10.11 (лекция 9)
Анализируя сущность философии в логическом плане, философы очень часто обсуждают проблему так называемого основного вопроса философии (ОВФ). ОВФ выполняет в структуре философского знания 2 важные функции. Во-первых, он формирует главную задачу, на решение которой ориентирована та или иная философская система. Во-вторых, ОВФ является системообразующим фактором организации философского знания. Это значит, что основные аспекты этого вопроса находятся в основании важнейших разделов философии. В истории Ф существует традиционная формулировка ОВФ. Ее еще иногда называют классической, поскольку она возникла в классической Ф 17-18 века. Правда завершенное выражение она получила позднее, в середине 19 века в работниках соратника Маркса, Энгельса. В учебниках часто пишут, что ОВФ в его традиционной формулировке – это вопрос о взаимоотношении материи и сознания. Строго говоря, это неверно. Дело в том, что классическая западноевропейская философия мыслит оппозиционными понятиями. А оппозицией понятия материя является не понятие сознание, а понятие дух. Что же касается сознания, то оно противопоставлено понятию бытие.
В современной ментальности слово бытие очень часто указывает на сферу некоторой изначальности, на сферу того, что уже ниоткуда не выводимо, на сферу того, что не является производным. Поскольку это сфера изначального, это одновременно и сфера естественного. Современное мышление мыслит бытие еще и как условие всего сущего, радикально от этого сущего отличающееся. Сфера всего существующего – сущее. Бытие – это условие всего сущего, которое самим этим сущим не является. И здесь мы сталкиваемся с некоторой парадоксальной ситуацией. Мы сталкиваемся с тем, что бытию нельзя приписать атрибут существования. Бытие – это ничто. По сути дела, этот парадокс в свое время очень четко сформулировал Хайдеггер. Он признал, что бытие действительно не существует и в этом плане является неким ничто. Но поскольку это ничто не пустота, а условие всего сущего, нам надо как-то обозначить его данность нам. И Хайдеггер предложил это сделать следующим образом. Бытие, говорит он, не существует, но оно имеет место и дает место всему существующему. Из этой характеристики бытия следует, что бытие – это несиловое условие существующего, не его причина. Дело в том, что причина сама существует, причина обладает атрибутом существования, а бытие же этого атрибута не имеет, бытие не существует. Бытие, с точки зрения современного мышления, пронизано жизненностью, и в этом плане это область органического, живого в самом широком смысле этого слова. Но органическое надо отличать от организованного как жестко упорядоченного. Бытие этой жесткой организацией не обладает, в этом плане оно стихийно, хаотично.
С точки зрения современной ментальности, сознание в его соотношении с бытием понимается весьма широко. Это больше, чем свойство мозга человека, это феномен, который существенным образом определяет характеристики мира, противостоящего человеку. В этом плане, сознание – это, прежде всего, источник распада реальности, с которой имеет дело человек, на субъект и объект, т.е. на то, что выделяет себя из окр среды – это и есть субъект, и на то, что предстоит пред субъектом, противопоставлено ему – это и есть объект. Сознание формулирует для человека цели его деятельности и вырабатывает алгоритмы по их достижению. В этом отношении сфера сознания – это как раз сфера организованного, упорядоченного. И наконец, с современной точки зрения, сознание – это область, производная от бытия. А потому, сфера неизначального, искусственного.
В современной ментальности слово материя употребляется в трех основных случаях: 1) им обозначается ткань, а шире – материал, сырье, из которого нечто может быть сделано 2) словом материя мы часто обозначаем предмет мышления и речи 3) слово материя мы часто используем для обозначения состава чего-либо, того, из чего состоит то или иное образование. При обобщении этих случаев использования слова материя, мы получаем следующее: материя – это некая данность, с существованием которой мы обязаны считаться, но которая внутренне несамодостаточна, незавершенна, поскольку нуждается в оформлении. Слово дух сегодня тоже используется в трех случаях: 1) с его помощью мы часто обозначаем силу, побуждающую к действию 2) словом Дух мы часто обозначаем существо, сущность чего-либо 3) обозначение чего-то бестелесного, не локализованного в пространстве, в этом плане независимого. Если обобщить эти три основных случая использования слова дух, то можно получить следующее: дух – это некоторая активная сила, радикально отличающаяся от материи и противостоящая ей, но нуждающаяся в материи для выражения своего творческого преобразующее-оформляющего потенциала.