Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Просвещения (XVIII в. ).




Философия и ее роль в жизни человека и общества.

v учение об общих принципах бытия и познания

v наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

v обобщенная система взглядов на мир и на место в нём человека

v философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру

Мифология, религия и философия – формы общественного сознания

  • Миф самая ранняя форма духовной культуры, объединяющая в себе зачатки знаний, религиозных верований, разных видов искусства и т.д. (синкретизм)
  • Религия – вера в существование и особую роль сверхъестественных сил. В религии мир делится на потусторонний и посюсторонний
  • Философия – система самых общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека

Мировоззрение и его структура

Целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем.

  • Познавательный компонент (результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи)
  • Ценностно-нормативный компонент (ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д.)
  • Эмоционально-волевой
  • Практический (реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах).

Типы мировоззрения

  • Повседневное (обыденное) – существует в форме здравого смысла, стихийных, традиционных представлений о мире
  • Религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала
  • Философское – выступает в понятийной, категориальной форме, опирается на достижения наук, обладает определенной мерой логической доказательности
  • Научное – теоретическая модель мира, построенная на принципах рациональности, логичности, закономерности и т.д. (критерии научности)

 

Ф-ции философии.

Ø Мировоззренческая

  1. обеспечивает целостность взгляда на мир
  2. ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания
  3. в ее пределах создаются концепции бытия, человека, общества

Ø Методологическая

  1. создает условия для получения нового знания
  2. занимается выработкой программ познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека

Ø Аксиологическая отвечает за формирование идеалов и ценностных ориентаций

Ø Воспитательная функция

Типология философских систем по количеству первоначал

  • Монизм – одно первоначало (идеальное или материальное). Монистическим является и последовательный идеализм (Августин, Гегель), и последовательный материализм (Демокрит, Дидро, Маркс).
  • Дуализм – два первоначала (идеальное и материальное). Представители: Декарт, Спиноза
  • Плюрализм – три и более первоначал. Плюрализм характерен для Древней философии. Представитель: Эмпедокл
  • Материализм – первоначалом является материя
  • Идеализм – первоначалом является идеальная сущность

Существует две разновидности идеализма:

Объективный идеализмидеальная сущность существует вне и независимо от человека (Бог, Абсолют и т.д.)

Субъективный идеализмидеальной сущностью всего мира является человеческое сознание, человеческое Я

Периоды истории филосифии.

· Философия Древнего мира (сер. I тыс. до н.э. – сер. V в. н.э.)

· Философия Средневековья (сер. V в. – сер. XVI в.)

· Философия эпохи Возрождения (сер. XVI в. – нач. XVII в.)

· Философия Нового времени (нач. XVII в. – II половина XVII в.)

· Философия Просвещения (II половина XVII в. – к XVIII в.)

· Немецкая классическая философия (II половина XVIII в. – II половина XIX в.)

· Современная западная философия (кон. XIX в. – ХХ в.)

 

Античная философия

Ранний период греческой философии (натурфилософия) (VI в. до н.э. – сер. V в. до н.э.)

Классический период греческой философии
(вторая пол. V в. до н.э. – нач. IV в. до н.э.)

Эллинистический период греко-римской философии
(вторая пол. IV в. до н.э. – 529 г. н.э.)

 

Основные школы.

Милетская школа

Фалес (ок. 640 – ок. 546 гг. до н.э.), основатель милетской школы, один из «Семи мудрецов». Происходил из города Милета в Малой Азии, принадлежа к аристократическому роду. Бывал в Египте и жил у жрецов, изучал астрономию и геометрию

v Идеи: 1) все произошло из воды; 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) все полно богов или душа размешана во вселенной; 4) магнит имеет душу, так как движет железо

Значение: Фалес сформулировал основную проблему греческой натурфилософии: соотношение единого и многого (вопрос о первоначале)

Фалес (ок. 640 – ок. 546 гг. до н.э.), основатель милетской школы, один из «Семи мудрецов». Происходил из города Милета в Малой Азии, принадлежа к аристократическому роду. Бывал в Египте и жил у жрецов, изучал астрономию и геометрию

v Идеи: 1) все произошло из воды; 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) все полно богов или душа размешана во вселенной; 4) магнит имеет душу, так как движет железо

Значение: Фалес сформулировал основную проблему греческой натурфилософии: соотношение единого и многого (вопрос о первоначале

Анаксимен (ок. 585 – ок. 525 гг. до н. э.) – философ, астроном и метеоролог, ученик и последователь Анаксимандра

v Первоначалом является воздух, из которого благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению – ветер, облака, вода, земля и камни

v Космогония: Солнце подобно Земле, оно раскалилось от быстрого движения. Земля и небесные светила парят в воздухе. Земля неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями

Эфесская школа

Гераклит (ок. 544 – ок. 480 гг. до н. э.), политик, философ, представитель ионийской школы, происходил из греческого города-государства Эфеса. За любовь к парадоксам и афоризмам Гераклит был прозван «темным»

v Первоначалом мира считал огонь, который также есть душа и разум (логос); путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разряжения в него возвращаются. Мир постоянно изменяется («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»), противоположности пребывают в вечной борьбе

Космология: природа (космос) – вечно живой огонь, она никем не сотворена, вечна и бессмертна

Пифагорейцы

Пифагор (ок. 580 – ок. 500 гг. до н. э.), родился на
о. Самос, долго жил в Египте и Вавилоне. Вернулся в Грецию и основал «Пифагорейский союз»

v Первоначало – число.

Геометрическая интерпретация чисел: 1 – точка,
2 – линия, 3 – плоскость, 4 – объем. 10 (идеальное число = Вселенная) = 1+2+3+4

Четные числа – женские, нечетные – мужские. Брак: 5 = 3 (М) + 2 (Ж). Нечетное число при сложении всегда побеждает

v Космология: Все тела движутся вокруг Земли. Каждая планета при движении издает определенный звук – в итоге получается музыка сфер

Пифагор верил в переселение душ (метапсихоз)

Элейская школа

Парменид (ок. 504 до н. э –?), жил в г. Элея.

Идеи:

  • Вводит термин бытие: «то что есть» (бытие) – существует, а «того, чего нет» (небытия) – нет.
  • Пустота это небытие, следовательно пустоты нет.
  • Бытие едино, движение невозможно
  • Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину.

Мир кажется противоречивым, а на самом деле множества и противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Атомизм

Демокрит (ок. 460 – ок. 370 г. до н. э.)

  • Атом – неделимый материальный объект, он не возникает и не гибнет; атом – подлинное бытие, противостоящее пустоте как абсолютному небытию.
  • Атомы различаются между собой формой, порядком взаимного следования и положением в пустом пространстве, величиной, тяжестью
  • Из атомов, движущихся в различных направлениях путём сближения подобных атомов образуются как отдельные цельные тела, так и весь мир
  • Душа также состоит из атомов – огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия.

Высшее блаженство в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности дух

 

Первоначала.

  • Фалес: вода
  • Анаксимандр: апейрон (источник развития, то, во что все возвращается снова)
  • Анаксимен: воздух (как основа всего)
  • Пифагор: число
  • Гераклит Эфесский: огонь
  • Парменид: само бытие, оно едино и неделимо; бытие есть, а небытия нет
  • Демокрит: атомы
  • Эмпедокл: множественно, это четыре элемента (стихии): Земля, Воздух, Вода, Огонь. Хотя элементы материальны, но движущие силы идеальны – любовь и вражда

Анаксагор: вечные элементы мира, «семена» («гомеомерии»).

 

Греческая философия классического периода.

Софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Софисты – учителя мудрости и красноречия, философы 2-ой пол. V – 1-ой пол. IV вв. до н. э., которые впервые в Греции стали преподавать своё искусство за плату.

  • Софистика чрезвычайно близка риторике и красноречию. Софистов интересовали способы доказательства и убеждения
  • Периодизация:
  • «старшие софисты» – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт

«младшие софисты» – Критий, Калликл, Фразимах, Алкидам, Ликофрон

Проблема софистов:

Что в обществе является естественным, а что имеет искусственное происхождение?

  • Происхождение государства, согласно софистам, почти полностью искусственно
  • Происхождение языка чисто искусственноеявление
  • Законы явление полностью искусственное, и поэтому их положения далеки от истины

Происхождение богов определялось софистами как искусственное, поскольку мы ничего не можем знать о богах (Протагор).

Человек и познание

  • Они приходят к релятивизму (признанию того, что всё в мире относительно).
  • Протагор:

«О всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом»

«Человек есть мера всех вещей, существующих что они существуют, не существующих что они не существуют»

«Мнение человека есть мера истины» и, следовательно, «всё истинно».

  • Горгий: «всё ложно», поскольку:
  1. Ничего не существует
  2. Если даже нечто и существует, то оно непостижимо
  3. Если оно и постижимо, то невыразимо и необъяснимо для других

 

ПЛАТОН.

Проблема государства:

Платон выделяет семь типов государства:

  • идеальное «государство будущего», которого пока не существует

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

  • монархия – справедливая власть одного человека;
  • тирания – несправедливая власть одного человека;
  • аристократия – справедливая власть меньшинства;
  • олигархия – несправедливая власть меньшинства;
  • демократия – справедливая власть большинства;

тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии

 

Идеальное государство:

  • все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники
  • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью
  • воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях
  • философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством
  • философы и воины не должны иметь частной собственности

 

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского

Философию Аристотель разделил на три вида:

  • теоретическую – изучающую проблемы бытия
  • практическую – о деятельности человека, устройстве государства
  • поэтическую
  • Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика

Проблема души и человека

Носителем сознания является душа. Существует три уровня души:

растительная душа

животная душа

разумная душа

Греческая философия эллинистического периода.

Основные школы и представители:

v Кинизм – Антисфен, Диоген Синопский

v Эпикуреизм – Эпикур

v Стоицизм – Зенон из Кития

v Скептицизм – Пиррон Элидский

v Неоплатонизм – Плотин

Философия Средних веков (V – ХVI вв.)

Зарождается еще в Римской империи в I – V вв. н.э. (раннее христианство, ереси и античная философия)

Этапы:

  • Апологетика (II – III вв.) – философское обоснование и защита христианства
  • Патристика – совокупность теологических и философских доктрин христианских мыслителей
    III – VIII вв. (отцы церкви)
  • Схоластика (IX – XIV вв.) – христианская философия, господствовавшая в школьном преподавании. Ее задача – обоснование и защита религиозных догматов логическим путем

Представители: Тертуллиан Карфагенский (160–220 гг.),Августин Блаженный (354–430 гг.),Боэций (480–524 гг.), Альберт Великий (1193–1280 гг.).

Характерные черты: Монотеизм, Теоцентризм, Креационизм, Догматизм,Провиденциализм,Символизм,Дидактизм.

Проблема теодицеи:

Как совместить существование зла в мире и идею всемогущества Бога?

  • Окружающий мир сотворен Богом + Бог есть добро = мир изначально наполнен добром
  • Зло в мир приносит дьявол (падший ангел), восставший против Бога
  • Человек обладает свободой и потому сам способен стать злым (поддаться искушению)
  • В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге победит

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

 

Существование – экзистенция показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует)

Сущность – эссенция (для чего она существует?)

 

Спор об универсалиях (о природе общих понятий): реализм и номинализм

Реализм – подлинно существуют не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо).

Номинализм – реально существуют лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) – только имена вещей. Универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом (Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот).

Основные направления:

  • Гуманистическое (XIV – XV в.)

Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.

В центре внимания – человек, его достоинство, величие и могущество

  • Неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.)

Представители: Николай Кузанский, Парацельс и др.

Развивали учение Платона, пытались объяснить природу, Космос и человека с позиций идеализма.

  • Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.)

Представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.

Построение адекватной модели Вселенной, Космосе на основе научных открытий

  • Реформационное (XVI – XVII вв.)

Представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин и др.

Пересмотр церковной идеологии и способов взаимодействия верующих и Церкви.

  • Политическое (XV – XVI вв.)

Представитель Николо Макиавелли

Изучение проблемы управления государством, поведение правителей, проблема светской власти

  • Утопическое (XV – XVII вв.)

Представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.)

Поиск идеально-фантастических форм общества и государства, отказ от частной собственности, всеобщее равенство, тотальное государственное регулирование.

 

Философия Нового времени.

Рене Декарт (1596 – 1650), основоположник рационализма, французский философ и математик.

В основе бытия и познания лежит разум, поскольку:

  • абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться
  • следовательно, сомнение реально существует
  • сомнение – свойство мысли
  • мыслить может реально существующий человек

Афоризм: «Я мыслю, следовательно я существую».

Характеристика бытия:

  • Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.
  • Бог и есть высшая субстанция.
  • Бог создал мир, который тоже состоит из субстанций.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

  • материальные (вещи); духовные (идеи).

Декарт.

  • Деизм Декарта: Бог - мировой разум, создал целесообразную машину природы и дал ей законы и движение
  • Дуализм Декарта: Ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
  • Дедукция – научный метод Декарта

Понятия (напр.: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.)

Суждения (напр.: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть»)

 

Бенедикт Спиноза (1632–1677)

использует геометрический метод:

  • сначала дает основные определения (например, определения Бога),
  • затем – аксиомы,
  • после этого четко формулируются теоремы и даётся их доказательство.

Идеи:

  • Субстанция – причина самого себя
  • Спиноза объединяет понятия Бог, природа и субстанция (пантеизм)

Френсис Бэкон (1561–1626), английский философ и политический деятель

Идеи:

  • В основе познания лежит исключительно опыт.
  • Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе (Знание – сила).

 

Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей (смешение природы познания с собственной природой).

Призраки рода - искажение познания из-за особенностей природы человека

Призраки пещеры – искажение познания из-за индивидуальных особенностей человека.

 

Гоббс.

Книга «Левиафан» («Чудовище»):

  • человек обладает изначально злой природой;
  • движущей силой человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
  • это приводит к сознанию каждым человеком права на все;
  • право каждого человека на все приводит к «войне всех против всех»

Философия Просвещения (XVIII в.).

Центр - Франция

Просветители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг.

Направления:

деистическое

атеистическо-материалистическое

утопическо-социалистическое (коммунистическое)

 

Деизм – направление в философии, сторонники:

  • отвергали идею личного Бога;
  • видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более);
  • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворение.

Представители: Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

 

Утопическо-социалистическое (коммунистическое):

  • Формируется в середине XVIII в., особое распространение получило во время и после Великой французской революции 1789 – 1794 гг.
  • Проблема разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости
  • Представители: Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 263 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.