Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Информационная революция – это внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в общественную жизнь.




Информатизация и компьютеризация общества примела к существенным изменениям в социальной реальности. В недрах индустриальных систем рождается новое информационное общество. Плавным ресурсом развития становятся уже не навыки работы с механизмами, а навыки работы с символами: информация, знания, идеи, проекты, образы, изобретательность, воображение и т.д.

Для неё характерны:

· Информационный ресурс приобретает стратегическое значение в развитии современных обществ.

Это существенно меняет отношение к системам науки и образования (особенно высшего), которые приобретают стратегическое значении в социальном развитии различных государств.

· Существенно меняется социальная стратификация общества.

Высшие страты иерархической вертикали занимают социальные группы, которых характеризует обладание информацией, знанием, идеями, способность к проектированию и т.д. Это, как правило, высококвалифицированные работники. Их численность в странах развитого мира превышает численность работников в других сферах.

· Информационные технологии определяют эффективность, конкурентоспособность различных хозяйственных субъектов.

Они обусловили новые черты социальных связей и взаимодействий на прямую, поверх социальных институтов и государств.

· Информатизация общественной жизни способствует процессу глобализации.

Вместе с тем исследователи отмечают и отрицательные последствия информатизации:

- в иформатизационном обществе более интенсивно, чем в индустриальном, происходит распад социума на два класса - класс интеллектуалов (носителей знаний) и тех кто не входит в новую информационную экономику;

- по статистике, со средины 20-х до середины 50-х годов ХХ века (50 лет), всё имущественное неравенство в развитых странах устойчиво снижалось. Начиная же со средины 70-х годов, оно столь же устойчиво растёт;

Это связано со становлением информационного общества, важнейшей характеристикой которого является превращение знания в основной элемент общественного богатства. Новое богатство даёт всем разные возможности, разное качество жизни, так как в нём усугубляется процесс социальной дифференциации уже по образовательному признаку.

- удешевляются и упрощаются технологии формирования сознания до такой степени, что они стали практически общедоступны.

В отличии от традиционного маркетинга они приспосабливают не товар к предпочтениям людей, а людей к уже имеющемуся товару. Это может использоваться в самых разных, в том числе и неблаговидных, политических целях.

Изменения в современной общечеловеческой цивилизации объясняются с трёх исследовательских позиций.

Первая – это теория «конца истории» американского политолога и социолога Ф. Фукуямы. Смысл её в том, что распространение в мире всей социальной атрибутики развитых обществ, и прежде всего либеральной демократии, рационализации, знаменует конец истории. С распадом Советского Союза, который Фукуяма называет «последним оплотом иррационализма», конец истории наступил. Всё дальнейшее рационально и предсказуемо. И даже после террористического акта в США 11 сентября 2001 года в одной из своих статей Фукуяма отметил, что это всего лишь издержки модернизации мира, которая в целом протекает успешно.

Вторая - исходит из оценки современных процессов в мировой системе как серьезных изменений. Процесс модернизации «запутался» в противоречиях. Подчёркивая своё разочарование в модернизации, человечество вступило в «социальный постмодерн» - отказ от опоры на экономическою эффективность, пренебрежение к бюрократическим структурам общественного порядка, неверие в научный рационализм, пессимистическое настроение, иррациональное поведение. В самом экстремальном аспекте «постмодерн» представляет вынесение в современную социальную жизнь образцов и смыслов доиндустриального, общинного времени.

В какой-то мере эта позиция отражена в концепции «столкновения цивилизаций» американского философа и политолога С. Хантингтона, по которой продвижение системы ценностей модернизации в мире неизбежно приведёт к столкновению её с другими системами ценностей. ХХI век – это век горизонтального столкновения в пространстве планеты различных цивилизаций.

Третья (И. Валлерстайн, А. Неклесса) - усматривает в современных мировых социальных изменениях, их беспорядке и хаосе столкновения современной цивилизации, не с теми культурами которые есть на Земле, а с проявлением будущей цивилизации.

Современный мир демонстрирует серьезные изменения в прежней системе международных отношений, которая называется Вестфальльской (получившей название по Вестфальскому миру заключённому в 1648 году между государствами, долгие годы боровшиеся за гегемонию в Европе). В этой системе международные связи понимаются как отношения между формально равными и суверенными государствами.

В современных условия выстраивается глобальная иерархия государств, возникают новые, регулирующие международные отношения органы – «глобальная держава», НАТО, «Большая двадцатка» и т.д. Эти новые конструкции, напоминающие феодальную архаику, стараются всячески ослабить регулирующую роль ООН, равноправие в этом объединении. Новые регулирующие органы отличаются элитарным, а не равноправным отношением между государствами. Также растёт роль специализированных социальных институтов регуляции глобальной экономики – МВФ, МБРР, ВТО и других, что снижает роль голосования по формуле «одна страна – один голос» за счёт альтернативы «один доллар - один голос».

 

Вопрос 3. Место России в современном мире.

 

Проблема самоопределения России, поиска ею своего места в мире не нова. Всякий раз когда Россия оказывалась на пороге перемен, возобновлялись и разгорались споры о её будущем развитии. Вопрос о месте России в мире традиционно был по существу вопросом её геополитической и цивилизационной самоидентификации: с кем быть в «связке» в дальнейшем, какую модель развития взять за основу, на чей опыт ориентироваться, какой путь наш – западный, восточный или путь цвилизационного самосостояния?

Проблема роли России в мире обсуждалась на основе характеристик внутреннего состояния российского общества и отражалась в оппозиции пессимистических и оптимистических прогнозов, относительно её статуса в мировом сообществе: мировая держава или региональное государство, иначе говоря субъект или объект мирового развития.

Современный тур дискуссий, начавшийся вместе с «перестройкой» в средине 80-х годов ХХ века, пошёл по традиционным российским линиям: в вопросе о месте России в современном мире обозначились западники, антизападники и евразийцы; в вопросе о статусе – сторонники мировой и региональной позиции. На сегодняшний день сценарии дальнейшего пути России в значительной мере откорректированы с учётом новых реальностей мирового развития вообще и глобализации в частности.

Антизападники - исходят из представления о культурной «самобытности» России и представляют собой видение её дальнейшего развития с опорой на собственные силы (путь автаркии, т.е. существование системы за счёт внутренних ресурсов). Именно автаркия Советского Союза воспрепятствовала динамичному и инновационному развитию его экономики и способствовала его ослаблению в противостоянии с Западом. В условиях глобализации закрытость почти невозможна, а с учётом нашего исторического опыта этот путь совершенно бесперспективен.

Западники или восточники - мыслят развитие России в пределах региональных группировок – Европейского союза или Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Сегодня постановка вопроса о месте России в мире только в линейной плоскости «Запад-Восток» устарела. И этому есть несколько причин:

· В условиях возросшей взаимозависимости сегодня много Востока на Западе и наоборот.

· В условиях глобализации для России недостаточно позиционирования только в линейно-плоскостном социальном пространстве тогда, когда открылось мощное влияние на общественную жизнь глобального яруса социального мира.

· Несмотря на существенные геополитические потери с распадом СССР, Россия остаётся срединным пространством между Западом, мусульманским миром и Востоком. Она находится в соприкосновении с тремя центрами современного мирового соперничества – американским, европейским, азиатски и остаётся центром притяжения и для новых государств в постсоветском пространстве.

По сути Россия сохраняет объективную геополитическую потенцию оси, т.е. системообразующего начала для новой группировки множества стран и народов. К тому же, какими бы не были сильными европейский или азиатский региональный союзы, они не могут безболезненно для себя освоить российскую масштабность и разнородность.

Евразийцы - исходят из особого цивилизованного начала России, как синтеза европейских и азиатских факторов развития, и мыслят её будущее в обширном пространстве континентального блока стран Европы и Азии. Россия уникальная европейская цивилизация, соединяющая в себе Восток и Запад, а посредством Востока и Запада – и весь мир. Объективно, геополитически и цивилизованно России уготовлена осевая, объединяющая, глобальная роль.

Объективные возможности глобализации создают среду, в которой в полной мере может быть реализован геополитический, экономический, культурный и, что очень важно, субъектный потенциал России в современном мировом развитии.

Но у России сейчас очень много проблем внутреннего развития. Благородные задачи, выдвигавшиеся вначале реформирования России в начале 90-х годов, до конца не выполнены. По крайней мере, не достигнута их главная, гуманистическая цель. Непродуманная стратегия, легковесность, с которой реформаторы переключали социальные механизмы огромного общества, стоили беспрецедентных жертв.

Страну покинули 70 тысяч учёных и специалистов, а собственное производство прекратило развитие, в то время как более 50% продовольствия и товаров широкого потребления импортировалось из-за рубежа. К этому добавился демографический кризис, продолжающийся и сейчас: естественная убыль населения на начло ХХI века составляет ежегодно свыше 950 тысяч человек. Расходы государственного бюджета в России на душу населения в 34 раза меньше, чем в США и в 43 раза меньше чем в Финляндии. На одного россиянина приходится 61 доллар наличной денежной массы (для сравнения на одного финна – 583 доллара, на одного американца – 2200 долларов).

Общество криминализировано, до сих пор ещё не преодолены социальный и политический раскол, социальная незащищённость подавляющего большинства населения, чувство разочарования и социальной униженности людей. В геополитической характеристике Россия потеряла статус Сверхдержавы, её территория уменьшилась на 5 млн. километров и оказалась сдвинутой на северо-восток.

С позиции мир-системного подхода Россия по различным показателям присутствует сейчас во всех трёх структурах мира-системы. Исходя из исторической традиции и законов политической инерции, учитывая территориальный масштаб страны (10% территории земли), её ядерный потенциал и высокие интеллектуальные возможности, Россию включают пока в круг великих держав, т.е. в мировое «ядро». Есть и внешние атрибуты этой принадлежности: Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН, входит в ВТО, является участником саммитов «Россия-НАТО».

По экономическому потенциалу, качеству жизни и социальному развитию Россия занимает сейчас 64 место в мире (СССР занимал 35-е). По уровню развития человеческого потенциала Россия, по данным ООН, переместилась за 15 лет реформирования с 52 на 74 место в мире. Для сравнения: США и Финляндия по этому показателю занимают соответственно 2-е и 13-е места. Эти критерии позиционируют Россию ближе к нижней части полупериферии.

По параметрам представительства в глобальном экономическом и информационном пространствах, Россия находится пока в третей периферийной структуре мира-системы. Вместе с тем, эта реальная позиция очень сильно не совпадает с нереализованным потенциалом России.

Россия – одна из богатейших держав мира. По расчётам Госкомстата РФ и РАН национальное богатство России составляет 340-380 трлн. долларов, и на душу населения национальных богатств здесь в 2 раза больше, чем в США, и в 22 раза больше, чем в Японии. В России сосредоточено более 21% мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45% мировых запасов природного газа, 13% нефти и 23% угля. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли – на 80% больше чем в Финляндии и на 30% больше чем в США.

У России богатый интеллектуальный потенциал. 1/3 всех величайших научных открытий ХХ века сделано учёными бывшего СССР и России. В области технологий, в производстве важнейших образцов техники, по качеству высшего и среднего образования Россия по прежнему находится на уровне высокоразвитых стран. У России богатейшие культурные традиции. Из трёх признанных величайших вершин развития человеческой цивилизации (Классическая Греция, Итальянское Возрождение) одна неразрывно связана с Россией и правомерно носит название «Российский ХIХ век».

Решающим условием включения России в процессы глобализации является успешное решение её внутренних проблем. Что бы сделать весь свой потенциал функциональным, России уже сейчас важно ориентироваться на инновационное, а не на догоняющее развитие. А, что бы обеспечить социальную активность народа в решении внутренних задач развития, важно одновременно сосредоточится на построении социально ориентированной экономики, обеспечивающей необходимые условия для всестороннего развития личности, занятости и востребованности каждого. Исследователи также отмечают необходимость полного преодоления такого положения в стране при котором власть и экономическая элита, с одной стороны, и народ - с другой, находятся в разных плоскостях, «встречаясь изредка и по необходимости».

Будущее России зависит от многих факторов: от позиции и поведения стран Запада или усиливающегося Китая, от политической воли и компетенции российского руководства и многого другого. У неё есть возможность занять подобающее место в глобализирующем мире, в освоении всего мирового геополитического пространства в качестве равноправного субъекта, а не объекта современного мирового развития.

В результате присоединения России к мировому информационному сообществу главным содержанием социального взаимодействия в российском обществе становится непрерывный обмен информацией. Это положение А.Н. Кочеров обосновал с помощью результатов эмпирического исследования, в результате которого он пришёл к следующим выводам. В момент прорыва информационных потоков в Россию (с 1989-1992 годов) наблюдается:

· сокращение непосредственных «лицом к лицом» контактов взаимодействия;

· увеличилось число контактов с помощью средств связи (телефон, факс, компьютерные сети);

· наблюдается экспоненциальный рост «искусственного» взаимодействия на основе радио и телевидения;

· личные контакты между индивидами сокращаются по количеству и по продолжительности времени в связи с тем, что возросшая скорость информационных потоков заставляет людей избегать излишней эмоциональной нагрузки и затрат энергии при личных контактах.

Вхождение России в систему мировых коммуникаций в определённой степени (эту степень ещё предстоит выяснить социологам) изменило традиционный уклад жизни, свойственные ей каналы и способы общения (Пример: житель крупного мегаполиса имеет в своём распоряжении все необходимые средства коммуникации и подключён к их глобальной сети). Чем больше вызовов в сети он принимает или осуществляет, тем больше соответствует образу жизни, принятому в мировом информационном сообществе. Старое содержание коммуникаций – научные беседы, жалобы и перебранка, разговоры с друзьями и любовницами, административные или деловые переговоры – облечено сегодня в новую техническую форму.

************************************************************************

Контрольные вопросы:

1. В каких основных значениях в современной социологии используется понятие «глобализация»?

2. Какие в настоящее время наметились контуры глобального единства в системах социальной реальности?

3. Что входит в понятие социальные сети?

4. Что понимается под глобальными проблемами современности?

5. Что такое мировая система и каковы подходы к её исследованию?

6. Что понимается под мир-системой И. Валлерстайна?

7. Что такое информационная революция и каковы её характеристики?

8. С каких позиций объясняются изменения в современной общечеловеческой цивилизации?

9. Какие направления обозначились вопросе о месте России в современном мире?

10. Что наблюдается в России с начала 90-х годов ХХ века при прорыве в неё информационных потоков?

************************************************************************

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 261 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2369 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.