«Танец - одно из древнейших искусств, наиболее яркое и глубокое проявление человеческих чувств - немыслим без музыки. Вместе с музыкой зародилась пляска, возникло искусство танца, и вместе с музыкой это искусство продолжает жить и развиваться.
Социальные функции танца более разнообразны, они не ограничиваются эстетическими параметрами, что подтверждается другими авторами. Так, В.Е. Гусев, исследуя эстетику фольклора, его синкретичные формы, куда входит и танец, делает важный для интерпретации рассматриваемой проблемы вывод: «Фольклор является одновременно искусством и не-искусством; познавательная, эстетическая и бытовые функции составляют в нем одно неразрывное целое, но это единство заключено в образно-художественную форму» [24, С.27].
Таким образом, мы можем рассматривать танец как искусство (часто под этим справедливо подразумевают хореографические формы и другие сценические танцы) и как не-искусство (например, не всякие исторические и современные танцы, или танцы детей, отличаются эстетической привлекательностью). Отношение к танцу как к искусству и как не-искусству позволяет выделить различие его содержательных и смысловых значений.
Однако в любом случае танец способствует изменению эмоционального состояния танцующих, активизации психофизиологических процессов, формированию двигательных навыков и способов их выполнения с целью функционального или эстетического воздействия.
Танец обретает свою истинную красоту, когда его исполняют профессионалы. Причем действие любого танца не может зависеть только от одного человека, в любом случае, даже если это сольное выступление, за ним кроется огромная работа целого коллектива. Именно поэтому хореографический коллектив и его внутреннее наполнение является важнейшим фактором развития хореографического творчества.
Современные исследователи определяют коллектив как высокоорганизованные группы, отличающиеся высоким уровнем интегративной деятельности. (Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Картина межличностных отношений в танцевальном коллективе может быть представлена в виде стратометрической структуры (от лат. stratum – слой, пласт) следующим образом: первый слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости; второй слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ее ценностями; третий слой является каркасом собственно деятельностных отношений к творческой коллективной деятельности.
Творческий хореографический коллектив – это единый развивающийся организм, в котором действуют определенные психолого-педагогические закономерности.
В процессе совместного творчества создается эстетическая среда, которая служит катализатором творческих процессов, преобразует межличностное общение, переводя его на более высокий уровень.
Взаимоотношения хореографического коллектива и отдельно взятой личности танцора в условиях творческой деятельности обусловлены следующими факторами:
· типом личности танцора;
· соответствием характера суждений, системы ценностей, традиций личности танцора и хореографического коллектива;
· наличием и характером неформальных микрогрупп;
· неизбежностью возникновения конфликтных ситуаций и успешностью их разрешения руководителем хореографического коллектива;
· заботой руководителя о творческом росте и личностном развитии каждого участника коллектива.»
«Исследование показало, что педагогически эффективной является организация воспитательной деятельности студии, которая характеризуется следующими особенностями:
· деятельность коллектива студии строится в соответствии с обязательной программой, которая предполагает наличие знаний об основах хореографии каждого участника;
· участники приходят на репетиции согласно установленному распорядку с учетом подготовки к гастрольным поездкам;
· психологическая атмосфера благоприятная, носит неформальный характер;
· участникам предоставляется возможность выражать свои видения и мнения в отношении проведения репетиций и форм работы;
· коллектив должен вести активную исполнительскую деятельность, принимать участие и выступать организатором различных конкурсов и соревнований;
· коллектив должен активно участвовать в жизни города, предоставлять свои услуги в организации проведения массовых мероприятий и праздников.
Профессиональный хореографический коллектив нуждается в развитии сплоченности, единства в устремлениях и результатах. Отличительной чертой уже состоявшихся зрелых коллективов, является слаженность работы, оперативность в организационных моментах и конечно же профессионализм исполнения.
Педагогическое исследование социально-культурной деятельности хореографического коллектива выявило совокупность принципов, которые являются важными при роботе хореографического коллектива
Принцип выхода педагогической работы в широкий контекст социокультурного творчества, что обеспечивается комплексной программой воспитания.
Принцип социально-психологической поддержки обеспечивается формированием атмосферы общения в процессе творческой деятельности, способствующей развитию эмоционально-волевой устойчивости личности.
Принцип оптимизации социокультурного творчества личности, ориентации на достижение значимых творческих результатов, что определяет необходимость развития навыков целепологания и организации целесообразной деятельности.
Принцип психолого-педагогической поддержки и целенаправленного развития навыков эмоционально-волевой саморегуляции личности предполагает достижение результатов не столько в деятельности, сколько в формировании устойчивых тенденций личностного саморазвития.
Принцип индивидуализации и личностного подхода в обучении позволяет повысить воспитательно-педагогический потенциал профессионального обучения, гуманизирует весь процесс обучения и всю образовательную систему, способствуя моральной удовлетворенности результатами. Индивидуализация не должна противопоставляться обучению в коллективе. Руководителю и репетитору по хореографии нужны не только профессиональные знания своего предмета, но и навыки и умение работать с творческими коллективами.
Как показывает опыт педагогики и психологии творчества, в тоже время нельзя отождествлять индивидуального и личностного подходов. Дифференциация их основана на том положении, что для личностного подхода более адекватны педагогические приемы, ориентированные на психологические критерии и психологические особенности личности, включая и "заострения" характера или т.н. акцентуацию характера и личности учащихся, а для индивидуального подхода важнейшим критерием является учет физиологических параметров участников коллектива.
Принцип взаимодополняемости личностных подструктур. Творческая личность - это динамическая система взаимосвязанных и диалектически взаимодополняющих друг друга биосоциальных подструктур и элементов [21, С.45].»
«Немаловажным является способность запоминать танцевальные произведения, хорошая моторная память помогает передаче от одного поколения артистов другому того лучшего, что было накоплено талантом и трудом многих мастеров танца, педагогов и артистов. А именно в артисте сосредоточивается творческий труд всех троих. Для профессиональных танцоров данная проблема стоит не так остро, но в следствии нагрузок и полученных травм иногда приходится работать и в этом направлении. Собственно одно из составляющих профессионализма танцора, заключается в умении подчинять моторные функции организма, которые путем тренировок достигают определенного уровня автоматики. Но умение владеть своим телом в совершенстве это еще не все. Важен настрой танцора, умение танцевать с чувством с эмоциями, с желанием [42, С.128].
Если танец исполняется небрежно, а порой упрощается и облегчается, происходит закономерный процесс обеднения и искажения всего танцевального произведения. Так со временем тускнеют яркие, созданные талантливым балетмейстером спектакли. А вместе с обеднением и разрушением формы их танцев растворяется и содержание всей концертной программы в целом.
Руководитель с помощью своих ассистентов обязан тщательно репетировать не только поставленные им программы выступлений, а и все те, что были созданы до него. Кроме того, необходимо распределять солистов-исполнителей так, чтобы лучшие из них были заняты во всех номерах.
Чем богаче и разнообразнее репертуар, созданный с разными индивидуальностями и творческим почерком, тем шире возможности для раскрытия новых дарований хореографического коллектива. Но не только сочинители и репетиторы должны сохранять созданную хореографию, а и артисты-исполнители, которые с момента постановки или ввода становятся как бы ее постоянными хозяевами. Сохранение первоначальной формы и выразительности танцев зависит не только от первых исполнителей, но и тех, кто приходит им на смену.
Даже структура танца в справочных изданиях и исследованиях не показана с достаточной конкретностью, что порождает нечеткость формулировок, и в итоге отражается на выборе ценностных ориентиров при изучении предмета «Танец», на его роли и месте в системе физического воспитания и образования. В результате неэффективно используются заложенные в этом социальном феномене возможности
Именно поэтому, с учетом всего выше сказанного мы приходим к выводу, что работа с хореографическим коллективом сложна и многообразна. Руководителю приходится решать различные вопросы, из которых самыми сложными оказываются те, что связаны с формированием репертуара, постановкой танца. И тут со всей значимостью встает вопрос о кадрах [43, С.72].
Сейчас нельзя без основательных знаний работать в художественной самодеятельности. Ее развитие, качественный рост всецело зависят от того, какими кадрами она располагает. В области подготовки руководителей хореографических коллективов одним из главных является вопрос профессионализма, который предполагает не только широкие и глубокие знания теории и практики хореографического искусства, но и постоянную жажду их накопления и превращения в умения.
В последние десятилетия стало очевидным, что значительная масса хореографов, обладает весьма скромными знаниями основ хореографического искусства, что в своих постановках они многократно варьируют композиционные схемы и приемы, заимствованные у ведущих мастеров, подменяя отсутствие оригинального постановочного замысла расхожими штампами, в том числе обилием технических трюков, создают номера-близнецы.
Это объясняется, прежде всего, недостаточной квалификацией, инертностью мысли, боязнью риска, стремлением, заслониться традициями. Но и самые лучшие традиции превращаются в штампы. Шаблон "поразил" танцы многих народов - русские, украинские, танцы народов Кавказа (особенно мужскую пляску), молдавские, белорусские. Появились некие вообще "русские", "молдавские" и т.д. танцы, лишенные конкретных черт, присущих танцевальному фольклору различных областей, местностей [44, С.25].
Часто это происходит потому, что хореографы берут за основу своей постановки не подлинный народный образец, а один из более или менее удачных его сценических вариантов. Эффектные приемы и находки тиражируются в десятках экземпляров. В результате выхолащивается сама сущность танца.
Поэтому необходим свежий приток идей в отношении определения сущности танца, его постановок. Переосмысление в области интерпретаций. Поиск новых выразительных форм и способов исполнения должен сопровождаться достойным оформлением (декорации, костюмы, визуально-звуковые эффекты) [46, С.113].
Таким образом, особенности художественно-творческой деятельности коллектива, заключаются в основных функциях, направленных на раскрытие художественного образа доступными средствами хореографии. Развитие данных функций во многом зависит от руководителя и его способности направить творческую энергию в правильное русло.»