Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жанры народной хореографии.




Древнее происхождение хороводов. Синкретичность жанра (слово, музыка, пластика, хореография, инсценировка, народные костюмы, инс-трументарий). Хоровод как разновидность русского народного театра.

Виды хороводов: «круговой», «змейка», «стенка на стенку», «капустка», «вьюн», «вьюн с расплеткой», «воротца с поцелуями», «ручеёк», «корзинка», «вьюн, воротца и расплетка», «звёздочка», «карусель», «гребень», «стрела», «хоровод с ширинками» и др.

Региональные особенности хороводов: курские танки и карагоды, белгордские хороводы на льду, брянские хороводы на Пасху и Вознесение, усть-цилемская «горка».

Значение ритма в хороводах. Отражение в нём мышечно-двигатель-ных импульсов. Постижение особенностей человеческой памяти через ритмоформулы. Характерные ритмические рисунки: «в две ноги», «в три ноги», дробление, «пересек». Полиритмия.

Напевы хороводных песен. Их мелодическая гибкость. Ладовое раз-нообразие: целотоновые и семиступенные лады народной музыки, а именно: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский.

Формы: периодичность, вариированная периодичность, пара периодичностей, вариированная пара периодичностей, припевная форма.

Появление в ХVIIв. европейских танцев: краковяк, лансье, подыспань. Русская кадриль, «восьмёра». Парные танцы. Квадратность. Гомофонно-гармонический стиль аккомпанемента.

Хороводные песни в творчестве А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, П.И. Чайковского.

 

Семейные обряды и песни.

Древнее происхождение семейных обрядов и песен. Устойчивость семейных обычаев в традиционной культуре. Огромная роль музыки в жизни человека (от рождения до смерти). Отражение религиозных верований восточных славян в семейном быту.

Наиболее важные семейные обряды: рождение младенца, крестины, именины, свадьбы, прием гостей, новоселье, похороны, поминки.

Жанровое разнообразие песен: пестушки, колыбельные, страшилки (пугалки), крестинные, величальные, корильные, заговоры, свадебные, причитания и др.

Величальные и корильные песни. Исполнялись гостю,
хозяину, на именинах, крестинах, новоселье, свадьбах. Величания при
венчании на царство, перед воинским походом и после победы. Сатира в текстах корильных песен. Единый напев величания и корения. Распевный характер мелодии. Выразительные широкие интервальные скачки в мело-
дии (на квинту, сексту). Одно- и многоголосные величания. «Типы
многоголосия»: «ленточное», подголосочное. Несложная, легко запоми-
нающаяся ритмика. Песни с припевом, включающим имя, кому поют. Повторы слов с усилением их звучания и конкретизацией определения: хороший, пригожий, пречестной. Форма строфы (куплета): периодичность - аа; вариированная периодичность - aa1; пара периодичностей - аабб; вариированная пара периодичностей - аа1бб, аабб1, aa1661; при-
певная форма - аапа, аапб. Величания в русской классической музыке,
в произведениях М.И.Глинки, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева.

 

 

Песни детства.

Жанры, примыкающие к детскому фольклору (взрослые - детям):
пестушки, страшилки, колыбельные, крестинные (ребенку, родителям,
крестным).

Крестинные-песни, возникшие после крещения Руси в 988 году. Исполнение крестинных песен крестными и гостями после церковного обряда Крещения. Величавый характер музыки. Обилие распевов, более сложная ритмика (переменные размеры, залигованные ноты). Усложненно-развитая ладовая и мелодическая структура. Элементы подголосочной полфонии (гетерофонии), образующейся в результате одновременного исполнения разных вариантов мелодий. Особенности голосоведения в народной музыке: движение параллельными терциями, параллельными квартами, параллельными трезвучиями, свободное обращение с диссонансами, господство мелодической горизонтали.

Особенности поэтического текста, связанные с пожеланием крестy добра, счастья, ума, богатства, знатности, поздравлением и величанием его матери и отца. Сравнения. Красота древней русской речи.

Пестущки – песенки, забавляющие малыша, исполняемые ему во время купания, кормления, пеленания и т.п.

Страшилки – краткие песенки воспитательного характера.

Колыбельные песни. Поэтическая и музыкальная выразительность русских народных колыбельных песен. Характерные припевные слова «Лю-лю», «Бай». Герои колыбельных: котик, петушок, попугай, горностай и др. Сравнение со сказками, прибаутками, байками; сходства и различия. Мелодическая простота. Огласовки. Неширокий диапозон. Дихорд, трихорд с субквартой, опора на мажорный и минорный квартсекстаккорды. Преобладание двухдольных размеров, как естественного отражения метра качающейся колыбели. Трехдольные колыбельные песни. Гипнотическое воздействие колыбельных. Смертные байки. Детские игры с куклой. Связь колыбельных с другими жанрами русского фольклора.

Использование колыбельных в русской классической музыке, в произведениях М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, Н.Я. Мясковского и др.

 

Русская свадьба.

Огромное значение свадьбы в судьбе человека, семьи, рода. За-
рождение свадебного обряда у восточных славян при общинно-родовом
строе. Формирование единого обряда как драматического спектакля в России после принятия христианства. Таинство венчания в церкви как
часть народного свадебного обряда. Двоеверие в русской свадьбе. Ох-
ранительная магия.

Наиболее важные моменты свадебного обряда: сватовство, сговор, рукобитие, пропои, девишник, расплетание косы и сбор невесты к венцу, встреча свадебного поезда жениха, выкуп невесты, родительское благославление молодых, таинство венчания, свадебный пир. Региональные особенности свадебного обряда: банный обряд - Урал, Сибирь,Север, Поволжье; смысловой акцент на свадебном пире - Юг России, колодезный обряд - Владимирская область, плач невесты с хором - Север, Белгородская область.

Мелодическое богатство и красота свадебных песен. Мелодия-вершиноисточник. Поэтическое содержание. Прием образного параллелизма. Метафорический язык. Силлабическое стихосложение (равносложное, цезурованное). Сочетание с тоническими ударениями.

Формы: периодичность, пара периодичностей, вариированная пара периодичностей, вариированные однострочные формы свадебных причитаний. Жанровое многообразие свадебных песен: заклинательные, комментирующие обряд, причитания, величальные, корильные, шуточные, плясовые, частушки. Свадебный обряд как разновидность народного театра. Роли участников и гостей. Синкретический характер свадебного ритуала (тексты, пение, обряды, пляски, инструментарий, игры, «реквизит», костюмы, убранство домов и застолья, свадебное угощение).

Свадебный обряд и свадебные песни в русской классической музыке:. Современное бытование свадебного обряда.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1750 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2151 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.