В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом. По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью». Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики. Часть исследователей придерживается позиции, согласно которой «социальная политика – это политика правительства и его действия, имеющие прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечение их службами и доходами».
Одним из важнейших направлений социальной политики является семейная политика, направленная на повышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как социального института.
Главными целями семейной политики являются:
• обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной, воспитательной, культурно-психологической и др.;
• повышение качества жизни российских семей;
• создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
• обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Основными принципами семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.
1. Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который, с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм, рассматривается как девиантный, отклоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.
2. Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами. Например, быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распад системы социокультурных норм многодетности, отмирание запретов на применение контрацепции и аборты. Этот распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.
3.Принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, в условиях реформирования экономических и политических отношений.
Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного производства» социальная система не может функционировать. Точнее — она просто не существует.
1. Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одного и того же государства. Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. И потому, хотя и существуют территории, где преобладают «традиционные» типы семьи и семейного поведения (многодетность), но и на них необходима политика, ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которые наиболее адекватны целям эффективной реализации специфических функций семьи.
5. Принцип социального участия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни: 1) семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных (соседские общины, этнические и социокультурные меньшинства, партии, общественные, политические, религиозные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д); 3) государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных), в чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе семейной.
Социальное участие:
• это форма реализации прав и свобод личности и семьи. Оно предполагает право и возможность каждого человека и каждой семьи непосредственно или через свои объединения влиять на решения, имеющие самое прямое и непосредственное отношение к их важнейшим потребностям и интересам;
• обеспечивает улучшение качества решений и программ, касающихся семьи. Семейная политика перестает быть чем-то навязанным сверху, она как бы становится общим достоянием всех соучастников, которые идентифицируют себя с нею;
• это демократический посредник, медиатор между государством и его гражданами. Социальное участие укрепляет и улучшает связи между ними, повышая вероятность реализации программ и решений;
• минимизирует социальную напряженность и уменьшает вероятность социальных конфликтов, конфигураций между гражданами и государством;
• способствует развитию чувства ответственности за собственную судьбу и судьбу семьи, помогает преодолению, с одной стороны, иждивенческих настроений по отношению к государству и обществу, а с другой, — патернализм этого государства по отношению к своим гражданам:
• это первый шаг к социальной активности и реальной политической вовлеченности, к формированию демократической политической культуры.