Моторная (моторно-эмоциональная) теория внимания Т. Рибо. Автор названной выше теории полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания. В частности, по его мнению, случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения.
Т. Рибо определяет внимание как «умственный моноидеизм» (господство одной идеи в сознании), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) и искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида. Внимание представляет собой определенное психофизиологическое сочетание, в котором и двигательные, и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. Внимание, по мнению французского психолога, это психологическая и психологическая неподвижность, которая противоречит нормальному течению жизненных процессов.
На основании значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний для изучения механизмов внимания Р.С. Немов предлагает называть концепцию Т. Рибо психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, также сопровождается усилением кровообращения в органах, обеспечивающих процессы мышления. Неразрывный характер физиологических и психологических сторон внимания Т. Рибо иллюстрирует устойчивыми идиоматическими выражениями: «собраться с мыслями», «ломать головы»; «глаза на лоб полезли».
Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. Так, для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания.
Комплексная или волевая теория внимания Н.Н. Ланге. Русский психолог Н.Н. Ланге определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Именно критерий моментальности позволяет отделить внимание от других приспособительных реакций организма. По его мнению, акт внимания имеет три фазы: первичное внимание, реакцию, улучшающую восприятие, и собственно улучшенное восприятие.
Комплексный характер модели предает взаимосвязь внимания со следующими психическими процессами: с двигательным приспособлением, эмоциями, жизненным опытом.
Второе название теории – концепция волевого внимания – становится очевидным, если обратиться к предложенной Н.Н. Ланге классификации видов внимания. Так, рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). Инстинктивное внимание опосредуется эмоциональным состоянием организма (например, реакция удивления). Волевое внимание включает в себя сознательное предвосхищение того, что предстоит воспринимать в будущем. Оно тесно связано с процессом усиления интенсивности представления и памятью.
Н.Н. Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для возникновения процесса восприятия. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле. Традиция рассматривать внимание вместе с восприятием не утратила своей актуальности и представлена во многих зарубежных учебниках по психологии.