Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные тенденции развития современной философии.




с середины xix в. в философии произошли глубокие изменения в общей ориентации философских
учений. в первую очередь это переход от классической философии к неклассической: отход от
классических принципов понимания философских проблем. например, трактовка философии уже
не как «науки наук», а как одного из средств познания, орудия преобразования мира. кроме того,
разуму отводилась уже не столь определяющая роль, его потеснили нерациональные формы и процессы духовного опыта. особенно глубокие сдвиги в философии произошли во второй половине хх в. наметились следующие черты:
1. смена господствующих направлений.
2. сближение и поиск компромиссных позиций различных по своему характеру философских
воззрений.
3. возникновение новых мировоззренческих подходов и возвращение к забытым старым.
4. осмысление всех философских вопросов на широкой социокультурной основе.
5. постановка в центр исследований комплексного подхода к проблеме человека с привлечением
естественно-научного, научно-технического, гуманитарного знания.
кардинальные изменения в окружающем мире привели к новому осмыслению, к поиску новых
мировоззренческих установок. идея альтернативности становится ключевой во многих философских,
социально-философских, теологических теориях. в общей форме ее смысл сводится к необходимости
выработки новой культуры, нового стиля мышления, гуманистического по характеру. поэтому в
современной философии происходит отказ от «фундаментализма», т.е. от построения философской
концепции на каких-то раз и навсегда данных «абсолютах», будь то чувственный опыт, «базисные
предложения» разума, иррациональные глубины «я» и др. одновременно идет поиск гибких и
подвижных принципов, способных к более классическому философскому отображению природной
и исторической реальности, уникальности человеческого бытия, стремительно меняющегося знания
о мире и знания о знании. в современной философии выделяются три базисных центра в философских направлениях:
1. сциентистика как тип научности связана с интересом человека к власти над природой с
помощью развития науки, техники и технологии.
2. гуманитаристика, или герменевтика, воплощает коммуникативный интерес человека к
общению с себе подобными.
3. критика идеологий. эта группа направлений в философии реализует освободительный
интерес человека, стремящегося избавиться от внешнего и внутреннего угнетения.
но границы между этими базисными центрами чаще всего размыты, поскольку философские
концепции одной эпохи не могут существовать изолированно.
сциентистика представлена, например, таким большим разделом, как «философия науки», в
котором в начале хх в. господствовал неопозитивизм, сводивший ее к анализу языка физики и
математики. сейчас в ее рамках наряду с логико-методологической проблематикой широко
обсуждаются онтологические, гносеологические, этические, истореографические проблемы.
неопозитивизм, логический эмпиризм, явился третьим этапом позитивизма (ср. xix в.). его
видные представители: б. рассел, р. карнап, п. витгенштейн и др. неопозитивизм, продолжая
эмпирическую традицию старого позитивизма, несколько изменил эту программу. он разделил
предложения науки на аналитические и синтетические. первые – простые правила употребления
языка и не описывают ничего из опыта. вторые говорят об опыте, но должны сводиться к
чувственному данному. все же остальное знание, которое претендует на описание внешнего мира,
но не может сводиться к элементам чувственного опыта, объявлялось неопозитивистами бессмысленным (например положения традиционной философии). поэтому их главная задача состояла в объяснении природы тех и других предложений. решение задачи осложнялось тем, что реально наука содержала и те, и другие компоненты: в логико-математическом знании были не только формулы, но и содержательные термины, описание действительности проходило на разных уровнях абстрактности. в отношении аналитических, т.е. логико-математических, предложений неопозитивизм выдвинул следующую схему объяснения: законы логики не описывают действительность, а вырабатываются
людьми путем соглашения и предписывают, как пользоваться в языке логическими связками (подобно игре в шахматы). эти конвенции (соглашения) должны фиксироваться в языке чистой логики – формул, не допускающих содержательных терминов, описывающих действительность. Данный принцип обозначается как принцип фиксации конвенций в языке чистой логики. Завершающее действие этой процедуры – принцип сведения к логике всех аналитических предложений, иначе говоря, сведение всей математики к логике. подобным же образом строилась концепция синтетического, т.е. знания, описывающего действительность. но действительность, по мнению авторов, – не внешний мир, а содержание наших органов чувств (позиции субъективизма), поэтому вопрос о природе этого знания сводился лишь определению порядка, последовательности опоры на чувственные данные положений фундаментальных наук. исходным базисом ситетического знания считались чистые эмпирические констанции – предложения, описывающие непосредственно чувственный опыт без примеси теории, разума. называлось это принципом «чистой эмпирической констанции». далее эмпирические констанции должны переводиться на язык физики (принцип физикализма). например, фраза: «этот предмет красный» должна быть выражена: «я вижу предмет, цвет которого воспринимаю в таком-то диапазоне колебания волны». следующий шаг – все предложения теоретического языка должны были сводиться к исходному базисному уровню (принцип редукционизма).
конечно, эти принципы претерпевали изменения в ходе развития науки, но суть оставалась
прежней: знание, которое претендует на описание внешнего мира, но не сводимо к элементам
чувственного опыта, – бессмысленно (за исключением правил употребления языка).
ограниченность неопозитивизма состояла в том, что математику свести к логике принципиально
невозможно, не существует «чистых чувственных констанций», чувства и разум неразрывны, тем
более, нет полного сведения теоретических предложений к чувственному данному, потому что
проверку проходит вся теория в целом, а не отдельные ее предложения.
идеи, отдельные принципы неопозитивизма сохранились в постпозитивизме, хотя общее у них –
лишь интерес к науке и научному познанию, стремление научными методами решать философские
проблемы и ряд других. постпозитивизм занимается широким кругом проблем: вопросами о
возможностях логико-методологических средств в анализе развития научного знания, о месте
социопсихологических и социальных факторов в теоретической модели этого процесса и т.д.
можно сказать, что постпозитивизм получил начало с выходом методологической работы
к. поппера «логика научного открытия» (1959 г.) и книги т. куна «структура научных революций»
(1963 г.), где излагались поблемы развития науки в свете нового видения. характерная черта этого этапа в развитии философии науки – значительное разнообразие методологических концепций и их
взаимная критика. вместе с тем можно говорить и об общих чертах постпозитивизма:
1. отход от ориентации на символическую логику и обращение к истории науки. в отличие от
логического позитивизма представители этого периода уже не заботятся столь о формальной
строгости своих построений. для них главное – соответствие их конструкций реальному научному
знанию и его истории.
2. в постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики методологических
иследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного языка, то постпозитивизм главной проблемой делает понимание развития научного знания. Его представителей интересуют прежде всего вопросы такого рода: как возникает научная теория? Как она добивается признания? каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий?возможна ли коммуникация между сторонниками альтернативных теорий? соответственно выдвигаются различные решения. например, структура парадигмы у куна, научно-исследовательская
программа у лакатоса.
3. отказ от жестских разграничительных линий, установлению которых позитивизм уделял
большое внимание. смягчается дихотомия эмпирического – теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий. вместо этого постпозитивизм говорит о взаимопроникновении
эмпирического и теоретического.
4. в отличие от логического позитивизма постпозитивизм отказывается от жестских границ между
наукой и философией. он признает осмысленность философских положений и их неустранимость из
научного знания. так, фейерабенд вообще отказывается видеть какое-либо различие между наукой,
мифом и философией.
5. стремление опереться на историю науки привело постпозитивизм к усилению внимания к
развитию знания, к истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. как правило,
они выступают против кумулятивизма в понимании развития знания (простого накопления знания),
считают, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда
происходит пересмотр значительной части теорий. в вопросе о соотношении внутреннего и внешнего в развитии науки в постпозитивистской философии науки выделились два основных подхода в решении этих вопросов.
когнитивисты – и. лакатос, дж. агосси и др. – полагают, что научное знание детерминировано
лишь когнитивными (знаниевыми) факторами, хотя и активно взаимодействует с социокультурным
окружением. в этом смысле наука обладает своей внутренней историей, другие факторы не
определяют развитие научных идей.
сторонники другого подхода («социологисты») – т. кун, м. малкей, с. тулмин и др. – считают,
что без обращения к социальным факторам невозможно теоретическое объяснение не только
внешней, но и внутренней истории науки. нельзя провести жесткое различие между внутренней и
внешней историей науки.
когнитивисты в своих рассуждениях опираются на специальный фильтр логико-методологических
критериев, стандартов реальности. этот фильтр позволяет контролировать действие социальных
факторов, лишает их самостоятельности в детерминации научного знания. так, к. поппер говорил о
фальсифицируемости теорий как о сверхкритерии, который контролирует изменение методологических норм.
социологисты не признают подобного критерия-фильтра. т. кун, например, не отрицал существование критериев сравнения теорий (точности, непротиворечивости, относительной простоты, плодотворности), но содержание этих критериев целиком определяется существующей парадигмой –определенно заданной системой мышления, образцом мышления. истолкование этих принципов и их применение оказываются зависимыми от системы ценностных представлений отдельного ученого или сообщества ученых.

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 675 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.