Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Представители русской и белорусской философской мысли 4 страница




Несмотря на то, что центром интеллектуальной жизни в Советском Союзе становится Москва, необходимо сказать, что и в Беларуси генерировались философские идеи, авторами которых становились не только профессиональные философы, но и поэты, писатели, историки, политики. Философское обоснование самобытности белорусского народа и при этом исторического единства с русским народом предприняли белорусские мыслители начала XX в. Алексей Сапунов (1851 – 1924) и Евфимий Карский (1860 – 1931). Особую ценность являет собой труд Е. Карского «Белорусы», где был собран огромный лингвистический материал.

Тема народного и национального возрождения стала одной из важнейших в творчестве Янки Купалы (1882 – 1942) и Якуба Коласа (1882 –1956). Я. Купала реалистично показывает образ народа, он далек от его идеализации. Каждый человек обязан стать свободной личностью, чтобы в итоге воздействовать на формирование нации. Человек, народ, природа взаимосвязаны между собой, отсюда необходимость стремления к гармонии.

Для поддержания в человеке веры в будущее Якуб Колас считал, что в обществе необходимо строить жизнь на принципах любви и согласия. Каждый человек представляет собой индивидуальное проявление народного духа, а единство личности и народа формирует национальную культуру, которая в итоге обеспечивает социальный мир.

Сторонники национальной независимости Вацлав Ластовский (1883 – 1938), Владимир Самойла (1878 – 1941), Игнат Абдиралович (1896 – 1923), Александр Цвикевич (1888 – 1937) в своих произведениях пытались обосновать, что белорусский народ достоин своей государственности. Негативно относясь к русификации и полонизации, они создают свои философские программы национального возрождения, некоторые их идеи были зафиксированы в текстах официальных документов Белорусской Народной Республики.

После провозглашения 1 января 1919 г. Белорусской Советской Социалистической Республики доминирующее положение получает марксистская философия, о чем свидетельствует и большое количество работ об истории марксистско-ленинской философии в Беларуси. В то же время в Белорусском государственном университете и в созданном в 1931 г. Институте философии Академии наук проводятся фундаментальные научные исследования по актуальным проблемам философского познания. Появляются работы и по истории белорусской философской и общественно-политической мысли. Например, в 60–70-х годах выходят из печати коллективные монографии «Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI – начала XIX вв.», «Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии», труды, посвященные отдельным представителям белорусской мысли, переводы их произведений с латинского, польского и других языков.

После провозглашения в 1991 г. Республикой Беларусь суверенитета философская школа, несмотря на все трудности в стране, сохранилась. Научно-исследовательская деятельность в настоящее время осуществляется по следующим направлениям: социальная философия, методология научно-философского познания, философские проблемы человека, социальная экология, теория и методология организационно-управленческой деятельности, современная религиозная ситуация в Беларуси. Продолжаются и исследования в области белорусской философской и общественно-полити-ческой мысли. Особый вклад в разработку данной тематики внесли белорусские ученые С. Подокшин (1931 – 2004), А. Майхрович (1937 – 2004), Е. Прокошина (1927 – 2006), В. Конон (р. 1934), Т. Короткая (р. 1951) и другие. В настоящее время коллективом авторов пишется многотомный труд по истории философии Беларуси, который призван целостно и систематически реконструировать историю становления и развития философской мысли белорусского народа.

 

Таким образом, можно отметить, что современная философская мысль России и Беларуси имеет следующие характерные черты:

1 В советский период философия главным образом развивалась в рамках диалектико-материалистического мировоззрения. Мыслители, не принявшие революцию и вынужденно покинувшие Родину, создали за рубежом сильные философские школы, внесшие вклад в развитие мировой философии.

2 В жестких политических условиях в Советском Союзе появляются значимые труды в области теории познания и методологии науки, разработки проблем сознания и социальной жизни.

3 Белорусская философская мысль ХХ в. ярко проявила себя в таких направлениях, как религиозно-идеалистическое, марксистское и национально-возрожденческое.

В заключение следует отметить, что, несмотря на экономические, политические и иные катаклизмы современности, философия остается не только востребованной, но и зачастую влияет на исторический ход событий. Как нередко бывает, именно в переломные моменты истории и зарождаются наиболее оригинальные идеи, свидетелями возникновения которых, возможно, являемся и мы. Так что будем философски относиться к жизни и искать позитивное в познании, тем более что есть из чего выбирать.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Представители русской и белорусской философской мысли

ИМЯ ГОДЫ ЖИЗНИ ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ
     
Митрополит Илларион Конец X или нач. XI в. – ок. 1054 – 1055 гг. «Слово о законе и благодати», «Молитва»
Нестор (летописец) Сер. XI в. – нач. XII в. «Чтения о житии Бориса и Глеба», приписывается авторство «Повести временных лет»
Феодосий Печерский Ок. 1036 – 1074 гг. «Слово о терпении и любви»
Владимир Мономах 1053 – 1125 гг. «Поучение»
Митрополит Никифор 2-я пол. XI в. – 1121 г. «Послание о посте и воздержании чувств»
Климент Смолятич Конец XI в. – не ранее 1164 г. «Послание Фоме пресвитеру»
Евфросиния Полоцкая 1110 – 1173 гг. Ее деятельность описана в книге «Житие Евфросинии Полоцкой»
Кирилл Туровский Ок. 1130 – ок. 1182 гг. «Слово о премудрости», «Притча о человеческой душе и теле»
Даниил Заточник XII – XIII в. «Моление»
Серапион Владимирский Нач. XIII в. –1275 г. «Поучение преподобного Серапиона»
Епифаний Премудрый Конец XIV в. – ок. 1420 г. «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского»
Нил Сорский Ок. 1433 – 1508 гг. «Предание», «Устав»
Иосиф Волоцкий 1439/40 – 1515 гг. «Просветитель»
Юрий Котермак-Дрогобич Ок. 1450 – 1494 гг. «Прогностична оцiнка поточного 1483 року»
Филофей Ок. 1465 – 1542 гг. «Послание Великому князю Василию»
Павло Русин из Кросна Ок. 1470 – 1517 гг. «Пiснi Павла Русина з Кросна»
Вассиан Патрикеев Ок. 1470 – после 1531 г. «Прение с Иосифом Волоцким», «Слово о еретиках»
Николай Гусовский 1470 – ок. 1553 гг. «Песня о зубре»
Максим Грек Ок. 1470 – 1556 гг. «О пришельцах философах», «Беседа души и ума»
Франциск Скорина Ок. 1490 – 1551 гг. «Комментарии к Библии», «Малая подорожная книжица»
Михалон Литвин Конец XV в. – вторая половина XVI в. «О нравах татар, литовцев и московитян»
Иван Пересветов XVI в. «Мудрость греческих философов и латинских докторов», «Сказание о Магмет-Салтане»
Лукаш из Нового Миста Конец XV или нач. XVI в. – ок. 1542 г. «Compendiosa in modum construen-darum epistolarum manuductio…»

 

Продолжение Приложения А

 

     
Артемий Троицкий Ок. 1500 – после 1571 г. «Послание Ивану Грозному», «Послание Симону Будному»
Станислав Ориховский 1513 – 1566 гг. «О целибате», «Летопись»
Андрей Курбский 1528 – 1583 гг. «История о великом князе Московском»
Иван Грозный 1530 – 1584 гг. «Послание князю Андрею Курбскому»
Симон Будный 1530 – 1593 гг. «Катехизис»
Андрей Волан 1530 – 1610 гг. «О политической или гражданской свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе»
Герасим Смотрицкий Год рожд. неизв. – 1594 г. «Ключ царства небесного»
Иван Вышенский 1550 – 1620 гг. «Книжка», «Вiд святої Афонської гори пустельникiв»
Лев Сапега 1557 – 1633 гг. Руководитель третьей редакции «Статута Великого княжества Литовского»
Иов Борецкий 1560 – 1631 гг. «Диалог о православной вере», «Аполлия апологии Мелетия Смотрицкого»
Лаврентий Зизаний 50–60 гг. XVI в. – ок. 1634 г. «Грамматика словенска», «Катехизис Великий»
Мелетий Смотрицкий Предпол. 1577 – 1633 гг. «Грамматика», «Апология»
Иннокентий Гизель 1600 – 1683 гг. «Сочинение о всей философии»
Исайя Копинский Год рожд. неизв. –1640 г. «Духовная лествица»
Иосиф Кононович-Горбацкий Год рожд. неизв. –1653 г. Определения собора 1640 г., извест-ные как «Изложение веры руссов»
Епифаний Славинецкий Нач. XVII в. – 1675 г. «Лексикон греко-славяно-латинский»
Лука Залусский 1604 – 1676 гг. «Общая философия»
Юрий Крижанич Ок. 1618 – 1683 гг. «Политика», «О божественном провидении»
Иоанникий Голятовский 1620 – 1688 гг. «Наука, альбо способ сложенья казаний», «Алфавит еретиков, в предостережение православным»
Лазарь Баранович 1620 – 1693 гг. «Меч духовный…», «Трубы словес проповедных»
Протопоп Аввакум 1621 – 1682 гг. «Книга толкований», «Житие»
Войтех Тылковский 1624 – 1695 гг. «Занимательная философия»
Симеон Полоцкий 1629 – 1680 гг. «Жезл правления», «Обед душевный»
Казимир Лыщинский 1634 – 1689 гг. «О несуществовании Бога»
Сильвестр Медведев 1641 – 1691 гг. «Оглавление книг, кто их сложил»
Карион Истомин 1640 – 1717 гг. «Екклезиа», «Домострой» (перевод трактата Эразма Роттердамского)

Продолжение Приложения А

 

     
Адам Краснодембский 1645 – 1702 гг. «Философия, изложенная Аристотелем»
Стефан Яворский 1658 – 1722 гг. «Философское состязание»
Андрей Белобоцкий 2-я пол. XVII в. – нач. XVIII в. «Исповедание веры», «Пентатегиум»
Феофан Прокопович 1681 – 1736 гг. «Натурфилософия, или физика»
Василий Татищев 1686 – 1750 гг. «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ»
Георгий Щербацкий Год рожд. неизв.–1754 г. «Institutiones ad faciliorem veterum ас recentiorum philosophorum lectionem comparatae»
Михаил Ломоносов 1711 – 1765 гг. «Петр Великий»
Антон Скорульский 1715 – 1780 гг. «Комментарий философии, то есть логики, метафизики и физики»
Георгий Конисский 1717 – 1795 гг. «Похвала логике», «Философия природы, или физика»
Григорий Сковорода 1722 – 1794 гг. «Начальная дверь к христианскому добронравию»
Паисий Величковский 1722 – 1794 гг. «Добротолюбие»
Бенедикт Добшевич 1722 – 1794 гг. «Философские тезисы», «Краткие извлечения из универсальной философии»
Станислав Шадурский 1727 – 1789 гг. «Начала рассуждений в диалогах и упражнениях по логике, этике и метафизике»
Яков Козельский 1728 – 1795 гг. «Философические предложения»
Мартин Почобут 1728 – 1810 гг. «Calculus eclipseos lunaris, quae accidit die 14 Febr. 1766 pro observatorio Academiae Vilnensis»
Иоахим Хрептович 1729 – 1812 гг. «Про естественное право»
Дмитрий Аничков 1733 – 1788 гг. «Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений»
Михаил Щербатов 1733 – 1790 гг. «О повреждении нравов в России», «Путешествие в землю Офирскую»
Казимир Нарбут 1738 – 1807 гг. «Эклектическая философия», «Логика, или Наука рассуждения и разумного разговора»
Денис Фонвизин 1744 – 1792 гг. «Обозрение проявлений политической жизни в России», «О коммунизме и социализме»
Николай Новиков 1744 – 1818 гг. «О достоинствах человека в отношении к Богу и миру»
Александр Радищев 1749 – 1802 гг. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Продолжение Приложения А

 

     
Иероним Стройновский 1752 – 1815 гг. «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов»
Иосиф Еленский 1756 – 1813 гг. «Благовест»
Ян Снядецкий 1756 – 1830 гг. «Философия человеческого разума», «О Копернике»
Иоганн Шад 1758 – 1834 гг. «Логика чистая и прикладная»
Петр Лодий 1764 – 1829 гг. «Логические наставления»
Аниол Довгирд 1776 – 1835 гг. «О логике, метафизике и моральной философии», «Логика теоретическая и практическая»
Александр Галич 1783 – 1848 гг. «История философских систем»
Иоахим Лелевель 1786 – 1881 гг. «Три конституции Польши»
Михаил Фонвизин 1788 – 1854 гг. «О коммунизме и социализме»
Павел Пестель 1793 – 1826 гг. «Русская правда»
Ян Борщевский 1794 – 1851 гг. «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах»
Петр Чаадаев 1794 – 1856 гг. «Философические письма», «Апология сумасшедшего»
Иван Скворцов 1795 – 1863 гг. «Критический обзор Кантовой религии в пределах одного разума»
Федор Голубинский 1797 – 1854 гг. «Лекции философии», «Взгляд на нравственную философию древних»
Адам Мицкевич 1798 – 1855 гг. «Пан Тадеуш»
Василий Карпов 1798 – 1867 гг. «Введение в философию», «Систематическое изложение логики», «О самопознании»
Флориан Бохвиц 1799 – 1856 гг. «Форма моего мышления», «Мысли о воспитании человека»
Михаил Погодин 1800 – 1875 гг. «О модных у нас философских толках»
Владимир Одоевский 1803/04 – 1869 гг. «Русские ночи»
Алексей Хомяков 1804 – 1860 гг. «Церковь – одна», "Несколько слов о «Философическом письме»"
Михаил Максимович 1804-1873 гг. «Письмо о философии»
Федор Сидонский 1805 – 1873 гг. «Введение в науку философию»
Иван Киреевский 1806 – 1856 гг. «О необходимости и возможности новых начал в философии»
Степан Шевырев 1806 – 1864 гг. «История поэзии»
Орест Новицкий 1806 – 1884 гг. «Руководство к логике», «Очерк индийской философии»
Винцент Дунин-Марцинкевич 1808 – 1884 гг. «Пинская шляхта»
Николай Гоголь 1809 – 1852 гг. «Выбранные места из переписки с друзьями», «Мертвые души»

 

Продолжение Приложения А

 

     
Иосиф Михневич 1809 – 1885 гг. «Исследование системы Шеллинга»
Петр Авсенев 1810 – 1852 гг. «Из записок о психологии»
Виссарион Белинский 1811 – 1848 гг. «Письмо Н.В. Гоголю», «Рассуждение»
Александр Герцен 1812 – 1870 гг. «Письма об изучении природы», «Былое и думы»
Николай Станкевич 1813 – 1840 гг. «О причинах постепенного возвышения Москвы до смерти Иоанна III»
Тимофей Грановский 1813 – 1855 гг. «Аббат Сугерий. Об общинах во Франции»
Николай Огарев 1813 – 1877 гг. «Юмор»
Сильвестр Гогоцкий 1813 – 1889 гг. «Философский лексикон», «Введение в историю философии»
Тарас Шевченко 1814 – 1861 гг. «Кобзарь»
Михаил Бакунин 1814 – 1876 гг. «О философии», «Государственность и анархия»
Николай Костомаров 1817 – 1885 гг. «Книга бытия украинского народа», «Две российские народности»
Константин Кавелин 1818 – 1885 гг. «Задачи этики»
Юрий Самарин 1819 – 1876 гг. «Стефан Яворский и Феофан Прокопович»
Пантелеймон Кулиш 1819 – 1897 гг. «Письма с хутора»
Федор Достоевский 1821 – 1881 гг. «Бесы», «Братья Карамазовы»
Николай Данилевский 1822 – 1885 гг. «Россия и Европа»
Петр Лавров 1823 – 1900 гг. «Очерки вопросов практической философии: личность», «Опыт истории мысли нового времени»
Памфил Юркевич 1826 – 1874 гг. «Идея», «Материализм и задачи философии»
Николай Чернышевский 1828 – 1889 гг. «Антропологический принцип в философии», «Что делать?»
Николай Страхов 1828 – 1896 гг. «Философские очерки»
Николай Федоров 1828 – 1903 гг. «Философия общего дела»
Борис Чичерин 1828 – 1904 гг. «Положительная философия и единство науки», «Основания логики и метафизики»
Лев Толстой 1828 – 1910 гг. «Исповедь», «Путь жизни»
Николай Федоров 1829 – 1903 гг. «Блудный сын философии», «Последний философ»
Константин Леонтьев 1831 – 1891 гг. «Византизм и славянство», «Записки отшельника»
Алексей Козлов 1831 – 1900 гг. «Философские этюды», «Философия как наука»
Александр Потебня 1835 – 1891 гг. «Мысль и язык»

 

Продолжение Приложения А

 

     
Николай Добролюбов 1836 – 1861 гг. «О степени участия народности в развитии русской литературы»
Владимир Лесевич 1837 – 1905 гг. «Письма о научной философии», «Что такое философия?»
Кастусь Калиновский 1838 – 1864 гг. Статьи в газете «Мужицкая правда»
Дмитрий Писарев 1840 – 1868 гг. «Схоластика XX века», «Идеализм Платона»
Михаил Владиславлев 1840 – 1890 гг. «Логика», «Философия Плотина»
Франтишек Богушевич 1840 – 1900 гг. «Дудка белорусская»
Михаил Драгоманов 1841 – 1895 гг. «Шевченко, украинофилы и социализм»
Элиза Ожешко 1841 – 1910 гг. «Над Неманом»
Петр Кропоткин 1842 – 1921 гг. «Анархизм: его философия и идеал», «Государство и его роль в истории»
Петр Ткачев 1844 – 1885 гг. «Роль мысли в истории», «Кладези мудрости российских философов»
Алексей Сапунов 1851 – 1924 гг. «Исторические отношения Руси Белой с Великою», «Белоруссия и белорусы»
Николай Грот 1852 – 1899 гг. «Что такое метафизика?», «Философия и ее общие задачи»
Владимир Соловьев 1853 – 1900 гг. «Россия и Вселенская церковь», «Смысл любви», «Оправдание добра»
Алексей Гиляров 1855 – 1938 гг. «Схема истории философии в освещении исторического материализма», «Введение в философию»
Иван Франко 1856 – 1916 гг. «Из секретов поэтического творчества», «Иван Вишенский»
Георгий Плеханов 1856 – 1918 гг. «Об изучении философии», «Основные вопросы марксизма», «К вопросу о роли личности в истории»
Василий Розанов 1856 – 1919 гг. «Опавшие листья», «Уединенное»
Александр Введенский 1856 – 1925 гг. «Опыт построения теории материи на принципах критической философии», «О Канте»
Константин Циолковский 1857 – 1935 гг. «Космическая философия»
Евфимий Карский 1860 – 1931 гг. «Белорусы»
Евгений Трубецкой 1863 – 1920 гг. «Миросозерцание Владимира Соловьева», «Метафизические предположения познания»
Виктор Несмелов 1863 – 1937 гг. «Вера и знание с точки зрения гносеологии», «Наука о человеке»

 

Продолжение Приложения А

 

     
Владимир Вернадский 1863 – 1945 гг. «Научная мысль как планетное явление»
Дмитрий Мережковский 1865 – 1941 гг. «Россия и большевизм», «Царство Антихриста»
Павел Новгородцев 1866 – 1924 гг. «Об общественном идеале», «Введение в философию права: кризис современного правосознания»
Михаил Грушевский 1866 – 1934 гг. «История Украины – Руси», «Начала гражданственности»
Лев Шестов 1866 – 1938 гг. «Афины и Иерусалим», «Власть ключей», «Философия и теория познания»
Дмитрий Мережковский 1866 – 1941 гг. «Толстой и Достоевский», «Лица святых от Иисуса к нам»
Богдан Костяковский 1868 – 1920 гг. «В защиту научно-философского идеализма»
Владимир Ленин 1870 – 1924 гг. «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция»
Петр Струве 1870 – 1944 гг. «Отрывки о государстве», «Марк-сова теория социального развития», «Дух и слово»
Сергей Поварнин 1870 – 1952 гг. «Логика. Общее учение о доказательстве», «Искусство спора»
Николай Лосский 1870 – 1965 гг. «Обоснование интуитивизма», «Ценность и бытие»
Леся Украинка 1871 – 1913 гг. «Вавилонский плен»
Сергей Булгаков 1871 – 1944 гг. «Свет невечерний», «Философия хозяйства»
Александр Богданов 1873 – 1928 гг. «Философия современного естествоиспытателя», «Философия живого опыта. Популярные очерки»
Николай Рерих 1874 – 1947 гг. «Восток – Запад», «Культура и цивилизация»
Николай Бердяев 1874 – 1948 гг. «Философия свободы», «Смысл творчества», «Русская идея»
Семен Франк 1877 – 1950 гг. «Духовные основы общества», «Смысл жизни»
Борис Вышеславцев 1877 – 1954 гг. «Этика преображенного эроса», «Вечное в русской философии»
Густав Шпет 1879 – 1937 гг. «Очерки развития русской философии», «Герменевтика и ее проблемы»
Лев Троцкий 1879 – 1940 гг. «Война и революция», «На пути к социализму»
Елена Рерих 1879 – 1955 гг. «У порога Нового Мира»

Продолжение Приложения А

 

     
Николай Алексеев 1879 – 1964 гг. «Русская империя в ее исторических истоках»
Николай Васильев 1880 – 1940 гг. «Логика и металогика», «Воображаемая логика»
Владимир Винниченко 1880 – 1951 гг. «Конкордизм»
Василий Зеньковский 1881 – 1962 гг. «История русской философии», «Русские мыслители и Европа»
Абрам Деборин 1881 – 1963 гг. «Философия и марксизм», «Философия и политика»
Семен Семковский 1882 – 1937 гг. «Теория относительности и материализм»
Янка Купала 1882 – 1942 гг. «Разоренное гнездо», «Извечная песня»
Павел Флоренский 1882 – 1943 гг. «Столп и утверждение истины»
Лев Карсавин 1882 – 1952 гг. «Философия истории», «О личности», «Восток, Запад и русская идея»
Якуб Колас 1882 – 1956 гг. «На ростанях»
Вацлав Ластовский 1883 – 1938 гг. «Наши ценности», «История белорусской (кривской) книги»
Иван Ильин 1883 – 1954 гг. «О монархии и республике», «О со-противлении злу силою», «О русской идее»
Федор Степун 1884 – 1965 гг. «Бывшее и несбывшееся», «Большевизм и христианская экзистенция»
Георгий Федотов 1886 – 1951 гг. «Христианин в революции»
Александр Цвикевич 1888 – 1937 гг. «Об аргументах разума и об аргументах сердца», «Возрождение Беларуси и Польша»
Николай Бухарин 1888 – 1939 гг. «Философские арабески»
Питирим Сорокин 1889 – 1968 гг. «Человек. Цивилизация. Общество», «Социальная философия в эпоху кризиса»
Николай Трубецкой 1890 – 1938 гг. «Европа и человечество», «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока»
Максим Богданович 1891– 1917 гг. «Белорусское возрождение»
Владимир Юринец 1891 – год гибели неизв. «Учение Ламетри о материи»
Николай Хвилевый 1893 – 1933 гг. «Украина или Малороссия?»
Георгий Флоровский 1893 – 1979 гг. «Пути русского богословия», «Тварь и тварность»
Александр Лосев 1893 – 1988 гг. «Диалектика мифа», «Философия имени», «История античной эстетики»
Валентин Асмус 1894 – 1975 гг. «История античной философии», «Иммануил Кант»

Окончание Приложения А





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 340 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.