Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Билет 4. Возникновение философии. Мировоззрение философское и мировоззрение религиозное.




27.10 (лекция 7)

Легко заметить, что базовые формы общественного сознания, взятые по отдельности, не могут выполнить мировоззренческую функцию в жизни человека. Мировоззренческую функцию может выполнять только некий синтез этих базовых сознаний, к 6 веку до нашей эры тесный синтез образовался в Древней Греции, причем сразу в двух формах.

Соединение, с одной стороны эстетическое и нравственное, а с другой стороны соединение религиозное. Возникло религиозное мировоззрение. Разница между религиозным сознанием и религиозным мировоззрением следующая: в рамках религиозного сознания абсолют, т.е. бог, выступает как безличное, имперсональное начало мира. Религиозное мировоззрение – личностно-ориентированный бог, бог, который обращен к каждой конкретной личности в ее самостоятельности и индивидуальности, который переживается личностью как обращенное именно к ней божественное существо. У каждого свой бог. Это потому что эстетическое и нравственное – личностное.

Во одном случае соединено эстетическое и нравственное, с другой стороны – научное сознание: возникает философское мировоззрение или философия. Ф не может быть не мировоззрением. Оно личностно ориентировано. Это мировоззрение должно соответствовать обстановке, отвечать требованиям.

Почему не возникает в 6 веке до нашей эры в ДГ мировоззрение, которое получается из формы общественного сознания? Логично ответить так: дело в том, что после распада мифологии на относительно самостоятельные формы общественного сознания, общество не санкционирует образование мировоззренческих комплексов, которые содержали бы в себе радикально различные элементы.

Естественное \ сверхъестественное наука \ религия

Научный мир – мир, отпавший от бога; мир, прогневивший бога.

Божественная сила \ продукт человеческой психики

Непонятки в конспекте

Религиозная философия является разновидностью философии. В ней, как и во всякой философии, человек в определенном аспекте занимает внешнюю позицию по отношению к богу, он вступает с богом в субъектно-объектные отношения (s-o), занимает внешнюю позицию и рассматривается как объект. Бог – ОН в религиозной философии (я - он есть я и он) – это существование в определенном аспекте. Красота, добро – не предметы. Религиозное мировоззрение: бог в позиции объекта никогда не оказывается, там человек вступает не в s-o отношения с богом, а в отношения в режиме я - ты – отношение диалоговое. Один и тот же человек может быть носителем сразу двух мировоззрений. Логических переходов от одной формы к другой не существует.

Конкретная историческая ситуация возникновения философии. Впервые в ДГ к философии подошли «мудрецы» в 6 веке до нашей эры – это полулегендарные выдающиеся греческие мыслители. Мудрецы учили людей мудрости. Мудрость – это умение человека сочетать в своей жизни объективный ход вещей и свои субъективные желания и устремления. Призывая людей к мудрости, мудрецы предостерегали их от двух крайних форм поведения, которые вели к одному и тому же плачевному результату. С одной стороны, от непосредственного подчинения вещам, обстоятельствам – прямой отказ от своей свободы. С другой стороны, от попыток встать над миром – ведет к утрате человеком свободы в конечном счете. Оберегая людей от этих крайностей, они воспитывали в людях чувство меры (чувство границ).

Биант 6 в. до н.э. «плохие люди составляют большинство»

Титтак 651-569 гг. до н.э. «нажива ненасытна»

Хилой 6 в. до н.э. «познай самого себя» сам человек сложнее, чем окр мир

Солон 638-559 гг. до н.э. мыслитель и политик «ничего слишком»

Клеобул 6 в. до н.э. «лучше всего – это знать меру»

Периандр 666-586 гг. до н.э. «сдерживай гнев»

Фалес 625-548 гг. до н.э. «соблюдай меру»

Призывая людей к мудрости, они создали философию в ее первой форме – форме … философии.

Эта философия присуща человеку, вне зависимости от рода его занятий, в той мере, в которой он является личностью.

Фалес среди всех мудрецов занимает особое место. Он не только проповедовал мудрость, но и пытался найти ее объективные основания в действительности, ее истоки в окружающем мире. Фалес стал основателем второй исторической формы философии – рефлексивная философия (от слова рефлекс, этимологическое значение слова рефлекс – возвращение назад, обращение к истокам). Фалес создал обширную картину мира. Окр мир – полный, живой организм, с его точки зрения, в нем все сбалансировано, уравновешено, подчинено принципу меры. И если человек стремится вступить в гармоничные отношения с окр миром, он сам должен стать микрокосмосом, значит сам должен ориентироваться на меру. В своих рассуждениях Фалес продемонстрировал любовь к мудрости. В этом плане, философия, которую он создал, по своему смыслу соответствует исходному значению слова философия (любовь к мудрости).

Рефлексивная философия присуща не любому человеку, она характерна для интеллектуалов, для людей, стремящихся глубоко осмыслить характер взаимоотношений между человеком и окр действительностью.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 536 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.