Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классический этап развития социологии




 

Настоящее развитие и признание социологии получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Часть, так скажем, фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям середины 19 - начала 20 в. Это немецкие ученые К.Маркс и Макс Вебер, а также Эмиль Дюркгейм.

Творчество Карла Маркса (1818 - 1883). К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства, как известно - на основе изучения классовый структуры, и проанализировал социальные конфликты в обществе.

Из всех этапов общественного развития наиболее глубоко был рассмотрен капитализм. Не случайно именно ему посвящен главный труд всей жизни Маркса "Капитал", в котором и был применен особый метод научного познания общества.

Несмотря на то, что К.Маркс не был социологом в строгом и узком смысле этого слова, значение его идет для развития социологии сегодня общепризнанно, причем не только отечественными, но и зарубежными учеными. Приведем пример американского профессора социологии Кристофера Дуба: "Во-первых, в работах Маркса подчеркивалось значение экономических факторов, определяющих социальную жизнь. Вторая ключевая идея Маркса состоит в том, что системы веры и мысли - это продукты той эпохи, в которой они локализованы. Третья главная идея - это концепция отчуждения труда. Столетие спустя после того, как Маркс писал об этом, социологи продолжают использовать его концепцию". При этом в западных учебниках по социологии четко проводится идея: без Маркса не было бы ни Вебера, ни Дюркгейма - гигантов социологии. И это несмотря на то, что оба они не приняли его учение.

 

Социология Макса Вебера (1864 - 1920 гг.)

 

В 90-е годы М.Вебер был профессором сначала Фрайтбургского, а затем Гейдельбегского университетов, однако из-за тяжелого душевного заболевания вынужден был оставить преподавательскую деятельность, к которой вернулся лишь незадолго до смерти, в 1919 г. поступив на службу в Мюнхенский университет. В 1904 году стал редактором немецкого социологического журнала.

Основой социологии Вебера стало учение об идеальных типах. Идеальный тип. - теоретическая конструкция, отражающая не объективную реальность, а результат мышления, исследовательскую деятельность ученого. Идеальный тип - это образ-схема, способ систематизации конкретного материала, познаваемого социологом. Идеально-типические конструкции - это узловые понятия, которые отражают важнейшие явления и процессы, к примеру, понятия "капитализм", "церковь", "город", "религия", 'экономический человек" и т.д. Вебер подразделяет идеальный тип на исторический и социологический, исторический идеальный тип отражает живую историю и из нее формирует понятия, социологический же создает конструкт как продукт деятельности ученого.

Учение Вебера об идеальных типах является основой его "понимающей социологии". В данном случае речь идет о том, что социология должна в качестве исходного пункта рассматривать поведение человека или группы людей. Поведение интересует социолога потому, что люди вкладывают в свои действия определенный смысл. Поскольку такие действия осмысленны, социология должна быть понимающей наукой. Таким образом, предметом "понимающей социологии" становится осмысленное социальное действие, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Большое значение Вебер придавал анализу социальных групп, в первую очередь по признакам их престижа и статуса и описывал конфликты между ними. Он видел усиление чиновничества и бюрократического аппарата и предсказывал установление их диктатуры, полемизируя в то же время с положением марксизма о перспективах диктатуры пролетариата.

Еще об одном пласте проблем, исследуемых Вебером - это взаимодействие экономики и религии. В работе "Протестанская этика и дух капитализма" он показывает как воздействуют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на ее мотивацию. Вебер стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная этика оказались основными стимулами развития капиталистической экономики и обеспечили формирование таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, честность, активность, не случайно сегодня западная социология обнаруживает большой интерес именно к этой стороне творчества Вебера. В развитых капиталистических странах многие считают, что дух капитализма и религиозной этики утрачивают свой стимулирующий потенциал, и обращаются к наследию Вебера в поисках рецептов его реанимации.

Вебер не оставил после себя, как Дюркгейм, школы, у него не было личных авторитетных учеников, которые развивали бы его взгляды. Но сама по себе "понимающая социология", учение об идеальных типах, идея связи экономики, этики и религии оказались настолько созвучными задачами общества и времени, что имя Вебера вошло в социологическую науку, заняв в ней достойное место.

 

Идеи Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917 гг.)

Основатель французской социологической школы, он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Работа "Правила социологического метода" (1895) - своего рода "манифест" дюркгеймовской социологии, в котором и содержались его основные исследовательские постулаты - социология - наука, которая должна иметь собственный предмет исследования и специфический метод.

Основными принципами "социологизма" Дюркгейма является объективный научный подход к социальным явлениям и процессам и стремление объяснить социальное из него самого. В связи с этим был подвергнут критике предшествующий Дюркгейму биологический и психологический подходы. "Социологизм" как теория тесно сопрягался с социологическим методом. В чем его суть? Каковы основные правила метода?

Во-первых, Дюркгейм призывал рассматривать социальные факты как существующие объективно, независимо от человека. Во-вторых, социологический метод требует анализа причинной зависимости социального явления от его среды. В-третьих, социологический метод должен строиться на постоянном сопоставлении объясняемых социальных фактов и тем самым способствовать превращению социологии в сравнительную науку.

Таким образом, метод Дюркгейма конкретизировал одну из центральных идей его о том, что социология должна иметь дело в первую очередь с социальными явлениями и процессами, а не с представлениями о них. Мне бы хотелось подчеркнуть особую значимость приведенных положений о методе для последующего развития научной социологии.

Анализ социологического наследия Дюркгейма будет неполным, если не коснуться трактовки им самоубийства как социального явления. Тем более, что в западной социологии нет ни одной работы, авторы которой не ссылались бы на ставший уже классическим труд французского ученого, который называется "Самоубийство". Самоубийство рассматривается Дюркгеймом как социальный факт, порождаемый - в качестве главной причины - социальной средой. Он писал, что самоубийство зависит, главным образом, не от внутренних свойств индивида, а от внешней причины управляющих людьми.

Для анализа самоубийства социолог использовал данные официальной статистики, изучая которые открыл ряд частных закономерностей: летом самоубийства совершаются чаще, чем зимой; среди мужчин самоубийц больше, чем среди женщин; среди одиноких больше, чем среди женатых.

Дюркгейм составил чрезвычайно подробную классификацию видов самоубийств, впоследствии его методология и материалы были использованы для исследования девиантного поведения, в частности, американским ученым Р.Мертоном). Итак, подчеркнем, что Дюркгейм дал социологии разработанную систему. Главными ее элементами были:

а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма;

б) трактовка общественного порядка как нормального состояния общества (его учение об аномии - т.е. кризисном состоянии общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей);

в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма общества _ морали. и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.

Влияние Дюркгейма определялось и мощной школой социологов, которая осталась после него. Будучи с 1902 г. профессором Сорбонны, а с 1906 г. там же - руководителем кафедры социологии, Дюркгейм сумел сформировать коллектив единомышленников. Среди его учеников - М.Моос, Л.Леви-Брюль и др. Современные исследователи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология", столь удачно примененное О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера, Э.Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических исследований различных аспектов этой теории.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2276 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.