Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет, структура и функции философии




 

Философия как особая форма бытия мысли реализуется в определенной системе координат - пространстве и времени. Поэтому говорить о ее предметном содержании можно, указав на пространственно-временную область бытования философской мысли. Нужно учитывать, где, когда и как она возникает, на чем акцентирует свое внимание, какие выполняет функции. При этом она задает предметную область, в которой она живет, обретает свою значимость, действует как духовный фактор в структурах общественной жизни.

В целом можно сказать, что предметной областью философии является отношение человека к миру. Формы и способы осмысления, выражения и представления этого отношения составляют основное содержание философского знания. Вся палитра философских воззрений так или иначе раскрывает отношение человека к миру.

С учетом динамики связей и отношений человека к миру предмет философии является многоликим и многообразным, а главное - он является креативным, т.е. возникает, образуется и порождается вместе с изменениями в способах и формах бытия человека и его духовных состояниях. От всех других областей знания, изучающих человека (например, анатомия), общество (социология), политику (политология) и т.д., - философия отличается тем, что исследует закономерности существования и развития человека, взятого в его отношении к миру; спрашивает об основаниях различных форм этого отношения; изучает возможности и специфику их познания. Современная философия также открывает для себя новые предметные области: бессознательное (фрейдизм), динамика знания (эпистемология), пол (гендерная философия), язык (аналитическая философия) и др.

При определении предмета философии следует учитывать, по отношению к какой именно философии указывается предмет (например, по отношению к западной или русской, античной или современной). Необходимо принимать во внимание следующее положение: предмет философии постоянно переопределяется. При этом в каждом конкретном случае предмет философии может и должен быть указан и определен.

Под структурой философии, как правило, понимается взаимосвязь разделов философии. Философия в ее современном состоянии включает в себя несколько разделов, которые отличаются друг от друга по своему предмету, методам и способам описания и представления той или иной предметной области.

Онтология как один из разделов философии рассматривает бытие, его начала, первопричины, формы. Онтология представляет собой учение о бытии в его данности человеку.

Другой раздел философии - гносеология - разрабатывает проблемы познания. Среди основных гносеологических вопросов: "Каковы условия, возможности и содержание познания?", "Как относится знание к реальности?", "Каковы взаимоотношения познающего человека и познаваемой реальности?", "Что такое истина и каковы ее критерии?" (подробнее см. тему "Сознание и познание").

Методология занимается разработкой общих методов познания, анализирует способы построения, обоснования и преобразования знания. Поскольку философия имеет дело с интеллектуальной активностью человека, то метод в ней трактуется как способ организации мыслительного процесса, результатом которого выступают новые знания. Поэтому в философии понятие "метод" в основном употребляется применительно к познанию. Философская методология охватывает собой опыт освоения человеком действительности и выработанные в ходе этого освоения подходы, установки, ориентиры, способы деятельности, принципы.

Философская антропология рассматривает проблемы человека. В этом разделе рассматривается множество вопросов: "Какова природа человека?", "Каким образом исполняется человек?", "Каковы смысл, ценности и цели жизни человека?" и др. (подробнее см. тему "Философская антропология").

В социальной философии представлена развернутая характеристика общества как особой реальности. В этом разделе исследуется вопрос о социальном бытии человека, его включенности в динамическую структуру общества. Часто этот вопрос трансформируется в вопрос о взаимодействии человека и общества (подробнее см. тему "Общество как предмет философского осмысления").

Функции философии указывают на то, как именно исполняется философия в жизни человека и общества. Обычно выделяют мировоззренческую, методологическую, познавательную, критическую, гуманистическую и прогностическую функции философии.

Мировоззренческая функция философии выражается в том, что философия формирует взгляд человека на мир и на самого себя. Философия задает определенный угол зрения, перспективу мировидения; она предлагает возможные варианты усмотрения в мире того, что находится за гранью опыта, а также того, что скрыто за стереотипами мышления. При этом для самого человека возможны изменение жизненной позиции, выбор новых ориентиров в мире.

Методологическая функция философии состоит в том, что философия вырабатывает систему предельно общих принципов, способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменения. Вместе с тем следует отметить, что различные отрасли научного знания, и прежде всего прикладного характера, имеют свою теоретико-методологическую базу, которая обеспечивает успех в решении специальных задач. Например, проведение социологического опроса вовсе не предполагает обращения к философии. Но при создании новых учений и теорий без философских идей и принципов обойтись довольно сложно, так как именно с их помощью переосмысливаются теоретические основания и вырабатываются новые подходы к изучению действительности.

Познавательная (гносеологическая) функция философии проявляется в двух основных моментах. Сама философия может рассматриваться как форма познания, вырабатывающая наиболее общие схемы взаимоотношения человека и мира. Наряду с этим в философии осмысливается опыт познания, причем независимо от того, в каких сферах этот опыт имеет место. При его обобщении и переосмыслении появляется новое знание.

Гуманистическая функция философии состоит в том, что путем философского размышления человек может осмыслить и переосмыслить опыт своей жизни, самоопределиться, наметить ориентиры будущей деятельности, попытаться выявить свои возможности и реализовать свой творческий потенциал.

Это особенно важно в кризисные моменты жизни. Благодаря осмыслению и переосмыслению взаимоотношений с людьми, своего места в обществе, интересов и стремлений, человек приходит к новому осознанию своей жизни. Философствуя, человек выходит из кризиса. Древнегреческий философ Эпикур говорил: "Пусты слова того философа, которые не врачуют никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души".

Критическая функция философии состоит в том, что она, утверждая определенные ценности, подвергает переосмыслению существующие ценности, господствующие порядки. Имея в виду эту особенность философии, известный философ М. Мамардашвили подчеркивал, что философия не может останавливаться на состояниях почтения, послушания и уважения. Философия с самого начала своего существования выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм.

Философия выполняет и прогностическую функцию, формулируя и обосновывая гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, представляя возможные формы предметных взаимодействий и социокультурных состояний. Так, в XX в. именно философия впервые привлекла внимание к глобальным проблемам современности и наметила пути их решения, обратилась к идее гармонизации взаимодействия природы и общества как средства решения экологической проблемы.

Итак, выделенные особенности философии, которые отличают ее от других форм духовной активности, представленные формы и способы описания действительности, обозначенные предметная область философии и структурно-функциональная архитектоника философского знания, - все это определяет своеобразие философии как формы духовной активности и ее особое место в жизни человека и общества.

 

Основной вопрос философии

Философия как сложившаяся система знаний включает целый рад проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру – конкретизируется в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии не совпадает полностью с предметом философии. Предмет философии – это исследования всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках; основной вопрос показывает, какой стороной это всеобщее как бы «повернуто» к человеку через его отношение к двум наиболее общим «родам бытия» - к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбежную смерть, и к царству духа – царству свободы, области реализации всех человеческих возможностей, носителей гармонии, целесообразности, бессмертия.

· Обращение к основному вопросу философии помогает глубже понять отличие философии от религиозного сознания. Для религиозного человека вопрос о связи материального и идеального, тела и духа решен: высший смысл жизни – достижение синтеза этих двух начал, который уже осуществлен в Боге. Если философия задается вопросом «как возможно достижения этого единства», то религиозный человек делает достижение этого единства своей практической задачей.

Основной вопрос философии определяет направленность и рамки философского исследования, в самом общем виде задает его структуру.

· Как и какие аспекты основного вопроса философии рассматриваются в онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии?

Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что первично – материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности – материальная или идеальная – является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греческого monos – один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от латинского dualis - двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант.

В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов – от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др.)к метафизическому, механистическому материализму XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс).

Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах – объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождение и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека, - Бога, духа, мирового Разума (Платон, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения и, тем самым, первичным индивидуальное сознание (английский философ XVIII в. Д. Беркли). Следует подчеркнуть, что противоположность материализма и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их несовместимости в решении других проблем. Более того, не всякое философское направление можно отнести либо к материализму, либо к идеализму. Но в каждом философском учении можно обнаружить рациональное содержание.

· Выведите разнообразные следствия из посылок: «Если философ идеалист (материалист), то …», рассматривая природу, Бога, жизнь человека, смену цивилизаций и пр.

Другая сторона основного вопроса философии – вопрос о том, можно ли адекватно познать окружающую действительность, объективные законы ее существования и функционирования. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Существуют философские учения, авторы которых в принципе отвечают на этот вопрос отрицательно. Философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем, называется агностицизмом (от греческого a – не, gnosis - знание) (Д. Юм, И. Кант). Деление философов по вопросу познаваемости мира не совпадает с их размежеванием на материалистов и идеалистов, ибо часть идеалистов признавала познаваемость мира. Тем не менее последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости мира. Кроме того, незначительная часть философов является скептиками, отказываясь однозначно ответить на вопрос о познаваемости мира.

Вопрос об отношении мышления к бытию является основным вопросом философии, так как в конечном счете именно тот или иной ответ на него обусловливает принципы решения всех философских проблем, среди которых такие, как проблема истины, проблема метода познания, проблемы онтологии и антропологии, а также мировоззренческие, общетеоретические основы конкретных наук, пытающихся проникнуть в сущность мироздания.

В современной философии больше полутонов, трудно выделить два основных противоборствующих лагеря, можно говорить лишь о сохранении определенных традиций философствования. Однако стремление к разрешению мыслительных оппозиций можно обнаружить и в философии ХХ века.

· Одна группа философов исследует мир феноменов сознания, где объективное присутствует в виде устойчивых мыслительных форм. Другие противопоставляют индивидуальное «невыразимое» Я – «самость» - миру культурных норм, стереотипов. Третьи исследуют стихию языка, где не материя противостоит сознанию, а лишь один фрагмент текста – другому. Как такие подходы связать с оппозицией материализм/идеализм?

Основной вопрос философии, также как и сама философия, эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 831 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2093 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.