Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные методы философствования




Определив философию как рационально-теоретическую форму мировоззрения, как абстрактно-категориальное мировоззрение, как понятийный способ задания основных мировоззренческих ценностей и их обоснования, мы вправе поставить в кантовской форме следующий вопрос: как оно вообще возможно, каковы методы получения, обоснования и развития философских концепций?

В методологическом потенциале философии, который весьма разнообразен, обычно выделяют два основных метода философствования, существенно отличающиеся друг от друга по своим содержательным и нормативным характеристикам: диалектический и метафизический.

Термин «диалектика» имеет различное смысловое значение. Впервые его употребил древнегреческий философ Сократ для обозначения искусства вести беседу, спор, выявления различных точек зрения. В этой форме диалектика представлена в творчестве Платона, философские произведения которого написаны как диалоги. Диалог здесь выступает как способ организации мыследеятельности, результатом которой являются обоснованные выводы относительно неочевидных явлений. Главным содержательным моментом в рассуждения выступают противоречия, возникающие в ходе соотнесения суждений, высказываемых спорящими сторонами. Его современник Гераклит, которого принято считать основателем диалектической традиции, под диалектикой понимал постоянное движение и изменение мира, взаимный переход в нем противоположностей.

· Уже первичные мифологические и философские интуиции древних мыслителей пронизаны представлениями об универсальной изменчивости мира. В них отражаются реальные процессы изменений, характерные для явлений неживой и органической природы, социальной жизни и духовного творчества. Попытки осмысления этих процессов динамики и изменений явлений окружающего мира стимулировали становление особого стиля мышления, в котором наряду с идеей устойчивости и гармонии бытия присутствовала и интенция мыслить реальность как перманентно изменяющуюся и пребывающую в непрестанном движении. В философии Гераклита из Эфеса идея всеобщей изменчивости мира обретает статус конститутивного принципа и выражается через образ потока, течения всего сущего. Это образно-эмоциональное описание универсального процесса изменений в его системной и внутренне противоречивой природе, еще понятийно не оформленное. Так возникает традиция умозрительного, или философского, обоснования идеи динамической организации бытия.

В нововременную эпоху диалектика приобретает особое значение: разрабатывается как метод, как принцип, как теория, как учение и связывается с реализацией конструктивно-созидательного потенциала абстрактно-теоретического мышления. В философии Гегеля она получает статус универсальной формы и способа саморазвертывания Абсолютной идеи. В своем саморазвертывании она проходит ряд ступеней и состояний, которые фиксируются категориями и выражаются законами. В марксистской философии диалектика рассматривается как наука, исследующая противоречия процесса мышления и законы его развития в их отношении к бытию, она носит материалистический характер и определяется как учение о всеобщей связи и развитии всех форм бытия (природы, человеческого общества и мышления), осуществляемое через борьбу противоположных начал. Парадигмальное пространство современной философии органично включает в себя диалектические мотивы и ориентации (герменевтика, феноменология, экзистенциализм, персонализм, эволюционная эпистемология и т.д.), осмысляя сложную архитектонику развивающегося мира, его культуры и социотехносферы.

В современной философии утвердилось представление о диалектике, которое включает следующие принципы:

- принцип развития, изменчивости, историчности всего существующего;

- принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности всех форм бытия, системной организации всего сущего;

- принцип противоречивости бытия как причины и условия его существования.

В систему диалектики входят основные законы, связанные с пониманием развития как формы необратимого, направленного и качественного изменения сложноорганизованных системных объектов.

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике и движущих силах развития, трактуя их как имманентный процесс развертывания внутренних диалектических противоречий изменяющихся систем.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует развитие как единство континуальности и дискретности, прерывности и непрерывности, раскрывая, таким образом, механизм этого процесса.

Закон отрицания отрицания позволяет теоретически выразить тенденции развития, прогрессивную направленность и форму реализации целостных циклов развития изменяющихся объектов.

В качестве важнейших категорий материалистической диалектики обычно выделяют: общее – особенное – единичное; содержание и форму; необходимость и случайность; причину и следствие; сущность и явление; возможность и действительность; свободу и необходимость и др.

Принципы, законы и категории диалектики взаимосвязаны и предполагают друг друга.

История диалектики убедительно свидетельствует о том, что на протяжении многих столетий в специфических формах философской рефлексии нарабатывались идеи и категориальные схемы, посредством которых представления о всеобщей связи, развитии, динамике материальных и духовных явлений становились неотъемлемым компонентом культуры и просвещенного сознания. Именно философия, проделав эту гигантскую интеллектуальную работу, создала необходимые предпосылки для осмысления проблемы развития в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании.

Метафизика как противоположный диалектике метод философствования возникла и развивалась одновременно с нею.

· Метафизика употребляется и в другом значении – как философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия (Аристотель). С именем какого философа связывают иную, представленную далее, трактовку метафизики?

Метафизический метод ориентирован на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация, преувеличение тех или иных моментов в целостном процессе познания, рассуждение по принципу: либо – либо, создание статичной, однозначной картины мира. Расцвет метафизического метода приходится на Новое время, когда, благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы.

Метафизика сводит все изменения в мире только к количественным изменениям, отрицает внутренний источник изменений, переносит его «во вне», за пределы процесса или явления, она подозрительна к противоречиям, нарушающим единство и гармонию. Проявления этого метода многообразны: это и догматизм как некритический, односторонний, антиисторический тип мышления; это и релятивизм, абсолютизирующий относительность, условность, ограниченность произвольность человеческой деятельности и ее результатов; это и эклектика, представляющая собой соединение различных, нередко противоположных взглядов и принципов; это и софистика как сознательное применение неправильных, произвольных доводов.

Говоря о метафизике, было бы неверно умалять ее возможности как метода познания, позволяющего рассмотреть предметы в покое, статике, что необходимо в процессе познания. Но при этом недопустимо, когда момент покоя или одна характеристика, сторона, вырывается из всеобщей связи и превращается в абсолют.

Как показал опыт постижения бытия посредством и в форме абстрактно-теоретического мышления, диалектика присуща всему человеческому познанию, как наукам о природе, так и общественно-историческим наукам. Суть ее - в изучении противоречий в самой сущности предметов и явлений.

Диалектика в настоящее время остается наиболее совершенной формой организации абстрактно-теоретического мышления и его результатов. Вся область теоретического мышления так или иначе базируется на принципах и законах диалектики, а получаемые в ходе теоретического исследования результаты должны быть представлены и изложены в соответствии с ее нормативными требованиями.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 333 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2158 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.