После разгрома Польши в Европе сложилась обстановка, получившая в истории название «странная война». До апреля 1940 г. англо-французская коалиция, полностью отмобилизовавшая и развернувшая свои силы, не вела активных действий против Германии. Одновременно правительства Англии и Франции продолжали искать пути соглашения с Германией и возможности направить ее агрессию против СССР. Во французских и британских штабах царила уверенность, что активных военных действий удастся избежать и воюющие стороны придут в конце концов к соглашению. Французский корреспондент, посетивший фронт, писал: «...я был удивлен спокойствием, которое там царило. Артиллеристы, расположившиеся у Рейна, спокойно глазели на германские поезда с боеприпасами, курсирующие на противоположном берегу, наши летчики пролетали над дымящимися трубами заводов Саара, не сбрасывая бомб. Очевидно, главная работа высшего командования состояла в том, чтобы не беспокоить противника».
Не тревожили своих противников и германские войска. 18 октября 1939 г. германское командование даже издало директиву, которая обязывала войска воздержаться от активных боевых операций. Разрешались лишь действия разведки и полеты разведывательной авиации.
С целью маскировки действительных замыслов пропаганда гитлеровцев широко распространяла миф о непобедимости вермахта и в то же время подчеркивала миролюбие Германии и агрессивность англо-французов, которые будто бы противятся умиротворению Европы. Писалось в газетах, брошюрах и говорилось по радио о стремлении Германии развивать добрососедские отношения с западными державами.
«Странная война» успешно использовалась Германией для усиления военной мощи. В этот период в войска поступило 680 новых танков, в несколько раз увеличилось количество артиллерии, было сформировано 40 новых дивизий, группировка войск на Западном фронте возросла с 96 дивизий в ноябре 1939 г. до 136 дивизий к 10 мая 1940 г., численность авиации достигла 1,5 тыс. самолетов.
Бездействие англо-французских войск подрывало их моральный дух, порождало беспечность и притупляло бдительность, вызывало недоумение в народе. Трудящиеся, в противоположность правящим кругам, проявляли решимость вести активную борьбу против фашизма.
Во Франции и Англии нарастал политический кризис, заметно ограничивались демократические свободы и в то же время не предпринимались должные меры против профашистских элементов.
В условиях укрепления советско-германского альянса начали формироваться предпосылки для объединения сил, выступающих за сговор с фашистской Германией на антисоветской основе. Усилилась активность немецких спецслужб, особенно в среде привилегированных слоев Англии и Франции.
Коммунистические партии выступали против антисоветских происков правящих кругов. В газете «Дейли уоркер» 26 февраля 1940 г. прямо указывалось: «Народ Англии приведен на грань войны против Советского Союза. Зачинщики войны не считают даже нужным скрывать свои намерения. Они только спорят между собой о том, когда напасть».
В обращении французской компартии также в феврале 1940 г. отмечалось: «Реакция больше не скрывает, что действительный враг, против которого она хотела бы вести войну, — это Советский Союз».
В условиях расширения советско-финского конфликта правящие круги Англии и Франции предприняли ряд дипломатических акций против СССР: был объявлен персоной нон грата советский посол в Париже, был отозван из Москвы английский посол. Как вспоминал позже французский журналист, настроенный отнюдь не просоветски: «Дух крестового похода повеял отовсюду... Раздавался один только клич: «Война России!». Те, кто требовал полной неподвижности за линией Мажино, теперь умоляли послать армию сражаться к Северному полюсу... Горячка антикоммунизма достигла своего параксизма и приняла формы эпилепсии».
Правительство Германии всячески подогревало через свою агентуру антисоветские настроения, отвлекая внимание от своей подготовки к решительной атаке против коалиции, предлагая проекты дележа советской территории: «Мир был заключен за счет России, против которой сразу же после заключения перемирия выступил бы вермахт. Англия получила бы Туркестан. Границы Ирана и Турции оказались бы отодвинуты до Каспийского моря. Италия имела бы долю участия в нефти, а Германия аннексировала бы Украину».
Гитлер, используя создавшуюся военно-политическую обстановку, неоднократно заявлял, что у него нет причин для войны с западными державами, в то время как его генералы вели энергичную подготовку к нападению на Францию и другие западно-европейские страны.
Весной 1940 г. закончилась «странная война». 9 апреля фашистские войска без объявления войны вторглись в Данию и Норвегию. Дания капитулировала без сопротивления. Норвежские вооруженные силы оказали сопротивление агрессорам, но без серьезной поддержки Англии и Франции не смогли противостоять гитлеровской армии, которая вскоре оккупировала страну.
10 мая 1940 г. перечеркнуло все антисоветские планы англо-французской реакции, поставило народы Англии и Франции перед необходимостью вести борьбу за собственную свободу и существование. В этот день германские войска внезапно, без объявления войны вторглись в Бельгию, Нидерланды и Люксембург. В ходе наступления они обошли укрепления французской линии Мажино и нанесли мощный удар по Франции. Прорвав действиями танков и авиации оборону французских и бельгийских войск, германские соединения 20 мая вышли к Ла-Маншу и разрезали союзные войска на две изолированные группировки. Объединенное англо-французское командование не смогло предпринять эффективных мер.
14 мая капитулировала голландская армия. 25 мая — бельгийская. Английский экспедиционный корпус и часть французских войск отошли к Дюнкерку. Бросив всю технику, эта группировка при бездействии германских войск, которым был дан приказ остановиться, сумела эвакуироваться в Великобританию. Немецкие войска продолжали наступление на Францию, и 14 июня немцы без боя заняли Париж.
Выход Франции из войны резко менял мировую стратегическую обстановку, усиливал позиции фашистского блока в мире, что таило угрозу и СССР и США. Однако ни Рузвельт, ни Сталин не приняли мер для поддержки Франции. 22 июня французское правительство маршала Петэна подписало акт о капитуляции. Сопротивление захватчикам продолжали оказывать лишь некоторые гарнизоны линии Мажино и отдельные отряды в горных районах.
Но народ Франции не капитулировал. Уже летом 1940 г. в стране начало разворачиваться национально-освободительное движение против гитлеровских захватчиков. Наряду с движением Сопротивления внутри страны, начала действовать за рубежом патриотическая организация «Свободная Франция» во главе с генералом де Голлем. Он обратился ко всем французам, эмигрировавшим из Франции, с призывом продолжать борьбу с гитлеровской Германией. Правительство У. Черчилля, сменившее ушедший в отставку кабинет Чемберлена, дало ему право формировать на территории Англии добровольческие французские вооруженные силы.
Война в Европе вступила в новую фазу. Франция, за исключением небольшой территории на юге страны, где было создано правительство маршала Петэна, со столицей в г. Виши, попала под власть Гитлера. Англия осталась в одиночестве, отделенная проливом от остальной Европы, в ожидании вторжения немцев на свою территорию. Летом 1940 г. английское командование располагало для защиты страны 26 дивизиями. На территории страны было в строю всего 217 танков и 491 самолет. Слабой в тот момент была противовоздушная оборона. Выпуск вооружения, хотя потребность в нем была велика, рос недостаточно. Значительной силой оставался только военно-морской флот, на который возлагалась главная надежда. США в этой обстановке формально сохраняли нейтралитет, медлили со вступлением в войну, хотя фактически и оказывали Англии определенную помощь. Правящие круги США одновременно добивались от Англии ряда политических уступок, обеспечивавших им проникновение в английские колониальные владения.
Над Англией нависла угроза нападения. Правительство Черчилля даже обсуждало вопрос об эвакуации в Канаду. В стране оживилась деятельность настроенных прогермански кругов. Со дня на день ожидалось вторжение. Однако германское командование пока не собиралось высаживаться на английские острова. Оно намеревалось угрозой вторжения и постоянными налетами заставить Англию капитулировать. На авиацию возлагалась надежда «выбомбить» Англию из войны. В небе развернулась «битва за Англию», в которой английские пилоты проявили много мужества и мастерства. Операция вторжения «Морской лев», ставшая, в конечном счете, отвлекающим маневром при подготовке к нападению на СССР, постоянно откладывалась, пока в мае 1941 г. совсем не была отменена.