за полвека работы за счет «своего» института я выехала за границу ровно один раз, и то благодаря «высокому покровительству» влиятельного руководства другого академического института, с которым у меня была совместная тема. Но это произошло 18 августа 1991 года...

Годами мимо меня проходили какие-то дележки должностей, путевок, премий, выгодных и приятных поездок на конференции и семинары. Свою личную позицию внутри института я определила как пребывание «в углу» (признаюсь, что за следующие тридцать лет я ее не изменила, но это уже другая история). Я не участвовала в борьбе за загранкомандировки, за место в делегации на очередной конгресс. Я вообще не участвовала - исключением был «круглый стол», сопровождавший Симпозиум по психолингвистике, раз в два года проходивший у нас в институте. Это было все, что я неизменно организовывала в пределах института.

При всем том мои статьи и книги регулярно издавались, в тематику моей работы никто не вмешивался, а командировки в Ленинград, где была необходимая мне экспериментальная установка, оплачивались. Теперь мне кажется странным, что в бытность свою нашим директором покойная В.Н. Ярцева по неизвестным мне причинам предпочитала меня просто не замечать. Задним числом можно сказать: «Долг платежом красен», потому что и я в некотором роде ее «не замечала». В присутственный день я уходила с работы тогда, когда она в институт приезжала, так что, встречаясь с ней у круглой клумбы во дворе дома на Волхонке, 18, я неизменно говорила: «Здравствуйте, Виктория Николаевна!» - и отправлялась в Ленинку.

Все рассказанное выше не стоит обобщать. Советская «академическая» среда была настолько своеобразна, что ситуации и коллизии, характерные для одного института или факультета, были непредставимы в другом месте. Высокая номенклатурная должность кое-где наделяла человека огромными возможностями - но она же и сжигала изнутри многих, кто хотел использовать ее во благо.

Один мой добрый знакомый и отчасти коллега в 1970-е руководил большой лабораторией в некоем академическом институте, более непосредственно связанном с правительством и ЦК КПСС, нежели «какой-нибудь» Институт всеобщей истории или Институт языкознания. Это был человек редких волевых качеств, рано овдовевший отец троих малых детей, мужественно пытавшийся - до поры - сохранить некую цельность мировидения, что в его ситуации означало позицию «над схваткой». Он приложил немалые усилия, чтобы, будучи «выездным», остаться беспартийным, и почему-то верил в то, что можно стать академиком и при этом остаться независимым от системы в целом. Академиком он стал - но я уверена, что такая жизненная стратегия сильно сократила ему жизнь.

Ситуация в «закрытых» институтах - например, прямо или косвенно связанных с космическими исследованиями - априори исключала несанкционированное общение с иностранными учеными и молчаливо уравнивала преданность своему делу с преданностью системе - во всяком случае, предполагалось безусловное признание примата общегосударственных ценностей над любыми личными. А об общечеловеческих ценностях не принято было публично дискутировать. Я думаю, что самоубийство академика Легасова после чернобыльской катастрофы - это не столько реакция на ужас именно и только данного события, сколько следствие накопившихся неразрешимых внутренних противоречий.

Как известно, во многих областях гуманитарной науки первые заморозки начались еще в середине 1960-х - они маркированы делом Синявского и Даниэля. К началу 1970-х Институт русского языка АН СССР был фактически разгромлен его директором Федотом Петровичем Филиным, который в бытность свою директором Института языкознания почему-то вел себя куда более умеренно. Институт мировой литературы АН СССР всегда отличался особой дремучестью.

С другой стороны, как раз в конце 1960-х начала расцветать наша социологическая наука. Эта пестрота картины, о которой постоянно забывают, - лишь проявление того очевидного, казалось бы, обстоятельства, что движение общественной мысли - вовсе не единый поток. Степень тотальности «системы» даже после 1968 года существенно отличалась от конца 1950-х. Например, Институт международного рабочего движения (ИМРД), созданный всего-то в 1966-м, вопреки своему, мягко говоря, своеобразному названию, в 1970-е стал и остался своего рода оазисом - и не только для социологов. Это в немалой степени спасло многих. В начале 1970-х, когда директором Института социологии АН СССР стал Михаил Николаевич Руткевич, оттуда за полтора года ушли 22 доктора наук.

А беспартийный еврей Леонид Абрамович Гордон заведовал в ИМРД лабораторией и именно там состоялся как крупный ученый. Он справедливо заметил:

 

«Не надо вообще переносить сегодняшние мерки и сегодняшние представления на то, что было тридцать лет назад. Люди меняются, и ситуации меняются. Последнее особенно важно. Представьте себе человека, который на двадцать градусов отклонялся от монолитного курса, тогда как все отклонялись от него на плюс-минус один градус. Такой человек играл гигантскую роль в качестве разрушителя догм. Но затем среднее течение развернулось на сто восемьдесят градусов, а его направление осталось неизменным. И кажется оно теперь реакционным - и на самом деле является реакционным»[7].

 

Олег Николаевич Яницкий, известный социолог-урбанист, проработал в ИМРД двадцать три года, но ни дня этим самым рабочим движением не занимался, а занимался, несмотря ни на что, любимым делом. Это было возможно еще и потому, что ИМРД долго жил «под крылом» академика А.М. Румянцева, с 1967 до 1971 год - вице-президента АН СССР. И пока Алексей Матвеевич был «в силе», там собрался цвет нашей социологической и философской мысли.

Когда я вспоминаю своих учителей - Александра Александровича Реформатского, Владимира Николаевича Сидорова, Петра Саввича Кузнецова, Александра Алексеевича Холодовича, когда читаю эпизоды, рассказанные Михаилом Леоновичем Гаспаровым, Сергеем Александровичем Аверинцевым, а в особенности - Александром Павловичем Чудаковым (в таких его текстах, как «Учусь у Виноградова» или «Слушаю Бонди»), то думаю о том, что мы - последнее поколение, учившееся у людей старой закалки. Быть может, отсюда - исходная социальная ангажированность, вынужденно скрытая за позицией «взгляд из угла» (Михаил Леонович Гаспаров так назвал один из своих очерков в «Записях и выписках»), отсюда и остойчивость, благодаря которой тост «за успех нашего безнадежного дела» в нашей среде не терял своей актуальности вплоть до конца 1980-х.

Но отсюда же и неизбежные, нередко непоправимые потери.

Все новое и дельное, все живое в 1970-е приходилось «пробивать», пусть в самих начинаниях или текстах и не было ничего «анти -». К этому мое поколение привыкло, но не притерпелось. Поэтому профессиональная жизнь даже в позиции «из угла» представляла собой непрерывное испытание на излом - не говоря уже о тех, кто занимался социально окрашенной проблематикой.

Тем, кто стремится понять, что тогда реально значило «работать в невозможных условиях» и чего это стоило, я советую прочитать воспоминания Сарры Владимировны Житомирской «Просто жизнь»[8] и ни в коем случае не пропустить предисловие к этой книге, написанное Мариэттой Омаровной Чудаковой - ученицей Житомирской, ее опорой и помощницей.

«Перед нами история активной натуры», - отметила Чудакова. И далее: «Участь активных была незавидна - для них проблема духовного, да и физического самосохранения стояла в советское время гораздо острее, чем для натур пассивных: они не могли пересидеть дурное время»[9]. Делом жизни Сарры Владимировны Житомирской было создание знаменитого Отдела рукописей Ленинской библиотеки, которому она посвятила четверть века. История разрушения и гибели Отдела рукописей приходится как раз на 1970-е годы - и, в назидание нынешним и будущим деятелям и разрушителям культуры, этот процесс освещен автором мемуаров достаточно подробно.

Мы видим механизмы, позволявшие Житомирской использовать во благо свое высокое положение как деятеля культуры и, что немаловажно, свой партбилет. С не меньшей отчетливостью мы видим и то, как наша же «народная» власть успела за сравнительно небольшой срок не только погубить Отдел рукописей и попросту выгнать оттуда Житомирскую, полную сил в свои шестьдесят с небольшим лет, но именно в 1970-е годы эта власть начала методично лишать нас, ученых и просто читателей, доступа к фондам крупнейшего книгохранилища страны, а заодно и разрушать весь тот сложный организм, которым является сегодня любая крупная библиотека - а уж тем более библиотека национальная.

В предисловии к мемуарам Житомирской Чудакова сформулировала очень важную мысль, которая в 1970-е (во всяком случае, в моей среде) не акцентировалась. Как пишет Чудакова, «личность приобретает полноту своего значения там, где гражданского общества нет (курсив автора), нет реальных действий отдельных сообществ»[10].

Готовность незаурядного человека «брать на себя», отстаивая значимость положительной деятельности (а не только деятельности протестной!), становится так или иначе известной и служит примером для других, поддерживая ту самую «невидимую скалу» ценностей. Назову в этой связи имена лишь тех ушедших, чьи повседневные положительные усилия я имела счастье сама наблюдать, - это математик и философ Юрий Анатольевич Шрейдер, палеоботаник Сергей Викторович Мейен, филолог Альберт Викторович Карельский, редактор и издатель Григорий Андреевич Зеленко, социолог Геннадий Семенович Батыгин.

Сарра Владимировна прожила долгую и на редкость полную жизнь. Родившаяся в 1916-м, она покинула нас в 2002 году в ясном уме и твердой памяти. Уже вне Отдела рукописей она написала мемуары, перевела с французского и издала уникальную книгу декабриста Николая Ивановича Тургенева «Россия и русские», которую сопроводила полновесной статьей - в сущности, небольшой монографией[11]. Она опубликовала еще много, много трудов относительно меньшего объема. А меж тем в 1985 году (!) Житомирскую успели исключить из партии «за грубые нарушения в использовании документальных материалов, приведшие к утечке информации за рубеж».

Вездесущи «руки брадобрея»!

Книга Сарры Владимировны Житомирской «Просто жизнь» вышла в 2006-м, в год девяностолетнего юбилея автора - героя своего времени. Хотелось бы надеяться, что и нашего тоже.


[1] Фрумкина Р.М. О нас - наискосок. М.: Русские словари, 1997; также: Фрумкина Р.М. Внутри истории. М.: НЛО, 2002.

[2] Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах / Отв. ред. и авт. предисл. Г.С. Батыгин. Ред.-сост. С.Ф. Ярмолюк. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1999.

[3] Там же. С. 3.

[4] Там же. С. 10.

[5] Там же. С. 9, 16.

[6] Борьба с тунеядством велась до принятия в апреле 1991 года Закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и признавшего безработицу. В дальнейшем в законодательстве РФ - правопреемника СССР - термин «тунеядство» не употребляется.

[7] Российская социология… С. 379.

[8] Житомирская С.В. Просто жизнь. М.: РОССПЭН, 2006.

[9] Там же. С. 4.

[10] Там же. С. 23.

[11] Тургенев Николай. Россия и русские / Пер. с фр. и вступ. статья С.В. Житомирской. М.: ОГИ, 2001.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Некромантия – это Магия Смерти?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 228 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2155 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.