Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия неопозитивизма (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап)

Философия жизни» как одно из основных направлений западноевропейской философии ХХ века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).

 

Течение, именуемое «философия жизни», — достаточно неод­нородное явление. Его представителей, которые порой далеки друг от друга по своему мировоззрению, объединяет интерес к фе­номену жизни, понимаемому не столько в биологическом, сколько в философском, метафизическом смысле. Это: А. Шопенгауэр (1788-1860), Ф. Ницше (1844-1890), А. Бергсон (1859-1941), а также В. Дильтей (1833-1911), Г. Зиммель (1858-1918), А. Швей­цер (1875-1965), О. Шпенглер (1880-1936) и др. ' В эзотерических источниках их именуют Махатмами, Великими Учителями, ар хатами, бодхисаттеами, Сынами Разума, Мастерами, Старшими Братьями чело вечестеа и т.д. У истоков этого течения стоял немецкий философ Артур Шо­пенгауэр. Будучи современником Гегеля, он не принял его уче­ния. Рационализм гегелевской системы вызывал у пего антипа­тию. Но идеи других рационалистов — Платона, Декарта, Беркли, Канта — оказали па Шопенгауэра немалое влияние. Особенно он ценил Канта. С большим почтением относился он и к восточной философии (Веды, Упаиишады, буддизм), которой предсказывал большое будущее в Европе. Исходный тезис своего миропонимания Шопенгауэр сформу­лировал в названии главной книги: «Мир как воля и представле­ние» (1-я ч. — 1818 г., 2-я ч. — 1844 г.). Мир является человеку через его представления (т.е. субъективное восприятие). Воля есть первоначало ми- Центральное поня-ра. Это извечная иррациональная сила, тие философии причина активности и изменений. Воля бес- А«в. оШляо»,пепногнаиуэмраае -— сознательна и не имеет разумных целей. мая как извечная Ее главное свойство — борьба или сопер- иррациональная ничество, проявляющееся как в неживой, тсиивлна,осптрии чииниазмаекн-е-так и в живой природе. В человеческом ний в природе. («феноменальном») мире все предопреде­лено. Но воля исходит из другого мира — ноуменального. Она привносит в природу движение и делает ее вечным потоком изме­нения и становления. Миру приписываются человеческие свойст­ва — тоска, страдание, противоборство.
______________________________________________________________

 

Философия неопозитивизма (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап)

Неопозитивизм (или логический позитивизм) возникает в начале 20-ых годов 20 века (в 30-ые большинство неопозитивистов переезжают в США, оказав тем самым сильное влияние на американскую аналитическую философию). Неопозитивизм объединяет представителей различных философских школ, работающих в русле аналитической стратегии и центрированных на рассмотрении науки. В первую очередь, это представители «Венского кружка философов», объединившего философов, логиков и математиков. В нашем учебном знании мы будем рассматривать идеи Морица Шлика (1882 - 1936) - ученика М. Планка, семантика, и Рудольфа Карнапа (1891 - 1970) - ученика Г. Фреге, синтактика. Наряду с представителями «Венского кружка» в ряды неопозитивистов встали и представители «Берлинского общества научной философии» (Г. Райхенбах, К. Гемпель), а также Львовско-Варшавской школы логиков (Айдукевич, А. Тарский).

Цель, которую ставили перед собой неопозитивисты, заключается в научном постижении мира на основе данных логики, математики, физики. При этом очень важно было определить критерии, на основании которых можно проводить демаркацию научного и ненаучного знания. Другими словами, речь идет о критерии научности знания.

Б. Рассел и Л. Витгенштейн в свое время, обращаясь к анализу языка (причем в их случае это был чаще естественный язык повседневного общения, - прим. Е.И. Янчук), рассматривали и семантический, и синтаксический аспекты языка. Шлик и Карнап стремятся максимально отделить друг от друга семантику и синтактику. Прагматика же вовсе находится за пределами их философских интересов. Показательно в этом отношение замечание Шлика: «...наука не служит более задачам жизни и научное знание не ищется с целью его практического использования».

 

35. Философия психоанализа (3.Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала ХХ века), США (с середины ХХ века) и Латинской Америке (со второй половины ХХ века).

Сущность психоанализа

1. Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной, даже сильно отличающейся от него теории, например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые некоторые предпочитают обозначать термином неопсихоанализ.

2. Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.

3. Метод лечения психических расстройств. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых (бессознательных) механизмов переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и адаптации к обществу.

Основные идеи психоанализа

- Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

- Сознательное — подчиняется бессознательному[источник не указан 37 дней], определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

36. Религиозная философия Западной Европы ХХ века

Западная философия — философская мысль и труды западной цивилизации, в отличие от восточных философий и многообразия автохтонных философий.

В понимание философии в древности и в сочинениях (по крайней мере некоторых) древних философов входили проблемы философии, существующие в настоящее время, но одновременно охватывались многие другие дисциплины, такие как: чистая математика и естественные науки (физика, астрономия, биология). Например, Аристотель писал сочинения по всем этим предметам. Термин западная философия — бесполезный и нечёткий термин, если речь идёт об определении громадного разнообразия отдельных традиций, политических групп, религиозных групп, индивидуальных авторов в продолжение тысячелетий.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Религиозная философия Запада конца XIX — начала XX в. | Чувственное познание, его специфика, образное и знаковое в познании.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1026 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.