Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные темы и направления




 

1. Феноменология.

2. Герменевтика.

3. Экзистенциализм.

 

1. В современной западноевропейской философии можно выделить следующие основные направления или философские школы. В Англии, США, скандинавских странах доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное значение придают анализу языка, логике науки. В Германии, где сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во Франции, например, больше, чем в других странах, сторонников постмодернизма. Философия экзистенциализма имеет место во всех вышеуказанных странах, но её идеи характерны не только для философии, но и для различных видов искусства.

Таким образом, можно выделить 5 основных направлений в современной западной философии: экзистенциализм, аналитическая философия, феноменология, герменевтика и постмодернизм. Мы представляем Вашему вниманию такие направления как феноменология, герменевтика, экзистенциализм.

Основоположником феноменологии как ведущего направления современной западной философии является Э. Гуссерль (1859-1938), поставивший проблему философии как строгой и точной на­уки. С точки зрения Э. Гуссерля, все известные в его время философские учения не соответствовали требованиям строгой науч­ности, так как за образец научности брали существующие науки о природе и обществе. Все науки, по Гуссерлю, можно подразделить на два основных вида - эйдетические науки, к которым относятся логика, математика и философия, и фактуальные науки, которые обосно­вывают свои суждения ссылкой на факты, а последние носят слу­чайный характер. Философские суждения не обладают ни точно­стью математических истин, ни чувственной наблюдаемостью истин физических и не должны обладать ими, так как философия являет­ся совершенно новым измерением знания, связанным со стремле­нием к чистому и абсолютному знанию. Подлинная философия, или трансцендентальная феноменология, в отличие от фактуальных наук, есть наука не о фактах, а о сущностях. А в отличие от дру­гих эйдетических наук, например математики, она не может абстра­гироваться от того факта, что все известное нам дано через сознание. Философия в качестве своего предмета имеет дело с мыслью, на­правленной на предмет, как таковой, и в этом смысле она не дискурсивна, а интерпретативна. Абсолютная самоочевидность, абсо­лютная истина, непосредственная созерцаемость сущности - таковы черты философского знания, по Э. Гуссерлю.

Выявить эти сущности, то есть конституировать предмет фи­лософии в феноменологическом смысле этого слова, возможно только при помощи специального метода — метода феномено­логической редукции. Феномен и есть та сущность, которая проявляет себя в сознании благодаря феноменологической редук­ции. Феноменологическая редукция осуществляется в два эта­па: на этапе эйдетической редукции мы «заключаем в скобки внешний мир», то есть ставим под сомнение ценность исходного для многих наук протоверования в реальность внешнего мира. Трансцендентальная редукция «заключает в скобки эмпирическое самосознание», то есть ставит под сомнение протоверование в реальность «Я» как части реальности внешнего мира. Мир, та­ким образом, редуцируется к чистому феномену или эйдосу (в логически и словесно фиксированной форме), конфигурации всего данного, выступающей как «мерка реальности, фактич­ности».

Под натурализмом в философии Гуссерль понимал трактовку реальности и сознания как природного процесса, познаваемого в объективно-значимой форме. Следовать естественнонаучному образцу, для которого только пространственно-временной телес­ный мир является природой, значит, по Гуссерлю, неизбежно натурализовать сознание. При таком подходе к сознанию теряется из виду самое главное - межсубъектные связи, определяю­щие сущность сознания и недоступные для экспериментального исследования, на которое опираются фактуальные науки.

Психологизм в философии выражается в попытке обоснова­ния философии, ее значимости через опору на психологию как науку о фактах. Гуссерль подчеркивает, что такая попытка лишает философию ее предмета.

Историцизм, подобно психологизму, также пытается обосно­вать философию через опору на историю как науку о фактах. А факт, по Э. Гуссерлю, не обладает и не может обладать абсо­лютной ценностью. Поэтому как историцизм, так и психологизм являются, с точки зрения феноменологии, вариантами псевдофи­лософии, а не строгим и точным философским знанием.

Единственной дисциплиной, способной сделать филосо­фию строгой и точной наукой, является феноменология. Фе­номенология есть наука о феноменах. Феномен есть то, что проявляется, поскольку оно проявляется в сознании. Человеческое «Я» и все вещи, окружающие его, суть феномены. Благо­даря принципу феноменологической редукции, то есть воздержанию от веры в реальность окружающего мира, мы со­зерцаем эйдос мира, его идеальную ценность. С этой точки зрения редукция является эйдетической. Поскольку феномен проявляется только в сознании и только посредством акта со­знания, то есть сознание субъекта определяет положение вещей в реальности, редукция является также и трансцендентальной.

Вместе с тем, в отличие от кантовской трактовки сознания как создающего объект, Э. Гуссерль считает, что сознание лишь проявляет объект во мне, и больше ничего. В двойном - эйде­тическом и трансцендентальном - измерении феномен, равно как и его явленность сознанию, представляет собой нечто аб­солютное - сущность вещи, ее бытие. Сознание, осуществляющее здесь редукцию, самодостаточно, и благодаря его деятельности нам открывается единственное абсолютное бытие. Интенцию на объект, непосредственно и в оригинале данный сознанию, Гуссерль называет интуицией. Задача философии и есть дости­жение очевидности, основанной на объективной апелляции к интуиции, а не на чьих-либо точках зрения.

Для завершения своей теории Э. Гуссерль вводит понятие «конституирование». Сознание есть конституирующий поток пе­реживаний. Формой конституирования является феноменологи­ческая темпоральность - единство прошлого, будущего и насто­ящего в одном интенциональном акте сознания. Посредством конституирования в форме темпоральности сознание «Я» обла­дает окружающим миром и самим собой. Философия и есть, по Гуссерлю, высшая попытка Разума конституировать с подлин­ной очевидностью «Я» и то, чем является мир этого «Я».

Феноменология Э. Гуссерля оказала большое влияние на всю последующую философию. Ведущие мыслители XX в. ис­пользовали основные понятия и метод гуссерлианского учения.

2. Термин «герменевтика» происходит от греческого hermeneuo - разъясняю, толкую. В Древней Греции герменевтикой называлось искусство истолкования текстов. Согласно мифоло­гическим представлениям греков, язык богов непонятен про­стым смертным. Гермес - посредник между богами и людь­ми - истолковывает волю богов, делает ее понятной человеку. С именем Гермеса связывается возникновение искусства пони­мания и происхождение термина «герменевтика». В настоящее время герменевтика - это философская теория понимания. Основы философской герменевтики заложены в трудах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Э. Бетти, Х.-Г. Гадамера, П. Рикера, Ю. Хабермаса, К.О. Апеля и др.

Исходной для герменевтики является ситуация непонимания - неясности смысла целого текста или его фрагментов. Понимание предстает как процесс обретения или восстановления смысла текста. Античная герменевтика развивалась как искусст­во понимания религиозных, философских, исторических и юри­дических источников, смысл которых утрачен или неочевиден. Задачу понимания противоречивых и многозначных фрагментов Библии решала библейская экзегетика (от греч. exegetike - истолковываю). На основе античной герменевтики и библейской экзегетики, получивших новый импульс к развитию в эпоху Возрождения и Нового времени, возникает философская герме­невтика, разрабатывающая теорию понимания.

Для философской герменевтики главным является вопрос о том, что такое понимание. В поисках ответа на этот вопрос философская герменевтика поднимает и рассматривает ряд проблем. Является ли понимание приписыванием смысла тексту, или смысл уже заложен в тексте, и задача понимания со­стоит в том, чтобы выявить этот смысл? Можно ли предста­вить понимание как рациональную, воспроизводимую про­цедуру или оно всегда остается интуитивным постижением смысла? Выполняет ли понимание функцию метода познания в гуманитарных науках? Что такое герменевтический круг? Яв­ляется ли понимание способом человеческого бытия? Иными словами, философская герменевтика формулирует и обсуждает ряд проблем, связанных со структурой, условиями и целями понимания, с характеристикой субъекта и объекта понимания.

Основателем философской герменевтики считается Ф. Шлей­ермахер (1768-1834) - немецкий протестантский философ, совре­менник и оппонент Г. Гегеля. Будучи протестантским теологом, Ф. Шлейермахер много занимался проблемами истолкования Биб­лии и был знаком с различными приемами интерпретации юри­дических, исторических, филологических, мифологических и рели­гиозных текстов. Он поставил перед собой задачу объединить разнообразные герменевтические приемы в одну об­щую методику, описать процесс понимания вообще, независимо от того, о понимании каких текстов (юридических, мифологиче­ских, религиозных и т. д.) идет речь. Понимание, в концепции Ф. Шлейермахера, является универсальным методом постижения смысла текста. Поэтому немецкий философ называл свою герменевтику универ­сальной (применимой для любых текстов). Всякий процесс пони­мания подчиняется, по его мнению, одним и тем же принципам герменевтического круга и диалога. Эти принципы, с его точки зрения, описывают структуру любого процесса понимания. Практически все более поздние представители герменевтики вслед за Ф. Шлейермахером, рассматривая структуру понимания, развивают принципы герменевтического круга и диалога.

Ф. Шлейермахер полагал, что главная цель понимания состоит в том, чтобы понять автора текста. Искомый смысл текста он фактически отождествляет со скрытыми интенциями автора текста. Романтический интерес Ф. Шлейермахера к индивидуа­льности автора и попытка создать методологию проникновения в эту индивидуальность оказались востребованными в связи с развитием методологии гуманитарных наук.

Понимание - это центральное понятие герменевтики. Не­смотря на существование различных трактовок понимания, все они, так или иначе, рассматривают понимание как выявление смысла текста. При этом под текстом подразумеваются не только литературные, религиозные, исторические или юриди­ческие источники. Исторические события, произведения ис­кусства, действия человека, политические события могут рас­сматриваться в знаково-символической форме, то есть как текст, в предельно широком смысле этого слова.

Процесс понимания чаще всего описывается как движение по герменевтическому кругу. С одной стороны, принцип герменевти­ческого круга предписывает рассматривать текст как часть по от­ношению к языку эпохи, литературному жанру, творчеству автора и как целое по отношению к фрагментам текста. С другой сторо­ны, текст является частью духовной жизни автора, а сама духов­ная жизнь является частью исторической эпохи, культуры. Движе­ние по герменевтическому кругу от целого к части и наоборот представляется как процесс понимания смысла текста.

Ряд герменевтических концепций считает понимание интуитивным постижением смысла текста, вчувствованием и сопереживанием. Процесс понимания протекает как интуитивное вжи­вание интерпретатора в образ автора. Эта процедура требует воображения и эмоционального напряжения, сила которых за­висит от личности интерпретатора и его способностей. Трактовка понимания как интуитивного вчувствования сводит его к процедуре мысленного преодоления ис­торической дистанции, разделяющей автора и интерпретатора, к перемещению интерпретатора в другую эпоху.

Целью понимания в разных философских школах выступа­ют: понимание индивидуальности автора (Ф. Шлейермахер), понимание духовной жизни, «объективации духа» (В. Дильтей), понимание смысла бытия (М. Хайдеггер); понимание социаль­ного действия (П. Рикер). Согласно Гадамеру, понимание пре­следует цель прояснить смысл проблемы, на которую обращен данный текст.

Учитывая интуитивный характер понимания, в ряде концеп­ций различаются понятия понимания и интерпретации. Так, на­пример, Э. Бэтти считал, что интерпретация - это процесс, а понимание - цель. П. Рикер называет пониманием искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешнее выражение (речь, жесты, позы). Понимание - это проникновение в чужое сознание с помощью внешнего обозначения. В отличие от него, интерпретация - это понимание, направленное на зафиксиро­ванные в письменной форме знаки.

Понимание представляется либо как «вынесение» смысла из текста, либо как «привнесение» его в текст. Ряд философов (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Бэтти) склонялись к тому, что смысл уже заложен в тексте, и задача понимания состоит в вы­явлении этого смысла. Другие (М. Хайдеггер, Г. Гадамер,
Р. Бультман), учитывая исторический характер сознания и выделяя структуру предпонимания, полагали, что понимание - это ре­конструкция смысла текста. С этой точки зрения интерпретатор всегда приписывает свой смысл тексту.

Таким образом, герменевтика – это прежде всего реакция на философию Нового времени с ее культом рациональности и человека-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то в появившихся новациях человек стал пониматься не столько как рациональное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чувствующего существа. Герменевтика – это философия о бытии человека в мире и понимании этого мира посредством языка и переживаний.

3. Экзистенциализм как философское направление сформиро­вался в 20-е годы XX в. Традиционно к экзистенциализму как философ­скому направлению, разделяющему общие теоретико-методоло­гические установки, принято относить К. Ясперса, М. Хайдеггера, Г. Марселя, Ж.П. Сартра, А. Камю. Различают экзистенци­ально-ориентированные философские учения и собственно экзистенциалистскую философию или экзистенциализм. К пер­вым относятся все философские учения, в которых акцент сде­лан на проблеме человека и проблеме его существования. В этом смысле находят экзистенциальные мотивы даже в творчестве философа Нового времени Б. Паскаля, а к самым ранним формам экзи­стенциального философствования относят учения русских фило­софов Н. А. Бердяева и Л. Шестова, испанского писателя М. де Унамуно. Выявление же специфической программы экзи­стенциализма как единого, хотя и неоднородного иррационалистического направления современной философии, связано с по­явлением в 1927 г. работы М. Хайдеггера «Бытие и время».

Принято различать религиозный (Л. Шестов, Н. А. Бердя­ев, К. Ясперс, Г. Марсель) и так называемый атеистический
(М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) экзистенциализм. Кро­ме того, различают национальные формы экзистенциализ­ма - немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс), французский экзистенциализм (Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю), испанский экзистенциализм (М. де Унамуно, X. Ортега-и-Гассет) и др.

Три философских течения оказали решающее влияние на идейное формирование экзистенциализма как направления, сделавшего вопрос о существовании человека главным пунк­том своего размежевания с классической философией. Во-первых,
предэкзистенциализм датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), выраженный в идее самодостаточности отдельно­го человека с его личной судьбой и субъективной истиной перед лицом истории. Именно Кьеркегор придал понятию «эк­зистенция» то философское значение, в котором оно употреб­ляется в экзистенциализме. Экзистенция, или подлинное су­ществование, является результатом выбора человеком самого себя, своей собственной уникальной идентичности и характе­ризуется неустойчивостью, выражаемой в понятиях «страх», «сомнение» и «трепет». Во-вторых, это философия жизни, от Ницше до Дильтея, которая впервые раскрыла радикальную недостаточность мышления и дала острую критику рациона­лизма. И, наконец, феноменологический метод Э. Гуссерля, по­зволивший придать онтологический статус таким психическим переживаниям человека, как «страх», «отчаяние», «забота», «трепет» и т. д.

Хотя многие представители дан­ного философского направления (М. Хайдеггер, А. Камю) отрицали свою принадлеж­ность к экзистенциализму, подчеркивая своеобразие и неповторимость своего философского учения, тем не менее, можно выделить некоторые общие теоретико-методологические уста­новки и принципы, которые позволяют рассматривать экзистенциализм как особое направление современной западной философии.

Общим для всех экзистенциалистов является трактовка сущности человека как экзистенции, как особого вида бытия - «здесь-бытие», «для-себя-бытие». Экзистенциалисты утверждают открытость, неопределимость человеческого бытия, которое постоянно выходит за свои пределы, или «трансцендирует». Экзистенция есть становящееся целое, недоступное рационалистиче­скому мышлению, которое исходит из противопоставления субъекта объекту. Человеческое бытие «неуловимо» сетью логи­ческих понятий, поскольку является, по выражению М. Хайдеггера, цельным «вот»-бытием, о котором нельзя сказать, что оно «состоит из...», а - «может». Возможности богаче сущего или наличного бытия, поэтому только через человека осуществляет­ся полнота бытия. Захваченные бытием, мы открываем себя.

Человек, по мнению экзистенциалистов, лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личностное бытие, он ничем не детерминирован, он «есть не что иное, как проект самого себя» (Ж.П. Сартр). Задача человека - стать подлинным человеком посредством вопрошания о смысле бытия, посредст­вом эмоционального переживания своей связи с миром.

Столь же общим моментом для всех экзистенциалистов является критика науки за отождествление бытия и сущего, за овеществление человека, за сведение, особенно позитивистами, всей системы ценностей культуры исключительно к научному познанию. В этом смысле они выступают как представители антисциентизма в философии. По мнению экзистенциалистов, философия является не наукой, а способом переживания ин­дивидом своего собственного существования в его подлинно­сти, «творческим постижением человеческим духом смысла своего существования» (Н. А. Бердяев).

При этом подлинность человеческого бытия феноменологи­чески обнаруживает себя не в опыте повседневной жизни, ког­да мы попадаем в плен вещам или сущему, а в пограничных си­туациях - ситуациях болезни, вины, катастрофы, смерти. Именно в пограничных ситуациях сознание обнаруживает себя как страдающее, чувствующее, смертное, озабоченное и как сво­бодное сознание, а не безличное существование. «Никогда мы не были так свободны, как в период фашистской оккупации Франции», - провозгласил Ж. П. Сартр.

Проблема личности и общества - еще одна сквозная тема для всех представителей экзистенциализма. Человек не консти­туирован историей, а заброшен в нее, поэтому любые социаль­ные образования нужно принимать лишь в значении обстоя­тельств, а не как целеуказания. Человек должен перестать ис­кать в истории свое предназначение и оправдание. Внутренняя убежденность, «безусловные очевидности» жизненного мира первичны по отношению к любой стратегии исторического действия. Человек как единственный творец ценностей «осуж­ден» на свободу, свобода человека понимается при этом как абсолютная внутренняя свобода выбора. Этот тезис приводит, особенно во французском экзистенциализме, к противопостав­лению личности и общества. Так, по А. Камю, абсурд - это фундаментальный и единст­венно возможный тип взаимодействия между личностью и со­циальным целым. А Ж.П. Сартр отрицает существование объ­ективной или априорно заданной системы ценностей и норм. Человек сам определяет для себя ценности, расшифровывает знамения, определяет значимость своих чувств, то есть его выбор всегда индивидуален, даже если он касается всего человечест­ва. В этом смысле Ж.П. Сартр определяет человека как «бытие-для-себя». Соответственно только сам человек несет всю полноту ответственности за свой выбор. Неизбежным следст­вием индивидуальности выбора является конфликт с другим «бытием-для-себя». Общество рассматривается экзистенциали­стами как внешняя, безличная, «сминающая» индивидуаль­ность отдельного человека сила. Безосновность свободы, ее неу­корененность в социальном мире - общий тезис всех представи­телей экзистенциализма.

Экзистенциализм как философское направление в центр своего исследования поставил индивидуальные смысложизненные вопросы - вины и ответственности, решения и выбора, отношения к своему призванию и смерти, подлинности и неподлинности существования. А. Камю даже провозгласил в ка­честве основного вопроса философии вопрос о том, стоит ли жить, в качестве же единственной действительно серьезной фи­лософской проблемы - проблему самоубийства. Можно ска­зать, что в осознании кризиса человека в современную эпоху экзистенциалисты достигли гораздо большего, чем все осталь­ные направления западной философии.

Для экзистенциалистского самоопределения философии ха­рактерно представление о философии как способе подлинного существования, особым образом переживающего свою связь с миром. Все философы-экзистенциалисты подчеркивали лич­ностный характер философствования. Вопрос о бытии ставится ими не независимо от философа, а именно так, как он пере­живается мною как личностью-философом. «Философия име­ет смысл только как человеческий поступок. Ее истина есть, по существу, истина человеческого присутствия... А это присут­ствие сбывается в свободе». Личностное начало имеет онтоло­гическое значение в философии экзистенциализма. Поэтому так важна для философа настроенность на «бытие», которое, в отличие от сущего, не объективируется, а потому не может быть постигнуто рациональными средствами научного позна­ния или понятийными схемами классической философии. По­иск иного, отличного от классической философии, языка фи­лософствования привел
М. Хайдеггера к рассмотрению поэти­ческого языка и живописи в качестве наиболее адекватных способов обнаружения бытия. А французские экзистенциали­сты не только признали искусство подлинным языком фило­софствования, но и реализовали этот принцип в своем художе­ственном творчестве. А. Камю считал, что искусство призвано внести посредством совершенных художественных творений предельную ясность в понимание человеком смысла своего су­ществования в мире. Его романы «Посторонний» (1942) и «Чума» (1947) являются различными формами самораскры­тия абсурда как отношения человека и мира. Художественный бунт, по А. Камю, есть активное отрицание абсурда и зла, да­ющее человеку надежду и возможность остаться самим собой. Перефразируя Р. Декарта, А. Камю провозглашает принцип: «Я бунтую, а, следовательно, мы существуем». Пьесы Ж.П. Сартра «Мухи», «Дьявол и Господь Бог», роман «Тошнота» гораздо больше соответствуют личностному, творческому, эмоциональ­но-настроенному, открытому характеру экзистенциального фи­лософствования, чем его собственно философские тракта­ты - «Бытие и ничто», «Критика диалектического разума». Подчеркивание ценности искусства как способа обнаружения подлинного бытия - общая черта экзистенциалистского само­определения философии.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988.

2. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: критический анализ. - М.: 1994.

3. Гулыга А. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

4. Гуссерль Э. Феноменология. - М.: Логос, 1995.

5. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. – Л.: Эго, 1991 – с. 12.

6. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия.- М.: Логос, 2000.

7. Кошель В.А., Спасский С.А. Философия. - М.: Логос, 2001.

8. Краткая история философии / Под ред. В.Г. Глобанова. – М.: ООО «Олимп», ООО «АСТ», 2000. – 560 с.

9. Краткий очерк истории философии. - М., 1986.

10. Новейший философский словарь. - Минск, 2003.

11. Основы философии. – М.: Айрис-пресс, 2003. – С. 94-142.

12. Основы философских знаний. Учебно-методическое пособие. Научный редактор, профессор А.С. Кравец Воронеж, 1994.

13. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб, 1994-1997. Т. 1-4.

14. Реалистическая философия: Учебник. / В.Л. Обухов,
В.П. Сальникова, З.С. Алябьева и др. Под ред. В.Л. Обухова, В.П. Сальникова. – СПб: СПГАУ, СПбУ МВД России, Химиздат, 1999.

15. Ситникова В.Д. Учимся играючи. Сборник кроссвордов по истории философии. Вып. I. - Воронеж: ВГАУ, 2004.

16. Ситникова В.Д. Учимся играючи. Сборник кроссвордов по истории философии. Вып. II. - Воронеж: ВГАУ, 2004.

17. Ситникова В.Д. Учимся играючи. Вып. III. – Воронеж: ВГАУ, 2005.

18. Скирбекк Т., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В.Н. Кузнецова; под ред. С.Б. Крамского. - М., 2000.

19. Спиркин А.Г. Философия. - М., 2002.

20. Философия: Учебник. – 3-е издание, переработанное и дополненное / Под ред. П.В. Алексеева, А.В. Панина. – М.: Т.К. ВЭЛБИ, изд-во «Проспект», 2004. – 608 с.

21. Философия: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Зотова,
В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003.

22. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Юнита-Дана, 2003. – 584 с.

23. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: НИТИ, 2001.

24. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. – 655 с.

25. Философия. Учебное пособие / Под ред. проф. Кроткова Е.А., доц. Ситниковой В.Д. – Воронеж: ВГУ, 2002.

26. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.:
С.С. Аверницева, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. М: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

27. Формирование понятийного аппарата в процессе изучения курса философии в вузе. Справочно-методическое пособие к самостоятельному изучению дисциплины для студентов всех форм обучения / Под ред. доц. Ситниковой В.Д. – Воронеж: Истоки, 2005. – Ч. I, Ч. II.

28. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 3 ч. – Ч. 1. – М.: Владос, 1997. – 448 с.


 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ФИЛОСОФИИ

По истории философии

для студентов негуманитарных вузов

 

Подписано в печать 15.07.2005. Формат 60х841/16.

Бумага кн.-журн. Печать офсетная. Усл.п.л. 4,0.

Тираж 200 экз. Заказ №.

 

Воронежский государственный аграрный университет

им. К.Д. Глинки. Типография ВГАУ.

394087 Воронеж, ул. Мичурина, 1.


 


* См. так же тему 5 (вопрос 3) и тему 7 (вопрос 3)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 302 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2379 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.