Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Конечный рез-т любой науки-знание, рез-т философского исследования-смысл (а не только знание).




Предмет философии. ЕЕ специфика как знания. Отличие философии от науки и религии.

Термин «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Первоначально понятие «ф.» употреблялось в широком значении - совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования.

Ф. унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.

Однако решение мировоззр-ких проблем в ф. происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому ф.- это теоретически сформулированное мировозрение. Ф. - это система взглядов, в центре которой стоит проблема мира в целом и отношение чел к этому миру.

Ф.-это специфическая форма осмысления действительности, специфическое мировоззрение (сохраняет структуру мировоззрения).

Предмет философии. Как специфическое мировоззрение: не имеет своим предметом отдельно сферы человека и мира. Ее предмет область - отношения человек-мир.

Иногда ф. называют наукой (саентизм), иногда, наоборот, противопоставляют философию и науку (антисаентизм). Этот вопрос имеет свою историю: 1) Аристотель высказ утв., что философия - это знание (Локк, Гегель, Декарт…). С этой позицией связывают создание филос систем - гегелевская система. 2) Сократ, стоики, Паскаль -этический подход. Ф. -это мудрость жизни, практическое знание, приближается к обыденному знанию. 3) Ф.-понятийное постижение, но в отличии от науки понимание мира идет через призму чел.

Ф. имеет нечто общее с наукой, а именно: несет в себе познавательную ф-цию (т.е. дает определенные знания); мышление с использованием категорий; использование доказательств в пользу каких-либо положений; есть много междисциплинарных проблем (между ф-фией и наукой).

От науки ф-фию отличает следующее: ф. дает нам знания не о мире в себе, а о взаимоотношении мира и чел (еще Кант, 18 век, утверждал, что всю суть ф. можно отнести к решению 3 основных вопросов: что я могу знать, что я должен делать и на что я смею надеяться); различные науки изучают узкие области бытия, ф. - бытие как целое; в науке по фундаментальным вопросам существует более или менее единообразное мнение, а в ф.- принципиальный плюрализм (по каждому вопросу может быть несколько мнений).

Конечный рез-т любой науки-знание, рез-т философского исследования-смысл (а не только знание).

Ф. рассматривает определенный круг проблем, который имеют следующие основные признаки: это проблемы общие, всеобщие, всеобъемлющие, но и не рассуждения обо всем; это проблемы не о самом мире, а о взаимоотношении мира и чел; это т.н. вечные проблемы.

Природа филос. проблем:

1. Фундаментальный, обобщенный характер проблем.

2. Эти проблемы выступают в своеобразной форме. С одной стороны они предстают как вечные (вновь возникают на разных этапах развития человечества). С другой стороны, они развиваясь, изменяются. (Вечная проблема отношения чел и природы в наше время приобретает экологический хар-р).

3. Проблема обладает неисчерпаемостью.

Какими именно проблемами занимается ф.? Основной вопрос ф. (предельно общий, определяет 2 полюса философских проблем). [1]. Выделение его как основного идет от Энгельса: о соотношении материи и сознания (что первично, а что вторично). Имеется 2 взгляда: 1) материалистический (определяющие факторы-природные), 2) идеалистический (определяющие факторы-духовные).

[2]. Гносеологический - как соотносится содержание нашего сознания с окруж миром. Способны ли мы познать окружающий мир? Да-позиция гносеологического оптимизма. Нет - (1) философский скептицизм (сомнение в том, что сознание может точно познать мир), (2) агностицизм-отрицание возможности познания мира.

Некоторые философы ставят в центр ф.? “для чего мы живем?”, т.е. о смысле жизни чел. Например, Шопенгауэр связывает? о жизни чел с вопросом о его смерти. Некоторые основным считают вопрос о человеке (Кант, Толстой).

Существует ли мир вечно или он кем-то сотворен? Изменяется ли мир или он неизменен? Во всем присутствует порядок или все происходит по воле случая? Познаваем ли мир? Могут ли люди воздействовать на окружающий мир? Что такое красота: существует она объективно или это наше субъективное отношение? Что такое любовь, в чем ее смысл, на какие типы она делится?

Таких вопросов много. Круг философских вопросов варьирует у разных философов (в этом смысле “шире” всех ф. Гегеля). Все эти проблемы вечные. Одна из особенностей этих проблем - что не может быть их окончательного решения. С течением времени накапливается все больше ответов на эти вопросы. Любая эпоха вносит нечто новое в решение философских вопросов. В наше время особое значение имеет вопрос “имеет ли наука какую-нибудь ценность?” Или “на сколько велики сила и бессилие чел?” Проблема старая, но она имеет сейчас новое содержание.

Философию сравнивают и с религией.

Религия - это такое фантастическое отражение действительности, которое связано с верой в сверхъестественное, с делением мира на основной и потусторонний. Общее: в философии и религии налицо совпадение многих проблем (сотворен ли мир, деление мира). Ф. и религия выполняют мировоззренческие функции.

В религии есть и теоретическая часть - богословие или теология, проблематика и стиль очень сходны.

Есть направление религиозной философии, есть много произведений религиозного и ф. одновременно.

Отличия: религия основывается на вере, не требующей доказательств. Ф., как правило, основывается на логических доказательствах, даже если это вопрос о боге.

Религия теоцентрична (в центре - бог) В философии в центре может быть бог, а может быть человек. В этом смысле философия гуманнее, чем религия.

В религии сильна эмоциональная сторона. Она сопровождается культовыми действиями, обрядами. Ф. более суха, рассудочна, особой обрядности вообще нет.

Связь с обыденным познанием. Это познание эмпирическое (связанное с непосредственным опытом людей), а не теоретическое. Оно непосредственно вплетено в обыденную деятельность. Оно выражается в многочисленных обыденных приметах, в народной медицине, сентенциях типа “не плюй в колодец”. Ф. старается в себя эту мудрость вобрать. Бывают разные уровни философствования, и они по-разному связаны с обыденным сознанием. Высший уровень: люди производят новые философские идеи. Средний: усвоение филос идей без выдвижения новых идей. Низший: на обыденном уровне - без чтения и усвоения философскихъ трудов. Сам предмет ф. и сам круг философских проблем, и сам стиль философствования у разных философов различен и даже может быть противоположен. Нет единого шаблона философствования. Но при всем многообразии, в философии выдвигаются 2 основных направления:

САЕНТИЗМ В его рамках развилась научная форма философствования: Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс, Рассел. Здесь можно выделить 2 направления:

- онтологизм (упор на мировоззренческую функцию)

- гносеологизм (ф. как инструмент, метод познания, т.е. упор на гносеологическую функцию). У Гегеля было и то и другое.

АНТИСАЕНТИЗМЭ-р, Ницше, Бердяев: ценностная форма философствования. Предметом являются экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о счастье и т.д.

Функции ф.: (это же в 3 вопросе можно)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 251 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.