Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Похоронные обряды и плачи.




Древнее происхождение плачей и причитаний (см. «Слово о полку Игореве»). Причитания по умершим родителям, братьям и сестрам, по ребенку, по рекруту, по погибшим и плененным воинам, причет невесты - сироты, причет невесты с хором. Экспрессивно-выразительный характер причитаний. Их импровизационная природа, выражающаяся в глиссандрированных интонациях, выкриках, стонах, вздохах, обилии междометий и союзов, спадов, произносимых на выдохе говорком, в повышении тесситуры, расширении диапазона и изменении лада (минор - одноименный мажор) в связи с возрастанием эмоционального напряжения.

Тоническое стихосложение. Увеличение количества безударных слогов до 3-4х перед тоническим первым ударным слогом.

Большая пауза между строками, необходимая для концентрации сил исполнительницы. Достижение кульминации в начале строки (чаще на ударный слог) с последующим спадом, восходящий скачок в конце строки на ударный слог и нисходящая концовка говорком. Плачи и причитания в русских операх: «Плач Ярославны» в опере А.П.Бородина «Князь Игорь», «Плач Ксении» в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов», хоровой причет «ОЙ, беда идет, люди!» в опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

 

 

Русский эпос.

Эпос (от греч. слово, рассказ, песня) - род повествовательного изложения, отражающий типичные черты данного народа в историко-географическом контексте.

Эпос греческий - «Илиада» и «Одиссея», скандинавский - саги, немецкий - «Песнь о Нибелунгах», карельский - «Калевала» и «Калевипоэг».

Эпические жанры устного фольклора: сказки, легенды, предания, притчи, повести, былички. «Слово о полку Игореве» - уникальный памятник русского эпоса. Музыкальный русский эпос: былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, скоморошины.

 

 

Былины.

Былины - наиболее древние музыкально-эпические произведения. Это один из значительных жанров русского народного творчества, повествующий о прошлом народа, раскрывающий типичные национальные черты: патриотизм, смелость, хитроумие, благородство. Герои былин - богатыри из крестьян, князей, купцов, священников.

Внутренняя разножанровость былин: героические, бытовые, фантастические. Главенствущая роль текста. Династийный принцип бытования.

Региональные особенности. Север (Печора, Заонежье, Архангельская область) - заповедник русских былин (старин). Речетативно-декломационный стиль изложения старин. «Скупой» характер мелодики, связанный с особенностями климата и темперамента северян. Былины Т.Г.Рябинина.

Среднерусские лиро-эпические былины. Распевность мелодии, опевание трезвучий, свидетельствующее о более позднем происхождении.
Выразительные интонационные скачки. Близость лирическим песням.

Южнорусские былины, исполняемые часто хором. Казачья традиция (Дон, Южный Урал, Краснодарский край). Различные виды многоголосия: развитая гетерофония, контрастная полифония (один голос противопоставляется группе других голосов).

Богатство и изысканость ладов. Разнообразие типов ладовой переменности: параллельная, большесекундовая (в миноре I - VII натуральная), кварто-квинтовая.

Поэтика былин: хронологическая последовательность, поступательное развитие действия, наличие главной сюжетной линии и тесно связанных с ней ответвлений. Былины Киевского и Новгородского циклов.

Гиперболы (преувеличения)и литоты(преуменьшения). Их выразительная функция. Величие положительных героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Садко, Святогора.Гротескное претворение отрицательных героев (Соловья-разбойника, например),снижение образа врага. Раскрытие характера героя через его поступки.

Особенности композиции. Запев или зачин: «географический» «Как во городе Стольно-Киевсков», «биографический» - «Жил Святослав девяносто лет», «пейзажный» - «То не белая берёза к земле клонится». Рассредоточенная экспозиция - появление новых героев на протяжении всего произведения. Замедленное действие. Троекратные повторы с усилением. Рондообразность. Динамические кульминации. Утверждение главной идеи в концовке.

Историческая и географическая точность.

Типовые сюжетные формулы: пир, седлание коня, богатырская скачка, битва.

Особенности языка: эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологизмы, обратный порядок слов, образные параллелизмы, повтор слов, рифма на основе ритмо-синтаксического и морфологического параллелизма.

Тоническое стихосложение (тоника - от греч. удар или акцент).

Ударение на третий слог от начала и третий от конца строки.

Исполнители: Боян, Крюкова, Кривополенова, Федосова, Рябинины, Щеголёнок. Феноменальная память сказителей.

Собирание былин. Сборник Кирши Данилова. П.И.Киреевский, П.А.Бессонов, П.Н.Рыбников, А.Ф.Гильфердинг (напев Рябинина), А.В.Марков, А.Д.Григорьев, A.M.Листопадов. Музыкально-этнографические комиссии Русского географического общества (РГО), их огромная роль в собирании русского эпоса.

Былины в русской классической музыке, в творчестве А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, М.А.Балакирева,Н.А.Римского-Корсакова, А.Т.Гречанинова, А.Г.Аренского.

 

 

Исторические песни.

Ровесницы былин. Отражение исторических фактов как есть, без
гиперболизации, правдоподобно.

Тематика исторических песен: монголо-татарское иго, Иван Грозный, Ермак, смутное время, Степан Разин, Петр Первый, Северная война, Суворов, Емельян Пугачев, война 1812 г. и т.п.

Песни «о внешней политике: солдатские, рекрутские. Песни внутренней политики: вольницы, бунтарские, каторги, ссылки, революционные.

Многожанровость исторических песен: баллады, величальные, плачи, лирические протяжные, сказы, притчи.

Исторические песни - тематическая группа различных жанров.

 

Баллады.

Баллада в русской классической литературе: «Светлана» В.А.Жуковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.Эпико-повествовательный характер зачина и экспозиции. Предзнаменования и их роль в дальнейшем развитии событий баллады. Драматическое развитие сюжета. Совпадение кульминации и развязки, часто трагический конец. Фантастический элемент в литературной балладе.

Отличительная черта фольклорных баллад - повествование о тяжелой жизни простого народа. Общие черты: ускорение развития сюжета к концу, неожиданная, чаще трагическая развязка.

Разновидности народных баллад: эпическая (историческая) «Как за речкою, да за Дарьею» («Про татарский полон»), лирическая - «У ворот сосна «, драматическая - «Ванька ключник».

Многовариантность исторической баллады «Про татарский полон». Тексты с различными концовками, их образно-поэтическое содержание. Красота и мелодичность напевов. Разнообразие ладовой переменности: секундовая, терцовая, кварто-квинтовая. Ритмическая, мелодическая, ладовое родство вариантов одной песни.

Баллада «Про татарский полон» в творчестве Н.А.Римского-Кор-
сакова. Композитор об этой песне в «Летописи моей музыкальной жизни»
(М.,1980).

Современная баллада. Новые фольклорные записи баллад.

 

Духовные стихи.

Крещение Руси (988 г.). Духовный стих (апокриф) - пересказ сюжетов Ветхого и Нового Заветов языком русского народа. Осмысление и принятие язычниками христианства.

Исполнение духовных стихов каликами перехожими под аккомпанемент колесной лиры (Леры). Космогонические и поминальные духовные стихи: «Стих о Голубиной книге», апокрифы об Алексее Божьем человеке, о Егории Храбром, о Страшном суде.

Поэтический язык, особенности русской транскрипции древнееврейских географических названий и имен, введение описания русского пейзажа, морализующие фрагменты, тоническое стихосложение в апокрифах X-XIV в.в., стопное (силлабо-тоническое) - в более поздних.

Взаимосвязь мелодики духовных стихов с былинами, знаменным распевом, позднее с лирической песней и кантом. Переменные размеры.

Обиходный звукоряд, его влияние на ладовую структуру духовных стихов.

Ладовая переменность, пониженные ступени, полуперечение, уменьшенная октава. Мажор и гармонический минор в поздних апокрифах. Распевы. Движение параллельными терциями (» ленточное «двухголосие).

Духовные стихи в русской классической музыке, в произведениях М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, С.И.Танеева, Н.Я.Мясковского.

 

 

Скоморошины.

Скоморох - музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр, промышляющий этим и пляскою, песнями, шутками, фокусами, потешками; ломака, гаер, шут. Глашатый социального зла, сатирики, острословы. Антицерковная направленность искусства скоморохов. Фреска Софии Киевской «Скоморохи» XII в.. Указ царя Алексея Михайловича 1648г. «Об исправлении нравов и уничтожении суеверия». Скоморошьи очаги: Псков, Новгород, Заволжье, Брянск, Белгород, Дон. Государева потешная палата.

Синкретизм искусства скоморохов. Взаимовлияние пения, наигрыша, пляски, театральности, сатиры.

Музыкальные инструменты скоморохов: орган, волынка, гудок, гусли, рожок, свирель, жалейка, домра, балалайка, бубенчик на колпаке, бубен, рубель.

Жанры (эпико-драматические): скоморошины - былина наоборот, шутовы старины, небылицы, небывальщины, перегудки, например: «Вавила и скоморохи», «Про гостя Терентища», «Добрыня чуть победил», «Агафонушка» на напев былины «Соловей Будимирович».

Взаимосвязь напевов скоморошин с инструментальными наигрышами: скачки на кварту, квинту, скрытое двухголосие, мелодическая фигурация по звукам трёхзвучных аккордов. Взаимовлияние ритмики скоморошин и хореографического фольклора.

Источники: сборник Кирши Данилова, «Повесть о горе-злосчастии», записи П.В. Шейна (Мезень), А.Д. Григорьева (Архангельская губ.), А. Гильфердинга (Онега) и др.

Смеховая культура Древней Руси, её проникновение в музыку русских композиторов-классиков: Н.А. Римский-Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, В.Ю. Калистратова, Р.К. Щедрина.

 

 

Традиционная лирика.

Лирическая протяжная песня – «душа» народной крестьянской музыки. Ее иные названия: «проголосная», «долгая», «тягальная». Жанр более позднего происхождения, выкристаллизовавшийся из календарных и свадебных песен в период становления Московского государства (XVI-XVII века) крестьянские, рекрутские, разбойничьи, солдатские, тюремные песни как разновидности русской песенной лирики. Специфика бытования, исполнения, музыкально-поэтической стилистики каждой группы песен.

Лирическая песня - род психологического выговаривания (пропевания) накопившегося в душе горя. Отражение в протяжной русской песне лирико-философского мышления народа.

Глубинность (космичность) поэтического содержания. Повествование о быстротечности человеческого счастья, философское осознание горя как источника мудрости.

Особенности поэтики: «пейзаж настроения», ступенчатое сужение образа («фокусировка»), образно-поэтические параллелизмы (подобие явлений в природе жизни человека), эпитеты, метафоры, сравнения, фразеологические обороты, символика, связанная с народными приметами, например: ворон - символ смерти, ракитов куст и бел горюч камень - символы скорби.

Особенности поэтического языка в тюремном фольклоре. Тюремный жаргон.

Мелодическая изысканность лирических песен, их «кружевная» мелизматика, волнообразное строение мелодии, связанное с импульсивностью переживания. Словообрывы, огласовки, протяженные распевы, исполняемые подчас на цепном дыхании.

Развитые мелодические подголоски. Сольные запевы и ансамблевое продолжение. Вариантность как главный принцип развития. Различные виды многоголосия: «ленточное», гетерофонное, гармоническое. Диссонантные и консонантные созвучия.

Унисонные и октавные каденции.

Сложные ладовые структуры, более поздние по происхождению: семиступенные лады народной музыки, мажор и минор, ладовая переменность, влияние обиходного звукоряда на крестьянскую песенность.

Эклектика музыкального языка тюремных песен.

Ритмическое богатство, связанное с импровизационной природой протяжных песен. Переменные размеры, ферматы, изменения темпа, разнообразие ритмических рисунков, различные виды синкоп и пунктирных ритмов, залигованные ноты, соседство контрастных ритмических рисунков.

Мужская и женская песенные традиции.

Классические обработки лирических протяжных песен Н.А. Римским-Корсаковым, А.К. Лядовым, М.А. Балакиревым, П.И. Чайковским.

Использование лирических протяжных песен в русской классической литературе в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, А.М. Горького, Б.Л. Пастернака; в русской классической музыке, в творчестве М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева, Р.К. Щедрина.

Лирические песни в интерпретации Ф.И. Шаляпина.

 

Городской фольклор.

Зарождение городского фольклора в период позднего феодализма
- XVII-XVIII вв. Влияние западноевропейской бытовой музыки на русскую городскую песню.

Кант и романс - жанры, оказавшие доминирующее влияние на музыкальный стиль городского фольклора. Взаимосвязь городского мелоса с крестьянской лирической песней.

Кант (от лат. cantus - пение, песня) - род бытовой многоголосной песни, распространенный в России, на Украине и в Белоруссии в XVII-XVIIIв. Псалмы-канты на религиозные тексты. Другие разновидности кантов: назидательный, шуточный, панегирический, бытовой.

Романс (от исп. romanse) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом лирического содержания.

Многожанровость, связанная с многосоставностью городского населения: фабрично-заводские, песни ремесленников разных профессий, ямщицкие, солдатские, патриотические гимны времен Петра1, студенческие песни о братстве и любви к Родине.

Тексты профессиональных поэтов. Воздействие поэзии В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова.

Авторские песни. Влияние русской классической литературы на поэтический стиль городских песен. Силлабо-тонический стих. Стопа группа долей с одним ритмическим ударением. Двухдольные стопы: хорей, ямб; трехдольные: дактиль, амфибрахий, анапест; четырехдольные: пеон первый, второй, третий, четвертый. Взаимосвязь двухдольных и четырехдольных стоп.

Рифмованные строфы. Парная - АА ББ, перекрестная - АБАБ, охватная или опоясывающая - АББА рифма в четырехстрочной строфе.

Окончания строк: мужское - ударное, женское -ударение на предпоследний слог, дактилическое - третье с конца строки ударение, гипердактилическое четвертое с конца строки ударение.

Слова и выражения нового времени.

Двухдольные и трехдольные музыкальные размеры. Популярность размера 6/8. Преобладание натурального мажора, гармонического и мелодического минора. Вводнотоновость. Функциональная логика гармонического развитие. Автентические обороты. Квадратность. Куплетная форма: запев, припев. Гомофонно-гармонический склад при многоголосии. Трехголосная кантовая фактура с параллельным движением двух верхних голосов и функциональным басом.

Аккомпанирующие инструменты: семиструнная гитара, гармонь. Популярность в народе таких городских песен, как «Среди долины ровныя», «Степь да степь кругом», «Утес Степана Разина».

Городская песня как поздний пласт фольклора в русской литературе, музыке, живописи в творчестве Ф.М. Достоевского, С.И. Давыдова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, И.М. Прянишникова.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 861 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.