Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь, — это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.
Все люди мечтают о счастье. Ф. Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым: если человек знает, зачем он живет, ему не важно как он живет.Но большинству людей, особенно в юном возрасте,такие рассуждения покажутся чересчур суровыми.
Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие — это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение. Некоторые люди связывают свое представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье — иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы — власть быстро развращает и опустошает человека.
Столь же важна проблема жизни и смерти. Она всегда волновала человека, она интересует религию, социологию, медицину искусство, философскую мысль. Смерть — завершающий момент существования живого существа. Переживание смерти для человека выступает как один из решающих моментов его бытия, сопровождает исторический процесс становления личности.
Преодоление смерти у К. Маркса в социальном бессмертии — это продолжение дел и мыслей индивида потомками; фактически это растворение индивида в жизни рода, символическое бессмертие результатов человеческого творчества.
2. Проблема истины
Истина выступает в качестве цели познавательной деятельности, характеризуя природу знаний как достоверной информации о действительности
Классическое определение истины восходит еще к Аристотелю, для которого истина - это соответствие знаний действительности. Для классической концепции истины мир познаваем, а истина существует как объективно-всеобщее, логически непротиворечивое и абсолютное знание.
В неклассической философии выделяют следующие концепции:
-Марксистская концепция рассматривает объективное содержании наших знаний, которые одновременно субъективны по форме, поскольку познающий субъект всегда ограничен своим собственным кругозором и уровнем развития знаний на данный момент времени. Критерием соответствия наших знаний действительности является практика, возможность на основе полученных знаний преобразовывать природу, достигая при этом ожидаемых результатов.
-Семантическое определение истины настаивает на необходимости сохранения таких критериев истины, как ее предметная адекватность и логическая непротиворечивость.
-Когерентная (связь) концепция делает акцент исключительно на логической непротиворечивости знания как критерии истины.
-Конвенционалистская (соглашение) концепция рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов, отдающих предпочтение одной гипотезе в ущерб другой.
-Прагматическая концепция переводит проблему истины из компетенции науки в сферу обыденно-практического мышления. Истина здесь - все то знание (даже ложное), которое, обеспечивает успех и практическую эффективность человеческих действий.
-Феноменологическая концепция всегда конкретно-личностно конституирующего истинный смысл того или иного явления. Истина здесь связана не столько со знанием, сколько с пониманием.
Неклассическая философия рассматривает истину как зависимую от субъекта, его практических и ценностно-мировоззренческих интенций, от языка как универсального познавательного средства. Говоря о невозможности абсолютной истины.
В постнеклассической философии. Истина понимается как элемент идеологии