Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эллинистические и римские школы




ЭПИКУРЕЙСТВО

Эпикур (нач. III в.). Школа в пригороде Афин («Сад»).

Логика — физика — этика.

Реальность поддается осмыслению. В ней есть место для счастья, которое есть избавление от беспокойства. Для него не нужно ничего внешнего. Человек автаркичен (самодостаточен): ему не нужны ни государство, ни боги.

Все люди равны: мужчины и женщины, свободные и рабы, богатые и бедные.

Каноника — учение о познании.

Критерии (каноны) истины: 1) чувства, 2) предвосхищение (пролепсис) и интуиция (эпиболе, «бросок мысли»).

Чувства не ошибаются, т.к. они пассивны, объективны и исходят от вещей как подобия их структуры (атомов). Предвосхищение будущего опыта основано на памяти о прошлом (напр., имена). Совершенное знание достигается овладением интуицией.

Наслаждение и страдание — объективные аффекты, отделяющие добро от зла.

Ничто не появляется из ничего, следовательно реальность как целостность вечна, бесконечна и неизменна. Миры (число которых бесконечно) состоят из тел и пустоты («неосязаемой природы»). Тела состоят из атомов, т.к. бесконечная делимость означала бы исчезновение.

Атомы имеют фигуру, вес и размер. Их величина определяется минимумом меры. Их число бесконечно. Они всегда движутся вниз (под действием веса), но могут случайным образом отклоняться и взаимодействовать с другими атомами.

В мире господствует случай и слепая стихия. Судьба человека зависит только от него самого.

Боги существуют, т.к. о них знают все люди, а знание основано на реальности. Они обитают в «междумириях», бессмертные и блаженные, не заботясь о мире и людях.

Душа — комплекс тонких атомов, не вечна и смертна. «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, ее ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет».

Благо человека — в жизни и наслаждении. Но не во временном удовольствии, а в покое (катастема), беззаботности (апония) и невозмутимости (атараксия).

Желания: 1) естественные и необходимые (безопасны); 2) естественные, но не необходимые (вкусная пища, красивая одежда; опасны); 3) неестественные и не необходимые (источник сильных волнений).

Политика неестественна и уводит от счастья. Государство полезно для охраны, но не более того. Дружба — естественна и возвышенна, «высшее благо для счастья». Полный покой — в обращении к самому себе. «Живи уединенно».

«Фармакологический квартет»: 1) излечивает от страха перед богами; 2) перед смертью; 3) перед злом; 4) укрепляет в счастье. «Мудрец счастлив и на дыбе».

Италийские эпикурейцы (I в. до н.э.).

Филодем. Тит Лукреций Кар, «О природе вещей».

СТОИЦИЗМ

Зенон Критский (III в.). Школа в афинском Расписном портике (стоя).

Клеанф. Хрисипп.

Принятие ряда концепций эпикурейства (примат этики, ощущения как основа познания); отрицание идей об атомизме и чувственном благе.

Понимание (каталепсис) — объективное чувство + субъективное со-чувствование, логическое согласие (синкататесис). Последнее происходит спонтанно под действием очевидности. Истина обладает «телесностью», главным свойством бытия; наши мысли — бестелесны («истощенное бытие»).

Физика: пантеистический материализм. «Бытие и тело — одно и то же». Категории сущего (благо, зло, добродетель, истина) телесны.

Два неотделимых принципа бытия — пассивный (материя) и активный (форма, логос, Бог). «Бог пронизывает всю реальность». Бог совпадает с космосом.

Космос (мир) — единое целое. Сферичен и расположен в бесконечной и бестелесной пустоте.

Всё в природе находится в движении: изменении, перемещении и напряжении. Пневма — физическое и духовное начало, выступает в роли космического разума (логоса). Бог — высшая разумная сила, которая всем управляет и всему придает целесообразность. Разум Бога — чистый огонь. В мире царит жесткая необходимость, подчиненная воле Бога.

Семенные логосы — божественные идеи всех вещей. «Универсальная симпатия».

Путь к блаженству — в беспристрастии. Страсти (печаль, страх, вожделение, удовольствие) нужно подчинять разуму с помощью упражнений (аскезы). Идеал — бесстрастный человек. Страсти — источник зла, приводят к неразумию, трусости, неумеренности и несправедливости. Победа над страстями достигается постижением сути добра и зла, между которыми обширная область нравственно безразличного.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 399 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.