Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Смысл жизни как системообразующий компонент ценностных ориентаций.

Смысл жизни.

 

Вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и "дела" - в политику, борьбу партий и т.п., - но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников - старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов - этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос - не "теоретический вопрос", не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен - и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду.

C.Л. Франк
"Cмысл жизни"

 

 

У другого какого человека только и есть удовольствия, то водка и горлобесие, а я, коли время есть, сяду в уголке и читаю книжечку. Читаю и все плачу, плачу...


Чехов А.П. Мечты.

 

Смысл жизни как системообразующий компонент ценностных ориентаций.

 

Я думаю, поиски смысла жизни волнуют не только философов. Ведь его утрата приводит к социальной аномии, порождает мировоззренческий агностицизм, нравственный цинизм или психическую фрустрацию.

Смысл жизни приоткрывается лишь тому, кто живет деятельно и полнокровно. Не отрешенному от всего созерцателю, а деятелю, творчески преобразующему окружающий мир и самого себя.

Смысл жизни невозможно объяснить. Лучше всего его совместно выстрадать. Но попробовать дать какие-то наметки объяснения – вещь не лишняя.

 

Человек обретает смысл своего существования не путем глубинного самокопания, а подключаясь к ценностно-смысловому полю всей культуры.

Только так он способен осознать себя в едином социально-историческом процессе, свою сопричастность мировым событиям, найти свой путь творческой самореализации.

Сочно и мудро звучит эта идея у Андрея Платонова: «Одному человеку нельзя понять смысла и цели своего существования. Когда же он приникает к народу, родившему его, и через него к природе и миру, к прошлому времени и будущей надежде, - тогда для души его открывается тот сокровенный источник, из которого должен питаться человек, чтобы иметь неистощимую силу для своего деяния и крепость веры в необходимость своей жизни» (А. Платонов. «Афродита».)

Встречаются люди, которые никогда не искали смысл жизни. Они, как правило, инфантильны и беспечны.

Встречаются люди, которые раз и навсегда нашли смысл жизни в чем-то вполне определенном и на этом успокоились.

Мне ближе по духу те люди, которые всю свою жизнь мучительно постигают ее таинственные основы и горизонты.

Для них первичным смыслом жизни становится сам этот поиск.

Один из нравственных парадоксов: чем выше и дороже смысл жизни, тем больше он выходит за ее пределы и легче за него даже умереть.

Но с чего начать свое восхождение к высшему смыслу?

«Начни с малого…» - говорю я себе.

Забота о другом существе сразу наполняет жизнь значительным смыслом.

Ведь переживание того, что ты кому-то необходим, - одна из предпосылок счастья.

Сделай правильный (праведный) выбор и будь в ответе за него и свои деяния.

Совершенствуй себя, становясь добрее, мудрее и творчески инициативней.

Старайся отдавать больше, чем брать, но нисколько не кичись этим.

Лев Толстой своеобразно сравнивал человека с дробью. Сделай это по своему. В знаменателе весьма условно учти всё то, что ты потребил или позаимствовал у других. А в числителе помести всё то, что сам создал доброго и хорошего для окружающего мира, других людей, причем не только самых близких.

Многие люди по этой простенькой арифметике не дотягивают до «единицы». Они так и не реализуют себя как личности. Именно таких людей имел в виду Э. Фромм, когда писал, что многие умирают, так и не успев родиться.

Стремись оставить «чекан души»[1], воплощаясь в кого-то и во что-то. Пусть это будет своеобразная реинкарнация, но содеянная самим собой:

Я не ищу на небе рая

Иной удел милее мне

В других рождаться, умирая

На грешной и святой Земле…

 

Итак, иди за тем, что зовет ввысь, как бы приподнимаясь над повседневностью и самим собой.

 


[1] Выражение Саади.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка инвестиционного климата | Требования к уровню компетентности студентов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 229 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.