Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классический период. Смена космоцентризма антропоцентризмом. Философские учения софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.




На этом этапе философия стала постепенно обращаться непосредственно к изучению темы человека, смысла его жизни, свободы и счастья. Тем самым стал происходить антропологический поворот, т.е. переориентация философии с темы природы на тему человека – живого, познающего и ищущего себя в окружающем мире.

Первой философской школой, в центре внимания которой оказался человек, были софисты (V - первая половина IV вв. до н.э.). Возникновение данной школы было обусловлено потребностью ярко и убедительно говорит на народных собраниях, судах. Главной целью софистов была не истина, а умение убедить слушателей, поэтому на первое место у них выходила риторика – искусство красноречия. Они отрицали объективную истину и утверждали, что истина всегда субъективна.

Старшие софисты: Протагор Гордий Продик и др. Младшие софисты: Ликофрон Алкидам Критий и др.   - критическое отношение к окружающей действительности;
- стремление всё проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
- неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
- отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики;
- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Т.о., если до второй половины Vв. до н.э. почти все философы стремились раскрыть суть окружающего мира, то софисты повернули философскую мысль с проблем космоса на проблему человеческой жизни, рассматривая её как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

С конца Vв. до н.э. эта тематика стала предметом особого внимания и, прежде всего, у знаменитого древнегреческого философа Сократа. Его философия касалась, прежде всего, человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя.

Сократ (469 - 399гг. до н.э.) - разработал субъективный метод диалектики, который назвал майевтикой (повивальным искусством). Суть её в том, чтобы благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины;
- ввёл диалогический метод нахождения истины – путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
- истина – это объективное, независимое от мнения людей знание;
- был агностиком, считал, что материальный мир познать невозможно, на душа человека доступна пониманию. В познании души и состоит суть, предмет философии. Душа возвышается над «животностью» человека, и этим она обретает свободу, благодаря которой человек знает, как управлять своими страстями;
- был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.

 

Т.о., Сократ искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д., способствовал распространению знаний и просвещению граждан. Он не оставил значительных философских произведений, но вошёл в историю как выдающийся полимист, мудрец, философ-педагог. Он воспитал много учеников, продолжателей своего дела, стоял у истоков целого ряда «сократических школ».

Выдающимся учеником Сократа был античный философ Платон, живший на рубеже V – IV вв. до н.э. Платон известен тем, что, что организовал в Афинах собственную школу – Академию, является основателем объективного идеализма, создал проект идеального государства, пытался осуществить его в Сицилии. Он оставил после себя 34 философских произведения, написанных в форме диалога.

Платон (427 - 347гг. до н.э.) «Государство» «Законы»   - основные положения идеалистического учения Платона: - материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование; - окружающий мир также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; - реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи, которые истинны, вечны и постоянны; - любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна); - весь мир является отображением чистых идей.
- основные положения гносеологии Платона: - поскольку материальный мир всего лишь отображение «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего «чистые идеи»; - «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания; - «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); - высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
- основные положения социальной философии Платона: - человек являет собой единство души и тела; - основу человека составляет его душа, Душа бессмертна и возвращается много раз; - в душе различаются три части: - разумная, обращённая к идеям; - эмоциональная – пылкая, аффективно – волевая; - вожделенная – чувственная, движимая страстями; В зависимости от того какая часть души преобладает, человек рождается либо работником, либо воином, либо мудрецом – правителем идеального государства; - тело – лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих вожделений.
- проблема государства в философии Платона: - он выделял следующие типы государств: - монархия - справедливая власть одного человека; - тирания – несправедливая власть одного человека; - аристократия – справедливая власть большинства; - олигархия – несправедливая власть меньшинства; - демократия – справедливая власть большинства; - тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных, вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия; - он выстроил структуру идеального государства – «государства будущего», которого пока не существует и в котором отпадёт необходимость в государственной власти и законах: - всё население этого государства делится на три сословия – философы, воины, работники: - работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; - воины тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных делах; - философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, управляют государством; - жители государства вместе проводят свободное время; - не существует брака, все жёны и дети общие; - допускается и приветствуется труд рабов.

 

Философия Платона и особенно его представления о государстве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но и последующей мировой культуры.

 

Аристотель – выдающийся античный философ, основатель антологической традиции, называемой дуализмом, автор классической логики как метода научного и философского познания. Он по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него.

Аристотель был учеником Платона, но предложил во многом противоположную своему учителю философию. «Платон мне друг, но истина дороже». Он был интеллектуальным наставником и воспитателем Александра Македонского.

Аристотель (384 – 322гг. до н.э.) «Метафизика» «Политика» - критика учения Платона о «чистых идеях»: - не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определённые вещи; - данные вещи называются индивидуумы («неделимые»), т.е. существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является; - поскольку бытие не есть «чистые идеи» и их материальное отражение, то, что такое бытие? Бытие – это сущность, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.
- проблема материи: - материя – это потенция ограниченная формой (медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью); - всё сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; - изменение либо материи, либо формы приводит к изменению сущности самого предмета; - реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; - потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное; - высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
- проблема души: - душа является носителем сознания и в то же время ведает функциями организма (душа господствует над телом, разум над чувствами); - три уровня души: - растительная душа, которой обладают растения (отвечает за функции питания, роста, размножения); - животная душа, которой наделены животные (отвечает за те же функции, а также обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущений); - разумная душа, присущая человеку (кроме указанных функций, ведает функциями рассуждения и мышления, именно это выделяет человека из всего окружающего мира).
- проблема человека: - человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием мышления и разума; - человек имеет врождённую склонность жить вместе с себе подобными, и именно это качество приводит к возникновению общества. Человек политическое (общественное) животное. - регулирующим механизмом общества является государство.
- проблема государства: - назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся те, кто имеет собственность; - он выделял шесть форм государства, три правильных (монархия, аристократия и полития) и три – неправильных (тирания, олигархия и демократия); - наилучшей формой государства является полития, т.к. она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.

 

Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетия.

5. Философия раннего эллинизма: киники, стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники.

На развитие философии и духовную жизнь древних греков принципиальное влияние оказал распад империи Александра Македонского и общий кризис греческой рабовладельческой демократии в конце IVв. до н.э. Становление Римской империи, начавшееся вслед за этим, характеризуется слиянием греческой и римской культур, что нашло отражение и в философии.

В этот период главный интерес философов смещается в сторону этических и социально-политических проблем, а сама философия становится руководством к действию, приобретает практическое значение, вырабатывает правила жизни.

Философия киников возникла в конце IVв. до н.э. в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. Считается, что название данной философской школе дал Диоген Синопский, т.к. одно из его прозвищ – «кинос» - «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник». В действительности название происходит от слова «Киносарг» - холм и гимнасий в Афинах. Кроме Диогена, наиболее яркими представителями школы киников были Антисфен и Кратет.

Особенности и характерные черты философии киников: - главная цель – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) – и проверка данного образа жизни на себе;
- добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество, замкнутость;
- отсутствие постоянного места жительства, скитания, паразитический образ жизни, попрошайничество, крайний аскетизм;
- предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене, восхваление физической и духовной бедности;
- критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических, непризнание авторитетов;
- воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни, неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
- отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам.

 

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

В эпоху императорского Рима получила развитие и приобрела большое влияние философская школа стоиков, уделявшая основное внимание этическим вопросам. Возникновение и развитие данной школы явилось ответной реакцией на распространение идей киников. Название школы «Стоя» - от названия портика в Афинах, где она была основана. Основателем школы стоиков считается Зенон Китийский (333 – 262гг. до н.э.), наиболее выдающимися её представителями были Сенека (4г. до н.э. – 65г. н.э.) и Марк Аврелий (121 – 180гг.).

Особенности и характерные черты философии стоиков: - основная идея – освобождение от влияния внешнего мира путём постоянного самосовершенствования, восприятия лучших достижений традиционной культуры, мудрость;
- идеал – мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещённости, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии);
- признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом. Определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру. Призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
- признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
- неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если она служит злу;
- высокий эстетизм в мыслях и поступках. Восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры. Осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
- признание стремления к счастью высшей целью человека.

 

Идеи стоиков способствовали развитию христианства, т.к. оказались созвучными его основным догмам. Стоицизм призывал быть выше личного интереса, т.к. государственное благо выше личного, и во имя его при необходимости человек, не колеблясь, должен принести в жертву свою жизнь.

В IVв. до н.э. возникло ещё одно направление в философии данного периода - скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, критикующий), как реакция на предшествовавшие философские системы, провозглашавшие всесилие научно-философских знаний, с помощью которых объяснялся весь окружающий мир.

Скептики, напротив, во главу угла ставили сомнения в существовании какого-либо надёжного критерия истины, обращая внимание на относительность человеческого знания.

 

Основателем и самым значительным представителем скептицизма был Пиррон из Эллады (360 – 270гг. до н.э.).

Особенности и характерные черты философии скептиков: - мудрец – это человек, который знает и может помочь понять, как научиться жить; мудрец своего рода мастер, но не в научном знании, это умелец в жизни;
- ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть противопоставлено противоречащее ему утверждение;
- человек всегда должен сохранять невозмутимое спокойствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо воздержаться от суждений, т.к. невозможно достичь истины, т.е. познать суть вещей, Такое воздержание полезно, т.к. даёт невозмутимость и спокойствие духу, что составляет высшую степень блаженства;

 

Т.о., скептики исходили из принципа: «не знаю, а потому живу, как живётся; воздерживаюсь от суждений, следуя обычаю или здравому смыслу, благоразумию или жизненному опыту».

Эпикур (341 – 270гг. до н.э.) является родоначальником широко известного философского направления античности – эпикурейства. В 306г. до н.э. он, увлёкшись идеями Демокрита, в своём саду в Афинах основал философскую школу, которая и вошла в историю, как сад Эпикура.

Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий.

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) - учение о природе и космосе: - ничего не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в неё и произвести изменения (закон сохранения материи). Вселенная вечна и бесконечна; - все вещества состоят из атомов и пустоты. Атомы и пустота вечны. Атомы находятся в постоянном движении: - «мира чистых идей» не существует, существует множество материальных миров во Вселенной.
- учение о познании: - окружающий мир познаваем, основным видом познания является чувственное познание; - невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; - ощущения возникают благодаря восприятию человеком образов предметов окружающей жизни;
- учение о человеке и его поведении: - своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям). Человек есть результат биологической эволюции; - боги, возможно, существуют, но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела. Судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов; - душа является особым видом материи. Душа человека смертна, как и тело; - человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни. Счастье человека состоит в удовольствии. Удовольствие – это отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом; - нормой жизни должны стать разумное ограничение желаний, потребностей, невозмутимость и безмятежность, мудрость.

Учение Эпикура перешло на римскую почву в I в. до н.э. Огромную роль в распространении этого учения сыграло поэтическое творчество Тита Лукреция Кара. Знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения началось с публикации его поэмы «О природе вещей».

Неоплатонизм – последнее направление античной философии. Его наиболее яркими представителями были Плотин (205 – 270), его ученик Порфирий (233 – 304) и Прокл (410 – 485).

Неоплатонизм исходит из учения Платона, но с гораздо большими элементами религиозности и мифологичности.

Основные принципы учения платоников о бытии: - бытие обладает иерархичностью;
- всё существующее имеет истоком духовное начало;
- основа бытия построена по принципу триады: Единое, Ум, Душа. Все три элемента единой основы бытия связаны между собой принципом эманации, т.е. истечением творческой энергии – Единого. Единое (Бог) есть творческая сила, порождающая всё.

 

В неоплатонизме остатки языческой античной философии себя полностью исчерпали, а т.к. на место прежнего политеизма происходит христианский монотеизм, то к V в., когда пришла к своему закату Римская империя, усилились гонения и на античную философию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2393 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2221 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.