Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кормление больного через зонд




Необ­ходимые принадлежности: тонкий желудочный зонд без оливы или прозрачная хлорвиниловая трубка диаметром 4-5 мм и длиной до 1 м; во­ронка емкостью 200 мл или шприц типа Жанэ. На зонд заранее наносят три метки: на расстоя­нии 30-35 см, если зонд вводят только в пище­вод; 45 см - при введении в желудок; 50-55 см - при введении в двенадцатиперстную кишку. Зонд, трубку, воронку и шприц кипятят и ох­лаждают, 2-3 стакана пищи подогревают до +50°С.

Перед введением зонда через нос врач дол­жен убедиться в том, что носовые ходы свобод­ны. При наличии полипов, новообразований, Рубцовых синехий в этой области данный спо­соб кормления противопоказан.

Закругленный конец зонда, смазанный гли­церином, вводят в нижний носовой ход, пер­пендикулярно по отношению к поверхности лица. Когда отрезок зонда длиной 15-17 см скроется в носовой части глотки, больному предлагают наклонить голову и делать глота­тельные движения. Во время каждого такого «глотка» зонд продвигают до желудка, т. е. до отметки 45 см.

У больных, находящихся в бессознательном состоянии, после введения зонда в носовую часть глотки вводят указательный палец одной руки в рот и, нащупывая конец зонда, слегка прижи­мают его к задней стенке глотки, другой рукой продвигают зонд дальше. Без такого контроля пальцем зонд может попасть в трахею. Убедив­шись, что зонд находится не в трахее, а в пищеводе (пушинка ваты в этом случае непод­вижна), продвигают его в желудок и далее в две­надцатиперстную кишку, руководствуясь сде­ланными заранее метками. После этого можно приступить к кормлению.

К наружному концу зонда прикрепляют во­ронку и, опустив ее ниже уровня головы боль­ного, вливают в нее пищу. Затем медленно при­поднимают воронку с таким расчетом, чтобы в зонд попало не более глотка (8-10 мл); после этого воронку опускают. Чередуя подъемы и опус­кания воронки, постепенно вводят в желудок всю пищу.

После окончания кормления воронку уда­ляют, а конец зонда закрепляют на лице сбо­ку с помощью полоски липкого пластыря, чтобы он не мешал больному. Целесообразно после кормления дать питье (чай, компот, на­питок), так как жидкость смывает с внутрен­них стенок зонда остатки пищи, которые могли бы без этой процедуры подвергаться разло­жению.

Резиновый зонд, введенный через носовой ход, можно оставлять лишь на 2-3 дня (опас­ность образования пролежней), после чего его извлекают и тщательно промывают и кипятят.

Вместо воронки при питании через зонд мож­но пользоваться также большим шприцем для промывания полостей (типа Жанэ). Для этого конец зонда плотно надевают на втулку шприца. Пищу, как и при кормлении из поильника, вво­дят небольшими порциями, медленно выжимая содержимое одного шприца (100 мл) в течение одной-двух минут. Температура пищи должна равняться +50°С.

 

Ректальное питание (питательные клизмы) как разновидность энтерального применяется в тех случаях, когда невозможно использование других методов (повреждение стенок глотки, пи­щевода, его рубцовый стеноз и т. п.).

Ассортимент питательных веществ при таком методе питания весьма ограничен, так как в пря­мой кишке отсутствуют пищеварительные фер­менты. Следует вводить такие пищевые вещества, которые способны всасываться в кишках без ка­кого-либо гидролиза: изотонический раствор на­трия хлорида + 5% раствор глюкозы, 4-5% ра­створ алкоголя, аминопептид и т. д.

 

Парентеральное питание позволяет вводить в организм больных с челюстно-лицевой трав­мой высокоэффективные препараты, углеводы, жировые эмульсии, витамины, соли, гормо­нальные препараты, смеси полипептидов и ами­нокислот и другие новейшие смеси, что осо­бенно полезно в тех случаях, когда, несмотря на все усилия, не удается путем энтерального питания нормализовать нарушенный обмен ве­ществ. Вместе с тем парентеральное питание сле­дует применять лишь как дополнительное, так как оно ни в какой мере не может заменить эн­терального. Поэтому парентеральное питание применяют лишь на короткое время - не более 10 дней.

Белковые вещества вводят в организм только в виде готовых смесей полипептидов и амино­кислот. К ним относятся отечественные препара­ты: аминопептид, гидролизат казеина, гидро­лизин Л-103, аминокровин и др.

Существует ошибочное мнение, что обычное переливание донорской крови, кровезамените­лей относится к парентеральному питанию. Эти вливания предназначены для восстановления объема крови при острых кровопотерях, для дез­интоксикации, борьбы с шоком.

Техника внутривенного введения питатель­ных веществ по существу ничем не отличается от внутривенного капельного введения лекар­ственных средств, крови, крове- или плазмозаменителей.

Скорость вливания зависит от состава пита­тельной смеси. Для белковых гидролизатов и жи­ровых эмульсий она составляет обычно 30-40 капель в мин, для растворов глюкозы и изото­нических растворов солей - до 60 капель, или 4-5 мл в мин.

Количество вливаемых питательных смесей может быть различным - от 200 мл при разовом введении до 2-4 л в сутки при многократном вливании.

Быстрое введение питательных смесей может вызвать перегрузку органов кровообращения, кроме того, в этом случае организм не в состо­янии в полной мере усвоить питательные веще­ства или депонировать их.

При длительном введении не рекомендуется применение растворов глюкозы с концентраци­ей более 10%, так как они способствуют разви­тию флебитов, тромбозов, эмболии. В связи с этим в настоящее время для обеспечения энер­гетических потребностей больного предложено введение специально приготовленных жировых эмульсий.

 

Режим питания

Рациональное питание предусматривает соот­ветствующий ритм приема пищи в течение дня: регулярное поступление ее в организм с соблю­дением физиологически правильных интервалов между ее приемами, а также наиболее рацио­нальное распределение продуктов и готовых блюд в течение дня. Этим обеспечивается ритмичность деятельности пищеварительной системы в це­лом и ее различных отделов.

Многократное (в течение дня) кормление или питание с длительными перерывами в одинако­вой степени вредны для пищеварительной сис­темы и могут серьезно отразиться на обмене ве­ществ. Поэтому для таких больных должен быть установлен больничный режим питания с не менее чем 4-кратным кормлением в течение дня: завтрак - в 9 ч, обед - в 13-14 ч, ужин - в 18 ч. и второй легкий ужин (чай, кисель, кефир и т. п.) - за 1-1.5 ч до сна.

Необходимо также учесть, что в первые дни после травмы процедура кормления больных с помощью поильника сильно утомляет их.

Поэтому, если есть возможность, в первые 2-3 дня кормление таких больных желательно разделить на 6 приемов, имея в виду дополнительное кор­мление между завтраком и обедом (второй завт­рак) и между обедом и ужином (полдник), не считаясь с субъективными ощущениями боль­ных, которые в первые дни после травмы стара­ются ограничить себя в еде, настаивая на утоле­нии жажды.

Шестиразовое кормление больных тем более целесообразно, поскольку вследствие сильного разбавления (жидкого состояния) пища по сво­ему объему значительно превосходит обычную. Поэтому чувство насыщения наступает значи­тельно быстрее.

При четырехразовом кормлении энергетичес­кая ценность пищи должна распределяться сле­дующим образом: завтрак - 30%, обед - 40%, ужин - 20-25%, второй ужин - 5-8%; при шестиразовом - первый завтрак - 10%, обед - 30-35%, полдник - 10%, первый ужин - 20%, второй ужин - 5-10%.

После каждого кормления, особенно при на­личии во рту назубных шин, больному необхо­димо давать чай для очистки полости рта от твер­дых частиц застрявшей во рту пищи, а также проводить ирригацию полости рта.

 

Особенности ухода за больными с повреждениями челюстно-лицевой области в результате случайной травмы или плановых операций.

Желательно, чтобы весь медицинский пер­сонал отделения имел достаточный опыт по организации ухода за хирургическими больны­ми вообще, так как челюстно-лицевая травма нередко сочетается с повреждениями других уча­стков тела. Знание и опыт по уходу за общехи-рургическими больными значительно облегча­ют процесс приобретения опыта по специфи­ческому уходу за больными с челюстно-лицевой травмой, который предусматривает:

1) наблюдение за питанием и личное индивидуальное кормление наиболее тяжелых больных;

2) организацию тщательного ухода за полостью рта и личное участие в этом;

3) специальный уход при гиперсаливации;

4) применение специальных упражнений по ЛФК и специальных методов физиотера­певтического лечения;

5) специальный уход за детьми с челюстно-лицевой травмой;

6) специальный уход за больными с челюстно-лицевой травмой пожилого и старчес­кого возраста.

В связи с разнообразными источниками ин­фекции в полости рта у всех больных перед плановыми оперативными вмешательствами в че­люстно-лицевой области должна проводиться тщательная санация полости рта в амбулатор­ных условиях. Это необходимо также потому, что лица с несанированной полостью рта, находясь рядом с оперированными больными, являются источником загрязнения воздуха палаты, посу­ды и др.

При предварительной санации полости рта у больных с челюстно-лицевой травмой значитель­но уменьшается возможность возникновения ос­ложнений (остеомиелит, флегмона).

Несмотря на исключительные свойства челю­стно-лицевой области противостоять инфекции, полость рта у оперированных больных оказыва­ется крайне загрязненной и потому требует по­стоянного и тщательного ухода.

Как бы тщательно ни были ушиты мягкие ткани в полости рта, область шва остается от­крытой для доступа инфекции. В первые дни после травмы развивается неизбежное воспаление со всеми обязательными компонентами: боль, ги­перемия, отек, экссудация и нарушение функ­ции. Все это обусловливает специфический за­пах изо рта, ощутимый на расстоянии и крайне неприятный как для больного, так и для окру­жающих.

В первые часы и даже дни после травмы из-за боли и отсутствия навыков больные еще не мо­гут самостоятельно ухаживать за полостью рта. Задача врача и медицинской сестры состоит в том, чтобы обучить больного уходу за полостью рта и приучить его самостоятельно выполнять необходимые процедуры.

В отделениях челюстно-лицевой хирургии для этой цели применяют ирригацию полости рта дезинфицирующими и дезодорирующими ра­створами: теплым (37-380С) раствором калия перманганата или фурацилина в разведении 1:5000. Хорошим освежающим эффектом обла­дают мятные капли, которые в небольшом ко­личестве (3-5 капель на 1 л) можно добавлять к этим растворам.

Ирригация способствует удалению из полос­ти рта остатков пищи, разлагающихся сгустков крови, отторгающихся кусочков омертвевших тканей, а бактерицидные свойства растворов гу­бительно влияют на патогенную микрофлору и предотвращают развитие осложнений гнойно-воспалительного характера.

Кроме того, частые ирригации (через каж­дые 2 ч, до и после каждого кормления боль­ного, а также перед каждой перевязкой) теп­лым раствором играют роль физиотерапевтичес­кого средства, активируют течение обменных процессов в ране путем усиления кровообра­щения.

Наконец, ирригация полости рта не только устраняет дурной запах изо рта, но и освежает воздух в палате. Там, где эта процедура прово­дится регулярно, воздух в палате всегда чистый.

Для больных, которые могут ходить, целе­сообразно оборудовать ирригационную в отдель­ном помещении, вне палаты. Если этого сделать нельзя, выделяют ирригационный угол в пала­те, отгородив его ширмой. При отсутствии в ир­ригационной комнате раковины, сливные воды нужно своевременно удалять, полы следует про­тирать насухо.

Для защиты одежды от возможного промока­ния больной должен надевать клеенчатый или полиэтиленовый нагрудник (фартук).

При необходимости соблюдения больными строгого постельного режима ирригацию непос­редственно в постели выполняет медицинская сестра или по ее указанию - санитарка (рис.5).

 

 

Рис. 5. Орошение зубов, назубных шин и ран в полости рта и на лице больного.

Уход за полостью рта больных с травмой челюстно-лицевой области не ограничивается ир­ригацией, так как полностью удалить застряв­шие остатки пищи с помощью одной иррига­ции, как правило, не удается. Они вызывают дополнительные рефлекторные сокращения же­вательных мышц, сопровождающиеся болью, причиняют беспокойство больному, подобно тому, как здорового человека раздражает в меж­зубном промежутке кусочек пищи. Но у больно­го с назубными шинами такие ощущения уси­ливаются во много раз, и поэтому оставить его без внимания нельзя. После очередного приня­тия пищи и последующей ирригации полости рта медицинская сестра с помощью зеркала или шпателя должна осмотреть преддверие рта, шины и зубоврачебным пинцетом тщательно удалить видимые застрявшие остатки пищи. Затем по­лезно еще раз сделать ирригацию полости рта, а десны протереть рыхлым тампоном, смоченным 1-2% р-ром перекиси водорода.

Подобный уход за полостью рта в ряде слу­чаев могут производить и сами достаточно ок­репшие больные, пользуясь зеркалом и зубной щеткой.

У больных с челюстно-лицевой травмой, осо­бенно проникающей в полость рта, как прави­ло, наблюдается гиперсаливация.

В норме взрослый человек ежесуточно выде­ляет 1000-1500 мл слюны. При случайной или операционной челюстно-лицевой травме выде­ление слюны может достигать 3000 мл. Потеря воды может привести к обезвоживанию организ­ма, а так как слюна содержит значительное ко­личество белка (2,0-4,0 г/л), электролиты (ка­лий, кальций, хлор и др.), то гиперсаливация вызывает состояние гипопротеинемии, что су­щественно сказывается на состоянии водно-ми­нерального обмена.

Заглатывание большого количества слюны, имеющей слабощелочную или даже нейтраль­ную реакцию, приводит к усилению процессов гниения и брожения в желудке. Если же функ­ция глотания в результате травмы нарушена, то слюна выделяется наружу через ротовую щель или через рану, увлажняя и загрязняя белье, одежду, постель, а также вызывая мацерацию кожи на лице и шее.

Чтобы избежать загрязнения белья, больных снабжают специально подготовленными слюноприемниками в виде полиэтиленового мешка, части грелки или резиновой перчатки, закреп­ленных на голове лямками (рис.6); положение больного на койке при гиперсаливации - полу­сидячее.

Рис. 6. Приспособления для сбора слюны больного: а - из резиновой грелки или полиэтиленового мешочка; б - из резиновой перчатки с приемником (бутылочкой), находящейся в кармане пижамы или халата больного.

Для уменьшения выделения слюны приме­няют различные медикаментозные средства: аэрон по 1 таблетке 3 раза в сутки, настойку

белладонны по 6-8 капель 2-3 раза в сутки или подкожные инъекции атропина сульфата по 0,5 мл 0.1% р-ра (1-2 раза в сутки, по показа­ниям).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1844 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2318 - | 2273 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.