Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Смутное время – tribulation




 

Речь идет об учении – начало которого связано с именем Джона Нельсона Дарби (1800-1882 гг.) – основанном на некоторых весьма экстравагантных толкованиях ветхозаветных пророков и Апокалипсиса Святого Иоанна Богослова. Своего максимума оно достигает в 70-е годы предыдущего века, посредством буквального толкования библейских эсхатологических сценариев, из которых несомненно наиболее влиятельными и популярными – толкования Сайруса Скофилда „Scofield Reference Bible“, которая содержит, кроме оригиналных библейских текстов, и ряд комментариев, толкований и пророчеств самого автора, распродана мульти-миллионным тиражом и по сей день является наиболее полным изданием Библии на английском языке. Надо сказать, что в толковании Скофилда и его (евангелистских) наследников, личность Христа занимает совсем периферийное место, а центральной темой становятся Апокалипсис, Армагеддон, судьба Америки и, прежде всего, Израиля, да и его предстоящий конфликт с царем Гогом, в дни последних времен, смутное время или tribulation („великие беды“), как его называют диспенсациалисты. О глубине этого влияния свидетельствует факт, что большая часть последователей и сторонников Скофилда чаще всего вообще не в состоянии отличать оригинальный библейский текст от дополнительных вставок и дополнений (Скофилда), и даже, по правилу, не понимают существование диспенсациализма, считая его интегральной, составной частью христианского учения. Его на полусознательном или сублимальном уровне очень легко принимают и американские атеисты, заимствуя ряд психологических, культурных и идейных образцов и клише. Диспенсациализм, кстати, предлагает очень когерентный и полный взгляд на историю и геополитику, понятых, правда, в эксцентричном, повернутом ключе протестантского фундаментализма. Огромное большинство наиболее популярных телевизионных проповедников – это евангелисты и диспенсациалисты. Для противников этого учения, диспенсациализм не христианская доктрина, а „христианский сионизм“. Но, по общему мнению, речь идет о наиболее влиятельной религиозной и эсхатологической доктрине, которая формирует американский менталитет - сегодня, как и во времена ее пуританских „отцов-основателей“.

 

Ядерный царь Гог

 

При необходимом обобщении, мы придем к тому, что есть самое ядро диспенсационалистского „мифа“ – сюжет, который с удивительной последовательностью и настойчивостью повторяется у многочисленных авторов, которые разделяют это мировоззрение. Причудливость их содержания не должна смущать читателя, поскольку диспенсационалистские „пророчества“ иногда содержат очевидные глубокие геополитические интуиции и исторические понимания. Центральной темой этой эсхатологии – это судьба Церкви и, прежде всего, судьба Израиля, который в данном случае означает – этнических евреев, придерживающихся принципов ортодоксального иудаизма. Под „церковью“, конечно, не подразумевается римо-католическая, гораздо меньше православная церковь, а только сообщества протестантских фундаменталистов („Белые англосаксонские протестанты“ в этом понимании – потомки десяти племен Израилевых, которые после вавилонского плена не вернулись в Израиль).

 

К концу времен придется восстановить Израиль, - а это пророчество исполнилось именно в 1947 году созданием еврейского государства. Этим, однако, начинаются уже упомянутые дни „великой беды“, дни, в течении которых „империи зла“ (надо вспомнить, что этой фразой пользовался Рейган, и которую Буш включил в обращение в первые дни после 11-ого сентября), совершат нападение на англосаксонских протестантов и Израиль. Выдвинем на второй план, в этот раз, вопрос о разнообразии эсхатологической судьбы – лучше было бы сказать божественного провидения – англосаксонских протестантов. Во всяком случае, в этом моменте исполняется очень странный переворот: перед атакой „Гога, царя Магога, “ англосаксы будут „вознесены“ на Небо (rapture), когда сыновья Израиля в решающей битве поразят Гога (Армагеддон). Rapture, возвышение (еще одна крайне причудливая деталь), происходит таинственным образом, почти как взлет на космическом корабле или летающей тарелкой, которое подчеркивает важность технологии в апокалиптическом сценарии: „в некоторых текстах диспенсационалистов провидение связывается с последними технологическими достижениями, и так происходят изображения ядерного диспенсационализма... Тут Россия (раньше СССР) снова выступает в качестве сил Зла, ядерного царя Гога“ (Александр Дугин, „Мистерии Евразии“).

 

Протестанты тогда, по этому странному апокалиптическому сценарию, во главе с протестантским Христом (Второе Пришествие), снова возвращаются на землю (в Израиль), а Евреи переходят в протестантизм, и этим начинается тысячелетнее царство Христа на земле...

 

В конце времен

 

Диспенсациализм, по меньшей мере, очень хорошо объясняет некоторые лейтмотивы или невралгические точки внешней политики США. В первую очередь, безусловный союз с Израилем, которые чаще всего противоречит реальным интересам американской империи. Страх перед оружием массового уничтожения, так как ядерное, химическое или биологическое оружие, которое может в конечном итоге появиться у некоторые из стран, составляющих „ось зла“ (Дж. Буш) не является только примером тенденциозной пропаганды и средством массовой дезинформации, но и рецидивом еврейского, ветхозаветного и пуританского страха разрушения, которое, в конце времен, ударит по „Божьему Народу“. Один из типичных примеров можем найти в Евангелии от Матфея: „Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы. И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего. И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои“ (24, 14-18).

 

О важности этой доктрины в американском сознании свидетельствует и факт, что к диспенсационалистам или группам, близким к ним, можно отнести, по меньшей мере, двух американских президентов - Джимми Картера и Рональда Рейгана, в то время как Джордж Буш открыто объявил о себе как о „премилленаристском диспенсационалисте“. Но гораздо более важным является наблюдение всeй американскoй культуры со времен пуританских поселенцев, глубоко пронимаемaя этими же эсхатологическими и апокалиптическими мотивами. Как, вполне обоснованно, приходит к выводу Артур Крокер, в исследовании под названием „Born Again Ideology“: «Движущая энергия американского имперского проекта по существу – религиозная, а не политическая. Правящая американская мифопоэтика есть эсхатологическая. Речь идет о последних временах».

 

Армагеддон близко

 

В общем американский политический и интеллектуальный класс не отражает многообразия населения Североамериканского континента - преобладающий тип –WASP – White Anglo-Saxon Protestant – крепко укоренён в протестантский фундаментализм. Перевести фуриозную, пугающую риторику пуританских проповедников на точный, рациональный и конкретный язык геополитических и экономических анализов является задачей ее интеллектуальных услуг. Следствием этого является гротескное сочетание протестантского мессианизма и либеральной модели с его показной толерантностью и „открытостью для всего различного“, которое, с манией миссионеров, „остатку мира“ предлагает по американской модели спасение от террора, тупоумия и мрака истории. Но в самой основе протестантский фундаментализм, в котором самое знаменитое место принадлежит диспенсационализму, остается „скрытой“ идеологией Америки, которая определяет мысли, надежды и мечты огромной, значительной части нации, и даже атеистов.

 

Конечно, Барак Обама, сын кенийского иммигранта и белой женщины, человек, который носит мусульманское имя, а представляется „христианином“, никак не является типичным представителем американской политической элиты или „морального большинства“ американской нации. Это не только пропагандистский и маркетинговый трюк уставшей империи, но и знак глубокого, расового и идеологического деления Америки, в котором после 11 сентября и катастрофического финансового и экономического упадка, вновь, с неожиданной силой, возрождаются пуританские страхи и надежды о „конце времен“. „Армагеддон близко, тяжелые времена наступили“, гремят телевизионные проповедники, „моральное большинство“ запуганное терроризмом, экзистенциальной незащищенностью, перспективой нищеты и войны „всех против всех“ действительно превращается в паству, которую пасут ее протестантские пасторы в конце времен.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 250 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2403 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.