Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Билет 7. Первая сторона основного вопроса философии в его классической формулировке. Материализм как философское направление. Основные исторические формы материализма.




10.11 (лекция 9)

С точки зрения Энгельса ОВФ имеет 2 стороны: в рамках своей первой стороны он звучит следующим образом: «Что первично, и что вторично: материя или дух? Проще говоря, что от чего производно?». В зависимости от ответа философы делятся на три группы:1) материалисты. Учение – материализм. Основной тезис материалистов: «материя первична, а дух вторичен». С этой точки зрения первой исторической формой материализма является античный материализм, т.е. материализм Древней Греции и Древнего Рима. В античном м материя отождествляется с неким конкретным видом вещей. Во-первых, это может быть та или иная стихия и их сочетания, во-вторых, это могут быть атомы. Фалес отождествлял материю с водой. Гераклит отождествлял материю с огнем. Демокрит отождествлял материю с атомами. Атомы – это неделимые сущности, которые движутся в пустоте, которые разнообразны по форме, размеру и весу. Душа человека, с точки зрения Демокрита – это особая разновидность атомов. Она состоит из мелких, подвижных, шарообразных атомов. Единственное исключение из такой трактовки материи в античности мы находим у философа Анаксимандра: «материя (анейрон) – это нечто неопределенное и безграничное». Этой трактовкой материи А предвосхитил следующую эпоху трактовки материализма.

17.11 (лекция 10)

Вторая историческая форма материализма – это материализм 17-18 века. Бэкон, Гоббс – англичане, Спиноза – голландец, Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельввец – французы. В 17-18 веках материя не отождествляется с тем или иным типом вещей. Для материалистов 17-18 веков материя – это природа в целом, лежащая в основе всего многообразия вещей. Человеческий дух, душа уже не рассматривается как разновидность материи. Теперь это свойство высокоорганизованной материи, а именно – человеческого мозга. Однако с точки зрения последующего материализма, м 17-18 века обладает рядом недостатков: 1) механицизм. Механицизм – это философское учение, согласно которому высшие формы движения материи сводимы, разрешимы к низшей, простейшей, механической форме, т.е. к простому перемещению тел в пространстве и во времени. Человек – это относительно сложный, по сравнению с другими, автомат. 2) метафизичность. Метафизика (в данном случае) – это антидиалектика. Диалектика – учение о развитии мира в целом. Материалисты 17-18 веков были метафизиками в том смысле, что они отрицали принцип развития мира как целого. 3) созерцательность. Человек для м того периода – это преимущественно пассивное существо, продукт обстоятельств среды, которая формирует и воспитывает человека. С их точки зрения человек качественно не отличается от животных. Человек отличается от ж. своей способностью созерцательно, бескорыстно, пассивно относиться к окружающему миру. 4) непоследовательность. Дело в том, что применительно к миру в целом и к природе, как к основной его части, материалисты 17-18 веков принимали тезис о первичности материи и вторичности духа безоговорочно, а применимо к обществу они, так или иначе, от этого тезиса отказывались. Т.е. применительно к обществу, они переставали быть материалистами. Применительно к обществу, они утверждают, что идеи правят социальным миром. К такому выводу они приходили не случайно, в значительной степени оно было следствием созерцательности материализма того периода. Но среда, в которой живет человек, общество очевидно меняются. Что же является причиной изменения общества той среды, в которой люди живут? И в поисках этой причины материалисты 17-18 веков приходили к следующему выводу: большинство людей – это действительно продукты обстоятельств, но среди людей есть избранные: герои, исторические личности, которые над обстоятельствами способны возвыситься, мышление которых избегает обусловленности обстоятельств. Эти исторические герои, исторические личности продуцируют идеи, касающиеся нового, лучшего социального устройства. Эти идеи они внедряют в массы и массы строят новое общество в режиме реформирования старого или его революционного преобразования. «Идеи правят миром».

Следующей исторической формой материализма является марксистский материализм (Маркс и его последователи). На сегодняшний день это последняя форма материализма. В марксистском материализме материя понимается еще более широко, чем в м 17-18веков. Материя – это объективная реальность, которая обуславливает дух. Объективная реальность – то, что существует вне и независимо от духа. С точки зрения маркс м, к объективной реальности относится не только природа но и целый ряд процессов, которые происходят в обществе, и существуя вне, независимо от человеческого мышления, обуславливают его. Т.е. помимо природной материи существует социальная материя, так же первичная по отношению к духу. Человеческий дух маркс м, так же как и м 17-18 веков, рассматривают в качестве свойства высокоорганизованной материи человеческого мозга. Но это свойство с их точки зрения социально обусловлено. Т.е. человеческий мозг в полной мере формируется и развивается только лишь в социальных условиях, в обществе. И поэтому человеческое мышление имеет социальную природу. По мнению маркс м, они в своем учении преодолевают недостатки м 17-18 веков. Прежде всего, они утверждают, что их м немеханистичен. С их точки зрения, высшие формы движения материи принципиально несводимы к низшим, тем более к самым низким (механическим). Маркс м утверждают, что их м покончил с метафизичностью 17-18 века, поскольку их учение признает принцип развития мира как целого. В этом отношении маркс м объявляют себя сторонниками диалектики, их м называют еще и диалектическим материализмом. Далее маркс м отказываются от тезиса м 17-18 веке, согласно которому человек – это созерцатель. С точки зрения маркс м человек, по своему существу, наоборот, преобразователь. И в своей преобразовательной активности человек отличается от животного не только количественно, но и качественно. С их точки зрения, любое животное преобразует окр среду лишь по меркам своего вида. Человек способен преобразовывать окр мир по меркам любого вида. Маркс м утверждают, что их м является материализмом последовательным. С их точки зрения, принцип первичности материи и первичности духа распространяется и на человеческое общество. В нем материя, которая носит название социальной материи, первична по отношению к духу общества, в частности по отношению к человеческому мышлению.

А теперь зададимся, применительно к материализму, важным методологическим вопросом: а сохраняются ли в материализме исходное значение слова материя, каким оно представлено в современной ментальности? Нет. Эти исходные значения деформируются, причем в 2 логических шага: 1) материализм приписывает свойства духа (чтобы сделать убедительным тезис о ее независимости от духа) 2) материализм наделяет материю характеристиками бытия (чтобы сделать убедительным тезис о первичности материи по отношению к духу).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 571 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.