Одной из особенностей расследования похищения человека является то, что следствие начинается, как правило, при отсутствии каких-либо данных о лицах, совершивших преступление, которые по телефону или иным способом сообщают родственникам либо знакомым потерпевшего о его захвате, требуя за его освобождение выкуп либо выполнение долговых обязательств. Поэтому особое значение приобретают первоначальные следственные действия и умелое сочетание их с оперативно-розыскными мероприятиями, направленными на обнаружение преступников, местонахождения похищенного и его освобождение.
Тактика расследования уголовного дела по факту похищения человека определяется следственной ситуацией на том или ином этапе расследования.
Следователь, получив материалы, свидетельствующие о похищении человека (сообщение преступников, заявление потерпевшего, его родственников, очевидцев и др.), и приняв решение о возбуждении уголовного дела, должен, в зависимости от этапа реализации преступного замысла, наметить комплекс необходимых следственных действий, определить, какие из них следует отнести к категории неотложных и в какой последовательности их проводить.
1. При поступлении сообщения о похищении человека следователь должен прежде всего принять меры к установлению возможного места нахождения потерпевшего (допросить очевидцев захвата и транспортировки потерпевшего, произвести осмотр места захвата и т. д.) и немедленно организовать проведение оперативно-розыскных мероприятий по установлению места нахождения потерпевшего и его освобождению.
2. При похищении и предъявлении преступниками каких-либо требований к родственникам (знакомым) потерпевшего порядок производства следственных действий определяется тем, выполнены ли требования вымогателей.
Если эти требования не выполнены, то после конкретизации их содержания (путем допроса лиц, получивших эти требования), следователь совместно с оперативными работниками организует задержание членов преступной группы при передаче им требуемого либо непосредственно после нее.
Далее целесообразно допросить задержанных и, при наличии существенных противоречий в их показаниях, решить вопрос о возможности и необходимости проведения очных ставок, а затем иных следственных действий: осмотров, обысков, следственных экспериментов, различных экспертиз и т. д.
Если требования преступников уже выполнены, то после уточнения времени, места и обстоятельств захвата заложников, передачи требований и их выполнения, следует немедленно организовать осмотры всех этих мест в целях отыскания следов, оставленных преступниками, а также выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
3. В том случае, если сами потерпевшие после освобождения обращаются в правоохранительные органы, деятельность следователя во многом будет сходна с ранее указанной, однако имеет некоторые особенности. Во-первых, потерпевший может дать показания о месте, где его удерживали преступники после захвата, а во-вторых, вероятно, даст более подробную информацию об обстоятельствах захвата, времени, маршруте и средствах его транспортировки к месту удержания, а также о самих преступниках и мотивах их преступного поведения. В этом случае целесообразно немедленно организовать еще и осмотр места, где производилось его удержание.
Осмотр места происшествия
Целью осмотра является обнаружение следов, которые могут способствовать установлению личности похитителей и их розыску.
По делам данной категории необходимо проводить следующие виды осмотров: места похищения; транспортных средств, использованных преступниками; места удержания потерпевшего; места передачи преступниками требований и получения требуемого. Таким образом, одной из отличительных черт является наличие не одного, а нескольких мест происшествия, тактика осмотра которых во многом сходна с тактикой осмотра по делам о вымогательстве.
Особенность таких осмотров заключается в необходимости фиксации в протоколе следственного действия подробной характеристики (включая функциональное назначение) помещения, где проходил тот или иной этап реализации преступного замысла.
Затем следует определить места наиболее вероятного нахождения традиционных следов преступников: следов обуви, пальцев рук, ладоней, микрочастиц одежды и т. п. Если имеются сведения об использовании преступниками транспортных средств, следует расширить границы осмотра (в частности, выйти за рамки помещения, в котором производился захват, удержание потерпевшего, передача требований и т. п.) с целью поиска и изъятия следов, которые не могло не оставить транспортное средство (следы протекторов, пятна масла, смазки). Здесь же можно обнаружить следы, оставленные преступниками (следы обуви, окурки, следы биологического происхождения и т. п.).
При осмотрах всех перечисленных мест целесообразно обращать внимание на те предметы и документы, которые предположительно были оставлены преступниками (может быть, эти предметы и документы нетипичны для осматриваемого помещения, возможно, допрошенные свидетели и потерпевшие прямо указали на то, что они были оставлены преступниками).
Если преступниками применялось оружие, то для осмотра следов выстрела, а также и самого оружия (если оно оставлено на месте применения либо в ином месте) целесообразно привлечь специалиста в области баллистики, поскольку данные даже первоначального осмотра пуль, гильз и т. п. могут дать ценную информацию для установления и поиска преступников.
Также в протоколе следует отражать так называемую "негативную" информацию, например, отсутствие папок с документами или самих документов в тех местах офиса, которые предназначены для их хранения, отсутствие компьютера при наличии монитора и т. п.
При осмотре места удержания потерпевшего следует обратить внимание на предметы, которые могли быть использованы преступниками для преодоления его сопротивления: веревки, провода, наручники, предметы, которые могли быть использованы в качестве кляпов и на которых остались следы, похожие на следы зубов и т. п. Кроме того целесообразно провести поиск следов, которые могли образоваться в результате применения этих средств (следы трения на трубах отопления, иных жестко закрепленных предметах, к которым могли привязывать заложников). Если осмотр проводится после допроса потерпевшего, задачи следователя во многом облегчаются: он имеет возможность использовать в ходе осмотра информацию, предварительно полученную от потерпевшего.
По делам данной категории нередко возникает необходимость в проведении осмотра нетрадиционных объектов — кассет с аудио- и видеозаписями. При этом в протоколе следует отражать не только их внешние признаки, но и содержание. Аудиокассеты целесообразно прослушать, использовав компьютерный транскрайбер "Цезарь-16", который позволяет работать с записью без внесения дополнительных следов на пленку, что дает возможность в дальнейшем провести трассологическую экспертизу. Видеокассеты целесообразно просмотреть во время осмотра, отразив в протоколе содержание записи (либо ее отсутствие). Иногда возникает необходимость проведения осмотра ценных бумаг и иных документов (учредительных договоров, уставов коммерческих организаций, иных гражданско-правовых документов), в том числе и хранящихся в нотариальных конторах, с тем чтобы установить, не вносились ли в указанные документы изменения по требованию преступников, а также для уточнения связей потерпевших с преступниками в период, предшествовавший похищению.
При осмотре таких документов следует обращать внимание не только на название, дату их составления, кем подписаны, кем и когда удостоверены или зарегистрированы и другие традиционно исследуемые реквизиты, но и на те права и обязанности, которыми наделяются лица, перечисленные в документах (в первую очередь члены преступной группы, а также лица, оказавшиеся потерпевшими по делу, их родственники и близкие знакомые), с непременным отражением этих сведений в протоколе осмотра.