Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Чувственное познание, его специфика, образное и знаковое в познании.




Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

Ф. Бэкон(1561-1626)(главное произведение "Новый органон"). В этой работе он заложил основы материалистического понимания природы и дал философское обоснование индуктивного метода познания, направленного на экспериментальное изучение природы. Этот метод в основе своей был метафизическим и исходил из того, что изучаемые предметы и явления природы неизменны и существуют изолировано без связи друг с другом.

По Бэкону природа познаваема, но на пути её познания лежит множество препятствий. Главное препятствие - это засорённость сознания людей идолами - искажёнными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Бэкон выделял 4 вида идолов:

1. Идолы рода - это ложные представления о мире присущие всему человеческому роду, являющиеся результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств.

2. Идолы пещеры - это индивидуальные ошибочные представления. У каждого человека своя пещера, свой субъективный внутренний мир. Идолы пещеры, считал Бэкон, от прирождённых свойств, от воспитания и образования, а так же и от авторитетов, которым данная личность поклоняется(слепо).

3. Идолы рынка - ложные представления людей порождённые неправильным употреблением слов, особенно распространённых на рынках и площадях. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл и это ведёт к пустым бесплодным спорам.

4. Идолы театра - ложные представления о мире, не критически заимствованные людьми из различных философских систем.

Опытным знанием соответствует введённый Бэконом индуктивный метод, в основе которого - наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент.

Р. Декарт(1596-1650)(главное произведение "Рассуждение о методе")

Он задался целью разработать универсальный метод познания, которым могли бы руководствоваться учёные всех отраслей знания. Таким методом Декарт считал геометрический метод, который абсолютизирует.

В теории познания он был типичным представителем рационализма: источник знаний и критерий их истинности он видел не во внешнем мире, а в разуме человека.

Отправным пунктом познания и его источником служит интеллектуальная интуиция(это оторванное от материальной действительности чистое умозрение). Основным методом познания Декарт считал дедукцию, выражающую движение мысли от общего к частному.

Декарт создал рационально-дедуктивный метод познания.

В правилах, которые Декарт сформулировал выразилась убеждённость философа о наличии в разуме абсолютно достоверных аксиом знания, которые доступны лишь интуиции.

Сформулированные правила включают в себя требования:

1. Допускать в качестве истины только такие положения, которые представляются ясными и отчётливыми, и не могут вызвать сомнения в их истинности.

2. Расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи.

3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.

4. Не допускать никаких пропусков логических звеньев в исследовании.

Дедуктивный метод, по Декарту, должен превратить познание в организованную деятельность, освобождённую от субъективных факторов и случайностей.

Чувственное познание, его специфика, образное и знаковое в познании.

Чувственное познание - самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации. Мы не осознаем отдельные ощущения, это своего рода мельчайшие атомы чувственного опыта. В нашем сознании происходит синтез ощущений в восприятия. В восприятии нам даны не отдельные ощущения, а устойчивые, сохраняющие свои свойства предметы. Это основное свойство восприятия определяется как его предметный характер: мы воспринимаем не отдельные ощущения, а предмет как нечто целое. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом.

Чувственное познание является начальным этапом познания. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, – его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере – чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие.

Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1180 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.