У ч и т е л ь. Покажите на примере всего одного (!) предложения, какие в нём можно произвести замены отдельных слов и всего предложения. Тот факт, что пример взят из произведения М. Лермонтова, принципиального значения не имеет.
В «Песне про купца Калашникова...» Лермонтов показал тяжелое для России время.
В «Песне про купца Калашникова...» — в поэме, в произведении, в сочинении.
Лермонтов — поэт, писатель, автор, он, художник, стихотворец.
Показал — изобразил, описал, нарисовал, обрисовал, запечатлел, воссоздал картину, открыл для читателя.
Тяжелое — трудное, страшное, мрачное, жуткое, суровое, грозное, тяжкое, смутное.
Для России — для страны, для родины, для народа, для отчизны, для отечества, для Руси, для русской земли, для нашей земли.
Время — эпоху, пору, момент, полосу, годину, период, отрезок времени.
Можно найти и синонимическую замену целых предложений, иногда с помощью разных синтаксических конструкций.
Беседа по теме предстоящего сочинения
Кто такой Е. Пугачев?
Можем ли мы на основании художественного текста судить о его внешности?
О каких душевных качествах, чертах характера свидетельствуют его поступки?
Как оценивают действия Е. Пугачева другие персонажи? (Его соратники, П. Гринев, царские генералы и т. д.)
Что помогает раскрыть образ Пугачева? Какова роль образотворческих средств, композиции произведения в изображении Пугачева?*
• Что мы можем сказать об идейной сути данного образа, о его роли в художественном воплощении идейного замысла автора?
Комментарий для учителя. Какие эпизоды, какие главы лучше привлечь к работе, чтобы не утонуть в материале? Глава «Незваный гость» характеризует Пугачева как человека гибкого, быстрого и ясного ума, знающего людей, человека необычайно широкой души. Важна для по-
нимания образа Пугачева и глава «Мятежная слобода», где мы, являясь свидетелями разговора Гринева с Пугачевым, видим в последнем сильного человека, взявшего на себя огромный груз руководства восстанием, понимающего свою трагическую роль, но не отступающего от своих
намерений.
Конечно, не обойдется без обращения к отношениям, сложившимся между П. Гриневым и Пугачевым. «Стакан вина и заячий тулупчик» — только завязка этих отношений. И то, что об исторических событиях в «Капитанской дочке» повествуется вообще и о предводителе народно-
го восстания в частности от имени самого обыкновенного человека, да ещё дворянина, царского офицера,— подчеркивает обаяние необыкновенной личности Пугачева. Отсюда и акцент на слове «главный» в формулировке темы сочинения.
6. Групповая работа над планом к сочинению с последующим обсуждением его пунктов, а если время позволит — начала, «зачина» сочинения
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
Закончить работу над планом, написать черновой вариант сочинения.
Переменка
ЭТЮД О ЧЕСТИ
«Капитанская дочка» — последнее крупное произведение Пушкина, таит в себе много загадок. Почему эпиграфом к роману стоит «Береги честь смолоду»? Значит ли это, что Пушкин понимал «честь» только ли как верность присяге? Считал ли он людей, присягу нарушивших,
людьми, лишёнными чести?
Что обозначает дата под романом: «19 окт.»? Почему подпись безлична: «Издатель»?
В начале 30-х годов XIX века в заметке «О дворянстве» Пушкина записал: «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (честности вообще). Не суть ли сии качества природные? Так: но образ жизни может их развить, усилить — или задушить».
Значит, честь — это прежде всего независимость, «верность святыне своей совести», по выражению Гринёва-отца. Был ли независим Пушкин, писавший «Капитанскую дочку»?
После разгрома восстания и расправы с декабристами Николай І милостиво вернул Пушкина из михайловской ссылки, приблизил к себе, освободил от общей цензуры, вызвавшись быть его личным цензором. После долгого разговора с глазу на глаз вывел его из кабинета и представил придворным: «Вот вам новый, мой Пушкин!»
Поэт надеялся, приблизившись к царю, склонить его к милосердию, добиться возвращения друзей из Сибири. Написал «Стансы», где на примере Петра І давал Николаю І урок великодушия:
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
Но царь не любил уроков и тем более учителей. Вскоре Пушкин понял, что оказался в зависимости. В черновом письме к шефу жандармов Бенкендорфу прорвалось: «Ни один из русских писателей не притеснен более моего».
Надежды Николая І сделать Пушкина придворным поэтом тоже не оправдались. Женившись, Пушкин особенно остро почувствовал свою несвободу.
Для него не было секретом, что его письма, даже письма к жене, читаются на почте с санкции Николая I. Пушкин пишет их теперь с явным расчетом на то, что их прочтут и передадут!
«Без политической свободы жить очень можно: без семейственной неприкосновенности... невозможно: каторга не в пример лучше. Это письмецо не для тебя...»
Компромисс с властью-силой оказался напрасным!
НАДЕЖДЫ на возвращение друзей из Сибири не оправдались, но он все время помнил о них. Тому свидетели и стихи на 19 октября — заключительные строки «Онегина»… И «Капитанская дочка». В романе казанской семинарии, как было в действительности, а в комендантском доме, в крепости, как в Петербурге, полвека спустя, после восстания на Сенатской.
И, конечно, Пушкин не считал декабристов людьми, утратившими честь, изменившими «святыне своей совести». И дело здесь не в совпадении или различии политических взглядов Пушкина тридцатых годов и политических устремлений декабристов, которые, кстати сказать, были весьма разноречивы. Они — «падшие» — упавшие, поверженные.
И его дело — призывать к ним «милость».
Для них, для тех, кто «далече», поставлена и «дата» в конце романа: 19 октября, день лицея. Конечно же, это не день окончания работы над рукописью. Он вносил в неё изменения и позднее. Сохранился след пушкинского поиска сигнала-привета далеким друзьям. В наброске «Заключения» «Капитанской дочки» читаем: «Петр Андреевич умер в конце 1817 года». Дата под вариантом «Заключения» — 23 июля (1836 г.).
И подпись: А. Пушкин.
Приглядимся к датам. 1817 год — год окончания лицея. Конец года — скорее всего, декабрь — месяц восстания на Сенатской. 23 июля 1836 года — ровно ДЕСЯТЬ лет и ДЕСЯТЬ дней со дня казни Пятерых и лишения чести 97 декабристов, в том числе лицейских друзей Пушкина: Ивана Пущина и Вильгельма Кюхельбекера.
Дата слишком памятна, и в год десятилетия казни могла быть понята слишком многими — и друзьями, и врагами. Пушкин отказывается от неё и заодно убирает ненужную теперь «дату смерти» Петра Андреевича—1817 год. Он ставит дату «19 окт. 1836» — день лицея. Другой подписи теперь не нужно. Друзья поймут. Весь роман как бы зажил между эпиграфом «Береги честь смолоду» и посвящением-датой «19 октября».
И имени автора можно не писать. Пушкин подписывает роман: «Издатель». Роман напечатан в декабрьской книжке «Современника», издаваемого Пушкиным...
«Я ГИМНЫ прежние пою...» — вот что должна была сказать друзьям подпись под историческим романом о народном бунте и личной чести. Чести — «верности святыне своей совести». Честь и свобода — святыни юности.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы...
В 1831 году Вяземский, возмущенный стихами Пушкина на взятие Варшавы, упрекнул: надписывая адрес на письма к тебе, мне хочется всегда сказать: «Спросить в Лицее, в Пантеоне». Перед лицом Вечности Пушкин подписывал адрес на своей последний работе: «Юность. Лицей. 19 октября».
Р. Мошинская