Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общую аксиологию можно трактовать как учение о бытии истинных ценностей.




Структура философского знания

 

Структура философского знания определяется проблемным полем философии. Она представляет собой круг специфических разделов, которые возникли, развиваются и возникают в ходе развития самой философской мысли.

 

С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально: то, что «идет после физики»).

Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей).

В марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению об универсальности процессов развития).

Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия (природного, культурно-символического, духовного, личностно-экзистенциального. Онтология пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов, оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.

Аксиология, напротив, представляет собой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а человеческое отношение к бытию и система ценностных представлений – о красоте, благе, справедливости и т.д., в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.

Теория познания посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?».

Если попытаться в более краткой и образной форме выразить взаимоотношения между тремя разделами метафизики, то

онтология может быть понята как философское учение об истинных основаниях бытия;

гносеология – как учение об основаниях бытия истины;

общую аксиологию можно трактовать как учение о бытии истинных ценностей.

 

Жесткие границы между тремя разделами метафизики можно провести лишь в абстракции, все разделы метафизики наличествуют в философии с самого ее начала. Тем не менее, первоначально оформляется онтология (в рамках европейской традиции – уже у древних греков); позднее, начиная с 16–17 вв., начинается бурное развитие гносеологии (сам термин появился в середине 19 в.). В современной философии аксиология является, пожалуй, ведущим разделом метафизики, оказывая активное воздействие и на онтологическую, и на гносеологическую проблематику.

Постепенно, по мере развития человеческой культуры, науки и техники внутри философии формируются другие разделы, чаще всего в прямой зависимости от предметных областей, на которые она направляет свое внимание.

Направленность философии на сферу социальных отношений и закономерностей исторического процесса ведет к возникновению социальной философии; правовых отношений и правового сознания – к появлению философии права.

Потребность философского осмысления закономерностей религиозного опыта приводит к созданию философии религии.

Научный и технический прогресс привели к формированию столь бурно развивающихся сегодня отраслей философского знания как философия науки (или эпистемология) и философия техники.

Сегодня можно также говорить о таких сложившихся разделах философии как философия языка, философская антропология (философское учение о человеке), философия культуры, философия хозяйства и т.д.

 

Более подробное изложение основных черт и особенностей разделов философского знания:

Онтология

Термин «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos - сущее и logos - учение). Понятие «бытие» в философии (при любой его трактовке) является центральным, исходным в осмыслении мира. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются проблемы бытия и небытия, бытия материального и идеального, бытия природы, общества и человека.

 

Гносеология





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 352 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.