Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Характеристика философии конца 19 и 20 веков

 

Примерно с середины XIX в. философия начинает претерпевать значительные изменения. Их причинами явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий, а также особенности философского мышления Нового времени.

В классической философии XVII – начала XIX в. господствовала рациональная парадигма. Ее важнейшая идея – это принцип разумности бытия, когда разум понимается достаточно абстрактно и широко, не только как индивидуальный человеческий, но и как внеиндивидуальный – Мировой Разум, Божественный Разум, – а природные законы и духовная культура – как отделённые от конкретного индивида реалии.

Предполагалось, что природа и общество устроены разумно и управляются разумными законами (божественными, природными, духовными и т.д.).

Преобладало убеждение, что эти законы познаваемы человеком (гносеологический оптимизм) с помощью разума или чувственного опыта, результаты которого осмысливает опять разум.

Философы не сомневались, что используя полученные знания, возможно заставить природу служить человеку, а общество и человека разумно усовершенствовать.

При этом следует заметить, что наука к тому времени (18-начало 19 вв.) отказалась от ряда идей эзотерической и религиозной философии, с которой она решительно разрывала свои связи. Распространялся механистический материализм. Научное и общественное сознание продолжало отходить от универсальных этических принципов.

 

Но научная и социально-историческая действительность оказалась намного сложнее и неоднозначнее.

Общественные процессы мало оправдывали надежды на торжество научного «просвещённого разума». Заметного усовершенствования общества и человека не происходило. Наоборот, казалось, что человечество отказывается решать свои проблемы разумно. Социальные напряжения нарастали. В Европе, и не только в ней, шли бесконечные войны. Австрия воевала с Италией, Англия и Франция – с Китаем, Россия – с Турцией, Пруссия – с Францией. Параллельно то и дело вспыхивали восстания и революции. Не смотря на развитие науки и промышленности, свирепствовали голод и эпидемии, обрушивались периодические экономические кризисы.

С середины 19 века всё сильнее нарастали сомнения в разумной организации природы, в возможности усовершенствования общества. Распространялись убеждения в относительности истины. А новые научные открытия в физике микромира интерпретировались в духе отказа от принципа детерминизма – важнейшего основания науки.

 

Всё это подмывало устои классической философской парадигмы.

Классический рационализм рушился. Начались поиски новых идей, подходов и концепций миропонимания. В середине 19 века появились новые философские направления, которые получили развитие в 20 веке. А некоторые продолжают развиваться и в 21 веке.

 

В целом в философии XIX–ХХ вв. можно выделить следующие линии развития:

– критика и отказ от классического рационализма. Эта линия проявилась в возникновении и развитии таких направлений, как экзистенциализм, философия жизни, интуитивизм. Эти направления относятся к иррациональной философии. В них на первый план выходят иррациональные феномены, такие как «воля» (Шопенгауэр, Ницше); «жизненный порыв», «интуиция» (Бергсон)» «жизнь», «страх», «вина» (Кьеркегор); «бессознательное», «инстинкты» (Фрейд).

 

- продолжение и развитие рационализма. Эта линия выразилась в позитивизме и марксизме. Здесь рациональная парадигма не отрицается, а подвергается критическому переосмыслению и модернизации. Так в марксизме акцент делается на материализме, диалектике и практической деятельности человека. В позитивизме провозглашается отказ от умозрительной метафизики и развитие строгого научного знания.

К направлениям, продолжающим рациональную линию также можно отнести:

- неокантианство (философское движение за возрождение учения И. Канта. Возникает в 60-е годы XIX в. развивалось на базе двух философских школ: марбургской (Наторн, Кассирер) и фрейбургской (баденской) (Виндельбанд, Риккерт);

-неогегельянство (философское движение за возрождение учения Г. Гегеля (Кронер, Лассон, Кроче, Джентиле). Возникает примерно в 60-е годы XIX в. В некотором смысле сюда примыкает «абсолютный идеализм» (Брэдли, Ройс).

- неотомизм ( переосмысленная философия Фомы Аквинского. Возникает в 70-е годы XIX в. Видные представители: Маритен, Жильсон, Марсель, Тейяр де Шарден).

 

- третья (синтетическая) линия развития философии (синтез классической рациональной и иррациональной философии, научных и религиозных теорий) была связана с такими идейно-философскими течениями, как:

– теософия (Блаватская), возникает в последней четверти XIX в.;

Учение Храма (Ла Дью), возникает в первой четверти ХХ в.;

Учение Живой Этики (Агни-Йога) (семья Рерихов), возникает в первой половине ХХ в.

Все три отмеченных учения восходят к эзотерической традиции познания. В этих учениях различные познавательные парадигмы не противопоставляются друг другу, а объединяются. Рационализм дополняется элементами иррациональной философии. Этические основы религиозных учений дополняются научным методом познания – объективным и достоверным.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обратная пропорциональность | Республиканский экологический конкурс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5641 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.