Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения.




Основные понятия: теоцентризм, номинализм, реализм, универсалии, схоластика, пантеизм, гуманизм, антропоцентризм.

Соотношения христианской религии и философии.

Роль патристического богословско - философского учения.

Августин Блаженный (354-430): учение о первенстве воли над разумом.

Учение о предопределении спасения или гибели. Философско-историческая концепция Августина.

Критика «мирского» государства и учение о «государстве божьем».

 

Схоластическое течение Западной Европы XII – XII вв. Борьба между номинализмом и реализмом.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.): католическая направленность в истолковании учений Аристотеля.

Выделение богословских тезисов, постижимых для разума и доступных доказательству.

Учение Фомы о бытии и о душе.

 

Традиции естественно-научных исследований в Англии и философия Роджера Бэкона (ок.1210-1292 гг.).

Новое понимание задач и методов науки.

Учение Р. Бэкона о знании.

 

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.

Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) концепция роли интереса в жизни людей, освобождение политики от морали.

 

«Утопия» Томаса Мора (1478-1535гг.) как отражение мечты о справедливых общественных порядках.

 

Утопические идеи Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

 

Возникновение натурфилософии в эпоху Возрождения.

Николай Кузанский (1401-1464 гг.): пантеистическое решение вопроса об отношении бога к миру.

 

Научное и мировоззренческое значение открытий Н. Коперника (1473-1543), Г. Галилея (1564-1642).

 

Джордано Бруно (1548-1600 гг.): пантеистический характер материализма Бруно и его особенности: природа как «бог в вещах», гилозоистическое понимание природы, представление о «мировой душе» как движущем и всеоживляющем принципе.


 

Соотношение философии и религии:

Для греков человек=интеллект.

Для средневековья главнее всего – иррациональное начало.

Человек должен обладать тремя добродетелями:

1)вера

2)любовь

3)сострадание

 

Появилась двухуровневая система нравственности.

1)общечеловеческие ценности

не убей, не укради.

Регулируются совестью человека.

2)обыденная нравственность.

Главная мотивация для человека – стыд. Это обусловленность внешними факторами.

Христианство учило поступать по совести, воспитывать в нем внутреннюю мотивацию.

Христианская (срендевековая) философия ставила важную проблему: каково соотношение веры и разума?

Предмет христианской этики не эмпиричен.

Они познавали мир вещей, который рационально объясним.

Предмет христианской этики – абстракция Бога.

Основной способ познания абстракции – иррациональное начало.

АВГУСТИН

 

Позиция Августина Блаженного. Он считал, что предметом веры должно быть то, что может быть предметом разума.

Написал 3 работы

1)о свободной воле. Раскрывает борьбу добра и зла

Свобода – осознанная необходимость.

Грех в том, что человек, обладая даром, забыл законы бога. В результате отпадение человека от Бога. Назначение женщины – рожать в муках, мужчины – пахать.

Всемирная история – движение от греха к праведности. Чтобы стать выше, надо иметь веру.

Европейские философы считают, что Августин Блаженный – автор методологии структурирванного мира.

2)исповедь

В ней он говорит о грехе и о свободной воле человека

3)о граде божьем.

Создает историю человечества.

Общие идеи Августина:

1)он выступил против реинкарнации и гилозаизма(одушевления).

бог творит каждый раз душу заново, из ничего и душа присуща только исключительно человеку.

2)вера выше разума.

Иррациональное в человеке - чувства высшего порядка.

Чувственная интуиция выше разума. Она может постичь то, чего не существует.

Появляется новая иерархия человека. Человек – биосоциальное существо. Чувствует не тело, а душа, мыслит не сознание, а человек.

Тело – это благо высшего порядка.

Душа – это птица, которая томится в клетке.

3)августин выступает как родоначальник идеи общественного прогресса.

Суть идеи в том, что появляется будущее человечества, к которому человек должен прийти к измененном состоянии.

Если появляется новая реальность, то что такое отношение бог-человек это ключевые отношения мира, которые он рассматривает с позиции креационизма(бог – творец мира) и провиденционализма (история, человек и природа обусловлены волей бога).

Главная задача – быть наставником души человека, чтобы человек мог сделать правильный выбор. Человек очень часто выбирает не добро, а зло.

О ГРАДЕ БОЖЬЕМ

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога. «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия (в частности, предопределение играет важнейшую роль в кальвинизме).

Труд «О Граде Божьем» был написан в 413—427 годах[2], через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения. В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богу — богово, кесарю — кесарево» люди должны подчиняться законному правителю.

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ

Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” - общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.

Номинализм и реализм в средневековой философии. Идеализм направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. В средневековой философии приводится различие бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (для чего) она есть? Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания Бог. Философия базировалась на 2 основных идеях: - творения - откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей. Главный источник знаний и откровений Библия. Философская мысль религия единобожия (монотеизм иудаизм, христианство, мусульманство). Направления схоластики. Реализм (направление схоластики) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единые предметы, существующие в эмпирическом мире. Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (позиция Платона). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Номинализм отдавал приоритет воле над разумом (nomen имя) отрицал возможность существования общих понятий. Универсалии существуют не до, а после вещей. (человек есть живое существо, наделенное разумом) Общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием. Это был спор о взаимоотношении общего и сделочного. Реализм разновидность объективно-идеологического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму. Реализм был ведущий в споре о природе универсалий, а номинализм в оппозиции. Аврелий Августин бог мыслится как творец мира личностного духовного существа.

ФОМА АКВИНСКИЙ – БОГОСЛОВСКИЕ ТЕЗИСЫ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 663 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2296 - | 2123 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.