Весь этот процесс был тесно связан с философской рефлексией науки. Методология науки и философская рефлексия двигались рука об руку в одном направлении.есняют друг друга
19.Ф-Я ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ. Экзистенциализм-ф-я существ-я.Иррационалистическая фил.Пред-ли:Хей-деггер,Ясперс,Сартр,Камю.В Герм э.стал складываться после 1 мир войны.Э.поставили?о смысле жизни,о судьбе чел,о выборе и личной ответственности.Исход.пункт фил.Э.-одинокий индивид,все интересы к-го сосредото-чены на нем же самом,на его собственном существ-и.Экзист.пр-мы-такие пр-мы,к-ые возникают из самого факта сущ чела.Для Э имеет зн-е только его собственное сущ и его движение к небытию.Э объявл предметом ф.-бытие.“Совр.фил,как и в прошл.времена занята бытием”-(Сартр).Утверждают:понятие бытия явл. неопределимым, и что никакой лог.анализ его невозможен. Поэтому ф.не м.б.наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных путей для проникновения в него.1вид бытия-наше собств.бытие.Здесь открыв-ся доступ к бытию как таковому,он идет через наше существ-е.Но это сущ.нечто внутр-ее и невыразимое в понятиях:“сущ есть то,что никогда не становится объектом”,т.к.мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.Э-ф-я,ед.предмет кот.преживание сущ-я.Способ бытия сущ-я- страх.Ст.-исход.переживание,леж-е в основе всего сущ-я,страх перед смертью.Сартра: все вещи,кроме чела есть”бытие в себе”,а чел.сущ.есть“бытие для себя”или ничто. Поск-ку всякое бытие возн.из бытия и не может превр в ничто,то для чел сущ-я не мо-жет найтись такого бытия,из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти.Значит бытие чел-ничто.Осознавая свое ничтожество чел испытывает страх“чел есть его страх”.Ясперс:чел.сущ.раскрывается в страдании,борьбе, смерте.Свобода.Чел сам свободно выбирает свою сущ-ть,он становится тем,кем он себя сделает.Чел-постоянная возм-ть,замысел,проект.Он сво-бодно выбирает себя и несет полную ответ-сть за свой выбор.Свобода составляет само чел.сущ-е,чел и есть свобода.Однако своб для него-нечто неизъяснимое в понятиях.Это внутр состояние,переживание индивида. Своб.противопоставляется необход-ти.Своб-своб.выбора отн-я к окруж дей-ти.Раб может быть свободным,соответственно самоопределяя отн-е к своему бытию.“Чел осужден быть своб-ым”,свобода- мучит. необход-ть.Характ.чертой чел.сущ-я явл то,что он не сам выбирает усл-я своего сущ.От чела не зависит время его рождения и смерти.Это приводит их к мысли,что помимо чел сущ-я сущ. потусторонняя реал-ть-способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел,направленной куда-то вне его.Вн.мир-среда,мир заботы чел,окруж чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним.Пространство и время-способы чел.сущ-я.Время-переживание сущ-ем своей ограниченности,временности.Представл.о времени до моего рождения и после смерти-произвольная экстра-поляция.Говорить о том,что будет после моей смерти бессмыслено.Лич-сть и общ-во.Общ-во-всеобщая без-личная сила,подавляющая и разруш.индивидуальность, отнимающая у чел его бытие...Чел,преследуемый стра-хом смерти,ищет прибежища в общ-ве.Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны.Но жизнь в общ-ве не истинна.В глубине чел скрыто истинное,одинокое сущ-е.Каждый умирает в одиночку.
Религиозная философия
Совр.фил.направления религ.ориентации возникли в русле христ.религ.-теологич.комплекса или в непосредственной связи с ним.Наиб.концептуальной устойчивостью и идеологическим влиянием отличаются неотомизм и персонализм. Неотомизм -офиц.ф-я катол. церкви.Свойственны традиционализм и догматическая стабильность идей и теорет.постулатов.Сознательно сопротивляется обновленческим традициям и не без гордости провозглашает себя«ф-ей,сохраняющейся в веках».Неотомизм-возрождение средневек.ф-и Фомы Аквинского,к-ый приспособил в свое время учение Аристотеля для нужд систематизации христ.мировоз-рения.У Аквинского разработана концепция«гармонии веры и разума».В его время это учение нек-ым казалось непозволительной уступкой«еретическому духу»,но в век НТР оно стало единственным способом сделать респектабельным принцип сосуществования религии и науки.Исходный тезис неотомизма-«истины веры»хотя и«сверхра-зумны»,но не«противоразумны»,т.е.допуска-ют обоснования разума.Томистская онтология оперирует 2мя гл.парами категорий:«существование и сущность»и «форма и материя».«Сущ-е»,по неотомистам, -самый факт бытия нек-ой вещи,а«сущ-ть»-то,что представляет собой эту вещь в глазах разума.Соотн-е «материи и формы»трактуется ими по Аристотелю,материя-неопре-делённый субъект,к-ый без формы не обладает реальным существованием,форма-животворящее начало,вносящее в мир качеств.различия и структурную определённость вещей.Задачи неотомистов-превратить ф-ю в служанку богословия. Персонализм как фил.направление сформи-ровался в к.19в.в России (Бердяев,Шестов) и США(Брай-тмен).Фр(Мунье, Лакруа).Мировозренческая установка персонализма-примирить религию,гл.образом христ.те-изм,с нек-ыми буржуазными гуманистическими ценно-стями.Осн.?ф-и решается ими в традиции субъективного идеализма.Исходный пункт-самосознающая чел.индиви-дуальность,к-ая во многом сходна с понятием«Я»в классическом субъективном идеализме,хотя и не тождественна с ним.Основу личности образует не разложимая на части цельность,ее«абсолютная и су-веренная самость»,к-ая проявляет себя в неограниченной свободе.Абсолютная свобода-всего лишь усл-е реали-зации личности,а не ее цель,сущность,рез-т.Высшая ценность личности-ее априорная продуктивная актив-ность,способность к совершенствованию.Осозн-е челом своего ед-ва с др.людьми,по персоналистам,имеет в качестве прообраза известную связь чела с Богом.Лакруа утверждал,что идея Бога априори заложена в челе,так чт овсе док-ва его реального существования сводятся у уяснению,раскрытию и коментированию этой самоочевидной истины.
21.Герменевтика - это искусство толкования текста (Бог Гермес - вестник богов).
Герменевтика как подсобная философская наука известна с античности и существует до сих пор в религиозном знании. Основатель философской герменевтики считается Ф. Шлейкмахер (иногда относится к немецкой классической философии). Этот философ истолковывает реальность как определенного рода текст, который может быть интерпретирован.
Эта теория была развита и получила свое развитие в философии жизни (Шопенгауэр, Ницше). Герменевтика превращается в методологию научного познания в учении Дельтея (основоположника академической философии жизни).Дельтей рассматривал Герменевтику как методологическую основу гуманитарных наук. Он противопоставлял науку о духе наукам о природе, т.е. если науки о природе объясняют окружающую действительность, но науки о духе ее истолковывают.
Философия познания Дельтея стала основой для герменевтики М. Хайдегерра.
Учеником Хайдегерра является основатель современной герменевтики Ганс Георг Гадамер (1900-2002) философ долгожитель.
Ганс Георг Гадамер предполагал что в основе человеческого познания лежит пред-рассудок. Основное произведение Гаддамера - “Истина и метод”. В этой книге Гадамер утверждает, что понимание обусловлено исторически определенным контекстом. Этот исторический контекст представляет собой систему сложившихся стереотипов и предрассудков. Исследователь может уточнять, корректировать это пред-понимание, но не может полностью освободится от него.
“В действительности не история принадлежит нам, а мы принадлежим истрии.. Самосознание индивида есть только вспышка в замкнутой цепи исторической жизни, поэтому пред-рассудки влияют на человека в гараздо большей степени, чем его суждения составляя действительность его бытия”.
Гаддамер утверждал, что в современной философии центральное место получили проблемы языка. “Язык является хранящей и оберегающей силой”. Интерпретация связи с определенными языковыми конструкциями. Кроме Гадамера современной герменевтику развивал Поль Риккер (французский философ 20 века) - интерпретация субъекта и проблема идентичности.
22.Структурализм, научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение С. как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирическому к абстрактно-теоретическому уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Лежащий в основе конкретно-научного С. структурный метод первоначально был разработан в структурной лингвистике (или лингвистическом С.), а несколько позднее был распространён на литературоведение (см. Структурализм в литературоведении), этнографию, историю и некоторые др. гуманитарные науки.
Структурная лингвистика, совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка. Своё название С. л. получила благодаря особому вниманию к структуре языка, которая представляет собой сеть отношений (противопоставлений) между элементами языковой системы, упорядоченных и находящихся в иерархической зависимости в пределах определённых уровней Структурное описание языка предполагает такой анализ реального текста, который позволяет выделить обобщённые инвариантные единицы и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации. Эти правила определяют границы варьирования языковых единиц в речи, допустимого с точки зрения сохранения ими самотождественности, т. е. фиксируют набор допустимых синонимических преобразований единицы языка.
Объект исследования конкретно-научного С. — культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых — язык, но в которую входят также наука, искусство, религия, мифология, обычаи, мода, реклама и т.д. Именно на этих объектах структурно-семиотический анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры, по-разному определяемые в разных концепциях (понятия «эпистема» и «дискурсивные формации», характеризующие глубинные уровни знания у Фуко, понятие «письмо» у Барта и Ж. Деррида, «ментальные структуры» у Леви-Строса и т.д.), но во всех случаях рассматриваемые в качестве опосредующих отношение человеческого сознания и мира. Сознание и самосознание человека, игнорирующие это опосредование, оказываются, по С. источником иллюзий относительно свободной и суверенной деятельности человеческого «Я». В связи с этим в С. пересматривается ряд традиционных понятий гуманистики — таких, как автор, творчество, произведение и др. Выступая против традиционной «истории идей», С. делает упор на качественных преобразованиях культуры, основанных на радикальных перестройках глубинных структур. Одновременно на др. уровне абстракции в С. развиваются поиски широких типологических обобщений, общечеловеческих универсалий, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта.
Конкретно-научный С. показал свою плодотворность в изучении культуры первобытных племён, в фольклористике и др. областях. В то же время он вызвал острые дискуссии в конкретно-научном и философском плане.
23.В философии постмодернизма отмечается сближение ее не с наукой, а с искусством. Таким образом философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[6] В общем картина может быть охарактеризована как хаотичная.
Т.о. постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью. Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние не упорядоченности, состояние не скованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.
Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.
24. Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей второй половины ΧΙΧ — начала XX веков. Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России — высылку большевиками в 1922 последних представителей «старорежимной» философской школы.
Предметами философского поиска русских мыслителей были:
Проблема человека;
Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
Проблемы морали и нравственности;
Проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
Проблема власти;
Проблема государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего.
25. Бел.ф-я. История формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её зарождение связано с образованием Киевской Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Ту-ров и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн. знач-е для дух.жизни Др.Р.имело христ-во(988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг,развитию лит-ры,становле-нию опред.системы фил.мысли.Задолго до нее сущ-л фольклор,оказавший бол.влияние на дух.жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса.В 10-11в.на б.землях появляются 1-ые лит.памятники.Распростра-няются произведения-слово о полку игореве,повесть временных лет.Выдающ.мыслителем в расцвет Киев.Р. был кирилл Туровский.Призывал к просвещению и «книжному почитаниюВ лит.и фил.наследии содержа-тся его высказывания,свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искуству».Уже в эпоху К.Р.за-рождается процесс,к-ый со временем приведёт к возникновению бел.народности и формированию наци-он.самосозн-я.(зафиксировано в летопесях).В 14-16вв. формируется бел.народность со своим языком.Образо-вание бел.народности в этот период связано с благотво-рным влиянием эпохи Возрож-я.Распространяются работы по истории,праву,медецине,сочинения антич. авторов.Значит.роль принадлежала и Реформации.Дава-ла возможность индивид.чел.разуму решать религ.и нравст.??.Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина-первопечатник,просветитель и мыслитель-гуманист. Хар-ное:стремление к эмансипации от традиций цер-ковно-феодальных воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать его значение и силу.Осн.девиз-все для науки и блага простых людей.Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распростра-нение светских зн-й.Религиозно-фил.взгляды Будного претерпели боль.и сложную эволюцию.Начав с критики дух-ва,он постепенно пришёл к отрицанию ряда догматов христ.церкви.Его идеи уже в 70г.16в.стали из-вестны далеко за пределами Речи Посполитой,в к-ую тогда входила Беларусь.Его позиция вела к атеизму.т.к. от отрицания бессмертия души недалеко и до отрица-ния самого Бога.Мысли Будного,направленные на под-рыв религ.мировозрения,на раскрепощение мысли от церковных пут,имели для своего времени прогрессив-ное значение.Имел много последователей,к-ые в к.16-н. 17вв.продолжали пропагондировать его идеи.В истории развития полит.учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан-ф-ф и правовед,идеолог рефор-мационного движения.Признавал сущ-е догосуд.общ-ва и считал,что необходимость в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы естественным правом людей.Раз-работал ряд учений:о врожденных св-вах «чел.натуры»-считал свободу и равенство.Идея правового общ-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Сапеги. «предисловие» к статусу 1588г.,письмо к архиепископу.,в к-ом утверждал,что церковь и дух-во обязаны гос.органом в поддержании общ.порядка.17в.в Белару-си-период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве.В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости,национ. Свободы,защиты культуры угнетенных народов.В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвеще-ния. Взгляды боль-ва просветителей развивались в русле теории«натурального права».В 1840-1850гг.рас-тет интерес к изучению бел.фольклора,быта,истор.про- шлого Беларуси.Начинается 2-ое национальное Возр-е, связанное со становлением бел.языка и лит-ры.Подъем революционного и национально-освободит.движения в Беларуси знасительно активизировал дея-сть предста-вителй революционно-демократического направления. В тв-ве Купалы,Коласа стало проявляться осозн-е необ-ходимости революционного решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования:уничтожение самодержавия, свободное развитие национ.культуры.в кач-ве 20в.в общ.полит.мысли можно выделить 3 направления:1.ре-лиг.-пол-кое.2.марксиское;3.нац.-возрожденческое. На-чиная с 20г.в Б.развивается только марксиская ф-я,к-ая на протяжении 70лет сущ0я в кач-ве офиц-ой постепенно эволюционировала от ортодаксального марксизма с абсолюцизацией револ.диалектики к пониманию ф-и как самоценности,особого феномена культуры.20-30гг.-интерес к прогрессивным фил.напра-влениям запада.Уже в 60г.бел.ученые преступают к исследованию фил.мысли Б во главе с Лущитским.В 70г.акже работали Дорошевич,Конан.В 80г.-Степан,к-ый был самым гуманным
№26.Бытия. Люб.фил.рассуждение начинается с понятия о бытии,? о том,что такое бытие,постоянно присутствует в люб.философствовании.Он возник вместе с зарождением ф-и и будет постоянно сопровождать ее,пока будет сущ-ть мыслящее чел-во.Это вечный?. И глубина его содержания неисчерпаема.Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании,о сущем вообще.Бытие и реальность как всеохватывающие понятия–синонимы.Бытие есть все то, что есть–«вся видимая же и невидимая».Как утверждается Символом веры.Это и материальные вещи,и все процессы (физи.,хим.,геолог.,биолог.,соц.,псих.,дух.),это их св-ва, связи и отн-я.Плоды самой буйной фантазии,сказки, мифы,даже бред больного воображения–все это тоже сущ-ет как разновидность дух.реальности,как часть бытия.
.Бытие как фил.категория–не просто существование,а то, что гарантирует существование.Почему бытие не называют существованием?Понятие существование наделяет предмет субъективным смыслом. Я могу сказать человеку:«Ты для меня не существуешь». Бытие же имеет смысл«есть»,эта связка подчеркивает смысл существующего(Сидоров есть человек).Аспекты бытия:
§ Что существует? Мир.
§ Где? Здесь и везде.
§ Как долго? Сейчас и всегда.
Следовательно мир есть и будет,правда док-ть это мы не можем.1. Признание существования или несуществования мира. Везде или нет–мир?Все ли пространство заполнено миром?Все существующее должно иметь предел.Нам проще представить мир безграничным,как только представим безграничным-?–где граница?Непротиво-речивое определение бытия: «ВСЕ СУЩЕСТВЕТ».2. Мы воспринимаем мир единым и бесконечным. Все явления в мире конечны,а мир–бесконечен.Существование–предпо-сылка ед-ва мира.Если есть мы и природа–бытие-уже предпосылка ед-ва мира.Материальность,ед-во простран-ства и времени(Е=mc2).Тождество бытия:А=А-одно из фундаментальных понятий логики мышления(объект не должен изменяться в процессе наших рассуждений).3. Как все то,что сущ-ет в отдельности сущ-ет? Все то,что нас окружает–дей-сть,имеет ли оно логику существования или нет?(Мы выделяем растения и животные,т.к.нам это хо-чется или это разделение не зависит от нас).Реальность:как мы эту дей-сть познаем.Действительность:все то,что сущ-ет и дей-ет на нас.
Уровни бытия:
§ Бытие природы
§ Бытие общества
§ Бытие личности
Сферы бытия:
- Органическая сфера
- Неорганическая сфера
- Техносфера и т.д.
Формы бытия: 1.Вещей и процессов–естественное бытие, иногда его разделяют на миры: микромир–на уровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека, мегамир–дали.Представлены первой и второй природой:Первая природа–существовала до чела,с ним и после него.Вторая природа–вечный мир,созданный челом.Чел создает вторую природу на основе законов первой природы.2.Человека.Чел сущ-ет как чел благодаря уникальной связи природного(чел.)тела и чел.духа(созн-я).Эта уникальность связи в других объектах отсутствует.3.Духовного(идеального).
§ Индивидуализированного духовного-наш внутренний мир,нет нас–мир уходит с нами.Мы произвольны в формировании своего дух. мира(он субъективен).
§ Объективированного духовного–не зависит от конкретного индивида.
§ Социального духовного–форм общ-ва.
Итог: Бытие-существование во всех его многообразных формах.Бытие–категория единая,его деление произведено в познавательных целях.
Метафи́зика (др.-греч. τα μετα τα φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового.
Онтология как отдельная наука появилась в немецком классическом идеализме благодаря разбиению метафизики на два раздела Вольфом, а впоследствии и Кантом: metaphysica generalis и metaphysica specialis. Первый раздел преобразовался в онтологию, а второй раздел непосредственно в метафизику в том понимании, которое вкладывал в это понятие Иммануил Кант, т.е. в совокупность психологии, теологии и космологии.
Разделением чистой метафизики и онтологии также занимался Мартин Хайдеггер
27.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛ КАТЕГОРИИ “МАТЕРИЯ”. Материя-фундаментальная исходная кате-гория фил.,от того или иного ее понимания зависит реше-ние практ всех других проблем.От лат.-вещ-во.Это ве-ществ.знач-е удерживалось до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой ступенью в осознании материальности мира был стих.материализм. Началом форм понятия материи явился переход от качеств разнообразия сущ.вещей к понятию единой,объемлющей это кач.разнообразие основы мира-первоматерии.Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все кач.разнообр.миравыводилось из какого-либо одного тоже качеств.определенного,эмпир. воспринимаемого эл-та.(огонь,вода.)Но уже Демокрит заметил,что с помощью одного кач.определ-я в-ва невозможно объяснить происхожд другого,т.к.он не содержит принципа своего превращения.Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике. Атомы тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи всего сущест-вующего.Так зародилась дискретная картина мира.Она была очень плодотворной для ф-и и науки в целом.С этой теорией связаны многие открытия в физике(тяжесть,со-хранение в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл.и событий мира на основе взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть и физ.картина мира полу-чит полную завершенность.Лиргоф:“Разве осталось еще что-нибудь открывать?”Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов.Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.Открытие электромагн.полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту.Поле-принципиально отличное от в-ва состояние материи.Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство,для каждой точки кот можно определить величину и направл силы взаимодей-я м/д данным объектом и другим.(поле - атрибут в-ва).Но затем было доказано,что поле не только атрибут объекта, но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид материи,основным св-вом кот.является непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя исчезла”.Этот кризис связан с утратой представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение массы электр.при измен усл-й поля или скорости,ядерные реакции-превращение в-ва в энергию.Ужас...Невозмож-ность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали при этом материю забвению=идеализм.К этому привело и то,что материализм традиционно был связан с механи-чески-вещественным пониманием материи.Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\.Диалектико-материалист.понятие материи.Необходимо было осво-бодить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием в-ва.Ленин замечал,что исчезла не материя,а метафиз.представление о ней.Единственное св-во материи-“быть объективной реальностью, сущ-ть вне нашего созн-я.” Короче “материя есть фил.категория для обозначения объективной реальности,кот.дана челу в ощущениях,кот.копируется,фотографируется,отображает-ся нашими ощущениями,существуя независимо от них”- Гольбах.Строение материи-физич.?.А? об отн-и нашего позн-я к миру-фил.проблема.Поэтому нельзя дать опреде-ления центр.категории теории позн-я как только через ее соотнесение с др, столь же шир.категорией-созн-ем и определением того,что из них берется за первичное. При-чем противопол.материи и созн-я имеет абсол.значение только в пределах очень огранич.области:искл-но в пре-делах основного гносеолог.? о том,что признать превич-ным.За этими пределами относительность данного противоположения несомненна”.
28.Движение -способ существования материи,ее всеобщий атрибут,проявляющийся в непрерывном взаимодей-ии и изменении материальных образований.Выделяют основные, специфические и общие формы движения материи.Критериями их классификации явл.след.признаки: 1)наличие специф.материального носителя,т.е. соотнесенность с опред.уровнем организации неорганической,живой или соц.материи;2)наличие специф.или системы специф.взаимодей-ий м/д объектами,образующими опред.уровень организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-ов,управляющих специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшествующими(высшая форма движения возникла на основе предшествующей и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость высших форм движения к предшествующим(лежащие в основе предшествующих форм движения взаимодей-я и управляющие ими законы не охватывают всего содержания взаимодей-й и з-ов,присущих высшим формам движения).На основе отмеченных критериев выделяют 5 основных форм движения материи:механическую-пространственное перемещение любых материальных образований, представляющее собой внеш.форму специф.материальных процессов;физическую-охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном, микроэлементарном,ядерном и атомном уровнях.Особо выделяются процессы кристаллизации,смены агрегатных состояний вещества, движения в газах, жидкостях и телах и другие, носителями к-ых являются молекулы;химическую-вкл.:процессы взаимодей-я и изменения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях (химические реакции-процессы взаимодей-я атомов и молекул).Носителями хим.формы движения являются также ионы,радикалы,макромолекулы и др.комплексные соединения;биологическую-взаимодей-я и сопутствующие им изменения объектов, образующих уровни организации живой материи.Это процессы обмена вещ-в в организмах, их самовоспроизведения и приспособляемости,образования и изменения видов и биоценозов;социальную-вкл.:процессы взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения их структуры и функций в рамках общ-ва как целостной системы.Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответствуют уровням организации материи.В их сов-сти выделяют микроэлементарную, внутриядерную, внутриатомную,молекулярную,планетарную,внутризвездную,галактическую и др.Общие формы движения материи,к числу к-ых относят механическую,тепловую, кибернетическую,гравитационную и электромагнитную,-общий способ бытия,общий тип функционирования материальных систем.Неразрывная связь движения с материей-важн. хар-ка как движения(оно,как и материя,неуничтожимо),так и материи(движение-способ существования материи).К важн.хар-кам движения относятся также его абсолютность и противоречивость.Движение противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывности,абсолютного и относительного.Оно абсолютно,поск-ку стабильность (покой)невозможна во всех формах движения одновременно,имея место в одной из них,она устраняется совокупным движением материи.