Общие закономерности и особенности развития философии Древнего мира Востока и Запада.
Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. до н.э. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
Общие закономерности философии Востока и Запада: | - зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания; |
- возникает, формируется, развивается как самостоятельная форма общественного сознания с появлением классового общества и государства; | |
- обращена к общечеловеческим ценностям (человеку, природе, Богу, истине, благу, красоте и т.д.); | |
- всегда выступает как мировоззрение (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое, плюралистическое, пантеистическое, деистическое, теистическое, атеистическое); | |
- выполняет теоретико-методологическую функцию; | |
- является «душой» культуры; | |
- содержит такие разделы, как онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о познании), социальную философию (учение об обществе), философию права (учение об общих принципах правовой реальности), этику (учение о морали и нравственности) и др.; | |
- основными методами философии являются диалектика и метафизика. |
Особенности развития философии Востока и Запада.
Философия Востока. | Философия Запада. |
Философия с начала своего возникновения антропоцентрична. | В досократический период философия предстаёт как натурфилософия, а человек рассматривается в ней как часть природы, Космоса, и только начиная с Сократа человек «перемещается» в центр философии. |
Философия обращается к проблеме самосознания человека, его связи с Абсолютом, Богом. | Философия исследует феномен человека как существа разумного, общественного, политического. |
В философии этика органично переходит в этикет, практику повседневной реальности. | В философии этика обращена к проблемам счастья и добродетелей человека. |
Философия обрастает культом и органично участвует в формировании «своей» религии. | Данное явление появилось лишь с распространением идеи Христа в I в. до н.э. |
В философии сильна религиозно-идеалистическая тенденция. | Философия представлена и материалистическими и идеалистическими учениями и школами, для неё также характерен пантеизм, теизм (имел место и атеизм) и др. |
Для философии характерен иррационализм. | Для философии характерен преимущественно рационализм, хотя ей не чужда и отдельные иррационалистические учения (и Гносеологические, и онтологические). |
В целом философия Древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие всей человеческой цивилизации.
Философия античности. Переодизация, основные черты.
Античная философия охватывает почти тысячелетний период истории. Она возникла в Древней Греции в середине I тысячелетия до н.э. и уступила место другой – средневековой философии уже после распада Римской империи – к VI в. н.э.
Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа духовного самовыражения, который уже у первых античных философов приобрёл стройную логическую форму и характеризуется рациональным постижением мира. Этим античная философия существенно отличается от восточной мудрости.
Чёткие рациональные мотивировки античных философов выделяют их среди других древних мыслителей. Появление первых философских школ в городах Малой Азии не было случайным, т.к. именно там восточная культура и мудрость оказали непосредственное влияние на мировоззрение греческих мудрецов.
Отличительной чертой первых школ античной философии является её космоцентризм, направленность на осмысление «космоса», «природы». Даже человек, с его сознанием и душой, занимавший важное место в философских учениях античных мыслителей, рассматривался ими, прежде всего как неотъемлемая часть природы.
В развитии античной философии можно выделить следующие этапы:
Этапы | Основные направления | Особенности |
Досократический период (VI – Vвв. до н.э.) | - милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); - школа Гераклита Эффеского; - атомисты (Демокрит, Левкипп). | - ярко выраженный космоцентризм; - повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; - поиск первоначала, породившего всё сущее; - гилозоизм (одушевление неживой природы); - доктринёрский (недискуссионный) характер философских учений. |
Классический (сократический) период (V – IVвв. до н.э.) | - философско-просветительская деятельность софистов; - философия Сократа; - философия Платона; - философия Аристотеля. | - меньше внимания уделяется поиску первоначала; - допускается участие богов и идей в создании природы и Космоса; - выдвигается идеалистическая версия о происхождении сущего; - положено начало спору между материализмом и идеализмом; - проявляется интерес к проблеме человека, общества, государства; - переход от декларативно-догматического метода философствования к диалектико-доказательственному. |
Эллинистический (греко-римский) период (IVв. до н.э. – IVв. н.э.) | - философия киников (Диоген Синопский); - философия стоиков (Зенон Китийский, Сенека); - философия скептиков (Пиррон из Эллады); - философия эпикурейцев (Эпикур); - философия неоплатоников (Плотин, Порфирий, Прокл) | - кризис античных моральных и философских ценностей; - снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; - отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; - поиск физической и духовной опоры в самом себе; - стремление к отрешению от действительности; - преобладание материалистического взгляда на мир; - признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека. |