Принцип свободы договора закреплен в ст. 8 Конституции РФ, где устанавливается, что свобода экономической деятельности является одним из основных принципов государства. В ст. 34 Конституции РФ эта норма имеет продолжение: «Каждый имеет право на свободное Использование своих способностей имущества для предпринимательской Деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности». При этом, согласно п. 2 данной нормы, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Далее свобода договора объявляется основным началом гражданского законодательства в ст. 1 ГК РФ, и, наконец, реализация этого принципа осуществляется благодаря субъективному гражданскому праву свободного заключения договора, названному в ст. 421 ГК РФ.
Также Конституционный Суд РФ в своем Постановлении №4-П указал, что свобода договора признана одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина. Отмечается, что исследователи часто акцентируют свое внимание лишь на тех элементах принципа свободы договора, которые характеризуют Преддоговорную стадию и стадию заключения договора. При этом важно помнить, Что принцип свободы договора сохраняет свое действие и в тот момент, когда договор уже заключен. К правомочию принципа свободы договора на стадии формирования договорного обязательства относится право на заключение договора. Свобода договора как субъективное гражданское право, довольно своеобразно, так как имеет абстрактный характер. Есть, однако, группа прав, которые по своей природе близки свободе договора именно в названных ее особенностях. Речь в данном случае идет о конституционных правах и свободах, составляющих правовой статус личности в РФ. Так, среди прочих особенностей, присущих этим правам (право на труд, свобода вероисповедания, свобода мысли и совести и др.), выделяют то, что эти права имеют неисчерпаемый характер. Они также реализуются на протяжении всей жизни человека, они не могут прекратиться при сколь угодно частом их осуществлении обладателями.
Помимо полного соответствия свободы договора признакам конституционных прав и свобод, есть и иные доводы в пользу этого положения. Речь идет, в частности, о Постановлении Конституционного суда РФ от 23.02.1999 г., №4-П По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 29 Федерального закона от 03.02.1996 г. «О банках и банковской деятельности» в связи с жалобами граждан О. Ю. Веселяшкиной, А. Ю. Веселяшкина и Н. П. Лазаренко.
При рассмотрении данного дела суд пришел к выводу (п.4 Постановления), что «… из смысла конституционных норм о свободе в экономической сфере вытекает конституционное признание свободы договора как одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина, которая Гражданским Кодексом провозглашается в числе основных начал гражданского законодательства (п.1 ст.1). При этом конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод (ст. 55 ч.1 Конституции РФ) и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 ч. 3 Конституции РФ)»[14].
Как отмечает Ю. Л. Ершов, «свобода договора как категория, относящаяся к сфере коллективного действия, имеет внешнее и внутреннее проявление. Внешнее проявление касается неприкосновенности, священности волеизъявления сторон для всех окружающих. Согласно принципу pacta sunt servanda никто не вправе попирать волю сторон. Внутреннее проявление свободы договора относится к равенству сторон друг перед другом, возможности свободно проявлять свою волю в договоре, защищенности от диктата внутри взаимоотношения сторон в договоре»[15].
Можно выделить следующие составляющие содержания субъективного права свободного заключения договора:
1. Свобода в выборе в решении вопроса: заключать ли договор или воздержаться от его заключения.
Позитивное содержание данной свободы составляет возможность по своему усмотрению определять место и время вступления в договорные связи, а также самостоятельность в решении того, заключать ли договор или нет. Негативное содержание этой составляющей права свободного заключения в том, что никто не может быть понужден к заключению договора, кроме случаев, предусмотренных законом или добровольно принятым на себя обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
Отсутствие изначально данной свободы свело бы на нет все гражданское право в форме частного права. Такая свобода является фундаментом ныне существующего гражданского права.
2. Свобода выбора вида заключаемого договора
Вопрос выбора вида заключаемого договора предопределяется теми экономическими или иными интересами, достижению которых стороны и стремятся способствовать вступлением в соответствующие договорные правоотношения.
Также вид заключаемого договора может быть предписан субъекту условиями обязательства, из которого вытекает заключение договоров.
3. Свобода выбора контрагента по договору.
Возможность выбирать контрагента по договору, непременно, одна из важнейших гарантий свободного изъявления воли субъекта, участвующего в гражданских правоотношениях. Именно путем реализации данной свободы лицо может полностью удовлетворить свои потребности, с учетом личных интересов.
4. Свобода в формировании условий договора.
Венцом всей этой фундаментальной системы свободы, основополагающей для всего частного права, выступает свобода в определении условий договора, логически заканчивающая фактический цикл договорных правоотношений, в ходе которого субъект принимает решение заключить договор, определяет его вид, выбирает контрагента, и наконец, происходит установление взаимных правил в форме определения условий заключаемого договора.
Последней составляющей свободой завершаются правоотношения путем заключения договора. Её важность заключается в том, что она прямо закреплена в ст. 1 ГК РФ: «… Физические и юридические лица свободны в … определении любых не противоречащих законодательству условий договора».
Следует отметить, что приведенные выше четыре составляющие свободы договора не исчерпывают его содержания. Существуют также факультативные составляющие, такие, например, как свобода придания формы договору. В соответствии с п. 1 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Так, стороны могут заключить договор, как в устной, так и в письменной форме, как в простой письменной форме, так и заверенной нотариально.
Осуществление данного принципа происходит благодаря реализации участниками гражданских правоотношений субъективного права свободно заключать договоры. Это субъективное право складывается из вышеназванных правомочий, каждое из которых значимо и само по себе, в целом же они образуют то сложное и достаточно многоплановое явление, которое объединяется под названием «субъективное право свободного заключения договора».