Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские взгляды западников и славянофилов. Марксистская философия.

Марксистская философия.

Сформировалась в 40-е г. 19в в Германии на волне рабочего движения.Основатели Карл Маркс и Ф. Энгельс. Особенность обращенность к злободневным вопросам (экономика, политика, социал. Жизнь). Философия марксизма – диалектический и исторический материализм. История по Маркс- процесс смены общественно-политической информации. Отчуждение человека – превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса. С помощью его характеризовали капиталистическое общество, как бесчеловечную и чуждую человеку среду, порождающую социальное неравенство и несправедливость. Основное произведение «Капитал», «Манифест коммунистической партии». Основные понятия характеризующие эпоху марксизма: коммунизм – под ним понимали такое состояние общества, где произойдет преодоление всех форм и проявлений отчуждений, будут восстановлены человечность и разумность. Базис – совокупность произ-х отношений составляющих экономич. структуру общества. Надстройка – совокупность различных форм общественно сознания.

 

15.русская философия 9-17вв –период становления. Иларион, влад.мономах, смолятич, пустынник, филофеи, грек, Сырский, Патрикеев, Никон 1.русская философия возникла в киевской Руси и тесно связана с принятием Русью христианством 2.тесная связь со славянским язычеством 3.огромное значение на русское мировоззрение имело Византия 4.характерной особенностью русской ф-фии явл. То, что она проходит через всю русскую культуру. 5.философия на Руси выполняет не только мировоззренческую фацию, но и ф-цию народной мудрости, праведности мыслей и поступков 6. Главная идея – земная светская реальность должна быть подчинена божественному началу. 7.смысл русской истории проявляется через борьбу бога и дьявола, олицетворения силы, добра и зла, света и тьмы. 8.с 15-17вв берет свое начало идея русского религиозного мессианства – особой миссией русского народа и гос-ва, идеи святой Руси 9.теория монаха фелофеи «москва третий мир: первые 2рима пали, третий – москва и ей стоять вечно, покуда жива вера православная. 18 век просвещения – обусловлено реформаторской деятельностью Петра 1(интенсивное взаимодействие русской и европейской культур). М.В.Ломоносов-убежден, что в основе материально мира лежит мельчайшие частицы, атомы, из которых слагаются все вещи. Радищев – писатель, философ «Путешествие из Петербурга в Москву». Классический период 19 век называют «золотым» русской философии- много ярких имен, мыслителей, учений. Чаадаев, Пушкин, два течения: - западничество (принципы: православие, самодержавие, народность) -западничество (Герцен, Белинский), выступали за европеизацию страны.

Философские взгляды западников и славянофилов

Основным предметом их спора стали тема места россии в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему, тема соотношения национального и общечеловеческого. Славянофилам (киреевский, хомяков) была присуща острая критика западной цивилизации как якобы «безбожной», где все продается и все покупается. Они ориентировались на православие, которое рассматривалось ими в качестве духовной основы русской нации. Славянофилы хотели, пол выражению русского философа соловьева, «россии христа», т.е. Развития общества на основе религиозных ценностей. По их убеждению, формой государственного устройства в россии должна быть монархия, как наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Социальной же основой общества призвана стать патриархальная семья. В славянофильстве идеализировалась допетровская русь, где традиции и мораль не были разрушены влиянием западной культуры. Т сочки зрения славянофилов, русский народ – особый народ, призванный к высокой роли в мире. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. Задачу последующего развития россии они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл и развитие, сохранив самобытность страны. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям – религии и церкви, государству, своему народу

Западники (герцен, белинский) по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего россии. Они активно выступали за европеизацию страны, ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. Их идеалами являлись гуманистические учения эпохи возрождения и французского просвещения. Они последовательно придерживались атеистических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного прогресса. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым ценностям и нормам общества, положительно воспринимали реформы петра великого. Человек в праве быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе. Европейскому человеку как идеалу западников присущи знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую природу и преобразовывать общественные отношения.

Славянофильство и западничество являли собой противоположные мировоззрения и модели развития русского общества. И славянофилы, и западники горячо любили россию, искренне желали ей блага и процветания, хотя по разному понимали пути к этому. Со временем эти течения прекратили свое существование, но проблема выбора россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность. В том числе и для нашего времени

17.философия в.с. соловьева и н.а.бердяева Н.бердяев 1.высшей ценностью в окр.мире явл. Свобода – (ответственность за то, что ты делаешь)2.свобода, соборность (единство духа и воли) составляют основу существования русского человека 3.свобода человека подвергается угрозе из вне. Такую угрозу несут в себе общество о гос-во, которые стремятся подавить личность. Задача человека – сохранить свою самобытность и дать обществу и гос-ву подчинить себя.4.ключевую роль в жизни человека играет религия

5.бог долен быть нравственным символом, примером для человека6.человек должен стремиться к богу, но не пытаться заменить бога самим собой.7.значительная роль отводится проблемам исторической судьбы России и народа. Россия не должна принимать ни сторону востока, ни сторону запада, она должна стать посредником между ними и выполнить и выполнить историческую миссию – построить общество, основанное на взаимной любви и милосердии В.соловьев 1. идея всеединства – объединение и гармония всех сторон бытия (материальной и духовной)2.идея нравственности как главного аспекта жизни человека (нижний уровень нравственности это закон, а высший – любовь3.идея прогресса, как всеобщие связи поколений4.идея воскрешения людей, как живых(духовное перерождение), так и мертвых(телесное воскрешение) – главная цель к которой должно стремиться человечество.5.идея бога, как выражения добра, любви, истины.6.идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании богу, добре, нравственности7.идея Софии всеобщей божественной мудрости8.русская идея состоящая из трех идей:А)святой Руси-(Москва 3мир)Б)великой Руси(реформирование Петра 1)В)свободной Руси(освобождение крепостничества)

18. Философия Ф. Ницше и О. Шпенглера. Фридрих Ницше – немецкий философ, яркий представитель Иррационализма. Утверждал, что основным законом мира является воля к власти. Жизнь эта единственная реальность присуща для конкретно человека. Выдвинул идею «сверхчеловека». («Тот кому есть для чего, вынесет любое как»). Сверхчеловек в его понимании – это сильный и свободный человек, человек готовый принять на себя всю тяжесть мира. Общество превратить о в теплицу по выращиванию сильных людей. Оскар Шпенглер – представитель иррационализма, автор теории «локальных» культур. Обосновывал идею отсутствия прогресса в истории человечества и движения цивилизации и ее культуры к деградации. Это проявляется в насилии человека над природной средой, в войнах.

19. Философия позитивизма, прагматизма, неотомизма. Позитивизм – течение возникшее в Новое время в 30-40 е 19 века. Основатели Конт и тд. Позитивизм- направление философии провозгласившее, что конкретные, частные науки являются источником позитивного истинного знания. Конт считал, наука сама по себе философия, задача науки не объяснять, а описывать явления. Главная проблема позитивизма проблема соотношения науки и философии.

20. Технократическое направление современной философии. Технократизм. (Белл, Тофлер). Теория индустриального и переход в постиндустриальное общество на основе научно-технической революции. В нем найдут применение новые технологии, а особую роль станет играть технократия – слой специалистов т организаторов производства. Особая роль науки, техники и «высоких технологий».



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философские взгляды западников и славянофилов | Прямолінійний рівноприскорений рух – прямолінійний рух, при якому миттєва швидкість за будь-які рівні інтервали часу змінюється однаково.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 458 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.