Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отмена крепостного права в Беларуси 13 страница




В 1913 году в Вильно начала издаваться белорусскоязычная католическая газета «Белорус», печатавшаяся латинским шриф­том, а в 1916 году, в условиях немецкой оккупации, начала выхо­дить под редакцией В.Ластовского газета «Гром». Однако доми­нирующей в Белоруссии была русскоязычная печать. Целый ряд газет — «Окраина России», «Минское слово», «Виленский вест­ник», «Белорусская жизнь», потом «Северо-Западная жизнь», журнал «Крестьянин» — были активными проводниками велико­державной политики царизма и вели ожесточенную борьбу про­тив революционного и национально-освободительного движения.

Не меньшую враждебность к революционному и белорусско­му национально-освободительному движению проявляли органы польских помещичье-клерикальных партий и группировок, кото­рые смотрели на западные губернии как на провинцию Великой Польши. Особую активность в этом отношении проявляли «Курь­ер Литовски», «Гонец виленски», «Пшыяцюл» и другие. Этиизда-ния, как и русские черносотенно-октябристские, отрицали суще­ствование белорусской нации, белорусского языка и культуры. Их целиком удовлетворяла политика царизма, направленная на рас­кол белорусского этноса по вероисповеданию на «русских» и «по­ляков».

Начало легальному белорусскому книгопечатанию положи­ло издательство «Заглянет солнце и в наше оконце», созданное в 1906 году в Петербурге. Позже возникли «Наша нива» и «Наша хата» в Вильно и «Соха» в Минске. Они издали первые учебники на белорусском языке «Першае чытанне для дзетак беларусау» Тетки и «Другое чытанне для дзетак беларуса^» Я. Ко л аса, отдель­ные произведения белорусских писателей, научно-популярные произведения белорусских писателей, научно-популярные брошю­ры. За неполные восемь лет только издательство «Заглянет солн­це и в наше оконце» опубликовало 40 белорусских книг общим тиражом 100 тысяч экземпляров.

Наибольшие успехи в развитии белорусской культуры в на­чале XX века связаны с литературой. Ведущая роль в белорус­ской литературе этого времени принадлежала писателям рево­люционно-демократического направления — Я. Куп ал е (1882 — 1942 гг.), Я.Коласу (1882 — 1956 гг.), М.Богдановичу (1891 — 1917 гг.), Тетке (Алоизе Пашкевич, 1876 — 1916 гг.). Произведе­ния этих писателей правдиво отражали жизнь и борьбу трудящих­ся, были проникнуты горячим сочувствием к страданиям народа, пафосом освободительной борьбы, идеями подлинного демокра­тизма и гуманизма. В основе их творчества лежала убежденность, что движущей силой общественного развития является народ. Эти писатели и поэты посвятили свою жизнь делу преобразования об­щества на началах равенства и справедливости.

Передовая белорусская литература представляла собой ак­тивную общественную силу и была тесно связана с революцион­ной и национальной борьбой трудящихся Белоруссии.

Против принципов революционно-демократической литера­туры выступали писатели буржуазно-либерального и реакцион­ного направлений, отстаивающие идею примирения человека с действительностью. Их произведения призывали к отказу от ак­тивных действий, особенно революционной борьбы, к подчине­нию судьбе, покорности и терпению. Такими идеями было про­никнуто творчество Огника, А.Зезюли, А.Павловича, Е. Орловского и других.

В начале XX века под влиянием революционного движения и общего политического подъема заметно оживилось устное народ­ное творчество. В песнях, сказках, присказках, пословицах, пого­ворках, загадках возникли новые темы, которые отображали новые явления в жизни народа (переселение на хутора, отходни­чество, выезд за океан и так далее). Интенсивно развивался фоль­клор рабочих и революционная самодеятельная поэзия. В песнях и стихотворениях рабочих и крестьян изображались тяжелая жизнь трудящихся, подневольный труд на фабриках, пристанях и станциях, на помещичьих полях и так далее. Постепенно скла­дывался образ нового героя-борца за свободу, против гнета и на­силия. Газета «Северо-Западныйкрай» публиковала стихотворе­ния рабочих и крестьянских поэтов-самоучек.

В годы первой мировой войны появились антивоенные сол­датские и народные песни. Продолжая лучшие традиции народ­ной поэзии, эти песни отличались идейной глубиной, отражали новый уровень политического сознания трудящихся. Народ осуж­дал войну и царя, по приказу которого шли на смерть тысячи людей. В песнях подчеркивалась мысль, что солдаты гибнут за чуждые им интересы, за интересы царя и помеп*иков.

В некоторых песнях, наряду с осуждением войны и ее винов­ников, звучали мотивы сочувствия солдатам противника, которым также не нужна была война. В сатирических солдатских песнях высмеивалось военное командование и все те, для кого война была средством наживы.

В предоктябрьский период 1917 года устное народное твор­чество еще более революционизировалось. Появились песни, в которых прямо говорилось о борьбе против буржуазии, за власть Советов.

В деле пропаганды революционных идей большую роль сыг­рали произведения классической белорусской, русской и украин­ской литератур, которые прочно вошли в народный репертуар. Особенно популярными в Белоруссии были некрасовские «Ука­жи мне такую обитель», «Солнце всходит и заходит» из пьесы М.Горького «На дне», отрывок из поэмы Т.Шевченко «Гайдама­ки» и другие. В 1910 году была издана в виде листовок песня Я.Купалы «А кто там идет?» (музыка Л.Роговского). Она часто испол­нялась как народный гимн.

В начале XX века в Белоруссии значительно оживилась теат­ральная жизнь. Большое влияние на это оказала театральная куль­тура русского и украинского народов. Русские и украинские труп­пы часто посещали Минск, Витебск, Могилев, Бобруйск, Пинск и другие города. В Белоруссии гастролировали русские театры П.Гайдебурова, Ф.Корша, К.Незлобина, украинские труппы П.Саксачанского, Ю.Сагайдачного и других. Перед зрителями белорус­ских городов выступали выдающиеся мастера сцены — В.Комиссаржевская, П.Орленьев, А.Яблочкина, Ю.Юрьев. В репертуаре русских и украинских трупп были пьесы Н.Гоголя, А.Чехова, А.Ос­тровского, М.Горького, М.Крапивницкого, И.Тобилевича и других.

Под влиянием гастролей профессиональных театров в Минс­ке, Орше, Могилеве и ряде других городов и местечек начали воз­никать любительские театральные кружки. Они ставили пьесы А.Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», А.Островского «Лес», «Свои люди — сочтемся», М.ГЪрького «На дне», «Мещане», «Дачники» и другие.

Во время революции 1905 — 1907 годов и в послереволюци­онный период в юродах, местечках и даже в деревнях широкое распространение получили так называемые «белорусские вечер­ки». На них выступали хоры, танцевальные группы, декламиро­вались стихи белорусских поэтов, ставились пьесы русских, бело­русских, украинских и польских авторов (А.Чехова, Э.Ожешко, Я.Купалы, М.Крапивницкого, Я.Коласа, К.Каганца и других).

Деятельность этих кружков явилась предпосылкой для воз­никновения профессионального театра. Из «белорусскихвечерок» возникла «Первая белорусская труппа», руководителем которой был актер Игнат Буйницкий (1861 — 1917 гг.). Кружок И.Буйницкого начал свою деятельность еще в 1905 году в Дисненском уез­де. В 1907 году сложился уже постоянный состав труппы, которая в 1910 году превратилась в профессиональный театр. В реперту­аре театра были одноактные пьесы, исполнялись песни и танцы. Труппа Буйницкого гастролировала по Белоруссии, выступала в 1911 и 1912 годах в Петербурге, в 1913 году — в Варшаве. Спек­такли театра И.Буйницкого пользовались большим успехом у бе­лорусского зрителя. Однако тяжелые материальные условия жиз­ни театра и постоянные преследования полицейских властей привели к тому, что в 1913 году театр перестал существовать.

Традиции труппы И.Буйницкого получили развитие в деятель­ности «Первого товарищества белорусской драмы и комедии», возникшем вскоре после Февральской революции.

Кроме любительских кружков и профессионального театра, в Белоруссии в начале XX века продолжала существовать народ­ная форма театра — «батлейка». Это была разновидность куколь­ного театра. В батлеечных представлениях нередко высмеивались царские чиновники, кулаки, помещики, другие представители господствующих классов.

Разнообразной была и музыкальная жизнь в Белоруссии в начале XX века. Русские оперные труппы, оркестры, хоровые кол­лективы, солисты-певцы, пианисты, скрипачи выступали в Минс­ке, Витебске, Могилеве, Гомеле, Бресте, Гродно, Пинске и других городах. Они знакомили городских жителей с русской и зарубеж­ной музыкальной классикой, то есть с репертуаром, который шел на московских и петербургских сценах. С 1900 по 1917 годы в бе­лорусских городах выступали с концертами выдающиеся музы­кальные деятели — композитор и пианист А.Скрябин, пианисты В.Зилоти, И.Гофман, В.Сафонов, скрипачи Л.Ауэр, М.Полякин, Я.Кубелик, певцы Л.Собинов, М.Батистини и другие. С большим успехом гастролировали по Белоруссии хоровые коллективы Д.Агреньева-Славянского, А.Архангельского, народный оркестр под управлением В.Андреева и другие.

В связи с ростом общественного сознания, политической ак­тивности населения и национального самосознания в Белоруссии шел интенсивный процесс развития хоровых кружков, оркестров, товариществ любителей музыки. Большую роль в этом сыграл театр И.Буйницкого. Он широко пропагандировал белорусские на­родные песни и танцы. В профессиональном хоровом исполне­нии театра впервые прозвучали с эстрады белорусские народные песни «Чаму ж мне не пець», «Рабiна», «Падушачка», «Чалавек жонку б'е» и другие. Они впоследствии широко использовались в репертуаре любительских коллективов. Широкой популярностью пользовались также белорусские народные танцы «Лявонiха», «Мяцелiца», «Юрачка», «Мельнiк, учащихся, интеллиген­ции, особенно учителей. Репертуар хора был разнообразным и состоял из лирических песен о тяжелой женской судьбе, шуточ­ных, танцевальных в обработке В.Тэравского, Л.Роговского и других.

В активизации музыкальной жизни в Белоруссии большую роль сыграли музыкальные школы, которые начали открываться в конце XIX века. Преподаватели школ выступали на вечерах с исполнением произведений русской и зарубежной классики, ши­роко пропагандировали среди населения классическую музыку, музыкальное искусство вообще.

Активизировалась также деятельность этнографов и фольк­лористов по сбору и записи мелодий белорусских народных пе­сен. В это время М.Чуркин, А.Гриневич, И.Сербов, В.Тэравский и другие собрали и издали ряд сборников белорусских народных песен в своей обработке. Особенно большую ценность представ­ляют «Белорусский сборник» (вып. VII Я.Романова и М.Чуркина, изданный в 1911 году в Вильно, сборники белорусских песен в обработке А.Гриневича, изданные в Петербурге в 1912 — 1915 годах Л.Роговским, и в 1911 году — в Вильно С.Козуром и М.Анцевым.

Благодаря усилиям белорусских композиторов, фольклорис­тов, школьных преподавателей музыки и пения, исполнителей, белорусская песня получила широкое распространение не толь­ко у себя на родине, но и за пределами Белоруссии. Она исполня­лась в Москве, Петербурге, Варшаве и за границей. Некоторые русские композиторы (Н.Римский-Корсаков, А.Гречанинов, С.Та­неев и другие) обрабатывали белорусские песни и использовали их в своих произведениях. Польский композитор М.Карлович (1876 —1909 гг.), который жил и работал в Белоруссии, использо­вал белорусские народные песни в своих симфонических произ­ведениях «Извечные песни» и «Литовская рапсодия».

В это время получила развитие и белорусская профессиональ­ная музыка. Л.Роговский, руководивший белорусским хоровым кружком в Вильно, написал сюиту для симфонического оркест­ра. Это было первое инструментальное произведение белорусской музыки, связанное с интонациями народных песен. Композито­ры М.Чуркин, Л.Роговский, А.Гриневич, В.Тэравский опубликова­ли ряд народных песен для хора и фортепьяно в своей обработке. В 1912 году была написана белорусская музыкальная комедия «Тарас на Парнасе» И.Шадурского на текст одноименной поэмы.

В начале XX века широкое распространение в Белоруссии получили песни революционного подполья. В период революции 1905 — 1907 годов местные группы РСДРП издали тексты «Вар­шавянки», «Смело, товарищи, в ногу» и другие, которые исполня­лись рабочими на митингах и демонстрациях.

Выход на историческую арену пролетариата, рост революци­онного движения, активизация политической жизни обусловили развитие реалистического искусства. В творчестве передовых художников получила отражение тема борьбы рабочего класса с царским самодержавием и капиталистической эксплуатацией. Общество любители искусств, возникшее в 90-х годах в Минске, ставило цель—объединение и сплочение прогрессивных сил твор­ческой интеллигенции в борьбе с реакционной политикой само­державия, популяризация демократического искусства, поддер­жка национальных кадров искусства. Общество устраивало вечера с докладами об искусстве и на политические темы, организовы­вало художественные выставки. В общество входили около 200 деятелей изобразительного искусства, архитектуры, театра и му­зыки.

В конце XIX — начале XX веков оживилась выставочная дея­тельность. В 1899 году в Витебске экспонировались произведения выдающегося русского художника И.Е.Репина, который в это вре­мя жил в имении Здравнево около Витебска, Ю.М.Пэна и других художников. Большую роль в художественной жизни Белоруссии сыграла передвижная выставка, открытая в 1899 году. На ней эк­спонировались картины И.Е.Репина, Н.А.Касаткина, А.Е.Архипова и других художников. Активную выставочную деятельность развернуло Общество любителей искусств в период нарастания революционного кризиса и революции 1905 —1907 годов. На вы­ставках экспонировались преимущественно произведения реали­стического искусства — живописи, графики и скульптуры.

В Белоруссии в начале XX века работала сравнительно не­большая группа живописцев, графиков и скульпторов. После окон­чания Академии искусств в Витебске поселился Ю.М.Пэн (1856 — 1937 гг.). Он здесь создал много пейзажей и портретов, произве­дений на темы из жизни ремесленников и мелких торговцев. Ху­дожник стремился правдиво показать жизнь простого народа, рассказать о его радостях и невзгодах, о любви к труду. Большую известность приобрели его произведения «Часовщик», «В тюрьме», «После забастовки». Пэн хорошо был известен и как педагог. В его мастерской получили художественное образование несколь­ко юношей, которые в будущем стали профессиональными худож­никами.

Из произведений живописи того времени обращает на себя внимание своим демократическим направлением «Рабочий воп­рос» И.Трутнева, «Погром» Я.Кругера и другие.

Благотворное влияние на развитие белорусской живописи оказал художник, уроженец Белоруссии В.К.Бялыницкий-Бирю-ля. Он написал много лирических пейзажей русской и белорус­ской природы. Несколько картин из жизни белорусского народа написал И.Е.Репин, который жил здесь в конце XIX века.

В области пейзажа активно работали художники — урожен­цы Белоруссии: Ф.Рушчиц, Г.Вейсенгоф, С.Жуковский, К.Стабровский и другие. На их творчество наложила отпечаток учеба у пе­редовых русских художников. Рушчиц учился у И.Шишкина и А.Куинджи, К.Стабровский — у И.Е.Репина, С.Жуковский — у И.Левитана. Их творчеству характерны также прогрессивные достижения французских импрессионистов, широко использовав­ших в живописи свет и воздух, и польских художников, работы которых отличались высокой культурой цветового решения, под­черкнутой декоративностью и лаконизмом композиционного по­строения.

Автором многочисленных эмоционально выразительных пей­зажей был профессор живописи Фердинанд Рушчиц (1870 — 1936 гг.), уроженец Ошмянского уезда Виленской губернии. Боль­шим художественным мастерством отличаются его картины «Зем­ля», «Эмигранты», «Старая мельница», в которых звучат и соци­альные мотивы. Живописное наследие Рушчица очень большое. Много его этюдов и картин сохраняется в музеях Белоруссии, в Вильно, Львове, Варшаве, Кракове.

Из произведений Г.Вейсенгофа наиболее известными являются «Снег», «Белорусское кладбище», С.Жуковского — «Неман», «Осенний вечер» и другие.

В книжной графике в это время успешно работали С.Богуш-Сестрацевич, К.Кастровицкий, А.Каменский. В историческом жан­ре работал Я.Дроздович. Он создал графическую серию «Древ­нее строительство в Белоруссии», портреты полоцких князей.

В Витебске родился и провел первые годы своей творческой жизни Марк Шагал (1887 — 1985 гг.), эмигрировавший позже во Францию и получивший там мировую известность. В Витебске он написал такие свои картины, как «Я и деревня» (1911 год), «Над Витебском» (1914 год), «Именины» (1915 год) и другие.

Медленнее живописи и графики развивалась скульптура. В скульптуре в это время выступало несколько мастеров, среди них известные художники Я.Дроздович и К.Кастровицкий. Кроме того, в деревне работали несколько резчиков по дереву и мастеров ке­рамической скульптуры (А.Захаревич, В.Костюшко и другие).

Известным успехом пользовалась монументальная скульпту­ра. В 1908 году около деревни Лесная был установлен памятник по случаю 200-летия победы русских войск над шведами. Памят­ники, посвященные войне 1812 года, были возведены в Витебске и Кобрине.

В декоративно-прикладном искусстве наблюдался спад. Пользовалось спросом только художественное стекло. В Белорус­сии в начале XX века работало более 30 крупных предприятий по производсту стекла. Высокохудожественной продукцией слави­лись стеклозаводы «Неман А», «Неман Б», «Борисов», «Новка» и другие.

В начале XX века произошли некоторые качественные изме­нения и в области архитектуры. Основными строительными ма­териалами по-прежнему являлись кирпич и дерево. Но шире ста­ли использоваться чугун, железо, железобетон, особенно в строительстве многоэтажных зданий. По-прежнему в архитекту­ре господствовала эклектика — использование деталей и форм архитектуры различных стилей и эпох. Сооружения перегружа­лись декоративными деталями и орнаментами, органично не свя­занными с самим зданием. В таком «стиле» строились особняки буржуазии, доходные дома, здания контор и учреждений. Приме­ром такого «стиля» могут служить дом на углу улиц Кирова и Володарского в Минске, крестьянского поземельного банка в Ви­тебске и другие.

Прогрессивное направление в архитектуре базировалось на традициях классицизма. В этом отношении характерно здание на углу Ленинского проспекта и улицы Урицкого в Минске (архитек­тор Г.Гай). В целом архитектура Белоруссии в этот период не от­личалась высокими художественными ценностями.

В начале XX века в городах Белоруссии получило распрост­ранение кино. В Минске в 1912 году работали уже три кинотеат­ра— «Модерн», «Эдан» и «Гигант». В них демонстрировались нео­звученные кинокартины.

Таким образом, несмотря на неблагоприятные условия, куль­тура Белоруссии в 1900 — 1917 годах сделала значительный шаг вперед в своем развитии и приобрела национальную выразитель­ность.

 

ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В БЕЛАРУСИ

Вторая буржуазно-демократическая революция в России началась 23 февраля 1917 года в Петрограде. В этот день рабо­чие Путиловского завода по инициативе большевиков организо­вали массовый митинг у Нарвских ворот. Путиловцев поддержа­ли рабочие других предприятий города. Митинги переросли в забастовку. К вечеру этого же дня в забастовке уже участвовали около 120 тысяч рабочих с 50 предприятий города. Основным тре­бованием бастующих было решение продовольственной пробле­мы. На следующий день, 24 февраля, забастовка приобрела еще более широкий размах. В ней уже участвовали 214 тысяч человек с 224 предприятий. Забастовщики вышли на демонстрацию на Не­вском проспекте. Основными лозунгами демонстрантов были: «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой царизм!».

На подавление демонстрации царские власти бросили поли­цию и кавалерийские части. Но солдаты, распропагандированные большевиками» отказались стрелять в демонстрантов.

25 февраля забастовка продолжалась. Большевики стреми­лись превратить ее во всеобщую и вели широкую агитацию в этом направлении. В этот день уже бастовали более 306 тысяч рабочих с 438 предприятий, около 80% рабочих всех предприятии города. Забастовка сопровождалась массовыми митингами и демонстра­циями. Командующий Петроградским гарнизоном генерал Хабалов отдал приказ применить оружие. Первые выстрелы прозву­чали около Гостиного двора на Невском проспекте. Два человека были убиты, десять ранены.

На эту кровавую акцию рабочие ответили применением ору­жия против казаков и полиции, вынудив последних бежать. Пос­ле этого в городе началось разоружение полиции и захват поли­цейских участков. Рабочие начали вооружаться и готовиться к вооруженному восстанию. Вечером 26 февраля Бюро ЦК партии большевиков приняло решение перейти к вооруженному восста­нию. Петроградский комитет РСДРП(б) обратился к солдатам гар­низона поддержать борьбу рабочих против царизма. В Москву был заслан курьер с сообщением о событиях в столице и предложени­ем организовать выступления московских рабочих. Пятый день стал решающим в развитии революции. Утром 27 февраля на всех заводах состоялись краткие митинги. Они переросли в демонст­рации, направляющиеся в центр города и сопровождающиеся стол­кновениями с полицией. В скором времени начался разгром по­лицейских участков, камер мировых судей. Восставшие захватили Петроградское охранное отделение и подожгли здание. На сторо­ну восставших начали переходить войска. Первыми это сделали солдаты Волынского гвардейского полка. К вечеру 27 февраля на сторону восставших уже перешли 67 тысяч солдат.

Рабочие и солдаты овладели Финляндским вокзалом, кото­рый стал центром восстания. Ко второй половине дня в руках вос­ставших оказались Главный арсенал, Главное артиллерийское управление, политическая тюрьма «Кресты», Дом предваритель­ного заключения и другие объекты. В результате этих операций рабочие захватили более 40 тысяч винтовок, 30 тысяч револьве­ров, 400 пулеметов, много другого вооружения и боеприпасов. Это дало возможность создать боевые революционные отряды.

Всего в восстании участвовали 600 — 700 тысяч рабочих и солдат. Восстание охватило весь город. Были заняты основные мо­сты через Неву, Николаевский, Финляндский и другие вокзалы, Петропавловская крепость с ее арсеналом, освобождены полити­ческие заключенные.

Во второй половине дня 27 февраля избранные на ряде заво­дов представители рабочих стали собираться в Таврическом двор­це. Туда пришли также освобожденные из тюрьмы члены «рабо­чей группы» при Центральном военно-промышленном комитете. В дворце находились меньшевистские депутаты Государственной думы, некоторые представители кооперативного и профсоюзно­го движений, солдаты восставших полков. Собравшиеся создали Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов.

В 9 часов вечера 27 февраля открылось первое заседание Петроградского Совета. На заседании присутствовали около 50 депутатов. Был избран Исполком Совета из 15 человек. Совет стал органом власти восставшего народа. В скором времени он был преобразован в Совет рабочих и солдатских депутатов.

В тот же день и почти в то же время, когда создавался Совет рабочих депутатов, во втором крыле Таврического дворца фор­мировалась власть буржуазии. В 2 часа ночи 28 февраля Времен­ный комитет Государственной думы объявил о взятии власти в свои руки. Это решение комитета поддержала вся буржуазия го­рода. Родзянко, возглавлявший комитет, принимал поздравления. Но они оказались преждевременными, ибо, подписав приказ с требованием к солдатам вернуться в казармы и сдать оружие, руководитель комитета вызвал к себе ненависть народа. После этого он уже не мог возглавлять буржуазное правительство.

Чтобы не погибнуть вместе с монархией (Николай II дал со­гласие на отречение от престола 2 марта 1917 года, хотя факти­чески самодержавие было свергнуто 27 февраля), Временный комитет вынужден был реорганизоваться и создать новое прави­тельство. Его возглавил князь Г.Е.Львов. В его состав вошли семь кадетов, два октябриста, один прогрессист, один представитель Центра, один беспартийный и один трудовик. Им был А.Ф.Керен­ский, перешедший в лагерь буржуазии. Так в Петрограде возник­ли две власти — власть победившего народа в лице Петроградс­кого Совета рабочих и солдатских депутатов и власть буржуазии — сначала в лице Временного комитета Государственной думы, а после — Временного правительства.

28 февраля и 1 марта 1917 года Петроградский Совет и Вре­менный комитет Госдумы действовали независимо друг от друга. Но вечером 1 марта между ними начались переговоры по реше­нию вопроса о власти. Меньшевистско-эсеровское большинство Совета 2 марта приняло решение поддержать образующееся бур­жуазное Временное правительство, сохранив за собой лишь пра­во контроля за его деятельностью. Это случилось потому, что со­циалистические партии, и прежде всего меньшевики, которым принадлежало большинство в Совете, исходили из того, что Рос­сия еще не готова к социалистической революции и власть в ней должна по праву принадлежать буржуазии, которая должна осу­ществить индустриализацию в стране и подготовить ее к социа­лизму.

Весть о революционных событиях в Петрограде распростра­нилась по всей России, включая Белоруссию и Западный фронт. Царские власти первоначально пытались скрыть от народа прав­ду о происходящих событиях в столице. Они надеялись, что рево­люционные выступления народа будут подавлены и жизнь в стране станет в обычное русло. Поэтому из ставки Верховного главноко­мандования и штаба Западного фронта рассылались приказы, требующие от всех воинских частей и железнодорожной админи­страции не допускать агитаторов из Петрограда, а при их появле­нии немедленно арестовывать, «назначать полевые суды, приго­воры которых без промедления приводить в исполнение». Но утаить от народа вести о событиях в Петрограде реакции не уда­лось. Сообщения о победе Февральской революции в столице в Белоруссию пришли 1 — 4 марта 1917 года и вызвали среди насе­ления волну энтузиазма, вылившуюся в массовые митинги и де­монстрации. Участники этих выступлений — рабочие и солдаты в первую очередь разоружали полицию и жандармов, освобожда­ли политических заключенных. По примеру Петрограда они на­чали создавать Советы рабочих и солдатских депутатов, народ­ную милицию. Инициаторами их создания были большевики.

Одним из первых в Белоруссии был создан Минский Совет рабочих депутатов. Когда 1 марта 1917 года в Минске было полу­чено сообщение о победе революции в Петрограде, в ночь с 1 на 2 марта состоялось экстренное совещание большевиков города, в котором участвовали М.В.Фрунзе, К.И.Ландер, В.Г.Кнорин и дру­гие. На совещании было принято решение мобилизовать все ре­волюционные силы в поддержку восставших питерских рабочих и солдатских депутатов. 2 марта большевики возглавили боевые дружины рабочих электростанции и железнодорожных мастерс­ких и с их помощью освободили из тюрьмы политических заклю­ченных. Были арестованы командующий фронтом, начальник штаба, комендант города. 4 марта в городе была создана народ­ная милиция, начальником которой стал М.В.Фрунзе. Она разо­ружила полицию, взяла под охрану вокзалы, почту, телеграф.

3 марта по инициативе М.В.Фрунзе было созвано второе со­вещание большевиков города, 3-й и 10-й армий Западного фрон­та, по решению которого на фабриках, заводах и в воинских час­тях начались выборы в Минский Совет. На следующий день было объявлено об образовании в Минске Совета рабочих депутатов. В связи с тем, что на предприятиях города продолжались выборы депутатов, был образован Временный исполнительный комитет из 9 человек под председательством интернационалиста-межрайонца Б.П.Позерна. Заместителем председателя был избран боль­шевик И.Е.Любимов. 5 марта в состав Временного исполкома были включены представители меньшевиков, эсеров и бундовцев.

Совет признал в качестве городского органа власти создан­ный накануне «Временный общественный комитет порядка» и делегировал в него 20 человек. Он поддержал решение комитета о проведении 6 марта общегородской манифестации в честь по­беды революции. В этот день на Соборной площади и прилегаю­щих улицах в Минске собралось почти все население города. Над колоннами манифестантов развевались красные знамена и ло­зунги «Да здравствует демократическая республика!», «Да здрав­ствует Учредительное собрание!». После торжественного молеб­на состоялся военный парад. Победу революции приветствовали командующий Западным фронтом, городской голова, члены Го­сударственной думы, представители различных политических партий и организаций. Все выступающие призывали к гражданс­кому миру и к поддержке политики Временного правительства. Аналогичные манифестации в начале марта состоялись во мно­гих городах и местечках Белоруссии.

Организационное оформление Минского Совета завершилось 8 марта. В этот день произошло объединение Минского Совета рабочих депутатов с Советом солдатских депутатов. Для руковод­ства объединенным Советом был избран постоянный исполнитель­ный комитет в составе 22 человек. Председателем исполкома Минского Совета рабочих и солдатских депутатов остался Б.П.Позерн, заместителем — И.Е.Любимов.

В Минском Совете с самого начала его существования сло­жилось крепкое большевистское ядро. В состав его входили изве­стные партийные деятели М.В.Фрунзе, И.Е.Любимов, С.Г.Могилевский, К.И.Ландер и другие. Совет, несмотря на ошибки и колебания из-за перевеса в нем соглашателей, проводил большую работу среди трудящихся и пользовался у них заслуженным ав­торитетом. К нему массами обращались солдатские и офицерс­кие депутаты за литературой, указаниями, для рассмотрения кон­фликтов, чтобы решить злободневные вопросы. Привозили также арестованных офицеров и генералов для решения их судьбы. Практически Минский Совет стал организационным центром революционных сил в Белоруссии и на Западном фронте.

Победу революции в Петрограде активно поддержали трудя­щиеся всей Белоруссии. В Витебске весть о победе революции и создании Петроградского Совета получили 2 марта. Утром 4 мар­та большевики в присутствии представителей от меньшевиков и бундовцев провели собрание трехсот рабочих различных пред­приятий города, на котором было принято решение создать Ви­тебский Совет рабочих депутатов и организовать профессиональ­ные союзы. Для руководства всей работой по выборам депутатов в Совет была создана организационная комиссия. На протяже­нии нескольких дней были избраны 152 депутата от рабочих пред­приятий города. 8 марта состоялось первое заседание Совета и был избран его исполнительный комитет. Совет принял решение создать рабочие дружины и рабочую милицию, установить 8-ча­совой рабочий день на предприятиях, взять под контроль регули­рование обеспечения населения города продуктами питания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 371 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2300 - | 2053 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.