Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно




ВАРИАНТ 2

1. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства-времени

Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие «время» указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. В философии и науке часто используют понятия перцептуального (психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств) и концептуального (тео­ретические представления о них) пространства и времени.

К основным свойствам пространства обычно относят:

-размерность - способность вещей и явлений обладать некото­рыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксирова­ны.

-изотропность - свойство «равенства т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина

Основным свойством времени чаще всего считают:

-необратимость (одномерность) - способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к буду­щему.

В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:

-Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и яв­лений (Демокрит и Ньютон), а время - как бесконечный поток со­стояний и событий.

-Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты.

В трактовке времени выделяют две концепции:

динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее те­чение событий);

статическую (отрицается «течение» времени, т. е. нет разницы между временными событиями).

Основные свойства и структура сознания.

Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, спо­собов, норм практически-преобразовательной обществен­ной деятельности людей. Через сознание человек выделяет себя из природы, из сообщества других людей. У человека сознание выра­жается в его действиях. Сознание выполняет функции оценки ситуации, социальной памя­ти человечества, обобщения и воспроизводства на основе информационного отражения накопленного опыта.

В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства:

Главное свойство сознания - его идеальность - способ воспроизведения реальности, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия, ду­ховно.

Существуют субъективистская и объективистская трактовки идеального. Первая признает за идеальное психические состояния отдельной личности. Согласно вто­рой концепции идеальное - это всеобщие и необходимые формы знания и познания человеком независимо от него существующей действительности

Идеаторность - способ­ность творить и воспроизводить идеи, без чего невозмож­ны рост и обогащение сознания. Данное свойство позволя­ет отличать сознание человека от психики животного. Данное свойство позволя­ет отличать сознание человека от психики животного.

Сознание универсально, т. е. потенциально способно отражать любые свойства предметов.

Объективность -от­ражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности.

Субъектив­ность отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личностная собственная интерпретация этой ситуации.

Способность целеполагания - пред­варительного создания идеального проекта будущего ре­зультата.

 

ВАРИАНТ 3

Диалектика.

Диалектика (вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории:

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (добро и зло, верх и низ).

Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

2. Гносеология как учение о познании

Гносеология (греч. gnosis - познание, logos - учение) - теория познания - философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможности и условия достоверности. Термин появляется только в 1832 г.

Центральной гносеологической оппозицией средневековой философии становится проблема соотношения разума и веры как гарантов истины. Схоластика уже исследует вопросы об источни­ках и методах, познания, однако в целом гносеология подчинена теологии, где разум и вера определяют разные способы отношения к Богу и сотворенному им миру.

Дисциплинарное оформление гносеологии происходит в Новое время. Классическая гносеология ориен­тирована на наукообразный идеал истины, которая универсальна, неизменна и абсолютна.

Неклассическая гносеология исходит из взаи­мосвязи субъекта и объекта познания. Истина может меняться в зависимости от точки наблюдения или используемых при этом средств. Соответственно, истина имеет не абсо­лютный, а исторически изменчивый характер, при этом в равной степени на нее может претендовать не только наука, но и другие формы познавательной деятельности.

Для развития гносеологии стали следующие проблемы: познаваемости мира; субъекта и объекта познания; структуры познавательного процесса; истины и ее критериев.

Познание - это творческая деятельность человека и человечества в целом, направ­ленная на получение и развитие достоверных знаний о действи­тельности. Исходными предпосылками познавательной деятель­ности выступают: а) наличие устойчивых закономерных связей в природной действительности; б) существование познающего эти связи человека, наделенного мышлением.

По направленности познавательного интереса познание может быть ориентировано:

-на решение конкретных жизненных ситуаций

-на понимание устойчивых сущностных связей и характерис­тик мира (теоретическое познание, религиозное, мифологическое);

-на собственный духовный опыт (самопознание)

В качестве основных форм познания вы­деляют: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное познание.

 

ВАРИАНТ 4

1 Основные модели антропогенеза в философии

Антропогенез - процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида

На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплек­сом наук, где исследования строятся преимущественно на анализе генетически закреп­ленных признаков составляющих специфику человечества как био­логического вида. К последним относятся: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка.

Разделение антропогинеза в философии:

Креационизм (творение) рассматривает чело­века как вы­сшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие».

Эволюционизм (развертывание) отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт эволюции. Дарвин первым научно обосновал наличие единого животного предка у человека и обезьяны и указал на естественный отбор как движущий фак­тор эволюции. На сегодняшний день ос­новными философскими концепциями эволюционной модели ант­ропогенеза выступают: трудовая, игровая, психоаналитическая и семиотическая.

Трудовая (Морган,Энгельс,Гелен) утверждает, что животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Труд одновременно выступает как источник человеческой социаль­ности и культуры, где отношения труда и собственности лежали в основании первых норм человеческой нравственности, первых мо­делей права и закона.

Игровая концепция связывает возникновение че­ловека с развитием игры. Игра - это форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. При этом игра в не меньшей степени, чем труд, способствует тренировке органов и закреплению навыков.

Согласно психоаналитической концепции (Фрейд) становление культуры и человека обусловлено появле­нием культа, основания которого составляют тотем и табу. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начи­нают определять направленность последующего развития челове­ка и культуры.

Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Человек воспринимает действительность только в тех ее смысло­вых характеристиках, которые заданы языком, а язык определяет границы и свойства как самой действительности, так и челове­ка. Язык здесь из средства общения превращается в создателя культуры и человека.

2 Структура познавательного процесса

Структура познавательного процесса определяет систему уров­ней и элементов сознания, посредством которых осуществляет­ся познавательная деятельность субъекта

В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня:

Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) фиксацией внешних, поверхностных характе­ристик объекта в форме чувственных образов.

В качестве основных элементов чувственного познания высту­пают:

-Ощущение - отражение отдельных свойств внешних предме­тов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощу­щения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. П

-Восприятие - целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими орга­нами чувств. Восприятия собирают отдельные ощущения в образ, где фактически предмет явлен нам всегда не прос­то как цвет или запах, но как конкретное целостное образование

-Представление - воспроизводство в сознании человека чувс­твенных образов предметов без непосредственного контакта с ними, может строиться на основе памяти или во­ображения.

Рациональное познание отличается: а) постижением сущнос­тных свойств и законов действительности, от­раженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов; б) опосредованностью языком и культурной традицией.

Элементами рационального познания являются:

-Понятие - форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений и выражаются в языке в виде слова или словосо­четания.

-Суждение - форма мышления, в которой о предмете что-то ут­верждается или отрицается. Языковыми формами выражения суж­дения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания.

-Умозаключение - форма мышления, в которой на основе не­скольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволя­ют нам получать знания без непосредственного обращения к опы­ту.

 

ВАРИАНТ5





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 393 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.