Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сознание как фил.проблема. (по лекциям Плотникова)

Здесь надо говорить о рефлексии и о идее в историческом контексте.

в состав рефлексии входят: сознание, самосознание, мышление, духовная жизнь. В центре внимания стоит онтология реальности. Рефлексия всегда носит природные истоки и имеет специфический характер. Чтобы происходила рефлексия нужно постигать социо-кльтурную реальность.

Далее, говорим о языке: Мы находимся внутри телесности, не мыслимой без нужды, в результате чего формируется некая потребность (преобразованная нужда) в поиске формы, в которую облекается преобразованная природная вещь. Так, благодаря преобразованной форме, формируется знаковая система и знаковая способность (здесь имманентное не только внутренне-присущее, но это еще и принципиальная невыводимость) Язык не имеет ничего своего, он всего лишь указывает на предмет.

Далее, конкретно о рефлексе (понятие ввел Р.Декарт – чтобы отличить тип ответа на воздействие у животных) Рефлекс - обратное действие. Павлов говорит, что и у людей есть рефлекс. Смысл феномена рефлексии – рефлексия в своем основании оказывается индивидуальным механизмом, однако этот индивидуальный механизм присваивает коллективный опыт. Только благодаря рефлексии можно достигнуть любой высоты духовного понимания.

Далее, человеческое сознание имеет в себе такой феномен, как идеал или идея. Идеальное выступает посредником между человеческим имманентным сознанием и реальностью. В центре стоит 4 главные ступени:

  1. идеализация
  2. идеал
  3. идеальное, как таковое
  4. Идея

Идея в античности:

По Демокриту: - идея есть умопостигаемая форма. (атомы - предел неделения). Каким образом рождается человеческое представление о действительности? Решая эту проблему Демокрит говорит что мы решаем эту задачу с помощью умопостигаемой идеи.

Платон: группирует идею в опрделенную систематическую картину. Идея- некое бестелесное, сврехчувственное, нечто являющееся вечным и неизменным.

Средневековие:

Идея здесь является свидетельством о божественной премудрости.

Новое время:

Лейбниц: идея божественного творения + идея как результат, процесс становления гармонии. Здесь происходит борьба между рационализмом и эмпиризмом. Для рационализма идея всеобщности противоположна эмпирической.

Кант: благодаря идеи обеспечивается жизнь концентрирующей формы.

Новейшее время:

Гуссерль: идея как смысловая структура, которая является всеобщим носителем интенециональных вещей (знаки, указывающие на предмет)

Бахтин: Идея-результат встречи двух или нескольких сознаний, реализуемых в свободном, диалоговом режиме.

Вывод: Сознание является основой нашего опыта. Сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой областью, кот. характеризует совместное знание (со-знание). Ошибочно отождествлять сознание с мышлением. Сознание интенционально, всегда направлено на предмет.

Рефлексия-это запечатленная структура, она не выводима во вне, она существует на уровне той, первичной телесности, где формируется предметная телесность.

Между рефлексией и идеальным происходит разрыв – это и есть область сознания.

 

 

По шпорам, все тут попроще:

Существование сознания выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности.

1)В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. Сознание характеризует наличие ценностей, эталонов, идеалов, мотивов.

2)В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность сознания. Сознание следует понимать как основу нашего опыта, активное начало практического и познавательного отношения человека к действительности.

3)Именно сознание, будучи направленным на мир как на предмет познавательной установки, способно быть смыслообразующим источником мыслительной деятельности человека, создавать свой собственный мир обыденных и научных понятий, без которого невозможно представить жизнь человека. Сознание является основой нашего опыта.

4)Сознание интенционально, всегда направлено на предмет.

1) В истории философии можно выделить различные традиции анализа С. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма (человека). Таким началом в древнегреческой философии выступал логос. Ценность человеческого разума, С. определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка. При этом на первых этапах развития философской мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеческой души открыта еще не была. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель рассматривает душу как центр личности, а источником всех движений души считает тело.

2) Проблема души в ее взаимосвязи с телом получила дальнейшее развитие в средневековой философии. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С. как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям.

3) В философии Нового времени формируется представление о С. как замкнутом в себе внутреннем мире. С. предстает как самосознание, саморефлексия. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие С. от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность С., его связь с развитием и функционированием культуры. В философии Просвещения вопрос о происхождении сознания решается на почве материализма и сенсуализма. Происхождение сознания - это результат определенных физиологических процессов, которые подчиняются физическим законам.

4) Немецкая философия конца 18- начала 19 веков вопрос самосознания рассматривает через две категории: рассудка и разума. Это две познавательные способности. Кант определяет рассудок как способность суждения. Вторая способность – разум, способность к самому высокому обобщению и синтезу. Кант определяет разум как способность строить умозаключения. Сложная многоуровневая природа С., значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального С. были раскрыты немецкой трансцендентально-критической философией. Гегель выступает с позиции объективного идеализма. Для него разум существует как самостоятельная изначальная сущность и основа мира. Это мировой разум, который осуществляет свое дело в сознании отдельных индивидов. С этой точки зрения разум (Абсолютная идея) первичен.

5) Диалектико-материалистическая традиция анализа С. не признавала его субстанциональности и рассматривала С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека.

6) Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С. и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку "Я" не может наблюдать самое себя со стороны. С. в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности.

Бессознательное: - в узком смысле обозначает содержание психической жизни субъекта, которвя скрыта от его сознания. Проблема бессознательного в философии рассматривалась уже в 18 веке Лейбницем. Он заметил, что помимо осознанных процессов есть «темные», неявные стороны. Фрейд создал собственную модель структуры психического. В этой модели наиболее массивный слой психического – бессознательное (ОНО). Я осуществляет связь с окружающим миром и подавление Оно в соотвествии с требованиями Сверх-Я. Понятие бессознательного лежит в основе философии психоанализа.

Общественное сознание:

Индивидуальное сознание – это духовный мир личности. Общественное сознание связано с индивидуальным сознанием и может быть обыденным и теоретическим. Обыденное сознание – низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, отражает простые отношения между людьми, людьми и вещами. Когда обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей, возникает теоретическое сознание, кот. направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к их более глубокому анализу. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового, нравственного, религиозного, естественнонаучного и т.п.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Классы в программных модулях | Особливі категорії адміністративного судочинства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 317 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2315 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.