Общество как система. Материальные процессы жизни общества.
Общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, открытую социальную систему, способом существования которой является деятельность людей и коммуникация его с окружающей средой.
Общество как система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, что позволяет описывать ее динамику. В частности, с помощью синергетических моделей.
Основой деят-ти явл, исторически сформировавшиеся и развивающиеся культурные ценности, традиции, нормы.
Важной характеристикой деятельности является то, что она связывает воедино все компоненты общественной жизни: образуются устойчивые и динамичные связи между различными сферами деятельности, эпохами, поколениями людей. Связи в целом называют общественными отношениями; они формируют устойчивую систему — общество.
Общество возникает и существует при взаимодействии двух факторов: деятельности и общественных отношений. Общественные отношения — это и результат предыдущей общественной деятельности и вместе с тем основа и объективные условия деятельности в настоящем и будущем.
Общественные отношения многообразны. Выделяют экономические, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические.
Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и миром. Общество — это "сам человек в его общественных отношениях'". Концепции общества и человека отличаются как содержанием поставленных проблем, так и мировоззренческими ориентациями.
Существует множество разных философских
Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В.И.Ленин «Великий почин»). концепций общества, однако каждая из них более или менее ограниченна, схематична в сравнении с действительной жизнью. И ни одна из них не может претендовать на монопольное владение истиной.
В марксистской философии, например, подсистемами общества принято считать следующие сферы его жизни, которые выделяются в зависимости от типа общественных отношений:
По другим основаниям, как нами уже было показано выше, систематизируют жизнь общества Т. Парсонс и Н. Луман. Социальная структура общества – это совокупность различных общностей людей, взятых в их взаимодействии.
Формы общности людей обычно делятся на естественно-исторические, этноисторические, социально-исторические.
Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур.
Социальная структура общества – это совокупность различных общностей людей, взятых в их взаимодействии.
Формы общности людей обычно делятся на естественно-исторические, этноисторические, социально-исторические
Естественно–исторические формы общности людей — раса, поколение, пол и т.д.
К этноисторическим общностям людей относятся род, племя, народность, нация.
Социально-историческими формами общности людей являются классы, сословия, слои, касты и т.д.
Важнейшими социологическими и социально-философскими концепциями изучения социальной структуры общества являются социально-классовая и стратификационная.
Выделяются различные типы соц. структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др.Исторически первыми оформляются этническая и демографическая структуры общ-ва, кот характеризуют этнический и половозрастной состав населения. К основным элементам этнической структуры общества относятся род, племя, народность, нация. Формируется след. этническая общность – народность.
С возникновением капиталистических отношений появляется такая этническая общность, как нация. Демографическая структура общества характеризует народонаселение, под которым понимается непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающая в определенном регионе.
Существует множество концепций, объясняющих механизмы возникновения классового неравенства: теологическая, «теория насилия» Е. Дюринга, распределительная теория А.Смитта, психологическая, но наиболее представительными и показательными являются марксистская теория классов и современная стратификационная теория (М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.) Сущность марксистского подхода к классам состоит в следующем. 1. Классы не существуют вечно, их возникновение связано с процессом развития производства.2. В результате развития процесса общественного разделения труда и роста его производительности, товарного обмена создается избыточный продукт, который присваивается определенной частью общества.3. Классы – это большие группы людей, различающиеся по: а) их месту в исторически определенной системе общественного производства;б) отношению к средствам производства;
в) роли в общественной организации труда;г) способам получения и размерах доли общественного богатства.4. Отношения классов рассматриваются как отношения классовой борьбы, призванной установить диктатуру пролетариата.
5. Будущее развитие общества, связанное с построением коммунизма, характеризуется стиранием классовых различий и формированием социально однородного общества.