Ш
ШАБАЛАШВЫ (санскр.). Сыновья Дакши («Тайная Доктрина», II, 344).
ШАБАШ ВЕДЬМ. Предполагаемый праздник и сборище ведьм в каком-нибудь уединённом месте, где — согласно обвинениям — колдуньи вступали в непосредственное сношение с Дьяволом. В это верили все расы и народы, а некоторые верят по сей день. Так, говорят, что главная «штаб-квартира» и место сборищ всех ведьм в России — это Лысая Гора вблизи Киева, а в Германии — Брокен, в горном массиве Гарц. В старом Бостоне, США, они встречались вблизи «Чёртова Пруда», в большом лесу, который теперь исчез. В Салеме они были преданы смерти по воле церковных старейшин, а в Южной Каролине сожгли ведьму ещё совсем недавно - в 1865 г. В Германии и Англии церковь и государство казнили их тысячами, заставляя лгать и под пытками признаваться в участии в «Шабашах ведьм».
ШАБДА (санскр.). Слово, или Логос.
ШАБДА БРАХМАН (санскр.). «Непроявленный Логос» Вед;«Эфирные Вибрации, рассеянные по всему Пространству».
ШАБЕРОН (тибет.). Монгольский Шаберон или Хубилган (Хубилхан); согласно ламаистам, являются перевоплощениями Будды; так сказать, великими Святыми и Аватарами.
ШАВИНЬИ Жан Эме де. Ученик всемирно известного Нострадамуса, астролог и алхимик шестнадцатого столетия. Он умер в 1604 году. Его жизнь была очень тихой, и он был почти неизвестен своим современникам, но оставил ценную рукопись о воздействии звёзд перед рождением и после на некоторые известные личности — тайна, которую ему открыл Нострадамус. Последний раз этот трактат находился во владении императора России Александра.
ШАДДАЙ Эль (евр.). Имя еврейского Божества, переводимое как Бог Всемогущий и встречающееся в книгах «Бытия», «Исхода», «Чисел», «Руфи» и «Иова». Его греческий эквивалент — Куриос Пантократор; но по еврейскому словопроизводству оно означает скорее «изливатель», ибо шад означает грудь, а шдай означает также «кормящая мать». (W.W.W.).
ШАКА-ДВИПА (санскр.). Один из семи островов или континентов, упомянутых в Пуранах (древние труды).
ШАКВАЛА. Это бана, или «слово»,произнесённое Гаутамой Буддой в его устных наставлениях. Шаквала — это земная или, вернее, солнечная система, которых во вселенной бесконечное множество; и которая обозначает то пространство, на которое распространяется свет каждого солнца. Каждая Шаквала включает земли, ады и небеса (что означает благие и скверные сферы, — наша Земля в оккультизме считается адом): достигает своего расцвета, потом приходит в упадок и, наконец, разрушается, в регулярно повторяющихся периодах, под действием единого неизменного закона. Учитель говорил, что на Земле уже существовало четыре великих «континента» (в «Тайной Доктрине»: Земля Богов, Лемурия, Атлантида и теперешний «континент», разделённый на пять частей), и что ещё три должны появится. Эти континенты «не сообщались между собой» — изречение, доказывающее, что Будда говорил не о фактически существовавших в его время континентах (ибо Патала, или Америка, была отлично знакома древним индусам), но о четырёх геологических формациях Земли, с их четырьмя различными коренными расами, которые уже исчезли.
ШАКИ (санскр.). Согласно востоковедам, то же, что классические саки. Во время правления их царя Юдиштхиры началась Кали юга.
ШАКТИ (санскр.). Активная женская энергия богов; в народном индуизме — их жёны и богини; в оккультизме — венец астрального света. Синтез Силы и шести сил природы. Вселенская энергия.
ШАКТИ-ДХАРА (санскр.). Буквально, «держатель меча», титул, данный Картикее за то, что он убил Тараку, дайтья, или великана-демона. Последний хотя и был демоном, видимо, был настолько великим йогом, благодаря своему суровому аскетизму и благочестию, что заставил всех богов дрожать перед ним. Это делает Картикею, бога.войны, чем- то вроде Св. Михаила.
ШАКЬЯ (санскр.). Родовое имя Гаутамы Будды.
ШАКЬЯМУНИ БУДДА (санскр.). Имя основателя буддизма; великого мудреца, Владыки Гаутамы.
ШАЛМАЛИ (санскр.). Одна из семи зон; также вид дерева.
ШАМА (санскр.). Один из бхава пушп, или «цветов святости». Шама есть пятый, или «смирение». Всего таких цветов восемь, это: снисходительность (или милосердие), воздержание, благожелательность (или любовь к другим), терпение, смирение, преданность, медитация и правдивость. Шама также подавление всех ментальных волнений.
ШАМАНЫ. Каста татарских или монгольских жрецов — магов или, как говорят некоторые, жрецов-чародеев. Они не являются буддистами, но сектой древней религии Тибета бон.Они живут преимущественно в Сибири и в сопредельных ей странах. Шаманами могут быть как мужчины, так и женщины. Все они маги или, вернее, сенситивы или медиумы, развитые искусственно. В наше время те, кто действует в качестве жрецов среди татар, обычно очень невежественны и намного ниже факиров по знаниям и образованию.
ШАМБАЛА (санскр.). Исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упоминаемое в Пуранах, откуда, как возвещает пророчество, появится Калки Аватар. «Калки» — это Вишну, Мессия на Белом Коне браминов; Майтрейя Будда буддистов; Сосиош парсов и Иисус христиан. Одни говорят, что все эти «вестники» должны появиться «перед разрушением мира»; другие — перед концом Кали юги. Именно в Шамбале будет рожден грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции), тогда как оккультизм помещает её в Гималаях.
ШАНА (евр.). Лунный Год.
ШАНА или Шанаишчара (санскр.). То же, что Шани, или планета Сатурн. В индусском пантеоне он сын Сурьи, Солнца и Санджны — Духовного Сознания, дочери Вишвакармана, — или, вернее, Чхайи, тени, оставленной Санджной. Шанаишчара, «медленно движущийся».
ШАНГНА (санскр.). Таинственный эпитет, данный платью или «одеянию» в метафизическом смысле. Облечься в «одеяние Шангна» означает приобрести Тайную Мудрость и посвящение. (См. «Голос Безмолвия», Примечания, 88.)
ШАНКАРА (санскр.). Имя Шивы. Также великий ведантийский философ.
ШАНКАРАЧАРЬЯ Шри (санскр). Великий религиозный реформатор Индии, учитель философии веданты — величайший из всех подобных учителей, которого адвайтисты (не-дуалисты) считают воплощением Шивы и чудотворцем. Он основал множество матхов (монастырей) и положил начало самой учёной секте среди браминов, под названием смартава. Легенды о нём столь же многочисленны, как и его философские труды. В возрасте тридцати двух лет он направился в Кашмир и, достигнув Кедаранатха в Гималаях, вошёл в одиночестве в пещеру, откуда никогда уже не возвращался. Его последователи заявляют, что он не умер, но лишь ушёл из мира.
ШАРИРА (санскр.). Оболочка или тело.
ШАСТАНЬЕ Бенедикт. Французский масон, создавший в 1767 году в Лондоне ложу под названием «Озарённые Теософы».
ШАСТРА (санскр.). Трактат или книга, любой труд божественного или признанного авторитета, включая книги закона. Шастри в Индии по сей день означает человека, сведущего в божественном и человеческом законе.
ШАТАРУПА (санскр.). «Имеющая сто форм»; относится к Вак, которая, будучи женским аспектом Брамы, принимает сто форм, т.е. это Природа.
ШВЕТА (санскр.). Змий-дракон; сын Кашьяпы.
ШВЕТА-ДВИПА (санскр.). Буквально, Белый Остров или континент, один из сапта-двип. Полковник Вильфорд стремился отождествить его с Великобританией, но ему это не удалось.
ШВЕТА-ЛОХИТА (санскр.). Имя Шивы, когда он появляется в 29-ой кальпе как «кумара цвета Луны».
ШЕДИМ (евр.). См. Сиддим.
ШЕКИНА (евр.). Титул, относимый каббалистами к Малкут, десятой сефире, а иудаистами — к облаку славы, которое покоилось на Троне Милосердия в Святая Святых. Всё же, как преподаётся всеми раввинами Малой Азии, природа её более возвышенная, — Шекина есть покров Эйн-Софа, Бесконечного и Абсолютного; следовательно, нечто вроде каббалистической Мулапракрити. (W.W.W.).
ШЕМАЛ (халд.). Самаэль, дух Земли, её главенствующий правитель и гений.
ШЕМХАМФОРАШ (евр.). Отделённое имя. Чудотворное имя, извлечённое из субстанции божества и являющее его самосущую природу. Евреи обвинили Иисуса в том, что он похитил это имя из Храма с помощью магических искусств и применял его при совершении своих чудес.
ШЕОЛ (евр.). Ад в еврейской картине мира; область неподвижности и бездействия, в отличие от Геенны (см.).
ШЕСУ-ГОР (егип.). Буквально, слуги Гора; ранние люди, поселившиеся в Египте, которые были ариями.
ШЕША (санскр.). Ананта, великий Змий Вечности, ложе Вишну; символ бесконечного Времени в Пространстве. В экзотерических верованиях Шеша представлен в виде тысячеголовойи семи головой кобры; первая является царём низшего мира, называемого Паталой, вторая — носителем или опорой Вишну в Океане Пространства.
ШИВА (санскр.). Третье лицо индусской Троицы (Три-мурти). Он — бог первого порядка, и по своему характеру Разрушителя выше Вишну, Охранителя, ибо он разрушает лишь для того, чтобы возродить на более высоком плане. Он рождён как Рудра, Кумара, и является покровителем всех йогов, и как таковой называется Маха-Йогом, великим аскетом. Его титулы многозначны: Трилочана, «три-окий»; Махадэва, «великий бог»; Шанкара и пр.
ШИВА-РУДРА (санскр.). Рудра — ведийское имя Шивы, —последнее в Ведах отсутствует.
ШИГРА или Шиграга (санскр.). Отец Мору, «который продолжает жить силою йоги и проявит себя в начале века Крита, чтобы восстановить кшатриев в девятнадцатой юге», — гласят пуранические пророчества. «Мору» означает здесь «Мориа», династию буддийских властителей Паталипутры, которая началась с великого царя Чандрагупты, деда царя Ашоки. Это первая буддийская династия. («Тайная Доктрина», I, 467.)
ШИИТЫ (перс.). Секта мусульман, которые ставят пророка Али выше Мухаммеда, отвергая сунну, или традицию.
ШИЛА (пали). Вторая добродетель из десяти парамит совершенства. Совершенная гармония в словах и действиях.
ШИФЛЕ Жан. Каноник-каббалист XVII века, изучивший (считается) ключ к гностическим сочинениям у коптских Посвящённых; автор труда об Абраксасе [см.] в двух частях, эзотерическая часть которого была сожжена церковью.
ШИШТЫ (санскр.). Великие избранные, или мудрецы, остающиеся после каждой малой пралайи (в «Эзотерическом Буддизме» м-ра Синнета названы «обскурациями»), когда глобус вступает в свою ночь или покой, чтобы, при своём пробуждении, стать семенем следующего человечества. Буквально, «остающиеся».
ШКОЛЫ ПРОРОКОВ. Школы, основанные Самуилом для обучения набиимов (пророков). Их метод был основан на тех же принципах, что и метод подготовки чела, или кандидатов на посвящение в оккультные науки, то есть на развитие сверхъестественных способностей или ясновидения, ведущего к Провидчеству. Много таких школ было в древности в Палестине и Малой Азии. То, что евреи поклонялись Нэбу, халдейскому богу сокровенного знания, является несомненным фактом, ибо они приняли его имя как эквивалент Мудрости.
ШЛОКА (санскр.). Санскритский эпический размер, состоящий из тридцати двух слогов: стихи из четырёх полустрок по восемь или двух строк по шестнадцать слогов каждый.
ШОЕЛ-ОБ (евр.). Тот, кто советуется со знакомыми «духами»; некромант, воскрешатель мёртвых или их призраков.
ШРАВАКА (санскр.). Буквально, «тот, кто заставляет слушать»; проповедник. Но в буддизме это слово означает ученик, или чела.
ШРАДДХА (санскр.). Буквально, вера, уважение, почтение.
Верность памяти манов умерших родственников и забота об их благополучии. Посмертный обряд в честь только что ушедших родственников. Существуют также месячные обряды Шраддха.
ШРАДДХАДЭВА (санскр.). Эпитет Ямы, бога смерти и царя преисподней, или Гадеса.
ШРАМАНЫ (санскр.). Буддийские служители, аскеты и кандидаты на нирвану, «те, кто должен обуздать свои мысли». Слово саман, теперь «шаман», является искажённым вариантом этого первоначального слова.
ШРИ ПАДА (санскр.). Отпечаток стопы Будды. Буквально, «след или стопа Учителя или возвышенного Владыки».
ШРИВАТСА (санскр.). Мистический знак, который носил Кришна и который был также принят джайнами.
ШРИНГА ГИРИ (санскр.). Большой и процветающий монастырь в горах Западные Гхаты в Майсоре (Южная Индия); главный матх адвайта и смарта браминов, основанный Шанкарачарьей. Здесь пребывает религиозный глава (называемый Шанкарачарьей) всех ведантийских адвайтистов, которому многие приписывают обладание сверхъестественными силами.
ШРИЯНТРА (санскр.). Двойной треугольник, или печать Вишну, называемый также «печатью Соломона», и принятый Т[еософским] Обществом].
ШРОТРИЯ (санскр.). Наименование брамина, исполняющего ведийские обряды, которые он изучает, — в отличие от ведавита, брамина, который изучает их только теоретически.
ШРУТИ (санскр.). Священное предание, полученное путём откровения; таковыми являются Веды, в отличие от смрити (см.).
ШУ (егип.). [1] Бог, который вместе с Тефнут и Гебом обитает в Анру, области, называемой «страною возрождения богов».
[2] Персонификация бога Ра; представлен в виде «большой кошки Бассейна Персеа в Ану».
ШУДАЛА МАДАН (тамил.). Вампир, упырь, или кладбищенское привидение.
ШУДДХОДАНА (санскр.). Царь Капилавасту; отец Гаутамы, Владыки Будды.
ШУДРА (санскр.). Последняя из четырёх каст, возникших из тела Брамы. «Каста рабов», которая вышла из ног божества.
ШУКИ (санскр.). Дочь риши Кашьяпы, жена Гаруды, царя птиц, носителя Вишну; мать попугаев, сов и воронов.
ШУКРА (санскр.). Название планеты Венеры, именуемой также Ушанас. В этом олицетворении Ушанас является Гуру и наставником дайтьев — великанов нашей Земли в Пуранах.
ШУЛЕ МАДАН (тамил.). Элементал, который якобы помогает «фокусникам» выращивать деревья манго и творить другие чудеса.
ШУНЬЯ (санскр.). Иллюзия, в том смысле, что всё существование есть лишь призрак, сновидение, или тень.
ШУНЬЯТА (санскр.). Пустота, пространство, ничто. Название нашей объективной вселенной в смысле её нереальности и иллюзорности.
ШУРПА (санскр.). «Веялка».
ШУТУКТ (тибет.). Широко известный университетский монастырь в Тибете, насчитывающий свыше 30 000 монахов и студентов.
ШУЧИ (санскр.). Имя Индры; а также третьего сына Абхиманима, сына Агни, т.е. одного из предвечных сорока девяти огней.
ШЯНЬ-СЯНЬ (кит.). Состояние блаженства и свободы души, во время которого человек может путешествовать в духе куда пожелает.
Э
ЭА (халд.), также Хэа. Второй бог первоначальной вавилонской троицы, состоявшей из Ану, Хэа и Бэла. Хэа был «создателем Судьбы», «Владыкою Глуби», «Богом Мудрости и Знания» и «Владыкою города Эриду».
ЭБЕЛ-ЗИВО (гност.). Метатрон, или помазанный дух у назореев-гностиков; то же, что архангел Гавриил.
ЭБИОНИТЫ (евр.). Буквально, «бедные»; самая ранняя секта еврейских христиан, другой такой были назореи. Они существовали уже тогда, когда слово «христианин» ещё не было известно. У Эбионитов было много повествований об Иассу (Иисусе), адепте-аскете, вокруг которого создавалась легенда Христа. Так как существование этих нищих аскетов можно проследить по крайней мере на век раньше хронологического христианства, то это является дополнительным доказательством того, что Иассу или Иешу жил во времена царствования Александра Ианнея в Лиде (или Ладе), где он был предан смерти, как утверждается в «Сефер Толдос Иешу».
ЭВАПТО. Посвящение; то же, что эпоптейя.
ЭВОЛЮЦИЯ. Развитие высших классов животных из низших. Как указано в «Разоблаченной Изиде», «современная наука признает только одностороннюю физическую эволюцию, намеренно отрицая и игнорируя высшую, или духовную, эволюцию, признание которой вынудило бы наших современников признать превосходство древних философов и психологов. Мудрецы древности, поднимаясь до Непознаваемого, в качестве отправной точки выбрали первое проявление невидимого — неизбежное и, рассуждая строго логически, абсолютно необходимое творящее Существо, демиурга вселенной. У них эволюция начиналась от чистого духа, который, спускаясь всё ниже и ниже, принимал наконец видимую и постижимую форму и становился материей. Дойдя до этой точки, далее они рассуждали по дарвиновскому методу, но на гораздо более широкой и всеобъемлющей основе». (См. Эманация).
ЭГКОСМИОИ (греч.). «Интеркосмические боги [см.], каждый из которых властвует над большим числом демонов, которым они дают свою силу и при желании передают её от одного другому», — говорит Прокл и добавляет, что этому учит эзотерическая доктрина. В своей системе он изображает высшие сферы, от зенита Вселенной до Луны, принадлежащими богам, или планетарным духам, в соответствии с их иерархиями и классами. Наивысшими среди них являлись двенадцать хупер-ураниоев, сверх-небесных богов. Следующими за ними в степени и силе были Эгкосмиои.
ЭГО (лат.). «Я»; сознание в человеке «я есмь я» — или чувство «я есмь». Эзотерическая философия учит о существовании двух Эго в человеке: смертного, или личного, и Высшего, Божественного и Безличного, называя первое «личностью», а второе — «Индивидуальностью».
ЭГОТИЯ. От слова «Эго». Эготия означает «индивидуальность», и никогда «личность», ибо противоположна эгоизму, или «самости», par excellence [в высшей степени, — фр.] свойственной личности.
ЭГРЕГОРЫ. Элифас Леви называет их «руководителями душ, которые являются духами энергии и действия», — что бы это ни значило. Восточные оккультисты описывают Эгрегоры как Существа, тела и сущность которых суть ткань так называемого астрального света. Они — тени более высоких планетарных духов, тела которых образованы из сущности более высокого божественного света.
ЭДДА (исланд.). Буквально, «прабабушка» скандинавских баллад. [...] Существуют две Эдды. Автор самой ранней неизвестен, и древность её очень велика. [...] Первая рассказывает о богах, а вторая является сводом историй (или мифов) о богах (о которых говорится в первой), ставших германскими божествами, великанами, гномами и героями.
ЭДЕМ (евр.). «Наслаждение», радость. В «Бытии» — созданный Богом «Сад Наслаждений»; в каббале — «Сад Наслаждений», как место посвящения в мистерии. Востоковеды отождествляют его с местечком в Вавилонии в районе Кардуньяс, называемым также Ган-дуну, что очень похоже на Ген-эдем евреев. (См. труды сэра Х.Роулинсона и Д.Смита). В этом районе протекают четыре реки: Евфрат, Тигр, Сурапи, Укни. Две первые были приняты евреями без каких-либо изменений, две другие они, по-видимому, переделали в «Гихон и Писон», чтобы иметь хоть что-то оригинальное. Ниже представлены некоторые соображения по идентификации Эдема, выдвинутые ассириологами. Города Вавилон, Ларанча, Сиппара были основаны, согласно хронологии евреев, до потопа. «Сурипак был городом ковчега, гора на восток от Тигра — местонахождением ковчега, в Вавилоне находилась башня, и Ур халдеев был местом рождения Авраама». А так как Авраам, «первый предводитель еврейской расы, отправился из Ура в Харан в Сирии и оттуда — в Палестину», то лучшие ассириологи считают, что это «отличное доказательство в пользу гипотезы, что Халдея была местом происхождения этих преданий (в Библии), и что евреи получили их первоначально от вавилонян».
ЭДРИС (араб.). или Идрис.Означает «учёный» — эпитет, данный арабами Еноху.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч.). Скрытый, тайный. От эсотерикос — «внутренний», сокровенный, сокрытый.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БОДХИЗМ. Сокровенная мудрость или разум, от греческого эсотерикос,«внутренний», и санскритского бодхи, «знание», разум — в отличие от буддхи, «способности познания или разума», и буддизма, философии или Закона Будды (Озарённого). Пишется также «Буддхизм», от Будхи (Разум и Мудрость), сына Сомы.
ЭЙДОЛОН (греч.). То же, что мы именуем человеческим фантомом, астральной формой.
ЭЙН (евр.). Негативно существующий; божество в покое и абсолютно пассивное. (W.W.W.).
ЭЙН АЙОР (халд.). Единственный «Самосущий», мистическое название божественной субстанции. (W.W.W.).
ЭЙН СОФ (евр.). «Безграничный» или Беспредельный; Божество, эманирующее и распространяющееся. (W.W.W.).
Эйн Соф пишется также Эн Соф и Эйн Суф, но никто, даже раввины, не уверен в написании гласных. В религиозной метафизике древних еврейских философов Единый Принцип был абстракцией, подобно Парабрахму, несмотря на то, что современные каббалисты преуспели сейчас, с помощью чистой софистики и парадоксов, в создании из него «Всевышнего Бога», и ничего более высокого. Но у ранних халдейских каббалистов Эйн Соф означает — «без формы и существования», «не имеющий подобия ни с чем другим» (Франк, «Die Kabbala», с. 126). То, что Эйн Софа никогда не рассматривали как «Творца», утверждает даже такой ортодоксальный иудей, как Филон, который «Творца» называет Логосом, следующим за «Беспредельным», и «Вторым Богом». «Второй Бог — это его (Эйн Софа) мудрость», — говорит Филон («Quaest. et Solut.»). Божество есть Ни-что; оно безымянно и поэтому названо Эйн Софом; Эйн означает Ничто. (См. Франк, «Kabbala», с. 153, прим.). [См. Эн-Соф].
ЭЙН СОФ АУР (евр.). Беспредельный Свет, который концентрируется в первой и высшей сефире, или Кэтер, Венце. (W.W.W.).
ЭКА (санскр.). Единый; также синоним Махата, Вселенского Разума как принципа Разумности.
ЭКАНАРУПА (санскр.). Одно (и многие) тела или формы; термин, применяемый в Пуранах к божеству.
«ЭКАШЛОКА ШАСТРА» (санскр.). Труд Нагарджуны о Шастрах (Священных Писаниях); мистический труд, переведённый на китайский.
ЭКБАТАНА. Знаменитый город в Мидии, достойный занять место среди семи чудес света. Он описан Дрэпером в его «Conflict between Religion and Science»: «Прохладная летняя резиденция персидских царей была защищена семью окружавшими её стенами из вырубленных и отполированных глыб; внутренние стены были последовательно увеличивающейся высоты и выкрашены в разные цвета, астрологически соответствующие семи планетам. Дворец был облицован серебряными изразцами, балки его были покрыты золотом. В полночь в его залах ряды масляных светильников заменяли Солнце. Райский сад, эта роскошь повелителей Востока, был разбит в центре города. Персидская империя поистине была мировым садом».
ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ. Внешний, публичный; в противоположность эзотерическому, или скрытому.
ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Одно из названий, данных александрийской школе неоплатоников.
ЭКСТАЗ (греч.). Психо-духовное состояние; физический транс, который вызывает ясновидение; блаженное состояние, порождающее видения.
ЭКСТРАКОСМИЧЕСКИЙ. Вне Космоса или Природы; бессмысленное слово, изобретённое для утверждения существования личного бога, независимого от Природы per se [сам по себе, — лат.] или находящегося вне её, в противоположность пантеистической идее, что весь Космос пропитан или одушевлён Духом Божества и что Природа является лишь одеянием, а материя — иллюзорной тенью реального невидимого Присутствия.
ЭЛЕВЗИНИИ (греч.). Элевзинские Мистерии были наиболее знаменитыми и наиболее древними из всех греческих Мистерий (за исключением Самофракийских), и праздновались близ селения Элевзин, неподалёку от Афин. Епифаний прослеживает их до времён Инаха (1800 г. до Р.Х.); основаны, как гласит другая версия, Евмолпом, царём Фракии и иерофантом. Они праздновались в честь Деметры, греческой Цереры и египетской Изиды; а последний акт действа относился к приносимой жертве искупления и воскресению, когда посвящённый допускался к высшей степени Эпопта (см.). Празднество Мистерий начиналось в месяце боэдромионе (сентябрь), во время сбора винограда, и длилось с 15 по 22 число, семь дней. Еврейский праздник Табернакл, праздник Сбора Урожая в месяце этаним (седьмом), тоже начинался 15 и кончался 22 числа этого месяца. Название месяца (этаним) произошло, согласно некоторым писателям, от адоним, адониа, аттеним, этаним, в честь Адоная или Адониса (Таммуза), смерть которого оплакивалась евреями в рощах Вифлеема. Жертвоприношение «хлеба и вина» совершалось перед Таинствами посвящения, а во время самой церемонии кандидатам сообщались тайны из петромы, своего рода книги, сделанной из двух каменных скрижалей (петрай), скреплённых с одной стороны и раскрывающихся подобно книге. (Для дальнейших разъяснений см. «Разоблачённая Изида», II, 36, 74.)
ЭЛЕКТРОМАНТИЯ (греч.). Гадание с помощью петуха или другой птицы. Рисовался круг и делился на части, из которых каждая соответствовала одной букве; на него сыпали зёрна и отмечали последовательно те, соответствующие буквам отделы, из которых птица клевала зёрна. (W.W.W.).
ЭЛЕМЕНТАЛЫ. Духи стихий. Существа, развивающиеся в четырёх царствах или стихиях — земле, воздухе, огне и воде. Каббалисты называют их гномами (элементалы земли), сильфами (воздуха), саламандрами (огня) и ундинами (воды). За исключением некоторых из высших классов и их владык, они являются скорее силами природы, чем эфирными мужчинами и женщинами. Эти силы, будучи послушными посредниками оккультистов, могут производить самые разные действия; но, служа элементариям (см.) — а в этом случае они порабощают медиумов, — будут лишь вводить в заблуждение легковерных. Все низшие невидимые существа, порождённые на 5-ом, 6-ом и 7-ом планах нашей земной атмосферы, называются элементалами: пери, дэвы, джинны, сильваны, сатиры, фавны, эльфы, гномы, тролли, кобольды, домовые, водяные, пинки, банши, болотные, белые дамы, привидения, феи и т.д., и т.п.
ЭЛЕМЕНТАРИИ. Строго говоря, это развоплощённые души развращённых людей; эти души, ещё живя на земле, отделили от себя свой божественный дух и тем самым утеряли свой шанс на бессмертие; но при настоящем уровне знаний считается лучше относить этот термин к привидениям или фантомам развоплощённых личностей, вообще к тем, чьим временным обиталищем служит камалока. Элифас Леви и некоторые другие каббалисты делают мало различия между духами-элементариями «бывшими людьми», и теми существами, которые населяют стихии и являются слепыми силами природы. Однажды отделившись от своих высших триад и своих тел, эти души остаются в своих камарупических оболочках и неодолимо притягиваются к земле, к элементам, родственным их грубым натурам. Их пребывание в камалоке разнится по длительности, но неизменно кончается распадением, растворением, словно столб дыма, атом за атомом, в окружающих элементах.
ЭЛЕФАНТА. Остров недалеко от Бомбея в Индии, на котором находятся хорошо сохранившиеся руины пещерного храма того же названия. Он один из древнейших в стране и несомненно является циклопической постройкой, хотя покойный Дж. Фергюссон и отрицал его большую древность.
ЭЛИВАГАР (сканд.). Воды Хаоса, в космогонии древних скандинавов названные «потоком Эливагара».
ЭЛОЕЙ (гност.). Гений и владыка Юпитера; его планетарный дух. (См. «Против Цельса» Оригена).
ЭЛОХИМ (евр.). Также Алхим. Это слово пишется по-разному. Годфри Хиггинс, посвятивший много трудов его значению, всегда пишет его Алейм.Соответствующие еврейские буквы: алеф, ламед, хе, иод, мем, а в числовом значении: 1, 30, 5, 10, 40 = 86. Это, по-видимому, множественное число существительного женского рода Элоа, Алх, образованное добавлением общей формы множественного числа Им, окончания мужского рода; и поэтому всё вместе, очевидно, означает эманированные активные и пассивные сущности. Как титул это относится к «Бине», Божественной Матери, так же как и более полный титул IHVH ALHIM, Иегова Элохим. Так же как Бина приводит к семи последовательным Эманациям, так и «Элохим», как сказано, представляет семеричную силу Божества. (W.W.W.).
ЭЛУ (сингал.). Древний диалект, употреблявшийся на Цейлоне.
ЭЛЬ-ЭЛИОН (евр.). Имя Божества, заимствованное евреями от финикийского Элон — наименования Солнца.
ЭМАНАЦИЯ (Доктрина). В своём метафизическом смысле она противоположна эволюции, но всё же едина с ней. Наука учит, что эволюция физиологически является видом зарождения, при котором зародыш, из которого развивается эмбрион, уже до того существует в родителе, причём развитие, конечная форма и свойства этого зародыша утверждаются природой, и что в космологии этот процесс осуществляется бессознательно посредством соответствия элементов и их различных сочетаний. Оккультизм же отвечает, что это лишь кажущийся способ, а реальный процесс является Эманацией, руководимой разумными Силами в соответствии с непреложным Законом. Поэтому, хотя оккультисты и теософы полностью верят в учение об Эволюции, как оно дано Капилой и Ману, они всё же скорее эманационисты, чем эволюционисты. Доктрина Эманации некогда была всеобщей. Ей учили как александрийские, так и индийские философы, египетские, халдейские и эллинские иерофанты, а также евреи (в своей каббале и даже в «Бытии»). Ибо лишь вследствие преднамеренно неправильного перевода еврейское слово асдт в Септуагинте переведено как «ангелы», тогда как оно означает Эманации, Эоны: точно так же, как у гностиков. Действительно, во «Второзаконии» (XXXIII, 2) слово асдт, или ашдт, переведено как «огненный закон», тогда как правильный перевод этого отрывка должен быть «из его правой руки исходил (не огненный закон, но) огонь в соответствии с законом» [в каноническом русском переводе: «...одесную Его огнь закона»]; т.е. огонь одного пламени передаётся и подхватывается другим, словно по следу легко воспламеняющейся субстанции. Именно это и есть эманация. Как показано в «Разоблачённой Изиде»: «В эволюции, как теперь начинают понимать, во всей материи предполагается существование импульса к достижению более высокой формы, — предположение, ясно выраженное Ману и другими индусскими философами самой седой древности. Древо философов иллюстрирует это на примере растворения цинка. Разногласия между последователями этой школы и эманационистами можно коротко выразить следующим образом: эволюционист прекращает все исследования у пределов «Непознаваемого», эманационист же верит, что ничто не может эволюционировать (be evolved) — или, согласно значению этого слова, выйти из утробы, родиться, — если оно сперва уже не было там заложено (been involved), тем самым указывая, что жизнь, прежде всего, происходит от духовной силы».