Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности мифологического мировоззрени€

»сторически первой формой мировоззрени€ €вл€етс€ мифологи€. ќна возникает на самой ранней стадии общественного развити€. “огда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздани€ в целом, возникновение наиболее важных €влений природы, животных и людей. «начительную часть мифологии составл€ли космологические мифы, посв€щенные устройству природы. ¬месте с тем, большое внимание в мифах удел€лось различным стади€м жизни людей, тайнам рождени€ и смерти, всевозможным испытани€м, которые подстерегают человека на его жизненном пути. ќсобое место занимают мифы о достижени€х людей: добывании огн€, изобретении ремесел, развитии земледели€, приручении диких животных.

‘ормирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состо€ни€, как упор€дочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.

ћиф служит дл€ оправдани€ определенных общественных установок, дл€ санкционировани€ определенного типа верований и поведени€. ¬ период господства мифологического мышлени€ еще не возникла потребность в получении специальных знаний. “аким образом, миф Ц это не первоначальна€ форма знани€, а особый вид мировоззрени€, специфическое образное синкретическое представление о €влени€х природы и коллективной жизни. ¬ мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объедин€лись зачатки знаний, религиозных верований, нравственна€, эстетическа€ и эмоциональна€ оценка ситуации.

ќсновным принципом решени€ мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. ќбъ€снени€ по поводу первоначала мира, происхождени€ природных и общественных €влений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

ћиф обычно совмещает в себе два аспекта Ц диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объ€снение насто€щего и будущего). “аким образом, с помощью мифа прошлое св€зывалось с будущим, и это обеспечивало духовную св€зь поколений. —одержание мифа представл€лось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного довери€.

ћифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Ётим не исчерпываетс€ стабилизирующа€ роль мифологии. √лавное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

4. ‘илософи€ жизни XX века Ц основные идеи, направлени€ и представители

‘»Ћќ—ќ‘»я ∆»«Ќ» - иррационалистическое философское направление конца XIX - начала XX веков, выдвигавшее в качестве исходного пон€ти€ "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность. Ёто пон€тие многозначно толкуетс€ в различных вариантах философии жизни. Ѕиологически-натуралистическое толкование характерно дл€ течени€, восход€щего к Ќицше. »сторицистский вариант философии жизни (ƒильтей, «иммель, Ўпенглер) исходит из непосредственного внутреннего переживани€ как оно раскрываетс€ в сфере исторического опыта духовной культуры. —воеобразный пантеистический вариант философии жизни св€зан с истолкованием жизни как некой космической силы, "жизненного порыва" (Ѕергсон).

ќсновными представител€ми философии жизни €вл€ютс€:

Ј ‘.Ќицше (Ќицше стремитс€ преодолеть рациональность философского метода, его пон€ти€ - "жизнь", "вол€ к власти" - предстают как многозначные символы.)

Ј ¬.ƒильтей («адача философии (как "науки о духе"), по ƒильтею, - пон€ть "жизнь" исход€ из нее самой. ¬ св€зи с этим ƒильтей выдвигает метод "понимани€", который противопоставл€ет методу "объ€снени€", применимому в "науках о природе".)

Ј √.«иммель (∆изнь понимаетс€ как процесс творческого становлени€, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только во внутреннем переживании, интуитивно. Ёто переживание жизни объективируетс€ в многообразных формах культуры.)

Ј ј.Ѕергсон (Ѕергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, сущность которой может быть постигнута только с помощью интуиции. “канью психической жизни €вл€етс€ длительность, стало быть, жизнь имеет не пространственный, а временной характер. 
 ∆изнь - это некий метафизическо-космический процесс, "жизненный порыв" ("“ворческа€ эволюци€"))

Ј ќ.Ўпенглер (–ешающее вли€ние на Ўпенглера оказала философи€ Ќицше.  ультуры трактуютс€ им как "организмы", каждому из которых отмерен определенный срок. ”мира€, культура перерождаетс€ в цивилизацию.)

5. ¬озникновение философии Ц качественный скачок от мифологического к рациональному мировоззрению

ѕо мере развити€ человеческого общества, установлени€ человеком определенных закономерностей, совершенствовани€ познавательного аппарата по€вилась возможность новой формы освоени€ мировоззренческих проблем. Ёта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. Ќа смену образу и символу приходит Ћогос Ц разум. ‘илософи€ и зарождаетс€ как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышлени€, опирающегос€ на пон€ти€ и суждени€, св€зывающиес€ друг с другом по определенным логическим законам. ¬ отличие от религиозного мировоззрени€ с его преимущественным вниманием к вопросам отношени€ человека к превосход€щим его силам и существам, философи€ вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрени€, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знани€. ѕервоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

“ермин Ђфилософи€ї в переводе с греческого €зыка означает любовь к мудрости. —лово Ђфилософї впервые употребил греческий математики мыслитель ѕифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к люд€м, стрем€щимс€ к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. »столкование и закрепление в европейской культуре термина Ђфилософи€ї св€зано с именем ѕлатона. ѕервоначально пон€тие Ђфилософи€ї употребл€лось в более широком значении. ѕо сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. ѕри этом следует отметить, что именовавшиес€ философией знани€ древних охватывали не только практические наблюдени€ и выводы, зачатки наук, но и раздумь€ людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существовани€. ¬озникновение философии означало по€вление особой духовной установки Ц поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их веровани€ми, идеалами, надеждами.

‘илософи€ унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. ќна унаследовала также весь объем позитивного знани€, которое на прот€жении тыс€челетий накопило человечество. ќднако решение мировоззренческих проблем в зарождающейс€ философии происходило под иным углом зрени€, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. ѕоэтому можно сказать, что философи€- это теоретически сформулированное мировоззрение. ‘илософи€ Ц это мировоззрение, система общих теоретических взгл€дов на мир в целом, место в нем человека, у€снение различных форм отношени€ человека к миру, человека к человеку. ‘илософи€ Ц это теоретический уровень мировоззрени€. —ледовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знани€ и носит систематизированный, упор€доченный характер. » этот момент существенно сближает философию и науку.

6. Ёкзистенциализм Ц обща€ характеристика, представители.

Ёкзистенциали́зм, также философи€ существовани€ Ч направление в философии XX века, акцентирующее своЄ внимание на уникальности иррационального быти€ человека. Ёкзистенциализм развивалс€ параллельно родственным направлени€м персонализма и философской антропологии, от которых он отличаетс€ прежде всего идеей преодолени€ (а не раскрыти€) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

¬ чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. ѕротиворечивость этого термина исходит из самого содержани€ Ђэкзистенцииї, так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживани€ отдельно вз€того индивида, не похожего ни на кого.

Ёкзистенциализм (согласно ясперсу) возводит свои истоки к  ьеркегору, Ўеллингу и Ќицше. ј также, через ’айдеггера и —артра генетически восходит к феноменологии √уссерл€ ( амю считал экзистенциалистом даже √уссерл€).

Ёкзистенциальна€ философи€ Ч это философи€ быти€ человека

ќсновна€ категори€ философии экзистенциализма это экзистенци€ (уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование. “ак, согласно ’айдеггеру такое существование Ч экзистенци€Ч относитс€ к особому сущему Ч Dasein Ч и должно рассматриватьс€ в особой экзистенциальной аналитике, в отличие от категориальной аналитики дл€ других сущих.)

‘илософи€ экзистенциализма Ч иррациональна€ реакци€ на рационализм ѕросвещени€ и немецкой классической философии. ѕо утверждени€м философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышлени€ состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть раздел€ет мир на две сферы Ч объективную и субъективную. ¬сю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, Ђсущностьї, познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. ѕодлинна€ философи€, с точки зрени€ экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Ёто единство воплощено в Ђэкзистенцииї, то есть некой иррациональной реальности.

»стори€ и представители

¬ –оссии экзистенциализм возник накануне ѕервой мировой войны 1914Ч1918:

Х Ћ. Ўестов

Х Ќ. ј. Ѕерд€ев

¬ √ермании экзистенциализм возник после ѕервой мировой войны:

Х  . ясперс

Х ћ. ’айдеггер

Х ћ. Ѕубер

ЌашЄл своих последователей в период ¬торой мировой войны 1939Ч1945 во ‘ранции:

Х ∆.-ѕ. —артр

Х √. ћарсель

Х ћ. ћерло-ѕонти

Х ј.  амю

Х —. де Ѕовуар

¬ 1940Ч1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:

јвстри€:

Х ¬. ‘ранкл (логотерапи€)

»тали€:

Х Ё.  астелли (it)

Х Ќ. јббань€но

Х Ё. ѕачи (it)

»спани€:

Х ’. ќртега-и-√ассет (относительно близок)

¬ —Ўј идеи экзистенциализма попул€ризировали:

Х ”. Ћоури (en)

Х ”. Ѕаррет (en)

Х ƒж. Ёди (en)

Х ». ялом (экзистенциальна€ психологи€)

¬еликобритани€:

Х јйрис ћЄрдок

ѕольша:

¬итольд √омбрович



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
ќсновные тенденции развити€ современной философии. | 
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1686 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

609 - | 611 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.