Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Немецкая классическая философия. (конец XVIII – первая пол




(конец XVIII – первая пол. XIX вв.)

Представители:

Иммануил Кант (1724–1804);

Иоганн Фихте (1762–1814);

Фридрих Шеллинг (1775–1854);

Георг Гегель (1770–1831);

Людвиг Фейербах (1804–1872).

Направления:

v объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

v субъективный идеализм (Фихте);

v материализм (Фейербах).

 

КАНТ.

Этапы:

· докритический (до конца 60-х годов XVIII в.) – изучение бытия природного мира посредством философии

· критический – анализ процесса познания

Вопросы-задачи для философа:

1. Что я могут знать? – теоретическая философия

2. Что я должен делать? – практическая философия

3. На что я могут надеяться? – философия религии

4. Что такое человек? – антропология

 

ФИХТЕ.

  • Философия есть «учение о науке» – наукоучение.
  • Задача философии – выработать единый метод познания.
  • Наукоучение ориентировано на исследование условий познания.
  • Выводит все содержание знания из деятельности нашего «Я». Основание знаниясамосознание как творческая деятельность, направленная на себя, на «Я».

«Я» – это тождество субъекта и объекта.

 

ШЕЛЛИНГ.

Натурфилософия. Метод: брать за основу объективное из него выводить субъективное. Идея единства всего сущего – природы, человека, духовного, материального.

Философия тождества. Идея тождества – это равноправие, тождество природы и духа, субъекта и объекта. Природа разумна и духовна.

Философия откровения. Интерес к истории и религии. Начинает толковать абсолют как Бога. «История в качестве целого представляется беспрерывным и постепенно осуществляющимся откровением абсолюта».

 

ГЕГЕЛЬ.

  • Первооснова – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании.
  • Ее цель – познание самой себя и восстановление своей целостности
  • Цель существования человека – познание абсолютной идеи.
  • Гегель деперсонифицировал мышление, сознание, творчество
  • Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта).

 

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ.

Проблема Бога в философии Фейербаха

  • Бога как самостоятельной реальности нет, Бог – порождение сознания человека
  • религия – это фантастическая идеология и она не имеет ничего общего с реальностью
  • причина распространение религии – невежество человека, его тяжелым жизненным условиям
  • корни религии – в чувстве бессилия человека перед миром
  • Бог – идеальный образ, то, чем хотел бы себя видеть человек.

 

Марксизм.

Карл Маркс (1818–1883), Фридрих Энгельс (1820–1895)

Диалектический и исторический материализм – основные части марксистской философии.

Основные положения диалектического материализма:

  • бытие определяет сознание
  • сознание – свойство материи отражать саму себя
  • материя вечна и бесконечна, она находится в постоянном движении и развитии
  • Бога нет
  • развитие происходит по законам диалектики (диалектика Гегеля как основа)

 

Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации.

Суть исторического материализма:

  • люди вступают в объективные производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение)
  • производственные отношения создают образуют экономическую систему – базис для государства и общества, общественных отношений
  • государственные и общественные институты, общественные отношения – надстройка по отношению к экономическому базису.

 

Позитивизм.

Основные этапы развития позитивизма:

  • классический (первый) позитивизм
  • махизм и эмпириокритицизм (второй позитивизм)
  • неопозитивизм (логический позитивизм)
  • постпозитивизм

 

Представители: Огюст Конт (1798–1857), Джон Милль (1806–1873), Герберт Спенсер (1820–1903)

По Конту: философское знание должно быть точным и достоверным, основной метод философии – эмпирическое наблюдение

 

Неопозитивизм

Все суждения логические позитивисты делят на:

  • осмысленные
  • бессмысленные

Критерии осмысленности:

логичность

возможность верификации (проверка фактами)

Традиционные философские, «метафизические» высказывания бессмысленны.

 

Карл Поппер.

Логика и рост научного знания:

  • В основании теории находятся гипотезы (предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезам, их истинность нельзя доказать
  • Из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами. Сопоставление с фактами:

если предложения не противоречат фактам, то теория продолжает жить

если предложения теории опровергаются (фальсифицируются) фактами, то теория считается ложной.

 

Принцип фаллибилизма утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

Теория «трех миров» утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них.

 

Томас Кун.

Основные понятия:

  • Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.
  • Нормальная наука - период господства той или иной парадигмы.

Этот период заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в ее рамках).

 

Пол Фейерабенд

Основные понятия:

  • Принцип пролиферации (размножения) теорий – ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями.
  • Создание альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки.
  • Плюрализм в методологии науки – следствие принципа пролиферации теорий.

Экзистенциализм

Экзистенциализм зарождается в середине ХIХ в., его расцвет – 20-е – 70-е годы ХХ в. (Западная Европа).

Проблематика:

  • уникальность человеческой личности
  • противоречие между внутренним миром и окружающей жизнью
  • проблема отчуждения человека
  • проблема одиночества человека
  • проблема бессмысленности жизни

 

Подлинное существование и есть экзистенция.

Три стадии восхождения к подлинному существованию:

    • эстетическая – жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию
    • этическая – человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг
    • религиозная – человек осознает свое призвание, внешний мир не имеет для него значения

Экзистенциализм. ХХ века: Карл Ясперс (1883–1969); Жан-Поль Сартр (1905–1980); Альбер Камю (1913–1960); Мартин Хайдеггер (1889–1976).

К. Ясперс.

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.
Человек приближается к абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцендентального:

эротику, секс.единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой).свободу. смерть – конечность бытия

Жан-Поль Сартр.

  • «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира
  • Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми
  • Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого»
  • Важнейшим условием жизни человека, ее основа – свобода

 

Итоги:

  • Свобода человека абсолютна: человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть.
  • Человек обречен на свободу
  • Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя

Альбер Камю

Жизнь человека бессмысленна.

Большинство людей не придает своей жизни смысла, но и те, кто наполняют жизнь смыслом, понимают, что впереди – смерть, Ничто.

Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований).

Камю два доказательства абсурдности жизни:

  • соприкосновение со смертью – ранее казавшееся важным для человека, кажется бессмысленным
  • соприкосновение с окружающим миром – человек беспомощен перед природой

Итог: смысл жизни не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека

Мартин Хайдеггер

Экзистенция – бытие, к которому человек сам себя относит

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из:

· «бытия с другими»

· «бытия самого себя»

 

Философия постмодернизма.

Постмодернизм возникает в Западной Европе и США во 2-ой пол. ХХ века

Представители: Ролан Барт, Жан-Франсуа Лиотар, Жиль Делез, Мишель Фуко, Жан Бодрийар, Жак Деррида.

  • Постмодернизм как философия в принципе отрицает возможность достоверности и объективности, такие понятия как «справедливость» или «правота» утрачивают свое значение
  • Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно.

«Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации

 

Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей.

В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.

Черты:

Неопределенность

Фрагментарность

Деканонизация

Отсутствие «Я-позиции»

Ирония. Сопоставление несопоставимого.

Русская философия.

Древнерусская фил-ия:

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (митрополит с 1051).

Центральным событием мировой истории является смена эпохи Закона эрой Благодати (Новый Завет).

Духовная истина требует защиты:

· нравственно-интеллектуальные усилия («благие помыслы и остроумие»)

· государственно-политические меры («благочестие» «сопряжено было с властью»). В сочинении митрополита Иллариона Илларионом выражен идеал Святой Руси

Фил-ия Московской Руси:

Нил Сорский (1433–1508) – духовный лидер нестяжателей.

Идеал монашеского жития:

l отшельничество, физический труд для собственного пропитания и никакого стяжательства, никакой значительной хозяйственной деятельности.

l практика «внутреннего делания», что означает постоянную «внутреннюю молитву» и «трезвение сердца».

 

С иосифлянством связана и возникшая в 15–16 вв. на Руси концепция «Москвы – третьего Рима»: после падения Византии (1453) историческая роль «православного царства» отныне принадлежит русскому государству.

Идея была сформулирована старцем Филофеем в его посланиях Василию III: «вся христианския царства снидошася в твое едино: яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Славянофильство

Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) был склонен связывать отрицательный опыт западного развития с рационализмом.

  • У Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, и «отделенным логическим мышлением» (отвлеченность)

Западничество.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856)

  • Работы: «Философические письма»
  • Для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Признание вселенского значения католицизма
  • «Конечно, не все в европейских странах проникнуто разумом, добродетелью, религией, далеко нет, – но все в них таинственно повинуется той силе, которая властно царит там уже столько веков». Западный путь, при всем его несовершенстве, есть исполнение сакрального смысла истории.

 

Русская.фил-ия. Соловьев.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 –1900) – философ, поэт, публицист, критик.

Развивал философию всеединства. Работы: «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра» и др.

Принцип всеединства: «Бог, будучи один, вместе с тем заключает в себе все, и будучи безусловно самостоятельным и единичным существом – вместе с тем есть производящее начало всего другого».

  • В онтологии различаются три вида бытия: явления, мир идей, абсолютное бытие
  • В гносеологии выделяются три вида познания: опытное, разумное и мистическое.
  • Три типа нравственных чувств: стыд, жалость и благоговение.

стыд указывает на надприродный статус человека

жалость означает солидарность с живыми существами

благоговение – добровольное подчинение высшему, божественному началу

 

Русская фил-ия 20в.:Дмитрий Сергеевич Мережковский,Василий Васильевич Розанов,Евгений Николаевич Трубецкой, Николай Александрович Бердяев,Сергей Николаевич Булгаков.

 

Бытие и материя

В материалистической философии бытие означает:

  • реально существующую, объективную, вечную, бесконечную субстанцию, которая включает в себя все сущее;
  • чувственно воспринимаемую материю;
  • фактическое существование чего бы то ни было материального;

возникновение и уничтожение как разновидность существования материи.

 

Материальное бытие – объективное, предметно-вещное реальное существование

Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного и объективированного духовного бытия

Социальное бытие включает бытие человека в обществе и бытие самого общества

Бытие человека - существование человека как единства материального и духовного

Основные формы существования материи

  • Пространство
  • Время

Способ существования материи

Движение

Общие свойства материи

  • Объективность
  • Неуничтожимость
  • Неисчерпаемость
  • Способность к самоорганизации
  • Способность к отражению

Элементами структуры материи являются: неживая природа;живая природа;социум (общество).

Пространство и время – общие формы координации материальных объектов и их состояний

Свойства:

объективность пространства и времени

всеобщность пространства и времени

Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их взаимное расположение и относительную величину

Пространство:

  • трехмерно
  • однородно (равноправие всех его точек)
  • изотропно (равноправие всех его направлений)

В науке исторически сложилось две концепции в понимании пространства и времени:

Субстанциональная концепция

Пространство и время существуют самостоятельно наряду с материей

Пространство – чистая протяженность, а время – чистая длительность, в которые «погружены» материальные объекты

Представители: Демокрит, Ньютон

Развитие

Реляционная концепция

v Пространство и время – формы существования материальных объектов, а не особые субстанциональные сущности

v Пространство выражает сосуществование объектов

v Время – последовательность их состояний

Представители: Аристотель, Лейбниц

 

Хар-е черты развития:Направленность,поступательность,преемственность,моменты повторяемости,отрицание старого и появление нового,развитие есть процесс.

 

Структура диалектики:

Причина - Следствие

Необходимость - Случайность

Возможность - Действительность

Содержание - Форма

Сущность - Явление

Единичное - Особенное – Общее

 

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Всеобщей формой внутренних изменений, является флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью.

 

Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1) «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид матери, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды;

2) «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

Особый вид отражения – биологический, который включает в себя стадии:

  1. раздраженности;
  2. чувствительности;
  3. психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.

 

Сознание и его структура

Сознание - свойство высокоорганизованной материи, продукт человеческого развития, высшая форма отражения.

Главная функция сознания - адекватное отображение мира, получение достоверных знаний о его законах.

Выделяют индивидуальное и общественное сознание

 

Особенности человеческого сознания:

идеальность (т.е. его нельзя обнаружить при помощи материальных средств);

интенциональность (направленность на предметы и явления природного и духовного мира);

идеаторность (способность творить и воспроизводить идеи).

Вне общества сознание существовать не может

 

В структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента:

1. телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);

2. чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);

3. логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);

4. ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

 

Ф-ции сознания: активно-отражательная: объяснительная; активно-преобразовательная; коммуникативная; целеполагающая; конструктивно-критическая.

Индивидуальное сознание тесно связано с общественным сознанием. Общественное сознание как отражение общественного бытия, социальной реальности, носит конкретно-исторический характер

Уровни общ-го сознания:

  1. Обыденный уровень общественного сознания формируется спонтанно, стихийно в процессе повседневной практики.
  2. Общественная психология выражает эмоционально-чувственное отношение людей к общественному бытию.

3. Общественная идеология - теоретически обоснованная система политических, экономических, правовых, этических взглядов социальных групп или общностей, в которых выражены цели, ценности и идеалы общества

¢ В структуре общественного сознания выделяют обыденный уровень, общественную психологию и общественную идеологию.

¢ К формам общественном сознания относятся - мифологическое, религиозное, философское, научное, экономическое, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое и др.

Многообразие видов общественно-практической деятельности порождает многообразие форм общественного сознания.

В своем содержании индивидуальное сознание воспроизводит содержание общественного сознания и зависит от конкретной исторической эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 230 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2228 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.