Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Аристипп и киренская школа.




ДОСОКРАТИКИ

Ионийские НАТУРАЛИСТЫ (VI в.)

Поиски первоначала мира (природы).

Фалес Милетский (~624~545). Первоначало — «вода».

Анаксимандр Милетский (~610~540). Первоначало — «беспредельное» (а́пейрон), недоступная восприятию, вечная и всеобъемлющая божественная сущность. Первый «метафизик».

Анаксимен Милетский (~585~502). Первоначало — «беспредельный (воз)дух».

ПИФАГОР (~570~491) и пифагорейцы (V в.)

Первый «философ» (любитель мудрости).

Цель философии — очищение души для освобождения из «круговорота рождений». Способ — очищение при помощи мистических ритуалов и науки, созерцательная жизнь в поисках истины и блага.

Принцип природы: гармония беспредельного и определенного («одно и многое»).

Символ мировой гармонии — число, начало всякой меры. «Ложь умирает через число».

4 науки («матемы»): арифметика, геометрия, гармоника (музыка), сферика (космология).

АНТИНОМИЯ БЫТИЯ И БЫВАНИЯ (VI–V вв.)

Гераклит Эфесский (544–483). «Всё течет». Нет ничего неподвижного и постоянного. Непреложен только закон перемен — «судьба» (Εἱμαρμένη), «правда» (Δίκη), «разум» (Λόγος). Мир — вечный живой огонь, «невидимая гармония».

 

Ксенофан Колофонский (570–470). Всеединое Божество, вечное, неизменное и неподвижное. Мифология и боги — выдумка людей.

ЭЛЕАТЫ

Парменид (основатель Элейской школы). «Одно и то же — мышление и бытие».

Бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может быть. Следовательно, бытие вечно, неизменно и неподвижно. Смерти нет, т.к. нет небытия.

Разум — путь истины; чувства — путь ошибок.

Апории Зенона: «дихотомия», «Ахиллес», «стрела». Множество единств абсурдно. Диалектический метод.

ПЛЮРАЛИСТЫ (V в.)

Эмпедокл.

Четыре элемента («корни вещей»): вода, воздух, земля, огонь. Бытие вечно. Космос — циклическое взаимодействие любви и вражды. Душа — божество (даймон), изгнанное с Олимпа за первородный грех, заброшенное в поток перерождений для искупления вины. Цель: самоочищение и самоосвобождение для возвращения в божественное состояние.

Анаксагор.

«Семена вещей» (элементы) многочисленны и соответствуют качествам; вечные, бесконечные и неизменные; гомеомерии (при делении не уменьшаются).

Божественный Ум неограничен, независим и не смешан ни с одной из вещей.

Мир есть «всё во всём». Бесформенная масса > упорядочивающее действие Ума («движение») > вещи (упорядоченные смеси). Нет рождения (возникновения) и смерти (исчезновения), но есть сопряжение и распад (разложение).

АТОМИСТЫ (V в.)

Левкипп и Демокрит.

Единое и неизменное бытие сведено в бесконечно малые атомы — неделимые умопостигаемые формы. «Божественные» атомы (составляют душу и ум) — шарообразны.

Бесконечно движутся в пустоте; виды движения: 1) хаотическое, 2) вихреобразное (оформляющее), 3) испаряющее.

Космический порядок — результат взаимодействия атомов. Ум следует за ним, но не организует его. Суть мира — случайность.

«Душа — обитель судьбы, счастливой или несчастной».

СОФИСТЫ И СОКРАТ

СОФИСТИКА

Смещение внимания с космоса (физика) на социум (этика).

Добродетель основана не на родовитости, но на знании.

Платное преподавание: демократизация образования. Космополитизм. Интеллектуальная свобода против традиционализма.

Протагор.

«Мера всех вещей — человек». Человек определяет бытие и небытие, истину и ложь.

Искусство убеждения (слабый аргумент может побить сильный в искусных руках).

«О богах я не могу утверждать ни того, что они есть, ни того, что их нет» (позитивистский агностицизм).

Горгий. Риторический нигилизм. Истины нет; мнение сомнительно; разум прагматичен. Риторика — искусство убеждения, а не выяснения истины.

Критий: «боги — чучела, изобретенные политиками, чтобы заставить людей подчиняться придуманным законам».

НАТУРАЛИСТЫ Гиппий и Антифонт: закон природы — истина, закон человеческий — мнение.

СОКРАТ (469–399 до н.э.)

«Человек — это его разумная душа».

Истина существует, и она абсолютна, а не относительна.

Новый смысл добродетели: то, что делает совершенным, т.е. знание. Порок — всегда невежество. Любое зло совершается по невежеству, из-за ошибочного представления о благе. Грех — ошибка разума.

Подлинная свобода — самообладание, господство души над телом.

Счастье — в добродетели. Добродетельный человек не страдает ни в жизни, ни после смерти.

«Я знаю лишь то, что я ничего не знаю».

Человеческое знание лишь слабая тень божественного.

Сократовский диалектический метод: ирония (притворное незнание), обличение (демонстрация противоречий) и майевтика («повивание» истины, которой «беременна» душа).

СОКРАТИКИ (IV в.)

Антисфен и киники.

Высшая добродетель — в самодостаточности (автаркия). Непрерывное преодоление тяги к наслаждениям (нравственный труд).

Мудрец живет не по законам общества, а по естественным законам добродетели.

Познание — исследование имен.

Школа в афинской гимнасии Киносарга — «КИНИКИ».

Аристипп и киренская школа.

Высшая добродетель — в наслаждении (гедонизм).

Счастье — в удовольствии («гладком движении»), несчастье — в страдании («трудном движении»). Добродетель — средство достижения счастья, самообладание.

Три рода людей: повелители, рабы и «странники» (космополиты).

 

Евклид и мегарская школа.

Влияние элеатов.

Благо — Единое, Ум, Мудрость, Бог.

Эристика — искусство ведения споров.

ПЛАТОН И АКАДЕМИКИ

ПЛАТОН (427–347)

«Апология Сократа». Диалоги: этические (Протагор и др.), политические (Федон, Пир), метафизические (Критий, Тимей, Федр, Филеб и др.). «Государство». «Законы».

«Вторая навигация» — преодоление кризиса натурфилософии и открытие метафизики: переход от чувственного к умопостигаемому.

Идея (эйдос) — умопостигаемая реальность, сущность вещей, «созерцаемая» умом. «Само-по-себе», «само-в-себе», «само-для-себя». Идеи проистекают из Единого как формального принципа и реализуются в материи.

Теология — учение о сверхземном. «Мера всех вещей — Бог».

Демиург, Бог-Творец, мыслящий и волящий, взяв за основу мир идей, из любви к благу создал физический мир (космос) и его интеллигибельную «душу» (сущность, тождество и различие).

Мир идей (идеальный) противостоит миру явлений (чувственному). Миф о пещере: онтологическая градация бытия.

Источник познания — «воспоминание» (анамнесис) души, причастной к божественным идеям.

Ступени познания: 1) мнение (докса) — а) воображение, б) вера; 2) наука (эпистема) — а) разумение (дианойя), б) размышление (ноэсис).

Искусство — имитация знания; предоставленное себе, оно вырождается в фальшь.

Риторика — мистификация истины, опаснее искусства.

Любовь — жажда блага; ее ступени — а) физическая (жажда породить), б) душевная (жажда прекрасного, справедливого, совершенного), в) высшая (жажда Абсолютного Блага, истинная философия).

 

Человек — чувственное тело и сверхчувственная душа, порожденная Демиургом. «Тело — могила души». Найти дух — значит потерять тело. Зло чувственного мира вечно, нужно как можно скорее покинуть его ради мира божественного.

Очищение души через познание и моральное преображение (обращение).

После смерти души получают наказание или награду, временные или вечные, после чего воплощаются вновь; только души философов попадают в мир богов, прочие возвращаются в тела людей и животных.

3 части души: разумная, волевая и вожделеющая.

 

Государство — единственно возможная форма общественной жизни.

В идеальном государстве каждый индивид — гражданин.

3 класса (по частям души): 1) правители, 2) стражи, 3) работники. Их добродетели — мудрость, мужество, умеренность; гармония между ними — справедливость.

В городе-семье, скрепленный взаимной любовью всех, нет места частной собственности. Имущество, жены и дети — всё общее.

Варианты идеального государства:

1) монархия; 2) аристократия; 3) демократия (подражание идеалу политика одним, группой или всем народом);

1) тирания; 2) олигархия; 3) демагогия (подмена общего интереса личным).

В случае развитых добродетелей оптимальна власть одного, в случае неразвитых — власть народа (которая хотя бы гарантирует свободу).

АКАДЕМИЯ

Основана Платоном в 388 г. в роще Академа. Священное братство поклонников Муз и Аполлона.

Цель — формирование людей нового типа, способных преобразить государство.

Лекции, творческие дискуссии.

Спевсипп (племянник Платона).

Ксенократ. Единое и Диада — два высших принципа. Физика, этика, диалектика.

АРИСТОТЕЛЬ И ПЕРИПАТЕТИКИ

АРИСТОТЕЛЬ (383–322)

Первопричины: 1) формальная, 2) материальная, 3) действующая, 4) финальная.

Бытие: 1) категория; 2) акт/потенция; 3) акциденция; 4) истина.

Категории: 1) сущность (что?); 2) качество (как? какое?); 3) количество (сколько?); 4) отношение (к чему?); 5) действие (что делает?); 6) претерпевание (что делается с?); 7) место (где?); 8) время (когда?); {9) обладание; 10) покой}.

Субстанция: 1) материя (субстрат, потенциальность); 2) форма (актуальность, 2-я сущность, quod quid est); 3) целостность материи и формы (σύνολος, 1-я сущность, индивид).

Действие (акт, ἐνέργεια) и возможность (потенция, δύναμις). Энтелехия (совершенство) — причина и конечная цель актуализации потенции. «Потенциально сущее возникает благодаря энтелехийно сущему».

Материя — потенция, форма — энтелехия.

Движение — способ актуализация потенции, энтелехия материи. Категории движения (изменения): 1) субстанции, 2) качества, 3) количества, 4) места.

Первая философия (метафизика): Учение о неподвижной субстанции.

Бог (Первоначало) — Жизнь чистой мысли, созерцательная активность. Он мыслит о наилучшем, т.е. о Самом Себе. Неделим, бесстрастен и неизменен. Бог не может любить (т.е. желать обладания).

Вторая философия (физика): Учение о движущейся (чувствуемой) субстанции.

Вечные субстанции времени и движения существуют благодаря Первоначалу вневременному и неподвижному. Вечный Перводвигатель — причина финальная (устремляет без действия). Космос не может не быть вечным и неизменным: иначе потенция (хаос) предшествовала бы действительности (порядку), что нелепо.

Подлунный и надлунный миры. Между Перводвигателем и Землей находятся 55 интеллигибельных небесных сфер, которые также вечны (не сотворены Богом).

4 элемента подлунного мира: земля, вода, воздух, огонь (контрарны и обратимы). Пятый элемент надлунного мира — эфир (вечен, неизменен, неразрушим, движется по кругу).

Числа — потенциально существуют в вещах, актуально — только через абстракцию разума.

 

Душа — первая энтелехия (форма) физического тела, имеющего в потенции жизнь. Тело — орудие души.

3 части души: 1) вегетативная, 2) чувственная, 3) разумная. Только разумная душа (дух) отделима от тела и бессмертна.

«Благо человека состоит в активности души, согласной с добродетелью». Добродетель — род умеренности («золотая середина»), удерживающей от ошибок, к которым влекут страсти. Путь правды и правоты — средний путь.

Концентрация добродетелей — справедливость. 2 дианоэтические добродетели: рассудительность (фронесис) и мудрость (софия).

Выбор цели — источник добра и зла. Добродетельный человек избирает истинно благие цели.

 

Цель государства — достижение высшего блага (нравственности).

Типы государств: 1) монархия, 2) аристократия, 3) полития — 1) тирания, 2) олигархия, 3) демократия. Равенство в свободе не означает равенства во всём прочем.

Полезное — ради прекрасного (труд для свободы, война для мира).

ПЕРПАТЕТИКИ

Ликей — основан Аристотелем в 334 г. близ афинского храма Аполлона Ликейского.

Перипатетический метод — беседы во время прогулок по тропинкам сада.

Теофраст.

Неизданные (эзотерические) сочинения Аристотеля попали в Малую Азию, затем в Афины, откуда в 86 г. до н.э. конфискованы в Рим. Изданы Андроником Родосским во 2-й пол. I в. до н.э.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 558 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.