Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Таковы основания того, что Школа культуры необходимо воспроизводит (пм: читай, СНИМАЕТ в себе) своего основного Собеседника и Оппонента - Школу образования.

Конспект завершен

«Думаю, что Эйнштейну необходима была скрипка не более, но и не менее, чем Стравинскому - математика или Мандельштаму – Ламарк»

Библер

Культура и образование:
«Человек Образованный» VS «Человек Культурный»
(заметки к «Школе диалога культур»)

1. XX век - столетие, когда культура смещается в эпицентр, т.к. каждая из трагедий 20-го века основана на неприятии (чужой?) культуры (как таковой?)…

2. Все эти перипетии-трагедии бытия в культуре (XX век)…сосредоточиваются в особенно-всеобщем разуме, обращенном на самое себя … Именно в нем встречаются и взаимоначинаются - как одновременные - все культуры и, соответственно, - разумы прошлых и …будущих культур …

3. Это преображение разума требует коренного переустройства системы образования: Человек Образованный VS Человек Культурный
(т.е.
Модерн vs Современность)

4. Образование “Человека Образованного ” подразумевает:

4.1. Школа передает …данному индивиду те знания, что накопило человечество к данному году… Учитель и ученик должны овладеть умением превратить " ученое незнание ", характерное для науки, в самодовольное знание “как таковое”, по схеме - “вот что знает и умеет современная теория и практика… (см. Гегель)

4.2. Все, что сделали люди в прошлом - это ступень к современности … это…предмет современного самодовольства и гордости[1].

4.3.- …учебные предметы в школе образования расположены мозаично, энциклопедически, то есть раздельно друг от друга, почти при полном отсутствии переходов и мостиков между ними.

4.4. …самые непроницаемые отсеки между так называемыми “ гуманитарными дисциплинами”, якобы только и относящимися к сфере культуры, - и - дисциплинами “ естественно -научными” или математическими, к культуре не относящимися, и у самых лучших учителей - имеющих к культуре лишь “косвенное отношение”.

4.5. отсеки теории и практики. Это - сосуды отдельные, социально выделенные, а необходимые переходы и взаимодействия осуществляются под строгим социальным контролем… сам отдельный отсек практики делится на почти непроницаемые отсеки.

1) Праксис в смысле: “Теория, друг мой, суха, но древо жизни вечно зеленеет”.
2) “ предметной деятельности ”,т.е. практика в Марксовом смысле.
3) эксперимент - “изменить предмет, чтобы понять, каков он есть до и вне изменения”
4) обычной деятельности: “познать, чтобы изменить и использовать”
5) опыты на уроках физики или химии, плюс уроки труда или - трудовой заработок.
Все эти виды “практики”, смешанные воедино, могут быть осмыслены и реализованы в “общеобразовательной школе” только в русле самодовлеющего воспитания, мягко обрамляющего реальное учебное, школьное дело, и - жестко ему противопоставленного (???)

4.6. суть Нововременной школы требует достаточно жесткой вертикали, исключающая из образования даже тени диалогизма.

1-х, Учитель - это “медиатор” всеобщего знания единолично перематывающий усредненное научное достояние - в модальность достояния единичного;
2-х, само строение знаний носит строго выводной, траекторный характер, Истина, по определению нововременной (пм: естественно-центриченой) науки, - внедиалогична.
3-х, побочные ученические, “открытия” и “ ребячьи споры ” должны быть поняты в “школе образования” как ненужные, опасные (хотя, возможно, милые, психологически полезные...) ответвления от сути дела и они должны быть вырезаны победного Восхождения к истинно Конкретному.

*одно отступление: с начала Нового времени школа таила в себе однуантиномичную задачу- развилку: 1 х, школа должна была передавать научные знания не в собственно научной форме, но в форме знаний, необходимых для квалифицированного рабочего - в его отношениях с машиной - научный уровень должен быть дополнительно усреднен и подчеркнуто анонимен. 2 х, задачу ученика подготовить к поступлению в вуз, т.е. безотносительности применимости знания к машине.

В XX веке эти задачи, с одной стороны, становятся все более разорванными, непримиримыми, несовместимыми, а с другой стороны, каждая из этих задач все более обессмысливается сама по себе, изнутри (пм: т.е. без непосредственной связи с другой).

… сейчас в эру автоматизации все больше от “рядового работника” требуется не быть “при машине”, но быть рядом с целостным производством, изменять программу автоматических систем в самой их сути, требуется осуществлять самоустремленность своей деятельности. Но это исключено. Само построение “школы образованного человека” ориентировано на ученика, хорошо (культурно) знающего, но не способного культурно не знать (пм: читай, в собственном смысле МЫСЛИТЬ, т.е. осуществлять Само-Целеполагание!)

4.7. Иными словами, “шкода образованного человека” строится в ориентации на развитие Науки ( Теории ) и Производства ( Практики ). …в Новое время вся культура была редуцирована только к науке, а “вся жизнь” неизбежно понималась как “все производство” и “вся экономика”. Сегодня реальная жизнь человека и культура никак не могут быть втиснуты в прокрустово ложе науки и производства. Однако в школу “гуманитарность” втискивалась в специальной форме гуманитарного знания. Сознание, порожденное всеми этими вмещениями и сведениями, неизбежно становилось “сознанием несчастным” (см. Гегель).

Не буду дальше развивать основные определения “школы человека образованного”. Об этом возможно и необходимо еще многое сказать, но сейчас перейду к магистральной своей теме, ради которой и было мной затеяно столь долгое отступление о подготовке образованного человека.

5. Теперь, развивая противопоставление двух форм “образования”, сформулирую смысл ШКОЛЫ для формирования (самоформирования) человека культуры.

5.1. Школа “человека культурного” строит процесс обучения (1-11 классы) как одновременное - современное - сопряжение (диалог) различных форм культуры, различных разумов культуры, - античного и средневекового, средневекового и нововременного, Нововременного и современного, западного и - восточного[2].

5.2. В школе “человека культуры” каждая культура понимается как нечто, способное к бесконечному развитию, углублению “в себя”. Соответственно, весь спектр понимания, свойственный данной культуре, не снимается в культуре “высшей”, “следующий по порядку”, но вступает в сложные, одновременные общения на грани различных культур. Но все это общение совершается в ключе проблем XX (XXI) века происходит в сознании и мышлении молодого человека нашего времени, начиная с 7 лет.. Это и есть - школа в русле идей диалога культур, а сие означает - в русле идей культуры.

6. Идею “образования” как формирования “человека культурного”.

В “школы диалога культур” под вопрос ставится сам смысл образования как особой системы “перемотки” всеобщих знаний в голову-руки ученика.

· Ученик в школе культуры не должен понимать ответы-умения античности как “снятые” в современном знании-умении. Он должен освоить античность как нечто непреходящее.

· Ондолжен (?) свое собственное незнание и непонимание, удивление понимать и воспроизводить в старших классах, как нечто извечно со‑присутствующее в моем взрослом внутреннем раздумье и действии (пм: т.е. «Снятые» в нем? J) …

· подразумевается, что ученические [наивные] вопросы-“монстры”, предположения, сомнения, должны углубляться и укореняться, и культурно закрепляться как мое индивидуальное соучастие в античной или средневековой культуре, а не отсекаться как ненужное.

· Учебник должен почти исчезнуть, т.к. осуществляется общение ученика с автором произведения через это произведение. Как => отношение «автор-учитель R читатель-ученик» должно быть исключено целиком. Каждое произведение не поучают, но включают нас в особый, неповторимый, ранее и нигде не бывший мир.

· соотношение Детства- Незнания и Взрослости- Знания, "школы и профессий". “Образование” должно пониматься как особенный период самой жизни, а не как “подготовка к жизни”[3]. Это значит, что школа XXI века готовит учащегося - «учащего-себя», т.е. человека, могущего в самые зрелые годы - удивляться, изумляться, “отступать” в ситуацию незнания, способного переучивать себя (пм: а => сохраняющего детскую открытость ума, детский ум).

6.1. В контексте компьютеризации и автоматизации “ профессионал ”, “специалист” резко изменяет все свои определения:

1) он все менее должен непосредственно участвовать в производстве, он становится рядом с производством, т.е. одна из основных особенностей современного “профессионала” состоит в развитой способности задерживаться накануне деятельности, в момент ее переиначивания (переучивания). “Учащий-себя” человек оказывается основной профессией (?) взрослого человека.

2) «Всеобще-индивидуальный характер» общения: из-за компьютеризации вместо громадных коллективов совместного труда (завод, фабрика...) силовым полем человеческого общения оказывается домашнее одиночество (пм: читай, Интернет) - за компьютером, за информационно-распорядительным пультом.

Думаю, ясно, что сам характер такого труда, такого общения (у входа в собственно машинное или автоматическое производство) почти полностью совпадает с социумом “Школы”, с общением “обучения” через произведение иной культуры, точнее - в таком произведении. Но тогда это уже не вполне общение по вертикали “Учитель - Ученик”, а нечто совсем иное.

Таким образом,… Жизнь “накануне жизни”(пм: обучение) все более становится одним из всеобщих определений самой жизни.

6.2. - 5. [Вопрос]: возможно ли говорить об Образовании по отношению к Школе диалога культур? Возможно! И вот, почему:

1) Потому, что все межвозрастные и межкультурные уроки и “ смысловые воронки ” все же обязательно будут проецироваться в последовательность классов, в некое их “накопление” и “снятие” - в процесс образования.

2) Потому, что Современность (90-е годы XX века) существует реально на грани между идеей “ наукоучения ” и идеей “ культуры ”. Смысл обучения в школе конца века - это и есть непрерывный диалог нововременной и современной доминанты и, соответственно, доминанты культурной и образовательной. Можно сказать, что “человек образованный” есть - сегодня - основной Собеседник культурного человека. […]

3) “ Культура школы ” (обучения) со своими жесткими формами организации: классно-урочная система, вакации, иерархия и т.д. - несет в себе с наибольшей нагрузкой эту идею Школы «как таковой» [т.е. диалога культур]. Я против превращения школы в мистерию самодеятельности и в подделку под спонтанное “творчество”... сохранение и укоренение “культуры школы” необходимы “школе культуры”. Школа культуры не менее, а более, чем другие, должна стать школой и в этом смысле.

Таковы основания того, что Школа культуры необходимо воспроизводит (пм: читай, СНИМАЕТ в себе) своего основного Собеседника и Оппонента - Школу образования.

примечание: …сам “человек Образованный” понимается и формируется только в своей собственной культурной целостности, то есть как некое (диалогическое) взаимообращение человека образованного, - человека просвещенного, - человека воспитанного... [4]Причем эти превращения и предполагают, и взаимоисключают друг друга. НО вопрос о том, как это претворить в Школе Культуры, в специфике образования (в узком смысле слова) - это еще необходимо осмысливать и, главное, - осуществлять...

7. Человек «Культурный» отнюдь не означает «Гуманитарно образованный» .

7.1. Ядро Культуры (=смысл) ЦЕЛОСТНО и НЕДЕЛИМО, поэтому и формирование человека культуры есть процесс, в который входят как “дисциплины” Естественные и математические, так и “дисциплины” Гуманитарные.

один пример, говоря о “неделимом ядре” целостной культуры. Освоение Античной культуры подразумевает, прежде всего, понимание идеи эйдоса,который суть единство Числа и Слова. В этом неделимом ядре (эйдосе-акме-архэ...) вообще не существует раздельно - математики и филологии... Сказанное относится, и к культуре средневековой, нововременной и т.д. … Думаю, что Эйнштейну необходима была скрипка не более, но и не менее, чем Стравинскому - математика или Мандельштаму - Ламарк.

7.2. В Диалоге культур проблема Речи (пм: Языка) есть центральная проблема, так как вне единой речи, связывающей и разделяющей математику, физику, историю разных эпох, вообще не существует культурной целостности. В этом смысле возможно сказать, что в культуре все есть сфера гуманитарная. Кроме того, основная сфера культуры - сфера произведений (не “продуктов”, не “орудий”) - пронизывает все грани мышления и, тем самым, одинаково значима и для искусства, и для философии, и для теории...

7.3. Сведение культуры к “чистой гуманитарии” опасно также в плане психолого-педагогическом. Если в уме человека преимущественно развит гуманитарный “отсек” и деградировал, засох “отсек” математического мышления, тогда это мышление неспособно к тому внутренне насущному диалогизму, что характерен для современной мысли-действия-общения.[5]

Так, останавливаясь на многоточии, оборву свое размышление на тему “культура и образование”.

 

======================================================================

ЗАМЕТКИ К ТЕКСТУ:

======================================================================

* - Основная идея «Школы диалога культур» Библера в том, что все культуры прошлого, настоящего (и будущего?) ученик научается видеть как СОСУЩЕСТВУЮЩИЕ ОДНОВРЕМЕННО и перманентно ведущие диалог, а не как СТУПЕНЬКИ К СОВРЕМЕННОСТИ («современно-(эго)-центризм» Нового времени и от себя можно добавить Европоцентризм…):

«Все, что сделали и сумели люди в прошлые века - это ступень к современному уровню, к современному срезу человеческих знаний и умений; эти прошлые дела могут иметь (и должны иметь) интерес для любопытства и любознательности современных ребят, могут и должны иметь интерес эвристический, - чтобы лучше и сознательнее овладеть знаниями современными, наиболее конкретными и развитыми. - Овладеть результатом и - дорогой к нему. Но само по себе это - подножие современности и - сие, конечно, также полезно - предмет современного самодовольства и гордости»

 

* - Проблема противоположности и противопоставления стоящих перед Школой задач – с 1й стороны, задача – подготовить к ВУЗУ и восприятие процесса познания как самоценного и самодостаточного – Теоретическая подготовка в Классическом университете … Человек как целостная (а в пределе Универсальная) Личность, а с 2й стороны, задача – подготовить конкретного Специалиста, ПрофессионалаПРАКТИЧЕСКАЯ подготовка, - в Новой эпохе это противоречие, по видимости, будет еще более острой!!! – к цит:

«…с начала культуры Нового времени школа таила в себе одну развилку. двуединую, а затем - все более и более антиномичную задачу: , школа должна была передавать научные знания не в собственно научной форме, но в форме знаний, необходимых для квалифицированного рабочего - в его отношениях с машиной - научный уровень должен быть дополнительно усреднен и подчеркнуто анонимен. , задачу ученика подготовить к поступлению в вуз, т.е. безотносительности применимости знания к машине …
В XX веке эти задачи, с одной стороны, становятся все более разорванными, непримиримыми, несовместимыми, а с другой стороны, каждая из этих задач все более обессмысливается сама по себе, изнутри»

 

* [ВОПРОС]: не есть ли такая СИНХРОНИЯ КУЛЬТУР (= их соприсутствие внутри пространства диалога) возрождение Архаики (Античности, например) в том смысле, что ВРЕМЯ останавливается, исчезает ощущение движения От-К, когда то, что есть сейчас есть будет Вечно возвращаться, т.е. даже если и будет появляться нечто Новое, то оно не будет Менять то, что было, а как бы будет Соприсутствовать с ним на одном уровне – к цит.:

«5.2. В школе “человека культуры” каждая культура понимается как нечто, способное к бесконечному (спиральному) развитию, углублению “в себя”. Соответственно, весь корпус знаний, умений, навыков, весь спектр понимания, свойственный данной культуре, не снимается в культуре “высшей”, “следующий по порядку”, но вступает в сложные, одновременные общения (вопросы - ответы - вопросы) на грани различных культур. Но все это общение культур, весь спектр вопросов-ответов-вопросов совершается в ключе проблем и вопросов современных, XX века (в канун XXI) происходит в сознании и мышлении молодого человека нашего времени - начиная с 7 лет, осуществляется в средоточиях современного незнания, то есть - для Учителя - на самых-самых высотах современного знания и умения».

 

* … т.е. получается, что у Библера все же СНИМАЮТСЯ и пусть не ответы, но ВОПРОСЫ?

Ученик в школе культуры не должен понимать ответы-умения античности как “снятые” в современном знании-умении. Он должен освоить античность как нечто непреходящее. Ондолжен (?) свое собственное незнание и непонимание, удивление понимать и воспроизводить в старших классах, как нечто извечно со-присутствующее в моем взрослом внутреннем раздумье и действии …

 

* - МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ как основополагающий для Школы диалога культур? Компьютерные игры в виртуальных мирах, РОЛЕВЫЕ ИГРЫ как формы Образования?

«Каждое произведение не поучают, но включают нас в особый, неповторимый, ранее и нигде не бывший мир»

 

* Теперь, в новом веке, Незнание, а => Ученичество, перестает быть специфической чертой Детства, но становится неотъемлемым свойством и Зрелости, Взрослого (Учителя) – к цит.:

« соотношение Детства и Взрослости, "школы и профессий". “Образование” должно пониматься как особенный период самой жизни, а не как “подготовка к жизни”[6]. Это значит, что школа XXI века готовит учащегося - «учащего-себя», т.е. человека, могущего в самые зрелые годы - удивляться, изумляться, “отступать” в ситуацию незнания, способного переучивать себя. Во взрослой жизни эта ипостась “учащего-себя” человека будет еще более укореняться и обнаруживать новые ресурсы, постоянно взаимодействуя, общаясь с иными ипостасями взрослого человека - профессиональными, социальными, и т.д.»[7].

 

* [к Лукше и докладу «Образование 2030»]:

По сути * Авторы доклада утверждают идею релятивизма культур, идею возможности конструирования культурных ценностей ( ассоциация с Фашизмом: воля и разум, конструирующие свои собственные продукты в ответ на обезбоживание мира как вызов. Иными словами Произвол социального конструирования как ответ на Смерть Бога. Коммунизм?… ). Впрочем сегодня это реализуется под прикрытием идей Трансгуманизма. …

В противоположность этому * Библер утверждает идею того, что все новые ценности должны органически произрастать из диалога культур (как в смысле историческом, временном, так и в смысле фактическом). Именно культуру (читай, «культурное Незнание») он делает последним основанием человеческой деятельности (воли и разума), ставя её на пьедестал, с которого был сброшен Бог, а сегодня уже сходит Разум (Наука) человека (см. совр-ое возрождение магизма и язычества) …

 

* Оборотня сторона этого проявляет себя как все более и более возрастающий и подрастающий ИНФАНТИЛИЗМ тех, кто в прежде уже были взрослыми

«… человека, могущего в самые зрелые годы - удивляться, изумляться, “отступать” в ситуацию незнания, способного переучивать себя (пм: а => сохраняющего детскую открытость ума, детский ум)»

 

* …в этом смысле оказывается, что Социум Школы оказывается совпадающим с Реальным Социумом (Подготовка к Жизнью с самой Жизнью). Другими словами «Школа» окажется «вывернутой наизнанку» и тем самым «выплеснутой» в повседневное, обыденное «секуляризированное» (т.е. не «сакральное», особое образовательное) пространство[8] - пространство Школы и Жизни совпадут:

[Библер]: «Думаю, ясно, что сам характер такого труда, такого общения (у входа в … машинное или автоматическое производство) почти полностью совпадает с социумом “Школы”
Таким образом, преображение самого смысла “взрослой” деятельности и общения совсем иначе формирует связь: “школа - подготовка к жизни - жизнь”. Все приобретает иные параметры и измерения. Жизнь “накануне жизни” все более становится одним из всеобщих определений самой жизни».

[Гусаковский] «Из института сакрального и преображающего Университет неминуемо превращается в общественное место, в одну из зон повседневности, пусть и относительно привилегированную. Слова «храм» и «общественное место» фиксируют разную реальность. Во второй половине ХХ века, даже когда по отношению к Университету используют слово «храм», чаще всего подразумевают «общественное место». Демократизация Университета содержит в себе вирус «оповседневнивания».

[Лукша] «Городская среда как образовательное пространство» (источник?)

 

* - ОПАСНОСТЬ Школы Культуры состоит в том, что она с легкостью (как представляется) может быть превращена в Школу Идеологии.


[1] смысл слега изменен в конце

[2] т.е. спорит с идеей “снятия” и «восхождения»

[3] «образование всю жизнь»

[4] «Идею “человека образованного ” возможно понять, прежде всего, - в “Феноменологии духа” Гегеля; идею “человека просвещенного ” - в Кантовой “Критике способности суждения”; идею “человека воспитанного ” - в книгах Руссо и романах воспитания»

[5] «Может быть, основным продуктивным внутренним диалогом (определением) современного мышления является диалог (“триалог”) философской разумной изначалъности, - математической строгости и конструктивности, - гиперболического художественного воображения. (В современном - XX века - искусстве такое тройное сопряжение особенно существенно.)»

[6] «образование всю жизнь»

[7] - цит. изменена

[8] см. - Гусаковский - ОТ КЛАССИЧ. УНИВЕРСИТЕТА К НЕКЛАССИЧЕСКОМУ (МН)



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Последовательность выполнения задания | Казахский агротехнический университет ИМ. С. Сейфуллина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 246 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2256 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.