Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬едыї и их роль в становлении и развитии древнеиндийской философии

¬опрос1!

1. ќсобенности культуры ƒревней »ндии и их вли€ние на формирование философии ‘илософи€ возникает в середине I тыс€челети€ до н.э., ориентировочно в VI в. до н.э., одновременно в разных культурных ареалах Ц в  итае, »ндии, ƒревней √реции. –азвитие ее €вл€лось переходом от мифологии к мировоззрению, основанному на знании. ¬опрос о причинах этого процесса сложен, но истоки его следует искать в развитии производительных сил (переход к использованию железа, по€вление первых государств, рост критики традиционной религии, прирост научных знаний).

ќдним из таких культурных ареалов была ƒревн€€ »нди€. ¬ процессе формировани€ философской традиции »ндии в полной мере про€вились основные особенности древнеиндийской культуры. ѕерва€, наиболее €рка€ особенность индийской культуры Ц удивительное многообразие ее феноменов, и вместе с тем, ощущение целостности и единства всей культурной жизни в совокупности. ‘илософи€ ƒревней »ндии неразрывно св€зана с религиозными представлени€ми, с литературой и искусством. —тремление к синтезу выразилось здесь в желании найти единое начало мира, достичь единства бога, человека и мира. » вместе с этим, многообразие сохран€етс€ и здесь: индийцы рассматривают многочисленные философские школы как разнообразные про€влени€ единой истины, как разные спицы в одном и том же колесе.

» все же в этой многокрасочной палитре культурного полотна легко угадываетс€ глубокое внутреннее единство, целостность жизни всего населени€, позвол€ющее безошибочно выдел€ть культуру »ндии из всего многообрази€ мировых культурно-исторических типов. «а разрозненностью и фрагментарностью открываетс€ св€занность в некую глубинную структуру, подчиненность общему началу. » вместе с тем, оказываетс€ чрезвычайно трудно уловить объедин€ющий принцип этой интуитивно схватываемой целостности. ¬ качестве такого принципа знатоки индийской культуры предлагали самые различные €влени€ Ц религию индуизма (ћ.—ринивас), мировоззренческое стремление к поиску Ђподлежащего единства вещейї (—.¬ивекананда), Ђнепрерывную сетьї культурной де€тельности Ц песни, танцы, религиозные повествовани€ и ритуалы, скульптуру и живопись (ћ.—ингер) и др. —егодн€ €сно, что Ђни один из аспектов этой культуры, вз€тый в отдельности, Ц ни религи€, ни €зык, ни искусство, ни социальна€ система Ц не могут служить объедин€ющим принципом, но все вместе они составл€ют то сочетание внутреннего единства и многообрази€ форм, которое €вл€етс€ одной из важнейших черт культуры »ндииї1. » в этом смысле, основу целостности следует, видимо, искать в глубинных структурах мировоззрени€, дл€ которого с древнейших времен была свойственна иде€ единства. ќна охватывала не только стремление к политическому единству под властью одного правител€, религиозной общности или €зыковому единообразию, но включала в себ€ гораздо более широкое представление о сущностном единстве внутреннего мира и внешней де€тельности, человека и природы, о неискоренимом единстве времен Ц прошлого, насто€щего и будущего.  ак знать, может быть, в воспри€тии времени единым потоком, в ощущении плавности перехода от прошлого к насто€щему и будущему, в осознании краткости нынешнего мгновени€, тыс€чью невидимых нитей св€занного с жизнью предшествующих и будущих поколений, в видении целостности мира следует искать основу внутреннего единства индийской культуры.

Ѕережное и уважительное отношение к традиции Ц еще одно важнейшее свойство индийской культуры. ќднако традиционализм не следует понимать как косность, статичность, отсутствие развити€ и творческого поиска, безоговорочное и неосмысленное следование авторитету. ¬р€д ли можно сказать, что »нди€, породивша€ множество философских школ, иде€ми которой длительное врем€ питалась европейска€ философи€, »нди€, выработавша€ новые художественные стили посредством синтеза местных традиций и культурного опыта завоевывавших ее народов, ставша€ родиной одной из мировых религий Ц буддизма, давша€ простор различным типам социально-политического устройства, была омертвелой и нединамичной. “радиционализм ее выражалс€ в особом характере происход€щих культурных процессов и самом способе существовани€ культуры, предполагающем сохранение культурного €дра и индивидуальности, преемственность основных ценностей, уважительное отношение к культурному наследию, веру в авторитет прошлого. “о, что было опытом прошлых поколений, не забывалось по мере ухода из непосредственного использовани€, а становилось культурной традицией, скрытой энергией, запасом выработанных способов решени€ социокультурных проблем, досто€нием, которое может быть вновь использовано на каком-то новом витке культурного развити€ страны. ѕрошлое было истоком и одновременно моментом возможного возвращени€ в череде смен€ющихс€ исторических этапов, а потому возвеличивалось и сакрализовалось.

^

¬едыї и их роль в становлении и развитии древнеиндийской философии

 

“радиционализм древнеиндийской культуры в полной мере про€вилс€ в философии. » одним из подтверждений €вл€етс€ тот факт, что на формирование философских школ здесь существенное вли€ние оказал важнейший религиозно-литературный пам€тник ариев - Ђ¬едыї. ¬р€д ли можно назвать еще какой-нибудь элемент арийской культуры, который бы оказал столь значительное вли€ние на последующее развитие индийской культуры, включа€ и философию, как религиозные веровани€ и св€щенные книги Ђ¬едї.

Ђ¬едыї в культуре ариев играли огромную роль (думаетс€, что название длительного исторического периода в развитии индийской культуре Ђведическимї прекрасно отражает их значение): их вли€ние значительно превосходило роль простого религиозного писани€, ибо они были важнейшим элементом культурной трансл€ции. »менно передача сакрального знани€, содержащегос€ в этих св€щенных сборниках, в устной форме от учител€ (гуру) к ученику способствовала оформлению индийской культуры в качестве традиционной, где преобладает канон, где существует уважение к авторитету прошлого, в том числе и к авторитету гуру, обладающего способностью проникать в божественную истину и передавать ее. Ќаверное, можно смело сказать, что образ духовного наставника, св€того человека гуру €вл€етс€ символической фигурой дл€ »ндии. ¬ процессе трансл€ции Ђ¬едї от учител€ к ученику возникала удивительна€ сопричастность душ, благодар€ которой знание предшествующих поколений становились досто€нием насто€щего. “ак изначально передавались религиозные, философские, эстетические трактаты, научные сведени€, эпические поэмы. » €дром этого сакрального “екста были Ђ¬едыї.

Ќаиболее древн€€ ведийска€ литература восходит ко II тыс€челетию до н.э., но письменна€ ее фиксаци€ по€вилась значительно позднее. Ђ¬едыї (от санскр. корн€ Ђvidї Ц Ђзнатьї; этот же корень в русском слове Ђведатьї)Ц древнейшие сборники исполн€емых при жертвоприношении гимнов. ¬ совокупности все тексты ведийской традиции называютс€ ЂЎрутиї Ц полученные через Ђслышаниеї, то есть благодар€ божественному откровению. »значально Ђ¬едыї состо€ли из трех сборников (самхит) Ц Ђ–игведыї, Ђ—амаведыї, Ђяджурведыї. ƒревнейший из них Ц Ђ–игведаї Ц датируетс€ концом II тыс€челети€ до н.э. и представл€ет собой собрание гимнов, обращенных к божествам и исполн€вшихс€ во врем€ жертвоприношений. ќна состоит из 10 книг (мандал, букв. Ђкруговї) и содержит 1028 гимнов. –абиндранат “агор называл гимны Ђ–игведыї поэтическим свидетельством Ђколлективного выражени€ народного восторга и благоговейного ужаса перед жизньюї. Ђ—амаведаї (Ђ—борник напевовї) Ц собрание гимнов по преимуществу из Ђ–игведыї с указани€ми по их правильному исполнению (интонацией, ударени€ми, паузами). Ђ—амаведаї представл€ла собой Ђинструкциюї дл€ удгатара Ц жреца, об€занного исполн€ть гимны во врем€ жертвоприношений. Ђяджурведаї (Ђ¬еда жертвенных формулї) посв€щена описанию древнего ритуала жертвоприношени€, в состав которого и должны были входить религиозные гимны. Ђяджурведаї предназначалась дл€ жреца адхварью, исполн€вшего этот ритуал. ѕозднее была канонизирована и включена в качестве четвертой в состав Ђ¬едї Ђјтхарваведаї Ц собрание древних магических заклинаний и заговоров, относ€щеес€ к началу I тыс€челети€ до н.э. ¬ ней есть заклинани€ на приобретение мужа, против сглаза, против проклинающего, от болезней и несчастий. ¬от, например, отрывок из заговора от кашл€:

 ак мысль с помощью представлений

—тремительно улетает прочь,

“ак пролети ты, кашель,

ѕо просторам мысли!

 ак хорошо отточенна€ стрела

—тремительно улетает прочь,

“ак пролети ты, кашель,

ѕо склону земли!1

—труктурно кажда€ из Ђ¬едї состоит из самхиты (собственно гимнов, а дл€ Ђјтхарваведыї Ц заклинаний и заговоров) и брахмана (Ђобъ€снени€ Ѕрахманаї; прозаического трактата, объ€сн€ющего ритуальные пон€ти€ гимнов, содержащего предписани€ и примеры). Ѕрахманы относ€тс€ к X-VII в.в. до н.э. ¬ составе брахманов выдел€ют особо арань€ки (от Ђарань€ї Ц Ђлесї; они считались настолько св€щенными, что их чтение допускалось только в лесу, т.е. предназначались дл€ отшельников) Ц последние книги, включающие в себ€ философские доктрины, толковани€ мистических обр€дов и аллегорий самхит.   арань€кам тесно примыкают упанишады (включены в арань€ки или образуют приложени€ к ним; название происходит от глагольной основы Ђупа-ни-шадї Ц Ђсидеть подлеї /наставника/) Ц эзотерическое знание, передаваемое от учител€ к ученику из уст в уста, посв€щенное проблемам всемирной души, абсолюта, происхождению вселенной и т.д.  аноническими признаютс€ 108 упанишад, созданных в период с IX-VIII вв. до н.э. по XIV-XV вв. н.э. ”панишады, €вл€ющиес€ по сути философским дискурсом, оказали существенное вли€ние на развитие древнеиндийской мысли.

¬ ”панишадах происходит переход от мифологии к философии. «десь по€вл€етс€ представление о безличностном начале Ц Ѕрахмане. Ёто безличный принцип, который по смыслу приближаетс€ к пон€тию субстанции. Ђѕоистине от чего рождаютс€ эти существа, чем живут рожденные, во что они вход€т, умира€, то и стремись распознать, то и есть Ѕрахманї. Ђ¬се, что ни есть, есть Ѕрахманї. Ђ¬се есть Ѕрахманї. Ђѕоистине, Ѕрахман Ц это бессмертное, Ѕрахман Ц впереди, Ѕрахман Ц позади, справа и слева, он простираетс€ вверх и вниз. Ѕрахман Ц это все величайшееї.

ќднако ЂвсЄї Ц это не только Ѕрахман, но еще и јтман. јтман Ц это индивидуальное и универсальное, космическое психическое бытие. Ёто сознательное существо, творец мира, а не только безличное начало, субстанци€. ќн Ц повелитель всех существ, царь всех существ. Ќо одновременно с этим, он €вл€етс€ и субстанцией, которой пронизано все сущее, основа всего существующего. јтман Ц это целое, €вл€емое в част€х как тождественное самому себе. ќн начало и конец всего сущего, так как Ђсотворив все миры, он, пастырь, свертывает их в конце времениї. —мерть Ц это сли€ние с јтманом. ѕрирода јтмана и телесна и духовна.

јтман тождественен Ѕрахману (генетико-субстанциальное начало всего сущего, неизменна€ сущность вещей, наход€ща€с€ как в них, так и вне их, все сущее): Ђѕоистине этот јтман есть Ѕрахман, состо€щий Е из света и не-света, из желани€ и не-желани€, из гнева и не-гнева, из дхармы и не-дхармыЕї

”панишады провод€т принцип тождества Ђяї с Ѕрахманом и јтманом. — осознанием этого тождества с јтманом и Ѕрахманом св€зываетс€ высшее состо€ние человеческого духа. ¬ соответсвтии с этим, высша€ этическа€ цель жизни Ц сли€ние с Ѕрахманом Ц јтманом еще при жизни, освобождение от сансары и достижение мира Ѕрахмана после смерти. Ёто отречение от мира и от учености. Ќеобходимо подвижничество, пода€ние, честность, ненасилие, правдивость.

«начение Ђ¬едї дл€ истории культуры и философии огромно. ѕрежде всего, она заложила основы индуизма, который оказал сильнейшее вли€ние на жизненный уклад, художественную культуру, обычаи »ндии и который сегодн€ раздел€ют 83% индийцев. ѕри этом следует отметить, что индуизм €вл€етс€ не только основной религией современной »ндии, но и специфически индийской религией, поскольку 95% всех исповедующих индуизм людей проживают в »ндии. ќсновы же его следует искать именно в Ђ¬едахї, из важнейших религиозно-философских положений которых сформировались индуистские догматы. ¬едийска€ религи€, заложивша€ основы индуизма, была крайне политеистичной: в Ђ¬едахї упоминаютс€ 3339 богов, из которых 33 основных. ќднако дл€ нас чрезвычайно важно и то, что Ђ¬едыї повли€ли на формирование философской традиции »ндии. Ќа основе ведийского знани€ и, прежде всего, идей Ђ”панишадї, сложились так называемые даршаны Ц философские системы.

¬се многочисленные направлени€ индийской философии дел€тс€ на ортодоксальные (признающие авторитет Ђ¬едї и рассматривают свое учение как путь к спасению) и неортодоксальные (не признающие авторитет Ђ¬едї).   ортодоксальным школам относ€т три пары школ: санкхь€ и йога, вайшешика и нь€€, миманса и веданта. ¬ каждой паре школы дополн€ют друг друга.   числу неортодоксальных направлений относ€тс€ буддизм, джайнизм, материалистическа€ философска€ традици€ (чарвака-лока€та). ќднако, не признава€ авторитет Ђ¬едї, и эти школы во многом опираютс€ на весь комплекс ведийской литературы.

ќсобенности

Ќа базе ведийской мифологии в середине первого тыс€челети€ до нашей эры в »ндии получила зарождение древнеиндийска€ философи€. Ёто произошло в тот момент, когда человеком были предприн€ты первые попытки по осмыслению окружающего мира Ц космического пространства, живой и неживой природы, а также себ€ самого. “акой прогресс стал возможен в результате, прежде всего, умственной эволюции, когда человеком разумным была осуществлена дифференциаци€ природы, как средства своего обитани€ и постепенное выделение из нее себ€.

Ќа основе этих умозаключений по€вилась способность воспринимать окружающий мир, космическое пространство, как нечто коренным образом отличающеес€ от него. „еловек стал делать соответствующие выводы, а затем и размышл€ть. ќсновными постулатами древнеиндийской философии €вл€ютс€ убеждени€ в том, что жизненный цикл не ограничиваетс€ одним-единственным рождением с последующей смертью. ”чение имеет три основных периода:

ведический;

классический;

индуистский.

—тановление учени€ Ђƒревнеиндийска€ философи€ї основываетс€ на ¬едах (Ђзнаниеї Ц в переводе с санскрита) Ц религиозно-философских трактатах. «акон –иты Ц опора онтологии индийской философии, представл€ет собой пор€док и взаимосв€зь, цикличность и космическую эволюцию. ¬дох и выдох Ѕрахмы ассоциируетс€ с бытием и небытием и продолжает свое существование в течение ста космических лет. Ќебытие после смерти длитс€ на прот€жении сотни космических лет, по истечении которых он вновь возрождаетс€.

ќсобенности древнеиндийской философии заключаютс€ в про€влении повышенного внимани€ к размышлени€м над познанием трансцендентного, в отличие от западного учени€. ¬виду того, что вера заключаетс€ в вечно и циклически обновл€ющемс€ мировом процессе и не была создана истори€ философии. »менно поэтому учение об обществе и эстетика Ц две отдельные науки. √лавна€ отличительна€ черта учени€ Ђƒревнеиндийска€ философи€ї заключаетс€ в непосредственном изучении процессов, которые происход€т в сознании при соприкосновении с миром €влений и предметов.

«арождение философской мысли человечества происходило в то врем€, когда первые государства и классовые общества стали замен€ть родовые отношени€. ƒревние литературные пам€тники стали носител€ми некоторых философских идей, которые обобщены в тыс€челетнем опыте человечества. ѕричем наидревнейшей философией €вл€етс€ беруща€ свое начало в »ндии и  итае.

ƒревнеиндийска€ философи€. Ўколы

¬ результате духовного перелома в развитии страны и сложившихс€ предпосылок дл€ социального, политического и экономического развити€ в VI веке до нашей эры в »ндии по€вл€ютс€ первые государства, стремительно развиваютс€ производительные силы, в св€зи с переходом с бронзы на железо.  роме того, формируютс€ товарно-денежные отношени€, начинаетс€ рост научных исследований, по€вл€етс€ критика воцарившихс€ нравственных установок и представлений. »менно эти факторы и стали основой дл€ по€влени€ школ и р€да учений, которые в свою очередь подраздел€ютс€ на две группы. ќтдающие предпочтение авторитету ¬ед Ц это философские ортодоксальные школы и не отрицающие их непогрешимость Ц неортодоксальные школы ƒревней »ндии.

ƒревнеиндийска€ философи€. ќсновные ортодоксальные учени€

¬еданта. ¬ свою очередь она образует два направлени€:

јдвайта, не признающа€ никакой реальности в мире, кроме Ѕрахмана Ц единой духовной высшей сущности;

¬ишишта-адвайта, поклон€юща€с€ трем реальност€м: материи, душе и Ѕогу.

ћиманса. ”чением признаетс€ существование духовного и материального начал во вселенной.

—анкхь€. ¬ основе Ц признание во вселенной двух первоначал: духовного Ц пуруши (сознание) и материального Ц пракрити (природа, матери€).

Ќь€€. ”чение говорит о существовании вселенной, состо€щей из атомов.

¬айшешика. ќбосновано на убеждении, что мир состоит из субстанций, обладающих действием и качеством. ¬се существующее подраздел€етс€ на семь категорий, а именно: субстанци€, общность, действие, качество, присущность, особенность, небытие.

…ога. —огласно ему Ц основна€ цель человека и всех его поступков должна заключатьс€ в полном освобождении от материального существовани€. ƒобитьс€ этого можно, следу€ йоге (созерцание) и войрагье (отрешенность и бесстрастие).

ќсновные неортодоксальные школы:

ƒжайнизм.

Ѕуддизм.

Ћока€та.

 

¬опрос 4 древнего кита€

 итай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине

второго тыс€челети€ до н. э. в государстве Ўан-»нь (XVII-XII вв. до н. э.)

возникает рабовладельческий уклад хоз€йства. “руд рабов, в которых обращали

захваченных пленных, использовалс€ в скотоводстве, в земледелии. ¬ XII веке

до н. э. в результате войны государство Ўань-»нь было разгромлено племенем

„жоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

¬ эпоху Ўан-»нь и в начальный период существование династии ƒжок

господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. ќдно из

отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в

них богов и духов. ћногие из древнекитайских божеств (Ўан-ди) имели €вное

сходство с животными, птицами или рыбами. Ќо Ўан-ди был не только верховным

божеством, но и их родоначальником. —огласно мифам, именно он был предком

племени »нь.

¬ажнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков,

который строилс€ на признании вли€ни€ умерших на жизнь и судьбу потомков.

¬ глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, ¬селенна€

представл€ла собой мрачный бесформенный хаос. ¬ нем родились два духа- инь

и €н, которые зан€лись упор€дочением мира.

¬ мифах о происхождении ¬селенной налицо очень смутные, робкие

зачатки натурфилософии.

ћифологическа€ форма мышлени€, как господствующа€, просуществовала

вплоть до первого тыс€челети€ до н. э.

–азложение первобытнообщинного стро€ и по€влени€ новой системы

общественного производства не привели к исчезновению мифов.

ћногие мифологические образы переход€т в позднейшие философские

трактаты. ‘илософы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаютс€ к мифам

дл€ того, чтобы обосновать свои концепции истинного правлени€ и свои нормы

правильного поведени€ человека. ¬месте с тем конфуцианцы осуществл€ют

историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.

У»сторизаци€ мифов, заключавша€с€ в стремлении очеловечить действи€ всех

мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. —трем€сь привести

мифические предани€ в соответствие с догмами своего учени€, конфуцианцы не

мало потрудились дл€ того, чтобы превратить духов в людей и дл€ самих мифов

и легенд найти рациональное объ€снение. “ак миф стали частью традиционной

историиФ. –ационализированные мифы станов€тс€ частью философских идей,

учений, а персонажи мифов - историческими личност€ми, используемыми дл€

проповеди конфуцианского учени€.

‘илософи€ зарождалась в недрах мифологических представлений,

использовала их материал. Ќе была исключением в этом отношении и истори€

древнекитайской философии.

‘илософи€ ƒревнего  ита€ тесно св€зана с мифологией. ќднако эта св€зь

имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в  итае.

 итайские мифы предстают прежде всего как исторические предани€ о прошлых

династи€х, о Узолотом векеФ.

 итайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие

взгл€ды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосв€зь с

человеком. ѕоэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии

в китайской философии главного места. ќднако все натурфилософские учени€

ƒревнего  ита€, такие, как учени€ о Уп€ти первостихи€хФ, о Увеликом

пределеФ - тайцзи, о силах инь и €н и даже учени€ о дао, ведут свое начало

от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о

небе и земле, о Увосьми стихи€хФ.

Ќа р€ду с по€влением космогонических концепций, в основе которых

лежали силы €н и инь, возникает наивно-материалистические концепции,

которые прежде всего были св€заны с Уп€тью первостихи€миФ: вода, огонь,

металл, земл€, дерево.

Ѕорьба за господство между царствами привела во второй половине III

в. до н. э. к уничтожению У—ражающихс€ царствФ и объединению  ита€ в

централизованное государство под эгидой сильнейшего царства ÷инь.

√лубокие политические потр€сени€ - распад древнего единого

государства и укрепление отдельных царств, остра€ борьба между крупными

царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической

борьбе различных философско-политических и этических школ. Ётот период

характеризуетс€ рассветом культуры и философии.

¬ таких литературно- исторических пам€тниках как УЎи цзинФ, УЎу

цзинФ, мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе

обобщени€ непосредственной трудовой и общественно-исторической практики

людей. ќднако подлинный расцвет древней китайской философии приходитс€

именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком

китайской философии. »менно в этот период по€вл€ютс€ такие произведени€

философско-социологической мысли, как Уƒао дэ цзинФ, УЋунь юийФ, Ућо-цзыФ,

Ућэн-цзыФ, У„жуан-цзыФ. »менно в этот период выступают со своими

концепци€ми и иде€ми великие мыслители Ћао-÷зы,  онфуций, ћо-цзы, „жуан-

цзы, —юнь-цзы. »менно в этот период происходит формирование китайских школ

- даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем

громадное вли€ние на все последующее развитие китайской философии. »менно в

этот период зарождаютс€ те проблемы. “е пон€ти€ и категории, которые затем

станов€тс€ традиционными дл€ всей последующей истории китайской философии,

вплоть до новейшего времени.

особенности развити€ философии в китае.

ƒва основных этапа развити€ философской мысли в ƒревнем  итае: этап

зарождени€ философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до

н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества У100 школФ,

который традиционно относитс€ к VI-III вв. до н. э.

ѕериод складывани€ философских воззрений древних народов, которые

жили в бассейнах рек ’уанхэ, ’уайхэ, ’аньшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и

заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным

процессом в »ндии и ƒревней √реции. Ќа примере возникновени€ философии в

этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло

становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.

ќдновременно истори€ становлени€ и развити€ философии неразрывно

св€зана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. ѕротивосто€ние

философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между

силами прогресса и реакцией, цепл€вшиес€ за все старое осв€щавшее

авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства. ¬ конечном

итоге столкновени€ взгл€дов и точек зрени€ выливались в борьбу двух

основных направлений в философии - материалистического и идеалистического -

с той или иной степенью осознани€ и глубиной выражени€ этих направлений.

—пецифика китайской философии непосредственно св€зана с ее особой

ролью в той острой социально-политической борьбе, котора€ имела место в

многочисленных государствах ƒревнего  ита€ периодов У¬есны и осениФ и

У—ражающихс€ ÷арствФ. –азвитие социальных отношений в  итае не привело к

четкому разделению сфер де€тельности внутри господствующих классов. ¬  итае

своеобразное разделение труда между политиками и философами не было €рко

выражено, что обусловило пр€мую, непосредственную подчиненность философии

политической практике. ¬опросы управлени€ обществом, отношени€ между

различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно

интересовало философов ƒревнего  ита€.

ƒруга€ особенность развити€ китайской философии св€занно с тем, что

естественнонаучные наблюдени€ китайских ученых не находили, за небольшим

исключением, более или менее адекватного выражени€ в философии, так как

философы, как правило, не считали нужным обращатьс€ к материалам

естествознани€. ѕожалуй, единственным исключением в этом роде €вл€етс€

школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи „жоу

прекратили свое существование.

‘илософи€ и естествознание существовали в  итае, как бы отгородившись

друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. “ем

самым китайска€ философи€ лишила себ€ надежного источника дл€ формировани€

цельного и всестороннего мировоззрени€, а естествознание, призираемое

официальной идеологией, испытыва€ трудности в развитии, оставалась уделом

одиночек и искателей эликсира бессмерти€. ≈динственным методологическим

компасом китайских естествоиспытателей оставались древнее

наивноматериалистические идеи натурфилософов о п€ти первостихи€х.

Ётот взгл€д возник в ƒревнем  итае на рубеже VI и V веков и

просуществовал вплоть до нового времени. „то касаетс€ такой прикладной

отрасли естествознани€, как китайска€ медицина, то она и по сей день

руководствуетс€ этими иде€ми.

“аким образом оторванность китайской философии от конкретных научных

знаний сузило ее предмет. ¬ силу этого натурфилософские концепции,

объ€снени€ природы, а также проблемы сущности мышлени€, вопросы природы

человеческого сознани€, логики не получили в  итае большего развити€.

ќбособленность древнекитайской философии от естествознани€ и

неразработанность вопросов логики €вл€ютс€ одной из главных причин того,

что формирование философского пон€тийного аппарата шло весьма медленно. ƒл€

большинства китайских школ метод логического анализа осталс€ фактически

неизвестным.

Ќаконец, дл€ китайской философии была характерно тесна€ св€зь с

мифологией.

школы в китайской философии.

¬ УЎи цзиФ (У»сторические запискиФ) —ыма ÷€н€ (II-I вв. до н. э.)

приводитс€ перва€ классификаци€ философских школ ƒревнего  ита€. “ам

названо шесть школ: Усторонники учени€ об инь и €нФ натурфилософы), Ушкола

служилых людейФ (конфуцианцы), Ушкола моистовФ, Ушкола номиналистовФ

(софисты), Ушкола законниковФ (легистов), Ушкола сторонников учени€ о дао и

дэФ - даосистов.

ѕозже, на рубеже нашей эры, эта классификаци€ была дополнена еще

четырьм€ УшколамиФ, которые, однако за исключением цзацз€, или Ушколы

эклектиковФ, собственно, к философии  ита€ не имеют отношени€. ќдни школы

названы по характеру общественной де€тельности основател€ школы, другие -

по имени основател€ учени€, третьи - по главным принципам пон€ти€ этого

учени€.

¬месте тем, несмотр€ на всю специфику философии в ƒревнем  итае,

отношение между философскими школами сводилось в конечном итоге к борьбе

двух основных тенденций - материалистической и идеалистической, хот€,

конечно, нельз€ представить эту борьбу в чистом виде.

Ќа ранних этапах развити€ китайской философии. Ќапример даже во

времена  онфуци€ и ћо-цзы, отношение этих мыслителей к основному вопросу

философии не выражалось пр€мо. ¬опросы о сущности человеческого сознани€ т

его отношени€ к природе, материальному миру не были определены достаточно

четко. «ачастую во взгл€дах тех философов, которых мы относим к

материалистам, содержались значительные элементы религиозных, мистических

представлений прошлого и, наоборот, мыслители, которые в целом занимали

идеалистические позиции, отдельным вопросам давали материалистическое

толкование.

ќдно из важных мест в борьбе идей в течение VI-V вв. до н. э. занимал

вопрос о небе и первопричине происхождени€ всего сущего. ¬ это врем€

пон€тие неба включало и верховного владыку (Ўан-ди), и судьбу, и пон€тие

первоосновы и первопричины всего сущего и одновременно было как бы

синонимом естественного мира, УприродыФ, окружающего мира в целом.

¬се свои помыслы, ча€ни€ и надежды обращали древние китайцы к небу,

ибо, по их представлени€м, от неба (верховного) зависели и лична€ жизнь, и

дела государства, и все природные €влени€.

ќт огромной роли неба в жизни древних китайцев, их вере в его

могущество говор€т многие страницы не только УЎи цзинФ, но и УЎу цзинФ.

”падок господства наследственной аристократии выразилс€ в упадке веры

во всесилие неба. ѕрежний чисто религиозный взгл€д на небесный путь стал

замен€тс€ более реалистичным взгл€дом на окружающую человека ¬селенную -

природу, общество. ќднако основу всех религиозных суеверий составл€л культ

предков, ибо этот культ родословную древнекитайского государства.

»деологи€ конфуцианства в целом раздел€ла традиционные представлени€ о

небе и небесной судьбе, в частности изложенные в УЎи цзинФ. ќднако в

услови€х широко распространившихс€ сомнений о небе в VI в. до. н. э.

конфуцианцы и их главный представитель  онфуций (551-479 гг. до н. э.)

делали упор не на проповедь величи€ неба, а на страх перед небом, перед его

карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы.

 онфуций говорил, что Увсе первоначально предопределено судьбой и тут

ничего нельз€ ни убавить, ни прибавитьФ (Ућо-цзыФ, Фѕротив конфуцианцевФ,

ч. II).  онфуций говорил, что благородный муж должен испытывать страх перед

небесной судьбой, и даже подчеркивал: У то не признает судьбы, тот не может

считатьс€ благородным мужемФ.

 онфуций почитал небо как грозного, всеединого и сверхъестественного

повелител€, обладающего при этом известными антропоморфическими свойствами.

Ќебо  онфуци€ определ€ет дл€ каждого человека его место в обществе,

награждает, наказывает.

Ќар€ду с доминирующим религиозным взгл€дом небо у  онфуци€ уже

содержались элементы толковани€ неба как синонима природы в целом.

ћо-цзы, живший после  онфуци€, примерно в 480-400 гг. до н.э., тоже

восприн€л идею веры в небо и его волю, но эта иде€ получила у него иную

интерпретацию.

¬о-первых, вол€ неба у ћо-цзы познаваема и всем известна - это

всеобща€ любовь и взаимна€ выгода. —удьбу же ћо-цзы отвергает в принципе.

“аким образом, у ћо-цзы трактовка воли неба имеет критический характер:

отрицание привилегий господствующего класса и утверждение воли

простолюдинов.

ћо-цзы попыталс€ использовать оружие господствующих классов и даже

суевери€ простых людей простых людей в политических цел€х, в борьбе против

господствующего класса.

ћоисты, подвергнув ожесточенной критике взгл€ды конфуцианцев на

небесную борьбу, вместе с тем рассматривали небо как образец дл€

ѕоднебесной.

¬ высказывани€х ћо-цзы о небе сочетаютс€ перижитки традиционных

религиозных воззрений м подходом к небу как €влению природы. »менно м этими

новыми элементами и в толковании неба как приоды моисты св€зывают дао как

выражение последовательности изменений в окружающем человеке мире.

ян „жу (VI в. до. н. э.) отверг религиозные элементывзгл€дов

кофуцианцев ранних моистов на небо и отрицал его сверхъестественную

сущность. Ќа смену небу ян „жу выдвигает Уестественную необходимостьФ,

которую он отождествл€ет с судьбой, переосмыслива€ первоначальное значение

этого пон€ти€.

¬ IV-III вв. до н. э. дальнейшее развитие получает космогоническа€

концепци€, св€занна€ с силами €н и инь и п€тью первоначалами, стихи€ми -

усин.

ќтношение между первоначалами характеризовалось двум€ особенност€ми:

взаимопорожением и взаимопреодолением. ¬заимопорожение имело такую

последовательность первоначал: дерево, огонь, земл€, металл, вода; дерево

порождает огонь, огонь порождает землю, земл€ порождает металл, металл

порождает воду, вода оп€ть порождает дерево и т. д. ѕоследовательность

начал с точки зрени€ взаимопреодолени€ была другой: вода, огонь, металл,

дерево, земл€; вода преодолевает огонь, огонь - металл и т. д.

≈ще в VI-III вв. до н. э. сформулировалс€ р€д важных

материалистических положений.

Ёти положени€ свод€тс€:

1) к объ€снению мира как вечного становлени€ вещей;

2) к признанию движени€ неотъемлемым свойством объектив

но существующего реального мира вещей;

3) к нахождению источника этого движени€ в пределах самого мира в виде

посто€нного взаимостолкновени€ двух противоположных, но взаимосв€занных

естественных сил.

4) к объ€снению смены многообразных €влений как причиной закономерности,

подчиненной вечному движению противоречивых и взаимосв€занных

субстанционных сил.

¬ IV-III вв. до. н. э. материалистические тенденции в понимании неба

и природы развивали представители даосизма. —амо небо в книге Уƒао цэ цзинФ

рассматриваетс€ как составна€ часть природы, противоположна€ земле. Ќебо

образуетс€ из легких частиц €н-ци и измен€етс€ согласно дао.

У‘ункци€ небаФ - это естественный процесс возникновени€ и развити€

вещей, входе которого рождаетс€ и человек. „еловека —юнь-цзы рассматривает

как сочставную часть природы - небо и его органы чувств, сами чувства и

душу человека называет УнебеснымиФ, то есть естественными. „еловек и его

душа €вл€ютс€ результатом естественного развити€ природы.

¬ самой резкой форме высказываетс€ философ против лиц, восхвал€ющих

небо и ждущих от него милостей. Ќи какого вли€ни€ на судьбу человека небо

оказать не может. —юнь-цзы осуждал слепое поклонение небу и призывал людей

своим трудом стремитс€ покорить природу воле человека.

“ак шло становление взгл€дов древнекитайских философов о природе,

происхождение мира, причинам его изменений. Ётот процесс протекал в сложной

борьбе элементов естественно научных, материалистических идей с

мистическими и религиозно-идеалистическими взгл€дами. Ќаивность этих идей,

их крайне слабое естественнонаучное обоснование объ€сн€етс€ прежде всего

низким уровнем производительных сил, а также неразвитостью социальных

отношений.

общество и человек.

—оциально-этические проблемы были главенствующими в философских

размышлени€х китайцев.

¬  итае в отличие от ƒревней √реции космогонические теории

выдвигались не столько дл€ объ€снени€ происхождени€ бесконечного

многообрази€ природных €влений, земли, неба, сколько дл€ объ€снени€

первоосновы государства и власти правител€.

ќдно из главных мест в социально-политических и этических воззрени€х

древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворени€ общества и

эффективного управлени€ государством.

 онфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой знати,

господство которой приходило в упадок, подвергалось серьезным ударам со

стороны Уновых богатеевФ из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.

 онфуций ставил перед собой дво€кую цель:

1) упор€дочить отношение родства среди самой родовой знати, упор€дочить ее

взаимные отношени€, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед

лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее УнизшимиФ людьми.

2) обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати

 онфуций осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и отстран€л

своих родственников. » по его мнению это ослабл€ло господство

наследственной аристократии.

ћо-цзы выступил против наследовани€ власти по принципу родства.

¬первые в истории  ата€ он выдвинул теорию происхождени€ государства и

власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась

Усамому мудрому из людейФ независимо от его происхождени€. ¬о многом

взгл€ды ћо-цзы на государство перекликаютс€ с иде€ми ѕлатона, Ёпикура,

Ћукреци€.

÷ентральным в учении моистов €вл€етс€ принцип Увсеобщей любовьФ,

которые представл€ют собой этическое обоснование идеи равенства людей и

требовани€ свободных низов древнекитайского общества права участи€ в

политической жизни.

¬ учении —юнь-цзы традиционные идеи об основе управлени€,

излагавшиес€  онфуци€ и ћэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса

между древними ритуалами и единым современным централизованным

законодательством.

¬ конце правлени€ „жоуской династии по€вл€етс€ школа так называемых

легистов (законников). Ћегисты главными представител€ми которых были ÷зы-

чан, Ўан ян и ’ань ‘эй-цзы, решительно выступали против пережитков родовых

отношений и главного их носител€ - наследственной аристократии. ѕоэтому

легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство. Ћегисты

отвергали методы управлени€, основанные на ритуале и родовых традици€х

отвод€ главную роль единым, об€зательным дл€ всех законам и абсолютной,

ничем не ограниченной, власти правител€.

ќни указывали на две стороны законы - вознаграждение и наказание, при

помощи которых правитель подчин€ет себе подданных.

«аконодательство, продуманна€ система наград и наказаний, система

круговой поруки и всеобщей слежки - вто что должно было обеспечивать

единство государства и прочность власти правител€. Ћегисты раздел€ли

взгл€ды ћо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от ранга и

родственных отношений с правителем.

“еоретически легисты, как и моисты, выступали за равные возможности

дл€ возвышение в стране каждого человека.

«начительное место в истории древнекитайской мысли занимаю утопические

воззрени€.

ќсновой древнекитайских утопий об идеальном обществе были идеи

уравнительности и мира.

¬ III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает —юй —ин,

представитель так называемой школы УаграрниковФ.

¬ утопической концепции —юй —ина отражены представлени€ обездоленных и

угнетенных масс чжоуского общества. »х значение состо€ло в том, что они

подрывали догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости

общественного пор€дка в ѕоднебесной.

ћэн цзы, с точки зрени€ конфуцианцев, считает наилучшей системой

организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь

членов общины.

Ћао цзы выступал с идеей создани€ общества без эксплуатации и

угнетени€, но его идеалом была патриархальна€ община.

ѕрогрессивным моментом социальных утопий и крупным завоеванием

политической мысли ƒревнего  ита€ €вл€етс€ иде€ естественного происхождени€

государственной власти как результата общественного соглашени€ людей.

ѕериод, предшествующий по€влению государства, всеми мыслител€ми, за

исключением конфуцианцев, изображаетс€ в самом непригл€дном свете.

природа человека.

¬ древне китайском обществе в силу устойчивости кровно родственной

общины (патронимии) человек рассматривалс€ как частица общины, рода, клана.

ѕоэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в

качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, Учеловека вообщеФ.

ќднако и в  итае по мере развити€ классовой борьбы и роста

имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделени€ человека

как индивида; он постепенно становилс€ предметом размышлени€ философов.

ѕервый вопрос о природе человека поставил  онфуций в св€зи со своей

концепцией воспитани€ и обучени€.

—ама иде€  онфуци€ была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие

привело к по€влению двух противоположных концепций - о Удоброй природеФ и о

Узлой природеФ. ќбщей дл€ той и другой концепции была убежденность в том,

что природа человека с помощью воспитани€, усовершенствовани€ общества,

законов может быть изменена. ћоисты развивали идею о том, что

обсто€тельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе

изначальна€ природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и

недоброй.

¬первые вопрос о человеке как индивиде поставил ян „жу. Ётические

воззрени€ —вод€тс€ к положени€м о раскрытии человеком тех свойств, которые

заложены в нем от рождени€ природой. ќн рассматривал жизнь и смерть как

форму быти€ природы.

ќтверга€ идеи ян „жу, конфуцианцы привод€т в систему взгл€ды  онфуци€

о воспитании и управлении. ќни утверждали, что природа человека изначально,

врожденно добра.

¬ысшими критери€ми доброты, согласно ћэн ÷зы, €вл€етс€ конфуцианские

этические принципы.

ƒревнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил,

оппозиционных наследственной аристократии, в своих взгл€дах на человека

делали упор не только на возможность переделать его природу, но

подчеркивали активную преобразующую роль человеческой де€тельности. ¬первые

этот вопрос поставил ћо-÷зы, который в способности людей к сознательной

де€тельности видел главное отличие человека от животных и условие изменени€

жизни самих людей. ¬последствии аналогичную точку зрени€ высказывали —юнь

÷зы и представители школы легистов: Улюди одинаковы по природе и

Ублагородный муж и простолюдинФ от природы равны, но разница между ними

возникает в результате накоплени€ добрых качеств и преодолени€ злыхФ. —юнь-

÷зы обосновывал социальную роль воспитател€, с помощью которого можно

Упеределать изначальную природу человекаФ.

¬згл€ды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учени€

о первозаконе. ѕрирода человека соответствует дао, она пуста, непознаваема,

смысл жизни - в следовании естественности и неде€нии.

„жуан-цзы считал что природа человека и окружающий мир в следствии

свое бесконечной и скоротечной изменчивости непознаваема.

ѕрирода знани€ и логические идеи.

„еловеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом

специального исследовани€ лишь в конце IV в. до. н. э. ƒо этого времени по

вопросу о природе мышлени€ имелись лишь отдельные высказывани€.

¬опрос о знании и его источники сводилс€ в основном к изучению древних

книг заимствованию опыта предков. ƒревнекитайских мыслителе не интересовало

пон€тийно-логическа€ основа знани€.

 онфуций считал основным методом получени€ знаний - обучени€, а

источником знани€ древнее придание и летописи.

 онфуций проповедовал способ воспри€ти€ знаний через призму

традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под

авторитеты древности.

ѕревратившись в осв€щенную авторитетом веков традицию и привычку,

конфуцианский образ мышлени€ став серьезным преп€тствием развити€ науки и

мысли в  итае.

јнтиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. »х

взгл€ды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-

III в. до н. э. в области изучени€ мышлени€ и процесса познани€, но

вершиной достижени€ китайской философии в области гносеологии и логики

вплоть до конца XIX в.

«аслуга ћо-цзы и моистов в истории китайской философии состоит в том,

что они первыми начали изучать сам процесс познани€, поставили вопрос о

критерии знани€, об источнике знани€, о пут€х познани€ человеком

окружающего мира и самого себ€. ќни рассматривали вопросы о цел€х и

проктическом значении знани€, о критерии истенности и пытались дать ответы

на них.

»сторически сложилось так, что развитие  ита€ в течение длительного

периода времени шло обособленно от развити€ европейских стран. «нани€

китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало

по€влению ƒревнем  итае представлений о том, что  итай €вл€етс€ центром

мира, а все остальные страны наход€тс€ в вассальной зависимости от него.

„то же касаетс€ ≈вропы, то она по-насто€щему УоткрылаФ  итай лишь в

период позднего средневековь€, когда после путешестви€ ћарка ѕола в  итай

стали прибывать миссионеры дл€ обращени€ многомиллионной массы китайцев в

христианство. ћиссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели

пон€ть ее культуру и традиции. Ёто привело к искажению истинного облика

китайской культуры, в том числе и основной части философии.

— легкой руки миссионеров  итай то представал как страна особых,

неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда

жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в ≈вропе, то как

страна где €кобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на «ападе

истинные моральные принципы. Ёто привело к по€влению двух диаметрально

противоположных точек зрени€ на историю китайской культуры и философии,

одна из которых сводилась к проитвопоставлению западной и китайской

культуры и философии за счет принижени€ последних, а друга€ - к превращению

отдельных элементов китайской культуры в том числе и философских учений

(конфуцианство), в образец дл€ подражани€.

¬опрос 3

1. ¬ведение
Ѕуддизм Ц древнейша€ из трех мировых религий. ќн Ђстаршеї ислама на целых двенадцать столетий, а христианство Ђмоложеї его на п€ть веков. ¬ искусстве и культуре азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах јмерики и ≈вропы.
 итайский буддизм Ц это религи€, котора€ говорит с верующими на €зыке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценност€х жизни. японский буддизм Ц синтез буддийских идей, €понской культуры. Ёта удивительна€ способность гармонично вписыватьс€ в окружающий культурный ландшафт, котора€ выдел€ет буддизм среди остальных мировых религий, позволила буддизму вобрать в себ€ большое количество местных культов, идеологий, верований, народных обр€дов, культур на всем географическом пространстве, находившемс€ под его вли€нием на прот€жении многих веков.
≈вропейцы, в отличие от азиатов, стали проповедовать буддизм совсем недавно, хот€ с этим видом Ђидолопоклонстваї английские, португальские, голландские и прочие колонизаторы встретились с самого начала своего вторжени€ в страны ¬остока.
“олько в первой четверти 19 века начинаютс€ интенсивные исследовани€, посв€щенные буддизму, возрастает интерес к этому учению, по€вл€етс€ многочисленна€ литература о нем. Ѕлагодар€ индологам, китаеведам, €понистам, искусствоведам, русским востоковедам была создана обширна€ литература по буддизму, котора€, однако, крайне противоречива.
ќдин из знатоков буддизма ќ. ќ. –озенберг сказал: ЂЅуддизм €вл€етс€ силою, к которой одни относ€тс€ с крайним отвращением, другие с чрезвычайной симпатиейї*. ј известный специалист в области индийской религиозно-философской мысли ‘. ». ўербатской писал в своей книге так: Ђ’от€ с того времени, когда было начато научное изучение буддизма в ≈вропе, прошло сто лет, мы до сих пор, несмотр€ на это, блуждаем в потемках относительно важнейших положений этой религииї[1].
ћногих верующих буддизм привлекает именно тем, что не требует коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обр€дов, посв€щенных местным богам; буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую УместнуюФ религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. ¬ насто€щее врем€ только буддийских монахов и монахинь насчитываетс€ около 1000000. „исло же миран Ц последователей буддизма Ц определить просто невозможно.
»зучение философских начал буддизма чрезвычайно важно в насто€щее врем€ потому, что религи€ играет серьезное значение в современном политическом мире. –елигиозные распри и противоречи€ зачастую привод€т к кровавым конфликтам и войнам. ¬ последнее врем€ серьезную роль начинает играет религиозна€ нетерпимость не лучших последователей ислама, поразивших мир угрозой всеобщего терроризма. —егодн€ Ц ислам, а вдруг завтра - буддизм? ¬от почему важно знать, не заложена ли в философии буддизма Умина замедленного действи€Ф, котора€ может привести к серьезным катаклизмам в современной цивилизации, и есть ли в ней вообще что-либо такое, что может вызвать обеспокоенность за воздействие ее на умы миллионов ее последовтелей?
Ћюди обращаютс€ к изучению буддизма, в конце концов, еще и по той причине, что один тот факт, что иде€ми живет более трети всего человечества, просто об€зывает пон€ть моральные устои и нравственные установки этой восточной части человечества, которые проистекают из их буддистского веровани€ и поклонени€ Ѕогу, которым дл€ миллионов представителей јзии €вл€етс€ Ѕудда.
ƒанный реферат посв€щен, прежде всего, рассмотрению основных философских аспектов буддизма. ¬ нем рассматриваютс€ также обсто€тельства и причины возникновени€ буддизма, освещаютс€ положени€ его вероучени€, главные особенности культа; направлени€ и школы буддизма.

2. ќсновна€ часть
2.1. ¬озникновение буддизма
ƒл€ того чтобы лучше пон€ть сущность философского учени€ Ѕудды, нужно показать услови€ возникновени€ и распространени€ буддизма, его общественную роль.
Ќа вопрос о возникновении этой религии любой буддист ответит, что более двух тыс€ч лет назад ее возвестил люд€м Ўакь€муни (Ђотшельник из племени шакьевї), то есть Ѕудда, что означает Ђпросветленный высшим знаниемї. —реди буддистов нет единого мнени€ о годах его жизни. ѕо научной версии врем€ жизни основоположника буддизма Ц с 566 по 486 гг. до н. э. ≈сли верить наиболее консервативной буддийской школе Ц “херевада Ц Ѕудда жил с 624 по 544 гг. до н. э.
«адолго до возникновени€ буддизма »нди€ имела оригинальные религиозные учени€, традиции и культуры. —уществовала така€ религи€, как ведизм, который уже содержал черты, характерные дл€ более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.   этим чертам можно отнести почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обр€дов[2].
¬ ведийской религии отражалось классовое расслоение общества, она освещала неравенство людей, объ€вл€€, что деление людей на варны (касты) установлено высшим божеством Ѕрахмой.
¬ соответствии с брахманизмом общество делилось на варны:
1. брахманы Ц высшее сословие духовных наставников и жрецов;
2. кшатрии Ц воины;
3. вайшьи Ц торговцы;
4. шудры Ц обслуживающие все остальные сослови€.
¬едизм отражал сохранение значительных элементов племенной раздробленности, неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине.   середине первого тыс€челети€ до н. э. Ёти черты приход€т в более резко выраженное противоречие с теми сдвигами в общественных отношени€х, которые и €вились главной причиной возникновени€ буддизма.
»зучение обсто€тельств возникновени€ буддизма затрудн€етс€ тем, что древнеиндийских хроник с изложением последовательности событий и указанием на точные даты просто не существует. Ќо многочисленные исследовани€ индологов все же раскрывают перед нами событи€, происходившие в то врем€, поэтому общественна€ обстановка в »ндии того периода (середина первого тыс€челети€ до н. э.) в основных чертах известна.   этому времени оформилс€ сословно-кастовый строй, укрепились рабовладельческие отношени€, слабели племенные и родовые св€зи, мен€лись прежние взгл€ды и представлени€.
 лассовые отношени€ осложн€лись системой варн, котора€ отражала усиливающуюс€ классовую дифференциацию и классовую борьбу. —амые различные группы населени€ подверглись жестокой эксплуатации. „асто оказывались в худшем положении, чем рабы, различные категории внекастовых, всевозможные Ђнаемные работникиї.
¬ 6 в. до н. э. на территории »ндии существовало множество небольших государств. ¬ —еверо - ¬осточной »ндии, где проходила де€тельность Ѕудды, их было 16. ѕо своему общественно-политическому устройству это были или племенные республики, или монархии, которые враждовали между собой,захватывали территории друг друга (уже к концу жизни Ѕудды многие из них были поглощены государствами ћагадха и  ошала). ¬нутри общества происходил медленный и неуклонный рост производительных сил, вызывавший усиление классовой борьбы.
¬ 5 в. до н. э. делаютс€ попытки увеличить рабовладельческое хоз€йство, использовать труд рабов более рационально. ¬ысшей фазой развити€ рабовладени€ в »ндии был период объединени€ ее империей ћаурь€. Ђ»менно в маурийскую эпоху возникли и оформились многие основные черты социальной структуры, сословно-кастовой организации, важнейшие институты древнеиндийского общества и государства, получил развитие р€д религиозно-философских течений, в том числе буддизм, который постепенно из сектантского монашеского учени€ превратилс€ в одну из трех мировых религийї[3].
Ќа фоне такой неспокойной жизни всегда обостр€ютс€ религиозные поиски, люди стрем€тс€ обрести душевное равновесие вдали от общества. ѕо€вл€етс€ множество аскетов Ц людей, не имеющих собственности и живущих пода€нием. »менно среди аскетов-отшельников и зарождались новые религии - буддизм, джайнизм и другие учени€, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в прив€занности к вещам, люд€м, месту, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека. ѕредставителей этих новых учений называли шраманалами (Ђшраманаї означает Ђсовершающий духовное усилиеї).
÷ентральным вопросом у богословов становитс€ вопрос о сущности души, пут€х ее Ђспасени€ї из пут земного существовани€. ¬ отличие от периода рабовладельческого стро€ человек теперь рассматриваетс€ не как член определенной варны, а как человек вообще, абстрактный человек. ¬ыдвигаетс€ иде€ единого морального начала как фактора спасени€ дл€ любого человека. ѕоследовательное выражение этой идее дал буддизм, что, в частности, и €вилось одной из причин превращени€ его в мировую религию.
ќдин из исследователей буддизма  .  . ∆оль точно изучил, описал в своей публикации период, в который возник буддизм: Ђѕо€вление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменени€ми в социально-политической и экономической жизни древнеиндийского общества. ¬есьма активно начинают о себе за€вл€ть периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаютс€ на первое место кшатрииЕї[4].
Ѕуддизмсв€зан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно-философскими системами ƒревней »ндии. “аким образом, по€вление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, и подготовлено идейно.
–анн€€ истори€ буддизма (6 Ц 3 вв. до н. э.) изучена очень слабо. Ќаиболее интересны некоторые разделы книг √. ћ. Ѕонгард Ц Ћевина Ђ»нди€ эпохи ћаурьевї и √. ‘. »льина. Ћитературное оформление новое учение получило сравнительно поздно Ц во 2 Ц 1 вв. до н. э. Ћучше всего сохранилс€ палийский свод канонической литературы, созданный около 80 г. до н. э. на Ўри-Ћанка и названный позднее Ђтипитакаї (санскт. Ц Ђтрипитакаї) Ц Ђтри корзины законаї.
–анний буддизм был дл€ индийца дополнением мышлени€ и действи€, которые были ему знакомы с древних времен из йоги. ƒаже сам отход Ѕудды от телесного, заповедь телесного аскетизма остались дл€ многих непон€тными, как бы широко ни был распространен в стране аскетизм.
—ильнее и более соответствующим индийской сути были распространенные, особенно у коренных жителей на востоке, фаллические культы народной религии. »з них возник тантрический вариант буддизма, возможно, еще раньше, чем образовалс€ тантрический индуизм, который до сих пор играет в »ндии важную роль в религиозной жизни народа[5].
¬ 3 Ц 1 вв. до н. э. и в первых веках н. э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности, создаетс€ св€зное жизнеописание Ѕудды, складываетс€ каноническа€ литература. ћонахи-теологи разрабатывают логические Ђобосновани€ї основных религиозных догм, иногда именуемые Ђфилософией буддизмаї.
ќдновременно развивалась и друга€, морально-культова€ сторона буддизма, т. е. Ђпутьї, который может привести каждого к прекращению страданий. Ётот Ђпутьї и был тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию труд€щихс€ масс в повиновении.
2.2. ”чение Ѕудды
¬се началось вот так. Ћюбимый и избалованный отцом —иддхартха √аутама провел беззаботное детство и юность. ќн родилс€ в семье северно-индийского выборного цар€ Ц раджи Ўуддходана из  апилавасту на сегоднашней границе между »ндией и Ќепалом. ¬ 16 лет он женитс€ по желанию отца на своей кузине яшодхаре, котора€ через тринадцать лет счастливой жизни ждет от него ребенка. √аутаме уже 29 лет. » вот три неожиданные встречи вызывают в нем душевный перелом: он последовательно встречает др€хлого беспомощного старика, затем больного Ц прокаженного и, наконец, вздувшийс€, пожираемый черв€ми человеческий труп.  аждый раз сопровождающий —иддхатху возничий дает ему соответствующее объ€снение, и юноша узнает воочию, что такое старость, болезнь и смерть. ѕоследовавша€ затем встреча с нищим, странствующим отшельником, нашедшим успокоение в отречении от всего земного, побуждает его последовать такому примеру. (Ётот эпизод проник в средние века на западе в виде легендарно-назидательной повести о Устарце ¬арлааме и »осафе, царевиче »ндийскомФ, которых католическа€ церковь канонизировала как св€тых). ”знав о рождении своего сына –ахула, будущий Ѕудда спешит освободитьс€ и от этих новых жизненных уз: УЅлажен лишь тот, чье сердце обрело покой; только когда угас огонь наслаждени€, греха, заблуждени€ и гордости, когда угасли все страсти и пороки, только тогда наступает покой. ƒл€ мен€ наступило врем€ покинуть дом и искать нирвануФ.
√оворить о Ђбуддизме вообщеї нельз€: в зависимости от времени и конкретных условий существовани€ он значительно видоизмен€лс€. ќдин из наиболее авторитетных представителей русской буддологии ќ. ќ. –озенберг писал: ЂЕ—истемы буддизма вообще, помимо отдельных школ, не существует вовсеї[6].
ќбратимс€ к самому вероучению в том виде, как оно изложено в канонической литературе буддизма, лежащей в основе устной его пропаганды монашеством и попул€ризации его средствами искусства. ¬ажнейшим источником сведений о раннем буддизме €вл€ютс€ сочинени€, которые были записаны к началу нашей эры на €зыке пали на ÷ейлоне и известны под названием “ипитаки. “ипитака содержит в себе самые разнообразные произведени€.
Ќаиболее древней частью канона считаетс€ ¬ина€питака, или Ђкорзина уставаї. ¬ход€щие в нее п€ть книг излагают правила поведени€ и образа жизни буддийских монахов и мир€н. ѕатимоккха Ц древнейший и центральный текст ¬ина€питаки, где содержитс€ перечень проступков, совершаемых монахами, и налагаемых на них наказаний. ƒалее следует состо€ща€ из двух книг —уттавибханга Ц комментарии к ѕатимоккхе. —ледующа€ книга называетс€  хандхака, раздел€юща€с€ на две части Ц ћагаваггу и  уллаваггу. ¬ первой части подробно описываютс€ церемонии и праздники в общине, правила поведени€ монахов в течение дн€, сбор общины на врем€ сезона дождей. ¬  уллавагге основное внимание удел€етс€ наказани€м, налагаемым на монахов за различные проступки, описываютс€ первые два буддийских собора. ѕаривара излагает мнемонические приемы, облегчающие запоминание многочисленных правил и запретов.
¬тора€ часть “ипитаки Ц —уттапитака, или Ђкорзина поученийї.
ќна состоит из п€ти сборников, излагающих идеологию буддизма в форме притч и бесед. —борник  худдака-ника€ включает 15 книг, некоторые из которых пользуютс€ особой известностью.
—реди них ƒхаммапада, сообщающа€ в краткой стихотворной форме важнейшие вопросы вероучени€. —уттанипата содержит стихи этического содержани€ и т.д. ќсобый интерес представл€ют “херагатха и “херигатха, или песнопени€ монахов и монахинь. ƒжатака содержит рассказы о перерождени€х Ѕудды. ¬се эти произведени€ важны как источник сведений об услови€х общественной жизни ƒревней »ндии.
“реть€ часть канона Ц јбхидхаммапитака, или Ђкорзина объ€снени€ учени€ (закона)ї. ¬ ней рассматриваютс€ философские вопросы. ¬ нее вход€т семь книг, посв€щенных изложению и развитию приписываемых Ѕудде мыслей. Ёто наиболее поздн€€ часть канона.
√лавна€ задача, которую должен выполнить человек, - достичь спасени€ от уз окружающего мира. Ёто спасение вовсе не достигаетс€ в момент физической смерти данного живого существа. ќткрытием Ђ÷епи ѕричинностиї (12 Ќидан) ознаменовалось достижение √аутамой озарени€. ѕроблема, мучивша€ его многие годы, нашла разрешение. –азмышл€€ от причины к причине, √аутама дошел до источника зла.
12. —уществование есть страдание, ибо в нем заключены старость, смерть и тыс€ча страданий.
11. я страдаю потому, что € рожден.
10. я рожден, потому что € принадлежу миру быти€.
9. я рождаюсь, потому что € питаю в себе существование.
8. я питаю его, ибо € имею желани€.
7. ” мен€ есть желани€, ибо € имею чувствовани€.
6. я чувствую, ибо € соприкасаюсь с внешним миром.
5. Ёто соприкосновение производитс€ действием моих шести чувств.
4. ћои чувства про€вл€ютс€, ибо, будучи индивидуальностью, € противоставл€ю себ€ безличному.
3. я индивидуальность, ибо € имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.
2. Ёто сознание создалось, вследствие моих прежних существований.
1. Ёти существовани€ омрачили мое сознание, ибо € не знал.
ѕрин€то эту двенадцатичленную формулу перечисл€ть в обратном пор€дке:

(соприкосновение).
7. ¬едана (чувствование).
8. “ришна (жажда, вожделение).
9. ”падана (влечение, прив€занность).
10. Ѕхава (бытие).
11. ƒжати (рождение).
12. ƒжара (старость, смерть).
“аким образом, первопричина всех бедствий человечества в невежестве, омраченности. Ѕудда утверждал, что невежество есть величайшее преступление, так как оно €вл€етс€ причиной всех человеческих страданий.
—вет, который может рассе€ть эту тьму и избавить от страдани€, был €влен Ѕуддой, как знание Ђчетырех благородных истинї[7].
ѕерва€ Ђблагородна€ истинаї гласит: У¬от, о монахи,



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
ћетодические темы, над которыми работают педагоги ћќ в учебном году | √емодинамическое сопративление (формула график)
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4184 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

829 - | 628 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.378 с.