Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности.




Уяснение ценностных оснований науки и жизни. Ф. -ценностное м-е.

Методы философии.:

Эмпирический (наблюдение, сравнение, эксперимент).

Теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Конечный рез-т любой науки-знание, рез-т философского исследования-смысл (а не только знание).

Специфический метод - метод философской рефлексии.

Рефлексия-направление сознания на само сознание, мышления на само мышление. Ф. мышление-принципиально-вопрошающее (правильно ли я мыслю?). Всегда возвращаемся к исходному в поисках смысла. Рефлексия -св-во сознания.

Метод диалектики-фундамент рефлексии.

Иррационализм Шопенгауэра. Философия жизни, основные

Представители и идеи

Немецкий философ сер 19в. Его считают родоначальником иррационализма 19 века (философское направление в основе которого - критика разума и разумности всего существующего, возвышение эмоциональной сферы, религии, веры над наукой)

Сам разум сводится в философии иррационализма к слепой, бессознательной силе, либо отождествляется с животным инстинктом. Такая философия возникла в противовес рационализму. В то же время иррационалистическая философия вполне рациональна, т.к. использует средства логики, пользуется понятиями, рациональными средствами.

«Мир как Воля и Представление» - главная работа Шопенгауэра. Его философия поначалу не имела успеха, т.к. несла в себе пессимизм. Позднее книга обратила на себя внимание. Истоки идей Шопенгауэра эклектичны (с одной стороны - Платон и Кант, с другой - индийская философия)

Все окружающие нас предметы, вещи, объекты возникают, существуют и исчезают. Мир меняет свой лик. Но в то же время он в основе своей неизменен. Люди умирают, но рождаются другие. Выходит в мире есть что-то вроде базового основания, некий стержень. Что скрепляет единство этого многообразия – мировой разум, некая идея, изначальное вещество? Шопенгауэр отвечает: ни то и ни другое, и ни третье. В основе всего, что нас окружает, лежит некое беспредельное и вездесущее начало – Воля.

В основе мира лежит Воля. Воля как таковая. Некая абстракция. Воля как первичный принцип мира, его державное начало. Воля не зависит ни от каких установлений: она неизменна, тождественна самой себе, свободна в своих проявлениях, сама себя утверждает или отрицает себя. Человек, прежде всего, существо волящее, вожделеющее, а потом только – познающее, мыслящее.

Воля единственна, проявления ее не единственны (стремление животных к самосохранению, половой инстинкт у животных, аффекты у человека).

На пересечении этих состояний лежит Воля как некоторая могучая сила. Человеческая воля - это проявление Воли. Мировая Воля единственна, едина, свободна, внеразумна (иррациональна), устремлена к утверждению жизни, не имеет ни плана, ни цели, ни схемы. Слепая, бессознательная, иррациональная сила. Она находится в постоянном неудовлетворенности собой, пожирает само себя. Этим обьясняет страдания, тревоги, мучения человеческой жизни. То же самое царит и в жизни общества. История не имеет смысла, это бессмысленное сплетение событий, Вселенский пессимизм.

Жизнь человека и общества бессмысленна, бесцельна. Есть ли выход? Да, если развить добавочную жизнь энергию и направить ее против Воли.

Воля обнаруживается в окружающем мире и в самом человеке. Он может попытаться обратить свою индивид волю против Воли (самой себя). Как это возможно? Существует два варианта: 1 эстетическое созерцание. Человек находится в этом состоянии временно, освобождаясь от действий Воли, уходит от потока на время. Лишь некоторые люди - гении в искусстве - перестают быть рабами Воли, не служат больше ей. 2 этическая ступень. Самоотрицание Воли как источника зла. Человеческая жизнь представляет собой картину страданий, преступлений, поэтому необходимо привести приговор в исполнение - аннигиляция Воли, самоотрицание Воли. Человек должен погасить в себе Волю к жизни, отречься от нее. Воля будет побеждена, если это сделает каждый.

Это означает другую Волю - Волю аскета, Волю самоотречения. Не все люди это могут сделать, этой ступени достиг святые. Это Воля отшельника, те субъект уходит, упраздняется как субъект. Шопенгауэр в противовес Немецкой Классической Философии провозглашает смерть субъекта. Без субъекта нет объекта, следовательно Воля также уничтожается. Конечная цель всего развития не прогресс, не достижение никаких высот, а угасание, смерть всего универсума, это ничто, это Нирвана (абсолютное равновесие). Смерть - это то, что может противостоять Воле.

Заслуга Шопенгауэра связывают с тем, что философ обратился к иррациональной стороне человеческой жизни, поставил? абсурдности и смысла жизни. Что зависит от чел-ка? Далее над этим вопросом думали ф-фы 20 века.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 314 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2564 - | 2224 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.