Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема войны в русской литературе





(1 вариант)

 огда в мирную жизнь людей врываетс€ война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный уклад жизни. –усский народ испытал на себе т€готы многих войн, но никогда не склон€л головы перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. —ама€ жесточайша€, чудовищна€ из всех войн в истории человечества - ¬елика€ ќтечественна€ - зат€нулась на п€ть долгих лет и стала насто€щей катастрофой дл€ многих народов и стран, а дл€ –оссии особенно. ‘ашисты преступили законы человеческие, поэтому сами оказались вне вс€ких законов. ¬есь русский народ подн€лс€ на защиту ќтечества.

“ема войны в русской литературе - это тема подвига русского человека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. —реди книг, написанных на эту тему, мне особенно близки произведени€ Ѕориса ¬асильева. √ерои его книг - люди сердечные, отзывчивые, с чистой душой. ќдни из них героически ведут себ€ на поле бо€, храбро сража€сь за –одину, другие - герои в душе, их патриотизм никому не бросаетс€ в глаза.

–оман ¬асильева Ђ¬ списках не значилс€ї посв€щен защитникам Ѕрестской крепости. √лавный герой романа - молодой лейтенант Ќиколай ѕлужников, боец-одиночка, олицетвор€ющий собой символ отваги и стойкости, символ духа русского человека. ¬ начале романа мы встречаемс€ с неопытным выпускником военного училища, который не верит страшным слухам о войне с √ерманией. Ќеожиданно настигает его война: Ќиколай попадает в самое пекло - в Ѕрестскую крепость, первый рубеж на пути фашистских орд. «ащита крепости - жесточайша€ схватка с врагом, в которой погибают тыс€чи людей. ¬ этом кровавом человеческом месиве, среди развалин и трупов, Ќиколай встречает девушку-калеку, и среди страданий, насили€ рождаетс€ - как огонек надежды на светлое завтра - юношеское чувство любви между младшим лейтенантом ѕлужниковым и девушкой ћиррой. Ќе будь войны, возможно, они бы и не встретились. —корее всего, ѕлужников дослужилс€ бы до высокого звани€, а ћирра вела бы скромную жизнь инвалида. Ќо война свела их, заставила собратьс€ с силами дл€ борьбы с врагом. ¬ этой борьбе каждый из них совершает подвиг.  огда Ќиколай идет в разведку, он хочет показать, что крепость жива, она не покоритс€ врагу, что даже по одному бойцы будут сражатьс€. ёноша не думает о себе, его беспокоит судьба ћирры и тех бойцов, которые сражаютс€ р€дом с ним. »дет жестока€, смертельна€ схватка с фашистами, но сердце Ќикола€ не черствеет, не ожесточаетс€., ќн бережно заботитс€ о ћирре, понима€, что без его помощи девушка не выживет. ћирра не хочет быть обузой дл€ смелого солдата, поэтому она решает выйти из укрыти€. ƒевушка знает, что это последние часы в ее жизни, но она вовсе не думает о себе, ею движет только чувство любви.

Ђ¬оенный ураган невиданной силыї завершает героическую борьбу лейтенанта —мело встречает Ќиколай свою смерть, даже враги уважают мужество этого русского солдата, который Ђв списках не значилс€ї. ¬ойна жестока и страшна, она не обошла стороной и русских женщин. ‘ашисты заставили воевать матерей, будущих и насто€щих, в которых самой природой заложена ненависть к убийству. —тойко работали женщины в тылу, обеспечива€ фронт одеждой и продовольствием, ухаживали за больными солдатами. ƒа и в бою женщины не уступали опытным бойцам по силе и отваге.

¬ повести Ѕ. ¬асильева Ђј зори здесь тихиеЕї показана героическа€ борьба женщин с захватчиками, борьба за свободу страны, за счастье детей. ѕ€ть совершенно различных женских характеров, п€ть разных судеб. ƒевушки-зенитчицы отправл€ютс€ в разведку под командованием старшины ¬аскова, у которого Ђв запасе двадцать слов, да и те из уставовї. Ќесмотр€ на ужасы войны, этот Ђпенек замшелыйї смог сохранить лучшие человеческие качества. ќн сделал все ради спасени€ жизни девушек, но все равно не может успокоитьс€. ќн сознает свою вину перед ними за то, что Ђмужики со смертью их оженилиї. —мерть п€ти девчат оставл€ет глубокую рану в душе старшины, он не может оправдать ее в своих глазах ¬ скорби этого простого человека заключен высокий гуманизм. ѕыта€сь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, все врем€ стараетс€ увести их от гроз€щей опасности.

ѕоведение каждой из п€ти девушек - подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным услови€м. √ероична смерть каждой из них. ћечтательна€ Ћиза Ѕричкина погибает страшной смертью, стрем€сь поскорее перейти болото и позвать подмогу. Ёта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. ¬печатлительна€ —он€ √урвич, любительница поэзии Ѕлока, погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. » эти две смерти, при всей их кажущейс€ случайности, св€заны с самопожертвованием. ќсобенное внимание писатель удел€ет двум женским образам: –ите ќс€ниной и ≈вгении  омельковой. ѕо словам ¬асильева, –ита Ђстрога, не смеетс€ никогдаї. ¬ойна разбила ее счастливую семейную жизнь, –ита все врем€ беспокоитс€ о судьбе своего маленького сына. ”мира€, ќс€нина поручает заботу о своем сыне надежному и умному ¬аскову, она покидает этот мир, осознава€, что никто не может обвинить ее в трусости. ≈е подруга умирает с оружием в руках. ѕисатель гордитс€ озорной, дерзкой  омельковой, любуетс€ ею: Ђ¬ысока€, рыжа€, белокожа€. ј глаза детские - зеленые, круглые, как блюдцаї. » эта чудесна€, красива€, трижды спасавша€ от гибели свою группу девушка погибает, соверша€ подвиг ради жизни других.

ћногие, чита€ эту повесть ¬асильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов. ¬о многих произведени€х русской литературы война показана как противоестественное человеческой природе действие. ЂЕ» началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событиеї, - писал Ћ. Ќ. “олстой в своем романе Ђ¬ойна и мирї.

“ема войны еще долго не будет сходить со страниц книг, пока человечество не осознает свою миссию на земле. ¬едь человек приходит в этот мир, чтобы сделать его прекраснее.

(2 вариант)

ќчень часто, поздравл€€ своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. ћы не хотим, чтобы их семьи подверглись т€желым испытани€м войны. ¬ойна! Ёти п€ть букв несут за собой море крови, слез, страдани€, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. Ќа нашей планете войны шли всегда. ¬сегда сердца людей переполн€ла боль утраты. ќтовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца.   нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений.

Ќемало испытаний войной выпало на долю нашей страны. ¬ начале XIX века –оссию потр€сла ќтечественна€ война 1812 года. ѕатриотический дух русского народа показал Ћ. Ќ. “олстой в своем романе-эпопее Ђ¬ойна и мирї. ѕартизанска€ война, Ѕородинское сражение - все это и многое другое предстает перед нами воочию. ћы становимс€ свидетел€ми страшных будней войны. “олстой повествует о том, что дл€ многих война стала самым обыкновенным делом. ќни (например, “ушин) совершают героические подвиги на пол€х сражений, но сами этого не замечают. ƒл€ них война - это работа, которую они должны добросовестно выполнить.

Ќо война может стать обычным делом не только на пол€х сражений. ÷елый город может свыкнутьс€ с мыслью о войне и продолжать жить, смир€сь с ней. “аким городом в 1855 году €вл€лс€ —евастополь. ќ т€желых мес€цах обороны —евастопол€ повествует Ћ. Ќ. “олстой в своих Ђ—евастопольских рассказахї. «десь особенно достоверно описываютс€ происход€щие событи€, так как “олстой €вл€етс€ их очевидцем. » после того, что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил перед собой определенную цель - рассказать своему читателю только правду - и ничего, кроме правды.

Ѕомбардировка города не прекращалась. “ребовались новые и новые укреплени€. ћатросы, солдаты трудились под снегом, дождем, полуголодные, полураздетые, но они все равно работали. » здесь всех просто поражает мужество их духа, сила воли, огромный патриотизм. ¬месте с ними в этом городе жили их жены, матери, дети. ќни настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не обращали внимани€ ни на выстрелы, ни на взрывы. ќчень часто они приносили обеды своим мужь€м пр€мо в бастионы, и один снар€д нередко мог уничтожить всю семью. “олстой нам показывает, что самое страшное на войне происходит в госпитале: Ђ¬ы увидите там докторов с окровавленными по локти рукамиЕ зан€тых около койки, на которой, с открытыми глазами и говор€, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под вли€нием хлороформаї. ¬ойна дл€ “олстого - это гр€зь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала: ЂЕувидите войну не в правильном, красивом и блест€щем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимис€ знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в насто€щем ее выражении - в крови, в страдани€х, в смертиЕї

√еройска€ оборона —евастопол€ в 1854-1855 годах еще раз показывает всем, как сильно русский народ любит свою –одину и как смело становитс€ на ее защиту. Ќе жале€ сил, примен€€ любые средства, он (русский народ) на дает врагу захватить родную землю.

¬ 1941 - 1942 годах оборона —евастопол€ повторитс€. Ќо это будет уже друга€ ¬елика€ ќтечественна€ война - 1941-1945 годов. ¬ этой войне с фашизмом советский народ совершит необыкновенный подвиг, о котором мы будем помнить всегда. ћ. Ўолохов,  . —имонов, ¬. ¬асильев и многие другие писатели посв€тили свои произведени€ событи€м ¬еликой ќтечественной войны. Ёто т€желое врем€ характерно также тем, что в р€дах  расной јрмии наравне с мужчинами сражались женщины. » даже то, что они €вл€ютс€ представител€ми слабого пола, не остановило их. ќни боролись со страхом внутри себ€ и совершали такие героические поступки, какие, казалось, женщинам совсем несвойственны. »менно о таких женщинах мы узнаем со страниц повести Ѕ. ¬асильева Ђј зори здесь тихиеЕї. ѕ€ть девчат и их боевой командир ‘. ¬асков оказываютс€ на —инюхиной гр€де с шестнадцатью фашистами, которые направл€ютс€ на железную дорогу, абсолютно уверенные в том, что о ходе их операции никто не знает. ¬ трудном положении оказались наши бойцы: отступать нельз€, а остатьс€, так немцы их как семечки слузгают. Ќо выхода нет! «а спиной –одина! » вот эти девушки совершают бесстрашный подвиг. ÷еной своей жизни они останавливают противника и не дают ему осуществить его ужасные планы. ј какой беззаботной была жизнь этих девчонок до войны?!

ќни учились, работали, радовались жизни. » вдруг! —амолеты, танки, пушки, выстрелы, крики, стоныЕ Ќо они не сломались и отдали дл€ победы самое дорогое, что у них было, - жизнь. ќни отдали жизнь за –одину.

Ќо на земле существует гражданска€ война, на которой человек может отдать жизнь, так и не узнав за что. 1918 год. –осси€. Ѕрат убивает брата, отец - сына, сын - отца. ¬се перемешиваетс€ в огне злобы, все обесцениваетс€: любовь, родство, человеческа€ жизнь. ћ. ÷ветаева пишет:

Ѕрать€, вот она

—тавка крайн€€!

“ретий год уже

јвель с  аином

Ћюди станов€тс€ оружием в руках власти. –азбива€сь на два лагер€, друзь€ станов€тс€ врагами, родные - навсегда чужими. ќб этом т€желом времени повествуют ». Ѕабель, ј. ‘адеев и многие другие.

». Ѕабель служил в р€дах ѕервой  онной армии Ѕуденного. “ам он вел свой дневник, который впоследствии превратилс€ в знаменитое сейчас произведение Ђ онарми€ї. ¬ рассказах Ђ онармииї говоритс€ о человеке, который оказалс€ в огне √ражданской войны. √лавный герой Ћютов повествует нам об отдельных эпизодах похода ѕервой  онной армии Ѕуденного, котора€ славилась своими победами. Ќо на страницах рассказов мы не ощущаем победного духа. ћы видим жестокость красноармейцев, их хладнокровность и равнодушие. ќни без малейшего колебани€ могут убить старого евре€, но, что более ужасно, они могут добить своего раненого товарища, ни секунды не раздумыва€. Ќо ради чего все это? ќтвет на этот вопрос у ». Ѕабел€ не дан. ќн оставл€ет за своим читателем право размышл€ть.

“ема войны в русской литературе была и остаетс€ актуальной. ѕисатели пытаютс€ донести до читателей всю правду, кака€ бы она ни была.

—о страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, а война - это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. ѕам€ть об этих дн€х будет жить в нашей пам€ти вечно. ћожет быть, настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и выстрелы, когда наша земл€ встретит день без войны!

(3 вариант)

Ђќ светло светла€ и прекрасно украшенна€ земл€ русска€ї, - писалось в летописи еще в XIII веке. ѕрекрасна наша –осси€, прекрасны и сыны ее, которые защищали и защищают красоту ее от захватчиков уже много веков.

ќдни защищают, другие воспевают защитников. ƒавным-давно один очень талантливый сын –уси рассказал в Ђ—лове о полку »горевеї о яр-“уре ¬севолоде и всех доблестных сынах Ђземли –усскойї. ќтвага, мужество, храбрость, воинска€ честь отличают русских воинов.

Ђќпытные воины под трубами пеленены, под знаменами взлеле€ны, с конца копь€ вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них нат€нуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле, ища себе чести, а кн€зю - славыї. Ёти славные сыны Ђземли –усскойї воюют с половцами за Ђземлю –усскуюї. Ђ—лово о полку »горевеї задало тон на века, а другие писатели Ђземли –усскойї подхватили эстафету.

Ќаша слава - јлександр —ергеевич ѕушкин - в своей поэме Ђѕолтаваї продолжает тему героического прошлого русского народа. Ђ—ыны любимые победыї защищают русскую землю. ѕушкин показывает красоту бо€, красоту русских солдат, смелых, мужественных, верных долгу и –одине.

Ќо близок, близок миг победы,

”ра! ћы ломим, гнутс€ шведы.

ќ славный час! о славный вид!

≈ще напор - и враг бежит.

јвтор показывает и мудрого, смелого цар€-новатора, который всю жизнь боролс€ за каждый кусок Ђземли русскойї. » он помчалс€ пред полками, ћогущ и радостен, как бой.

¬ослед ѕушкину Ћермонтов рассказывает о войне 1812 года и славит сынов русских, которые так отважно, так героически защищали нашу красавицу ћоскву.

¬едь были ж схватки боевые?

ƒа, говор€т, еще какие!

Ќедаром помнит вс€ –осси€

ѕро день Ѕородина!

«ащита ћосквы, ќтечества - великое прошлое, полное славы и великих дел.

ƒа, были люди в наше врем€,

Ќе то, что нынешнее плем€:

Ѕогатыри - не вы!

ѕлоха€ им досталась дол€:

Ќемногие вернулись с пол€Е

Ќе будь на то √осподн€ вол€,

Ќе отдали б ћосквы!

ћихаил ёрьевич Ћермонтов подтверждает, что за землю русскую, за свою –одину солдаты не жалеют жизни. ¬ войне 1812 года все были геро€ми.

ќб ќтечественной войне 1812 года, о подвиге народа в этой войне писал и великий русский писатель Ћев Ќиколаевич “олстой. ќн нам показал русских солдат, которые всегда были самыми храбрыми. »х легче было расстрел€ть, чем заставить бежать от врага.  то гениальней сказал о мужественном, храбром русском народе?! Ђƒубина народной войны подн€лась со всею своей грозной и величественной силой и, не спрашива€ ничьих внуков и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбира€ ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествиеї.

» оп€ть черные крыль€ над –оссией. ¬ойна 1941-1945 годов, котора€ вошла в историю как ¬елика€ ќтечественна€ войнаЕ

ѕлам€ ударило в небо! Ц

“ы помнишь, –одина?

“ихо сказала:

¬ставайте на помощь,

–одина.

—колько талантливых, удивительных произведений об этой войне! Ёти годы мы, нынешнее поколение, к счастью, не знаем, но нам

так талантливо рассказали об этом русские писатели, что эти годы, озаренные пламенем великой битвы, никогда не изглад€тс€ из нашей пам€ти, из пам€ти нашего народа. ¬спомним изречение: Ђ огда говор€т пушки, умолкают музыї. Ќо в годы суровых испытаний, в годы св€щенной войны музы не могли молчать, они вели в бой, они становились оружием, раз€щим врагов.

ћен€ потр€сло одно из стихотворений ќльги Ѕерггольц:

ћы предчувствовали колыханье этого трагического дн€,

ќн пришел. ¬от жизнь мо€, дыханье. –одина! ¬озьми их у мен€!

я люблю “еб€ любовью новой, горькой, всепрощающей, живой,

–одина мо€ в венце терновом, с темной радугой над головой.

ќн настал, наш час, и что он значит - только нам с тобою знать дано.

я люблю “еб€ - € не могу иначе, я и “ы по-прежнему - одно.

Ќаш народ продолжает традиции своих предков и в годы ¬еликой ќтечественной войны. —трана огромна€ встала на смертный бой, а поэты воспевали защитников –одины.

ќдной из лирических книг о войне на века останетс€ поэма Ђ¬асилий “еркинї “вардовского.

√р€нул год, пришел черед.

Ќынче мы в ответе

«а –оссию, за народ

» за все на свете.

ѕоэма была написана в годы войны. ќна печаталась по одной главе, бойцы с нетерпением ждали их издани€, поэма читалась на привалах, бойцы всегда помнили ее, она вдохновл€ла на бой, звала на разгром фашистов. √ероем поэмы был простой русский солдат ¬асилий “еркин, обычный, такой, как все. ќн в бою был первым, ну а после бо€ готов был без устали пл€сать и петь под гармонь.

¬ поэме отражены и бой, и отдых, и привалы, показана вс€ жизнь простого русского солдата на войне, там вс€ правда, потому-то солдаты полюбили поэму. ј в солдатских письмах переписанные миллионы раз главы из Ђ¬асили€ “еркинаїЕ

“еркин был ранен в ногу, попал в госпиталь, Ђналежалс€ лежнем. и снова намерен Ђвскоре без подмоги той ногой траву топтатьї. “ак готов был поступить каждый. Ђ¬асилий “еркинї - книга про бойца, товарища, друга, с которым встречалс€ на войне каждый, и солдаты старались быть похожими на него. Ёта книга - набат, призыв к борьбе. јлександр “вардовский старалс€, чтобы про каждого можно было сказать:

Ёй ты, “еркин!

Ќар€ду с солдатами-мужчинами сражались и женщины. Ѕорис ¬асильев в книге Ђј зори здесь тихиеЕї рассказал о п€ти девушках, молодых, недавно окончивших школу, рассказал о каждой, о ее судьбе и о том, кака€ страшна€ неженска€ дол€ выпала им. ѕредназначение женщины - быть матерью, продолжать род человеческий, а жизнь распор€дилась по-другому. ќказавшись один на один с матерым врагом, они не растер€лись. ѕо-своему они защищают этот тихий край с его зор€ми. ‘ашисты даже не пон€ли, что сражались они с девочками, а не с опытными воинами.

ѕечален конец книги, но девушки отсто€ли тихие зори ценой своей жизни. “ак, как сражались они, сражались везде. “ак боролись вчера, сегодн€, будут боротьс€ завтра. Ёто и есть массовый героизм, приведший к победе.

ѕам€ть погибших в войнах увековечена в произведени€х искусства.   литературе присоедин€ютс€ и архитектура, и музыка. Ќо лучше бы никогда не было войн, а доблестные сыны и дочери трудились во славу –оссии.

ѕомните!

через века,

через года, -

помните!

ќ тех,

кто уже не придет

никогда, -

помните!

(4 вариант)

¬ истории –оссии было множество различных войн, и всегда они неизбежно приносили беды, разруху, страдани€, человеческие трагедии, независимо от того, были они объ€влены или начаты подло исподтишка. ƒве непременные составл€ющие любой войны Ц это трагеди€ и слава.

ќдной из наиболее €рких в этом отношении войн была война с Ќаполеоном 1812 г. ≈е наиболее колоритно и широко изобразил в своем романе "¬ойна и мир" Ћ.Ќ. “олстой. ƒумаетс€, в его произведении война была рассмотрена и расценена со всех сторон Ц ее участники, ее причины и завершение. “олстой создал целую теорию войны и мира, и его талантом не устают восхищатьс€ все новые и новые поколени€ читателей. “олстой подчеркнул и доказал противоестественность войны, а фигура Ќаполеона подверглась на страницах романа жестокому развенчанию. ќн изображен самодовольным честолюбцем, по прихоти которого совершались самые кровавые походы. ƒл€ него война Ц средство дл€ достижени€ славы, тыс€чи бессмысленных смертей не волнуют его эгоистичную душу. “олстой нарочно так подробно описывает  утузова Ц полководца, сто€вшего во главе армии, победившей самодовольного тирана, Ц он хотел еще больше принизить значение личности Ќаполеона.  утузов показан великодушным, гуманным патриотом, а главное Ц носителем идеи “олстого о роли массы солдат в ходе войны.

 

¬ "¬ойне и мире" мы видим и мирное население в период военной опасности. »х поведение различно.  то-то ведет в салонах модные разговоры о великолепии Ќаполеона, кто-то наживаетс€ на чужих трагеди€хЕ ќсобое внимание “олстой удел€ет тем, кто не дрогнул перед опасностью и всеми силами помогал армии. –остовы ухаживают за пленными, отдельные смельчаки убегают добровольцами. ¬се это разнообразие натур про€вл€етс€ особенно остро именно в войну, поскольку она €вл€етс€ критическим моментом в жизни каждого, требует незамедлительной реакции без раздумий, и поэтому поступки людей здесь наиболее естественны.

“олстой неоднократно подчеркивал справедливый, освободительный характер войны Ц это было отражение –оссией нападени€ ‘ранции, –осси€ была вынуждена проливать кровь, чтобы отсто€ть свою независимость.

Ќо нет ничего страшнее гражданской войны, когда брат идет на брата, сын на отцаЕ Ёту человеческую трагедию показывали и Ѕулгаков, и ‘адеев, и Ѕабель, и Ўолохов. Ѕулгаковские герои "Ѕелой гвардии" тер€ют жизненные ориентиры, мечутс€ от одного стана к другому или просто погибают, не понима€ смысла своей жертвы. ” Ѕабел€ в " онармии" отец-казак убивает сына, сторонника красных, а позже второй сын убивает своего отцаЕ ” Ўолохова в "–одинке" отец-атаман убивает сына-комиссараЕ ∆естокость, равнодушие к семейным узам, дружбе, умерщвление всего человеческого Ц вот неотъемлемые атрибуты гражданской войны.

Ѕелый был Ц красный стал:

 ровь окропила.

 расный был Ц белый стал:

—мерть побелила.

“ак писала ћ. ÷ветаева, утвержда€, что смерть одна на всех, независимо от политических убеждений. » про€вл€тьс€ она может не только физически, но и морально: люди, сломавшись, идут на предательство. “ак, интеллигент ѕавел ћечик из " онармии" не может прин€ть грубости красноармейцев, не уживаетс€ с ними и между честью и жизнью выбирает последнее.

Ёта тема Ц нравственного выбора между честью и долгом Ц неоднократно становилась центральной в произведени€х о войне, ведь в реальности почти всем приходилось делать этот выбор. “ак, оба варианта ответа на этот сложный вопрос представлены в повести ¬асил€ Ѕыкова "—отников", действие которой происходит уже в ¬еликую ќтечественную войну. ѕартизан –ыбак сгибаетс€ под жестокостью пыток и постепенно выдает все больше информации, называет имена, таким образом, по капле увеличива€ свое предательство. —отников же в такой же ситуации стойко выносит все страдани€, остаетс€ верным себе и своему делу и погибает патриотом, успев дать молчаливый наказ мальчику в буденовке.

¬ "ќбелиске" Ѕыков показывает и другой вариант того же выбора. ”читель ћороз добровольно разделил участь расстрел€нных учеников; зна€, что детей все равно не отпуст€т, не поддавшись на отговоры, он сделал свой нравственный выбор Ц последовал своему долгу.

“ема войны Ц неисс€каемый трагический источник сюжетов дл€ произведений. ѕока существуют честолюбивые и негуманные люди, не желающие остановить кровопролитие, земл€ будет раздиратьс€ снар€дами, принимать все новые невинные жертвы, орошатьс€ слезами. ÷ель всех писателей и поэтов, сделавших своей темой войну Ц заставить одуматьс€ будущие поколени€, показав во всей непригл€дности и мерзости это бесчеловечное €вление жизни.

(5 вариант)

„ем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. » тем больше - цену победы. ¬споминаетс€ первое сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. ѕотом надолго войдет в оборот друга€ цифра: двадцать миллионов погибших. —овсем недавно уже названо уже двадцать семь миллионов. ј сколько искалеченных, изломанных жизней? —колько несосто€вшихс€ счастий, сколько нарожденных детей, сколько слез материнских, отцовских, вдовьих, детских было пролито?

ќсобо следует сказать о жизни на войне. ∆изни, котора€, естественно, включает в себ€ бои, но только к бо€м не сводитс€. √лавную неимоверную трудовую часть составл€ет быт войны. ќб этом рассказывает ¬€чеслав  ондратьев в повести "—ашка", которую "можно было назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны. 1943 год. Ѕои надо –жевом. — хлебом плохо. Ќет курева. Ќет боеприпасов. √р€зь. „ерез всю повесть проходит основной мотив: бита€-перебита€ рота.

ѕочти совсем не досталось однополчан дальневосточников. »з ста п€тидес€ти человек в роте осталось шестнадцать. "¬се пол€ в наших " - скажет —ашка. ¬округ ржава€, набухша€ красной кровью земл€. Ќо бесчеловечность войны не смогла обесчеловечить —ашку. ¬от он полез, чтобы сн€ть с убитого немца валенки. "ƒл€ себ€ ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Ќо –ожкова жалко. ≈го пимы насквозь водой пропитались - и за лето не просушишь".

’очетс€ выделить самый главный эпизод повести - историю с племенными немцами, которого не может —ашка, выполн€€ приказ, пустить в расход. ¬едь написано было в листовке: "ќбеспеченна жизнь и возвращение после войны". » —ашка обещал немцу жизнь: "“ех, кто спалил деревню, поджигателей этих стрел€л бы —ашка безжалостно. ≈сли б попались".

ј как в бебружиого? ќчень много видел —ашка смертей за это врем€. Ќо цена человеческой жизни не уменьшилась от этого в его сознании. Ћейтенант ¬олодько скажет, когда услышит историю про пленного немца: "Ќу, —ашок ты человек" ј —ашка ответит просто: "Ћюди же мы, а не фашисты". ¬ бесчеловечной, кровавой войне человек остаетс€ человеком, а люди - людьми. ќб этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.

ƒес€тилети€, это минимум со дн€ ¬ќ¬, не ослабели интересы общества к этому историческому событию. ¬рем€ демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы. Ќе принима€ лжи, малейшей неточности, в показе исторической наукой минувшей войны, еЄ участник, писатель ¬. јстафьев сурово оценивает сделанное: "≈к тому что написано войне, €, как солдат никакого отношени€ не имею, € был совершенно на другой войне ѕолуправда нас измучила" Ёти и подобные, возможно, и жесткие слова приглашают обратитьс€ нар€ду с традиционными произведени€ми ёри€ Ѕондарева, ¬асили€ Ѕыкова, ¬иктора Ѕогомола к романам јстафьев "ѕастух и пастушка", "∆изнь и судьба" ¬. √россмана, повест€м и рассказам ¬иктора Ќекрасова "¬ окопах —талинграда",  .¬оробьева " рик", "”биты под ћосквой", "Ёто мы, господи!", ¬. ондратьева "—ашка" и другие.

Ёто мы, господи!" произведение такой художественной значимости, что, по словам ¬. јстафьева "ƒаже в незавершенном виде...может и должно сто€ть на одной полке с русской классикой." ћы ещЄ очень много не знаем о войне, об истинной цене победы. ѕроизведение  . ¬оробьева рисуют такие событи€ ¬ќ¬, которые не до конца известны взрослому читателю и почти не знакомы школьнику. √ерои повести  онстантина ¬оробьева "Ётом ты, господи!" и повести "—ашка"  ондратьева очень близки по мировоззрению, возрасту, характеру, событи€ обеих повестей происход€т в одних и тех же местах, возвращают нас, говор€ словами  ондратьева "в самое крошево войны", в самые кошмарные и бесчеловечные еЄ страницы". ќднако у  онстантина ¬оробьева другой, по сравнению с  ондратьевской повестью лик войны - плен. ќб этом написано не так уж и много: "—удьба человека" ћ. Ўолохова, "јльпийска€ баллада" ¬. Ѕыкова, "∆изнь и судьба" √россмана. » во всех произведени€х отношение к пленным неодинаково. —ыромухов, герой ¬оробьева 70-х годов, говорит, что за мучение плена надо выдавать бред, а его оппонент ’лыкин с €ростью отвечает: "ƒа, бред. "Ѕлудный сын" - получай и носи без права сн€ти€. » до сих пор многие воспринимают пленных как бледных сыновей и дочерей. ¬ заглавии повести "Ёто мы, √осподи!" как-бы слышитс€ голос - стон измученных: мы готовы к смерти, к тому, чтобы быть прин€тыми тобой, √осподи. ћы прошли все круги ада, но свой крест несли до конца, не потер€ли в себе человеческое." ¬ заглавии и мысль о безмерном страдании, о том, что в этом страшном обличие полуживых существ, трудно узнать самих себ€. ќ системе уничтожении людей-свидетелей нацистских преступлений, о злоде€ни€х с болью и ненавистью пишет  . ¬оробьев. „то давало силы боротьс€ измученным, больным, голодным люд€м? Ќенависть к врагам, безусловно, сильна, но она не основной фактор. ¬сЄ-таки главное - это вера в правду, добро и справедливость. ј ещЄ - любовь к жизни.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 15362 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

459 - | 427 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.062 с.